Перейти к публикации

На заметку

  • записи
    582
  • комментариев
    639
  • просмотр
    1 630 931

Успенский пост

Liubov

1 519 просмотров

3206-copy.jpg

 

Что такое Успенский пост

 

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой  же строгий, как и Великий.  

Еще одно, народное, название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники — Происхождение честных древ Животворящего Креста (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

 

Даты Успенского поста

 

Даты Успенского поста неизменны. Успенский пост всегда длится ровно две недели, начинается через месяц после Петрова поста, 14 августа, а завершается 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Что можно есть в Успенский пост

В Успенский пост можно есть овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед. Из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Рыба в Успенский пост разрешается один раз – в праздник Преображения Господня, 19 августа.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

Подробнее смотрите в Календаре питания на Успенский пост.

 

История Успенского поста

 

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста — для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним). Также была распространена традиция: тем, кто не постился в Великий пост, воздерживаться от Недели всех святых (воскресенье через неделю после Троицы) до Успения. На рубеже Х-ХI веков этот период был сокращен до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю), а двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

 

«Медовый Спас»

 

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

 

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня.

 

Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Это событие описано в Евангелии, и, вспоминая его, верующие чествуют Господа нашего Иисуса Христа, ставшего человеком и прошедшего муки и смерть ради Спасения всех людей.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

 

«Ореховый Спас»

 

«Ореховый», «Хлебный», «Третий Спас» — народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день. Иногда праздник также называют «Спас на холсте».

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

 

Народные традиции Успенского поста

 

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

 

Нужно в период Успенского поста уделить внимание своей душе, своему внутреннему состоянию, а не внешней атрибутике. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, — это лишь приятное и радостное дополнение к Литургии и совместной молитве.

 

Источник и продолжение:

 https://foma.ru/14-28-avgusta-2013-uspenskij-post.html

Успенский пост в 2018 году 14-27 августа

https://www.pravmir.ru/uspenskij-post-v-2018-godu/

14-27 августа — Успенский пост

http://www.patriarchia.ru/db/text/132194.html

28 августа — праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

http://petraifevronii.ru/28-avgusta-prazdnik-uspeniya-presvyatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i1133.html

 

Подворье Патриарха Московского и Всея Руси

храма Спаса Преображения в Переделкине

 https://peredelkino.online/temple/schedule/

Успенский Пост 14–27 августа / Православие.Ru

 http://www.pravoslavie.ru/31532.html

 

 

Успенский пост. Акафист Пресвятой Богородице. Кондак 13

 

 

Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

 

 

УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Протоиерей Артемий Владимиров

О духовном смысле Успенского поста, о том, как его провести, как и чем сугубо почтить в эти дни Матерь Божию, к Которой на Руси всегда было особенное отношение, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

 



4 комментария


Рекомендованные комментарии

 

 

Сегодня начался Успенский пост.

14 авг. 2020 г.

Сегодня начался Успенский пост. В первый день говения Церковь совершает празднество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Это торжество было установлено в Константинополе в девятом веке и за несколько столетий распространилось на весь христианский мир. Также в этот день отмечается торжество Всемилостивого Спаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Liubov

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Обращение священника Георгия Полякова телезрителям телеканала "Союз".

Храм Сретения Господня, Санкт-Петербург. 19 августа 2021

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Успенский пост. Отрывок 1

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 2

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 3

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 4

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 5

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 6

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 7

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 8

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 9

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 10

Отрывок из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский ПОСТ!ВАЖНО!!!Священник Димитрий Смирнов.

Димитрий Смирнов Проповедь в Неделю 10 ю по Пятидесятнице Успенский пост

Изменено пользователем Liubov

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Успенский пост. Отрывок 11

Отрывки из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Духовный мир Исаака Сирина" читает Петр Мамонов.

 

 

Успенский пост. Отрывок 12

 

 

Успенский пост. Отрывок 13

 

 

Успенский пост. Отрывок14

 

 

Успенский пост. Отрывок15

 

 

Успенский пост. Отрывок16 

 

 

Успенский пост. Отрывок17

 

 

Успенский пост. Отрывок18

 

 

Успенский пост. Отрывок19

 

 

Успенский пост. Отрывок

 

 

Успенский пост. Отрывок 21

 

 

Успенский пост. Отрывок 22

 

 

Успенский пост. Отрывок 23

 

 

Успенский пост. Отрывок 24

Изменено пользователем Liubov

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...