Перейти к публикации

На заметку

  • записи
    582
  • комментариев
    639
  • просмотр
    1 630 931

О грехе осуждения

Liubov

4 115 просмотров

blog-0947382001482458470.jpg

Осуждение

Из наследия Оптинских старцев

Икона «Притча о сучке и бревне». Конец XVIII в.

В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.

«Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»

Преподобный Лев предупреждал:

«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя».

Преподобный Амвросий писал духовным чадам:

«Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят евангельскую притчу Господню: человека два внидоста в церковь помолитися, един фарисей, а другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господом добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне, грешному! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание».

Преподобный Иосиф в письме к духовному чаду указывал на опасность осуждения для жизни земной и жизни вечной, для спасения души:

«Надобно отставать от грехов и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, говорит Святое Писание: “Ярость начальства – ярость львиная” (ср.: Притч. 20: 2). Понуждайся исправляться. Мир ти».

 

Духовные последствия осуждения

Потеря благодати

Преподобный Амвросий объяснял, что из-за осуждения мы теряем благодать, а потеряв благодать, человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг:

«Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение».

 

Ольга Рожнёва

Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/58248.html

Осуждение http://www.optina.ru/lection/51/

 

О грехе осуждения

katakr2.jpg

В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних.

 

Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу.

 

Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других.

Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

 

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу.

 

Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

 

Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. “Любовь все покрывает”, – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем “порицал братьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин.

 

Наблюдается следующее явление: люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. “А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.

Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает душу.

 

Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних.

Что однако должно делать нам, когда нас осуждают другие?

 

Здесь я хотел бы вспомнить слова Иоанна Златоуста. Святой говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, “даже если против нас целая вселенная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуждает нас, тогда мы “ревнители всего”, т.е. достойнейшие из всех.

 

Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей.

 

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль. Жертва вечерняя, стр.161 -166

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский Иоиль

| 21 марта 2014 г.

Источник и продолжение: Интернет-издание Пемпусия

Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с ...

Как осудить осуждение / Православие.Ru

 

 

 

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. О грехе осуждения. Часть 1

 

Эфир от 03.10.2015. Всегда ли мы неукоснительно следуем правилу «Не судите и не судимы будете»? Что такое грех осуждения и как его распознать? На эти и другие вопросы отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

 

 

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. О грехе осуждения. Часть 2

 

Эфир от 24.10.2015. Почему большинство из нас подвержено греху осуждения? Какое должно быть отношение к осуждению в публичном пространстве? Как относиться к передачам в жанре «скандалы, интриги, расследования», и почему они имеют самый высокий рейтинг? Почему Церковь подвергается нападкам в прессе? На эти и другие вопросы отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин



2 комментария


Рекомендованные комментарии

От осуждения - самое страшное, невозможным делается правильное самовоззрение и правильная молитва. Пока не научится душа никого не осуждать, она не сможет и сама правильно раскаяться в своей гордости.

Осуждение худшее из многих зол и избавиться от осуждения внутри себя, на самом деле - непростое это дело.

нужно непрестанное личное покаяние и сокрушение духа о себе самом тоже, по возможности непрерывное, хотя это и нелегко - тогда будет легче избавиться внутри себя от осуждения и от возношения над ближними.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Святые отцы об осуждении

 

Из проповеди архимандрита Кирила (Павлова)
 
Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы - дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку.
 

Источник и продолжение:http://monastyr-uspeniya.ortox.ru/cvetnik_dukhovnyjj/view/id/1139920

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

О грехе осуждения

 
«Рассуждение есть добрая половина спасения», – слышим мы иногда от мудрых людей. Я бы сегодня хотел сказать: «Неосуждение есть вторая половина спасения». Действительно, человек, не имеющий в активе добрых дел, не осуществивший «души прекрасные порывы», но принципиально и сознательно воздерживающийся от строгого суждения, осуждения, охуждения окружающих, по неложному Божьему слову уже не судится. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), – убеждает нас Законодатель Христос. Не осуждайте и не будете осуждены.

Иные из наших собеседников, неправильно понимая слова Христа, запрещают себе какое бы то ни было суждение о человеке и его действиях, прячутся, словно страусы, от многогранной и не всегда дружелюбной по отношению к нам действительности.

Чем же суждение отличается от Богом не дозволенного осуждения? Греховно ли суждение как таковое? Отвечаю: суждение есть естественная способность  нашего ума – он размышляет, умозаключает, собирает впечатления о мире, взвешивает их в сердечной колбе, оценивает в свете нравственноно чувства и выдает «на гора» суждение, которое нам необходимо, как воздух, как свет, ибо это modus vivendi – образ нашего жительства.

Если застигнутые ночью путники не засветят фонарь, они рискуют выйти на обочину и свалиться в канаву. Лучи, которые исходят от светильника – это суждения нашего ума. Если эти суждения правильны и верны, мы обретаем поступательное движение, а если они взяты с потолка, искажены восприятием нашего сердца, рискуем набить много шишек.

