Jump to content
  • entries
    199
  • comments
    477
  • views
    211636

Природа и церковь. Суровая реальность

Sign in to follow this  
ин. Василисса

2486 views

blog-0711724001468097433.jpg

Мне открылось, что реальность — это не только нечто, что стало вдруг внеположно мне и чему стал внеположен я, но еще и нечто, что стареет, дряхлеет и деградирует у меня на глазах. Подобная мысль пришла мне в голову как-то раз в

скиту Саввино-Сторожевского монастыря, куда мы часто ходили гулять с родителями, а потом и самостоятельными мальчишескими компаниями. Скит находился у подножия крутого склона, спускавшегося к долине Сторожи и

поросшего вековыми соснами и елями. С трех сторон скит окружал густой лес, полный малины и земляники, а одна его сторона выходила на луга, по которым протекала Сторожа и за которыми плавно вздымались лесистые холмы. Сам скит

состоял из полуразрушенной церкви преподобного Саввы Сторожевского и таких же полуразрушенных келейного и хозяйственного корпусов. Окна были частично выбиты, частично заколочены, стены выщерблены, купола и кресты сбиты, все поросло лопухами и крапивой, небольшие деревца росли прямо из кирпичных стен зданий. Если келейные корпуса монастыря использовались как помещения санатория и там всегда бывало более или менее людно, то скитские здания никак не использовались и там, во всяком случае при нас, никогда никого не было. Это сообщало скиту атмосферу какой-то таинственности, усугублявшейся для нас тем, что со слов взрослых мы знали о находящейся где-то здесь пещере, в которой жил и молился преподобный Савва. В поисках этой пещеры мы — дети — лазили по всему

скиту и, конечно же, ничего не находили. Как-то, когда в очередной раз я забрался через окно в церковь и бродил там среди груд строительного мусора и щебня, через то же окно за мной вдруг влетел павлиний глаз, и это произвело на меня в тот момент какое-то оглушающее впечатление. Я почувствовал, что в том, что такое роскошное существо залетело в такое обезображенное пространство, кроется некая фундаментальная ошибка, какая-то фундаментальная неправильность. Павлиний глаз не ошибался, когда влетал в церковное окошко, — он просто не мог и не должен был знать, что время коренным образом меняет природу пространства. Он не мог знать, что пространство, некогда наполненное ароматом ладана, теплым мерцанием свечей и лампад, пронизанное таинственным молитвенным шепотом, велением времени превратилось в темное сумрачное пространство, заполненное беспорядочными кучами мусора и пахнущее сыростью, мочой и калом. Природный инстинкт влек его к святому месту, но этот природный инстинкт не мог подсказать ему, что в мире произошли фундаментальные изменения и что время превратило святое место в место мерзости запустения. Глядя, как павлиний глаз порхает над кучами мусора, я вдруг почувствовал, что мало чем отличаюсь от него, ибо я, как и он, оказался в этом обезображенном пространстве, я, как и он, надеялся найти здесь что-то, и я, как и он, толком не знал, что и зачем я собираюсь здесь отыскать.

 

Детская история, произошедшая со мной под сенью полуразрушенной скитской церкви, получила продолжение через сорок лет, когда в конце 1990-х годов я, движимый ностальгическими чувствами, несколько раз наезжал в Звенигород, где подолгу бродил по местам своего детства и отрочества. Саввино-Сторожевский монастырь к тому времени уже был возвращен церкви. Там вновь стали хозяйничать монахи, в храме Рождества Богородицы возобновились службы, но самое главное — туда вернулись чудом сохранившееся и чудом вновь обретенные мощи преподобного Саввы. Помню, как в первый свой приезд в монастырь я, отстояв акафист у раки преподобного, сразу направился в скит, и то, что я там увидел, поразило мое воображение, наверное, в неменьшей степени, чем павлиний глаз, увиденный здесь же мной в детстве. Скит был тщательно отреставрирован и напоминал елочную игрушку. Он весь сверкал позолотой, ярко-красными и белыми красками. В храме преподобного Саввы не было никого, но везде горели лампады, пахло ладаном, перед иконами можно было ставить свечи. Однако меня поразило не то, что я увидел в ските, но то, что я увидел вокруг него. А вокруг скита все было как-то фантастически загажено. Весь луг перед скитом на сотню метров был перерыт, перепахан и изрезан какими-то колеями и ямами. От густой высокой травы не осталось и следа, а вместо нее из грязной глинистой почвы торчали куски ржавой арматуры и обломки погнутых рельсов. Везде были разбросаны колотые кирпичи, а чуть подальше валялась огромная пустая катушка из-под кабеля. Лес, окружавший некогда скит с трех сторон, был вытоптан, часть деревьев зачем-то спилена, а от малинников и земляничных полян не осталось и следа. В таком ландшафте вряд ли можно было рассчитывать на встречу с павлиньим глазом, и, стало быть, «диспут старца с мотыльком о вере» в таких условиях вряд ли мог состояться.

