Перейти к публикации

Летопись Оптиной Пустыни

  • записей
    613
  • комментарий
    1 081
  • просмотров
    1 704 546

В затворе с гордостью или на кирпичном заводе со смирением …

OptinaRU

1 860 просмотров

blog-0630694001441800358.jpg

Многие из братии скита ходили к нему за советами или для того, чтобы найти утешение в своих скорбях, и те, которые имели к нему расположение, получали от его беседы облегчение и утешение, ибо старец был наставник мудрый. Но этим самым его обет безмолвия нарушился, а потому, желая со своей стороны исполнить сей обет, движимый Божиим призванием, он начал просить отца наместника Антония, чтобы тот благословил его удалиться в пещеры при Гефсиманском ските в затвор.

 

Отец Антоний доложил о сем преосвященному митрополиту Филарету, который, благословив отца Александра испытывать себя, повелел ему три месяца никуда не выходить из кельи своей, с тем, чтобы по окончании этого срока доложить Его Преосвященству, как отец Александр будет себя чувствовать. С послушанием и любовью исполнил отец Александр повеленное ему, и только тогда преосвященный Филарет благословил его на полное затворничество, которое он и начал в 1862 году 23 ноября.

 

Очевидно, преосвященный Филарет и отец наместник Антоний видели в желании отца Александра вступить в затвор Божие призвание. Иначе они никогда не благословили бы его на затвор.

 

И сам отец Александр перед тем как решиться на затвор, немало испытывал себя и обдумывал свое решение. Об этом свидетельствуют следующие его рассказы своим ученикам.

 

«Когда я был в Оптиной Пустыни, то там жил один иеромонах с острова Валаама, по имени Варлаам. Он нам рассказал следующее. Жил при нем на Валааме в пустыни один схимонах, а ученик его, рясофорный монах, жил в монастыре и носил ему оттуда пищу. И вот постигло этого ученика какое-то искушение, и настоятель снял с него рясофор. Очень оскорбился старец- схимонах, узнав, что ученика его так обесчестили, и сам пошел в монастырь защищать его. При этом он не надел приличного своему сану одеяния и пошел только в одном подряснике.

 

Братия в это время собиралась идти в трапезу обедать. Заметив старца, они говорили ему: «Что же вы не в клобуке, сейчас ведь придет отец игумен?» Старец же в ответ на это стал выражать свое негодование.

 

Доложили отцу игумену. Игумен, пришедши, подозвал старца и спросил, что ему нужно, и почему он пришел без клобука. Старец в ответ продолжал выражать свое негодование по поводу того, что его ученика так оскорбили. Игумен, видя такое неуважение к власти, сейчас же велел эконому монастырскому отправить старца для смирения на кирпичный завод делать кирпичи, что и было исполнено.

 

После сего случая оный старец пришел в такое смирение и послушание, что, бывало, как только увидит издали еще отца игумена, бежит к нему навстречу и благодарит его за благодеяние, которое тот оказал его душе, потому что он, живя в безмолвии, не знал, какой мечтательности о себе и гордости предавался...»

 

В пещерах в затворе отец Александр прожил три года, с 23 ноября 1862 года до 9 марта 1865 года. Пещеры оставил он не по своей воле, но был вызван из затвора властью, так как, живя в сыром пещерном воздухе, он сильно захворал...

 

Хотя старцу не хотелось выходить из затвора, но он был покорен воле преосвященного Филарета и отца наместника Антония и по совету их перешел опять в скит, в свою прежнюю келью.

 

Фрагмент жизнеописания иеросхимонаха Александра (Стрыгина)

из книги «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни»



3 комментария


Рекомендованные комментарии

Статья для размышлений.

Похожие мысли посещают, когда думаешь о том, что можно спастись, живя смиренно в миру и погибнуть, гордясь в монастыре. Наверное, в этом вопросе, правда, главное - слушать духовника (если он есть) и нести крест по силам. Иначе возьмешь великие труды, а исполнить не сумеешь.

Вообще, смотришь на свою жизнь и думаешь: грешишь - каешься - снова грешишь.... Начинаешь исправляться, следить за собой, совершать дела милосердия - появляется гордость, превозношение и мечтательность. Понимаешь всю плачевность своего положения - приходит уныние... И какая это долгая работа - очищение своего сердца от греховных помыслов.

Укажи нам, Господи, путь, ведущий ко спасению!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Видя усердие человека на духовном пути, Господь по любви пошлет смирение, если человек возгордился от собственного духовного труда.

 

Ленивого к духовной жизни не исправить, ведь на то воля самого человека. Им посылаются скорби, чтобы спасались через смирение.

 

На мой взгляд лучше всё же много молиться, читать, гореть и гордиться, чем давать себе послабления, боясь гордыни.

 

Вот и в этой истории, Господь смирил старца, послал смирение за духовное усердие.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А еще есть такой совет - лучше совсем небольшое делание, но постоянное, усердное, внимательное. У Святых Отцов есть - когда кто-то брался лихо за множественное количество поклонов и прочего. И это давалось легко, но не продолжительно. А вот 10-12 поклончиков, по благословению, постоянно, кропотливо,  - труды!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...