Душеполезные поучения. Святые отцы об обидах
Психология обиды
Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде — любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.
Источник и продолжение : http://www.pravoslavie.ru/put/3263.htm
Душеполезные поучения
Святые отцы об обидах
предыдущая глава К оглавлению следующая глава
Схиигумен Савва
Терпя обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными, прежними; прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, будет увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу.
Бойся судить обидчика, укорять его, ведь он - твой благодетель, допущен Богом для очищения твоих грехов, для твоего смирения и терпения.
Если грехов у тебя мало, а обид много, то опять не беспокойся: за все получишь богатые возмездия от Бога; сказано: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 11, 12).
Будь покоен за обидчика, и над ним есть строгий Судия - Господь, Который будет судить и его и тебя нелицемерно. Но ты не радуйся, если обидчик впадет в беду: все же он твой целитель был, допущенный или прямо посланный Богом. Осуждая его или злорадствуя его беде, ты сам становишься другом демонов, поэтому по истине поступишь, если о всех будешь мнить только доброе, за всех молиться и всем благотворить, особенно обидчикам: они твои целители и духовные друзья.
Но скажешь: «Как мне стерпеть, когда близкий обижает меня, поступает несправедливо?» Хорошо, а сам ты не оскорбляешь ежеминутно Бога, не хулишь Его Всесвятое имя твоими беззакониями всяческими и маловерием? А Он вместо казни тебя щадит, о тебе заботится и необходимое посылает тебе в жизни, а за покаяние поставляет тебя в число Своих друзей; разве не должен поэтому и ты прощать ближнему от всего сердца все обиды? Если не прощаешь - и тебе Господь не простит. Аминь
«Часто мы сами напрашиваемся на скорби. Лучше в простоте сердца предаваться воле Божией, а напрошенный крест трудно нести».
«Господь посылает скорби за наши грехи и тотчас милует душу в ее раскаянии».
«Через скорби Господь воспитывает человека для вечной жизни».
«Когда Господь не наказывает за грехи - это страшное состояние: «Ревность бо Моя отступила от тебя».
«Кто хочет спастись, тот всегда мученик, ибо он терпит нападение от мира, плоти и диавола».
«Когда кругом тебя бури и непорядки, то не ужасайся, а радуйся благоприятному моменту в короткое время получить много венцов за терпение и за помощь всем окружающим по своей силе и умению, забывая себя и свой покой».
«Советы принимай с радостью, напраслины, клевету терпи с радостью, а если не можешь радоваться, то не высказывай другим своего огорчения, не жалуйся никому».
«Если есть у тебя недоумение, то сделай три поклона и скажи: «Господи! Ты видишь, Милостивый, что душа моя в недоумении и я боюсь погрешить, вразуми меня, Господи!» И первое, что родится в душе после молитвы, принимай за указание свыше».
«Часто за одно приветствие ближнему душа чувствует в себе добрую перемену; и, напротив, за один косой взгляд на ближнего теряется благодать и любовь Божия. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это теряешь благодать Святого Духа. Для мира душевного надо душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и молилась за него. Мы страдаем до тех пор, пока не смиримся. Если кто тебя обидел, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе».
Афонский старец Силуан.
«Не на ум рассчитывай и не на здоровье, а на благодать».
«Всегда прибегайте за помощью к Божией Матери. Она, Владычица,- язва для бесов и первая нам Помощница!»
Владычице неба! О, Матерь Святая,
Усльши моленье и вопли земли,
Покровом Твоим всех людей покрывая,
Предвечнаго Бога о падших моли!
«Цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия, и притча о десяти девах говорит о том, что елей в сосудах дев есть благодать Святаго Духа, необходимая для спасения, ибо добрые дела еще не составляют цели жизни христианина. А цель жизни иная - приобретение благодати Святаго Духа, или, яснее, приобретение состояния умиленного единения с Духом Святым, чтобы быть под Его водительством, ибо «Это состояние души выше и ценнее самых добрых дел».
Прп. Серафим Саровский.
«Если захочешь подремать во время службы, проси Господа о помощи: «Избави мя, Господи, от сатаны, открой мои очи душевные и телесные», и сокрушайся со слезами, и Господь покроет нас благодатию Своею, и сон отбежит, и молитва польется».
«Родители не только за грехи свои будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитали их в благочестии».
«Пост состоит в том, чтобы не есть много, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему; отказаться от приятной, вкусной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа, - и ангел Господень прилепится к тебе».
Прп. Серафим Саровский.
«Плотские грехи больше всего очищаются постом и смирением».
«Милосердие выше поста и девства».
Все лучшее стремись отдать другим,
За подвиг это вовсе не считая;
И ничего не называй своим,
Одни грехи своими почитая.
«Если душа потщеславится, то кончается ее праздник, ибо благодать оставляет душу и уже не может она чисто молиться, но приходят плохие мысли и терзают душу».
«Если зло думаешь о людях, то, значит, злой дух живет в тебе и это он внушает злые мысли на людей. Зло - от себя. Слепнем от зла, виним виновных и правых, только не себя. В смиренном сердце нет места злобе, а раз она гнездится, значит, больна душа - чем-то отогнали ангела-хранителя, сорвали с себя покров милости Божией, открыли двери врагу…
Забываем, что Бог всех нас любит и велит нам друга друга любить.
Гордость делает то, что мы удаляемся от Божией помощи, надеемся на себя и превозносимся пред людьми.
Две вещи врачуют нас от гордости, и не пользующемуся ими дано будет третье, гораздо горчайшее.
Гордость истребляет молитва со слезами о том, чтобы никого не уничижать, и невольные злоключения.
Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ея - любовь ко Христу».
Источник и продолжение : http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/savva/Shiigumen_Savva/96.html
Схиигумен Савва (Остапенко) - Православие.Ru
Обида, или Кому и зачем нужно прощение ... - Фома
1я -3я ч. передачи "Уроки православия" о том, как не обижаться и справляться с обидами, на православном телеканале "Союз" с протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма в честь Всех Святых, г.Москва. Автор и ведущая программы - Ольга Валентиновна Баталова.
1 комментарий
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.