 

В житии преподобного Саввы Сторожевского говорится о том, что когда преподобный пришел на Сторожу, то «якоже небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби». Это значит, что во времена преподобного Саввы любовь к Богу не противоречила любви к природе, и глубокая воцерковленность не противоречила глубокой вкорененности в жизнь природы. Я же живу, скорее всего, в таком мире, в которой воцерковленность несовместима с вкорененностью в жизнь природы, а вкорененность в жизнь природы несовместима с воцерковленностью. В детстве я был свидетелем того, как жизнь природы, олицетворенная буйной растительностью, поглощала разрушающийся скит. В зрелые годы я стал свидетелем того, как восстановление скита уничтожило жизнь

окружающей природы. Не означает ли это, что современная причастность природе не может быть воцерковленной, а современная церковность лишена природного корня? Но если это так, то, скорее всего, это не столько моя личная проблема, сколько проблема мира, в котором я живу. Если раньше природа и церковь составляли единую нерасторжимую реальность, то теперь эта реальность распалась на две несоприкасающиеся друг с другом части, причем пребывание в одной части начало предполагать обязательное отсутствие в другой. Этот распад нерасторжимого

единства реальности на части есть следствие дряхления и деградации мира. Подобно тому, как в жизни каждого человека можно выделить последовательные фазы выпадения из реальности, и этими фазами являются детство, отрочество и юность, так и в жизни мира можно выявить последовательные фазы дряхления и деградации.

 

Я застал мир в той фазе его деградации, когда природа и церковь отпали друг от друга и начали хиреть и истончаться каждая по отдельности. И хотя, по видимости, я могу писать о самых разных вещах — о древнерусской богослужебно-певческой системе, о конце времени композиторов или о зоне opus posth, на самом деле, что бы я ни писал, я пишу об одном и том же. Я пишу о том мире, в котором мне довелось жить. Я пишу и свидетельствую о мире, в котором «диспут старца с мотыльком о вере» стал принципиально невозможен.

 

Владимир Мартынов

"Автоархеология (1952-1972 гг.)"

Sign in to follow this  


10 Comments


Recommended Comments

Если бы автор приехал вместо 90-х годов в 2015-ом, когда наш приход ездил в Саввино-Сторожевский монастырь, то увидел бы совершенно другую картину. Возможно не будет больше малинника и земляничника, но территория возле скита благоустроена, На современный лад, с использованием ландшафтного дизайна ( "Эх, - повздыхали мы с бабульками, - нам бы возле нашего храма в поселке такую роскошь вечнозеленую!"). Источник и купаленка, луга заливные за рекой. На пути от монастыря к скиту, когда совсем близко уже - на склоне холма ульи с пчелками. Наши певчие спели тропари возле пещеры, где молился преподобный Савва, и совсем-совсем не хотелось уходить... Мир не только дряхлеет, но и возраждается.

Share this comment


Link to comment

Вот такая сейчас возле скита территория. Это источник с купаленкой.36c55d943280.jpg

 

6b31ac3f72f6.jpg

 

Вход в пещеру, где молился преподобный Савва Сторожевский

 

44e6fe38b34b.jpg

Share this comment


Link to comment

К сожалению, в большинстве своем этот ландшафтный дизайн и приводит к тому самому уничтожению природы, о котором пишет автор.

