Два отпрыска семьи святых: святые Вербурга и Мильбурга
Древняя пословица
Канонизация мученически убиенных членов российской царской семьи в 2000 году в Москве пробудила многих к восприятию семьи в контексте святости. Не только современная, но и древняя история Церкви рассказывает нам о целых семьях святых, достаточно вспомнить святую Софию с ее тремя дочерьми – Верой, Надеждой и Любовью; святых Терентия, Неониллу и их семерых чад[1], совсем недавно провозглашенных Греческой Церковью покровителями семьи; святителя Василия Великого, его бабку – святую Макрину, его мать – святую Емилию, его братьев – святителей Григория Нисского и Петра Севастийского и сестер – святых игумению Макрину и диаконису Феозву. Однако церковная история показывает нам еще более впечатляющий пример семейной святости: древнюю английскую королевскую семью.
До норманнского завоевания Англия прошла два периода духовного величия: «золотой век» в VII и VIII столетиях и «серебряный век» в X столетии. Последний был отмечен в основном святыми королями и епископами. Череда святых королей этой эпохи началась с благоверного Альфреда Великого, его супруги святой Эльсвиты Винчестерской († 903; память 20 июля), их дочери святой Этельгивы (игумении Шафтсберийской; † 903; память 9 декабря), внучки святой Эдбурги Винчестерской († 960; память 15 июня) – от ее мощей в монастырской церкви города Першор в Вустершире происходили многочисленные чудеса – и супруги их внука святой Эльгивы († 944; память 18 мая). Последняя стала матерью святого Эдгара, первого короля всей Англии, а к концу жизни стала игуменией в Шафтсбери. Святой Эдгар стал отцом святого Эдуарда Мученика и святой Эдит Вилтонской[2], так что можно говорить о династии из восьми святых.
История «золотого века» английского благочестия весьма своеобразна. В 597 году, когда христианская вера была только что принесена в эту страну, главной трудностью, с которой столкнулись миссионеры, было разделение английской земли на семь часто враждовавших между собой королевств. Наиболее действенным способом преодоления этого разделения был династический брак между членами королевских семей. Семьи, уже просвещенные христианством, принялись распространять веру с большим усердием. И главную роль тут играли королевы и принцессы – женщины королевских семей; они, как и везде, были гораздо более восприимчивыми к вере и быстрее мужчин всем сердцем принимали Христову истину. Многие из них – вдовы, незамужние сестры и дочери – избирали монашескую жизнь, что тоже способствовало объединению семи отдельных королевств в единую нацию. Древняя Англия может похвастаться 37 святыми игумениями, многие из которых были королевского происхождения.
«Золотой век» английской святости начинается с 597 года, когда первый местный король был обращен в веру. Это был святой Этельберт, король Кента, который привел все свое королевство к истинной вере, при этом нигде не применяя силы. Под влиянием святого Этельберта другие королевства постепенно начали тоже принимать христианскую веру. У святого Этельберта были сын и дочь, которую звали Этельбургой († 647; память 8 сентября). Она вышла замуж за язычника короля Эдвина Нортумбрийского, и во многом благодаря ей этот король обратился ко Христу и впоследствии тоже стал святым. Овдовев, святая Этельбурга основала монастырь в Лиминдже в королевстве Кент и стала его настоятельницей. Ее дочь звали Энфледой (626–704; память 24 ноября), она тоже овдовела после династического брака и стала настоятельницей в монастыре Уитби, где после нее игуменией стала ее дочь святая Эльфледа[3].
Источник и продолжение : Протоиерей Андрей Филлипс. Два отпрыска семьи святых: святые...
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.