Священник в «штатском» — не священник?
Священник в «штатском» — не священник?
Я работаю в одном отделе Московской Патриархии. У нас тут всегда присутствуют духовные лица. И вот я с удивлением обратил внимание, что не все батюшки ходят в приличествующем им подряснике. Когда бывают совещания, очень многие приходят в костюмах, у нас в коридоре облачаются в подрясники, после совещания подрясники убирают в пакеты и уходят домой в «штатском». Мне кажется, что, если священник одет не в священническую одежду, он этим как бы говорит: «Я сейчас не при исполнении обязанностей». Я у них поэтому благословения не беру, а другие мои коллеги берут, и от этого получается дополнительная неловкость. И коллеги со мной спорят и говорят, что это, наоборот, очень хорошо, что священник становится похож на человека, стрижется и носит штаны. Рассуди нас, дорогая редакция. Михаил
Отвечает настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Московской области священник Димитрий СВЕРДЛОВ:
— Уважаемый Михаил! Как-то раз я оказался в противоположной ситуации. Дело было давно, и я не был еще священником. Мы с другом в Псковской области встретили знакомого батюшку — добродетельного и уважаемого. Он пахал в поле на тракторе. Семья многодетная, приход малочисленный — так приходилось содержать детей. Одет он был согласно обстоятельствам: в штанах, кирзовых сапогах и гимнастерке. Мы подошли за благословением, но он, к нашему огорчению, отказался благословлять. Сказал, что одет «не по форме». Мы расстроились и удивились, потому что от того, что он пахал в гимнастерке, а не в рясе, он для нас не перестал быть пастырем. Скорее наоборот: мы, городские мальчишки, еще больше зауважали его за этот грубый, по образу Адама, труд.
В этом, мне кажется, собственно, и вопрос: перестает ли священник быть священником из-за того, что он не в «приличествующем» подряснике? Получается, что вы отказываете священнику в его священническом достоинстве, потому что он, по вашему мнению, неправильно одет. Загляните внутрь себя, поразмыслите: нет ли в этом осуждения?
Лично я крайне уважаю священников — таких не много, — которые всегда и везде носят рясу или подрясник. Но только если в таком их подходе нет горделивой позы и привлечения внимания персонально к себе, а не к Христу, которого священник олицетворяет (эту тонкую грань не всегда просто разобрать и в себе, и в других). Не меньше я уважаю и свободу других священников оставаться Христовыми пастырями в любой одежде: равно и в подряснике, и в костюме, и в джинсах, и в шортах. Если только за этим нет желания спрятаться от людей и перестать быть, хотя бы на время, священником. Если же такое желание и есть в батюшке — я приложу усилие не сожалеть о нем, а отнестись с пониманием. В любом случае, я воздержусь от осуждения, хотя, конечно, осудить иногда очень хочется.
Служение священника трудно. И у него далеко не всегда хватает сил удовлетворять запросам и претензиям окружающих его церковных и нецерковных людей. Усталость — частая плата за иерейский, а тем более за протоиерейский крест. Сочувствие близких и дальних — распространенный дефицит на пастырском пути. Все мы люди. И иногда священнику хочется побыть более человеком, нежели пастырем: затеряться в толпе в метро и тихо подумать о чем-то, зная, что ты не приковываешь к себе любопытные, неприязненные или восторженные взгляды. Пускай в этом слабость. Помогите слабому — протяните ему руки. В данном случае — за благословением.
3 комментария
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.