Share this comment


Link to comment

Грустно, но автор прав. Искусственное благолепие на разоренным. Хотя бы и так. Это большой шаг в возрождении наших монастырей. Главное чтобы не исказился дух монашества, (если так можно выразиться) в реалиях нашего времени. 

Share this comment


Link to comment

Можно конечно порассуждать))). Застала еще остатки развала и разрухи в районе Скита. И думалось, что никакими силами там не навести порядка. Территория большая, на отдалении. Почти не пускают машины, т.к.там шоссе проходит чуть ли не по вертикальному холму, не особо есть где развернуться транспорту. Паломники пешешествуют к Скиту, или, в основном, к купаленке. Человеческими силами вообще мало что можно восстановить. Господь управляет, так думаю, где ландшафт, где дизайн)))

Share this comment


Link to comment

Одна надежда..что подлинное возрождение духовности хотя бы сбавит темы уничтожения природы)

 

подлинное возрождение духовности.. эх мечты...)

Share this comment


Link to comment

У нас посыл такой получается, что кто-то (кто?)уничтожает, а кто-то (кто?) не возрождается. Есть о чем подумать. В 90-х мы были разного возраста все, как и сейчас. И своими глазами смотрели и смотрим. За всех разве можно говорить? ))Конечно, по ту сторону Скита Звенигород, или, точнее, некоторая его часть, место обитания ну очень новых русских. Иначе самая дешевая свеча стоимостью 30 рублей за штуку не имела бы места в монастырской лавочке. Спрос рождает предложение, так тогда думалось в монастыре. И возможно на месте дома автора текста сейчас дом отдыха, доход которого запросто возродил бы не один храм. Были приглашены однажды на мероприятие в одно такое звенигородское заведение по соседству с монастырем. Ну что поделать? Доходы нужны.

Share this comment


Link to comment

Не знаю, не знаю какой у Вас посыл получается, Ольга : D

 

За всех разве можно говорить? )) :declare0:

 

 

а если серьезно, действительно есть о чем подумать) мы - человеки, все друг с другом тесно связаны, все собственно одно целое)

 

пока общая духовность человечества более-менее сглаживала греховность, человек с природой и природа с человеком еще как-то мирились)

 

когда греховность набрала чрезмерные обороты, природа стала человечеством угнетаться неимоверными темпами

 

вопрос возрождения духовности остается открытым, именно внутренней духовной жизни каждого человека, истинного покаяния, стяжания Благодати Святого Духа, а не только внешнего обустройства храмов и монастырей)

 

поэтому "кто-то" и "кто-то"  -  каждый из нас ) своей дружбой с грехами и страстями мы активно содействуем уничтожению природы, неважно чьими руками ) ведь мы - одно целое ) а грех сам по себе не может не нести разрушение, разлад и дисбаланс во все сферы жизни)

 

и если любой скит, храм или монастырь обустроенный в некоторый "ущерб" природе, наполнится людьми привлекающими реальную Благодать Божию своей жизнью - наверное это будет только на радость всем птичкам и цветочкам и зверюшкам :80:  )

Share this comment


Link to comment

Глеб, хорошо бы привлекать благодать своею жизнью. )) Наверное, вернее, в результате своих поступков. не расставаться с благодатью, даруемой не за что нам Господом. 

Share this comment


Link to comment
... " трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы…"

(Св. Евангелие от Матфея 12:20)

... мне нравится все что от природы, где человек в ней как...как сталкер в фильме Тарковского ...нравится когда по двору монастыря пробежала курица или в лужице утята купаются, когда трава везде и под деревом можно присесть на землю и тропинки без бордюров ... но когда в монастыре видишь красоту от рук, и в ней любовь к той самой природе, тогда это тоже радость ) ... радость везде есть ... даже в том, что написанному в писании должно сбыться ... 

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...