Итак, судить о действиях ближних необходимо. Иначе как мы будем выстраивать с ними отношения? Особые полномочия здесь имеют родители, педагоги, священники – те, кто призван учить уму-разуму своих детей, воспитанников, духовных чад.

Если мать запрещает своему ребенку даже приближаться к человеку, который ведет себя предосудительно, говорит: «Это опасный человек, упаси тебя Бог сводить с ним знакомство», она нисколько не согрешает. У нее созидательные цели – она хочет оградить дитя от растления и для этого по достоинству квалифицирует безнравственные действия соблазнителя. Но она не осуждает его, не желает ему вечной погибели, а лишь желает, чтобы он держался подальше от ее милого бэби. Как русский народ учит: «Всех люби, от всех беги».

А Спаситель, обращаясь к людям, не хочет, чтобы они осуждали закосневших во грехе книжников и фарисеев – израильских священников, – но говорит: Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 3). Замечательно евангельское отделение пшеницы от плевел: принимай человека в его лучших намерениях, видя его светлую сторону, а замечая его худые дела, осознавай, что он несовершенен, но осуждать поостерегись.

Когда наше суждение переходит в осуждение? Мне кажется, критерием является любовь, стремление принести человеку пользу. Любовь – забота о спасении его души, сострадание к нему, если он уклонился от пути собственного спасения и идет в противоположную сторону.

Бог не осуждает нас. …Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез., 33, 11) – говорит Господь. Если Сам Верховный Судия, имеющий право карать и подвергать прещению, не осуждает нас, но простирает нам с Креста Свои объятия, желая отвратить грешника от погибельного пути, то кто же мы такие, чтобы осуждать других?

Суждение переходит в осуждение, когда мы теряем сострадание, перестаем жалеть человека, уже не воспринимаем его как Богом созданную личность, но смотрим на него как на средство к достижению собственных корыстных целей, как на вредное животное, двуногое ядовитое насекомое, от которого нужно как можно скорее избавиться. Когда приносим человека в жертву собственным страстям: гордости, гневу, похоти, злобе.

Вот почему важно остерегаться явной или тайной холодности в общении с людьми. Так называемый деловой стиль общения предполагает и дежурную улыбку, и внимание продавца к покупателю, и готовность послужить пациенту. Однако эти правила хорошего тона, принятые в западном обществе, еще не гарантируют нам сердечного участия в судьбе ближнего.

Осуждение провоцируется тайной отстраненностью от человека: «Моя хата с краю», «Это ваша головная боль», «Это ваши проблемы», «Вы мне, пожалуйста, не жалуйтесь на безденежье и нездоровье, мне своих трудностей хватает», «Своя рубашка ближе к телу» – это не православный, не христианский образ общения с людьми.

Если я памятую, что ради моего собеседника Бог стал Человеком, что Кровь Иисуса Христа была пролита Им за каждого из нас, созданных по образу и подобию Творца, я не впаду в порок осуждения, даже если мне нужно сказать неприятные вещи и сказать их в лицо. Святые Отцы дают интересный совет: неприятные вещи говорить человеку с приятностью.

Действительно, начальствующий не может сквозь пальцы смотреть на огрехи подчиненного, мать не должна спускать дитяти разболтанное поведение. Старшие получили от Господа Бога право обличать, наставлять и исправлять младших. Но как это нужно делать, в каком духе?» Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости (Гал., 6, 1), – учит апостол Павел.

Упомянутая мною приятность есть не что иное как любовь, которая подыскивает правильные слова в общении с человеком, подлежащим сегодня выволочке и пропесочиванию. Не казнить, а миловать! Не унизить нравственное достоинство, но приподнять, пробудить совесть, помочь ей проснуться в случае небрежного отношения провинившегося к своему проступку или утешить его, когда он выказывает готовность исправиться и не повторять содеянных ошибок.

Не осуждать легко, важно только облечься в милосердие и любовь. Если мы преуспеем в этом, с наших уст никогда не сорвется слово осуждения.      
 
Попрание заповедей свое возмездие обретает уже на земле. Если ты словесно вырыл ближнему яму, будь спокоен, дружок, первым в нее скатишься ты сам. Вот почему, потирая ушибленный лоб или чувствуя на нем гематому, мы методом проб и ошибок приходим к русской пословице: как аукнется, так и откликнется.
В отношении осуждения и греха, в который мы впадаем, прежде чем слово осуждения сошло с наших уст, Исаак Ньютон вывел закономерность: действие равно противодействию. Если ты не хочешь, чтобы бумеранг деятельного греха ворвался в твою жизнь, поберегись осуждать в воображаемом этом же грехе своих ближних. Береженого Бог бережет.
 

© Copyright: Протоиерей Артемий Владимиров, 2015

Источник:https://www.proza.ru/2015/05/08/2232

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...