О народном промысле
О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, впервые было упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве». А 1890-ми годами датируются самые старые из известных Филимоновских игрушек-свистулек, которые хранятся в музее «Поленово». Значит, вот уже 140 лет существуют в России яркие, звонкие народные игрушки-свистульки, вошедшие в историю народного искусства под названием филимоновские.
С чего всё начиналось?
В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах (вблизи современного Филимонова) были поселения древних людей, которые уже использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.
Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятичской керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.
Позже, во времена Ивана Грозного в ХIV веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского. Затем она отошла в собственность Анастасова монастыря, пока тот не утратил свои земли из-за малого дохода.
Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.
В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств — плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей — леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный — солнца, зеленый — жизни, белый — гармонии, синий — небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы — обереги, игрушки — и стали предметами домашнего ремесла.
Источник и продолжение :
18. Ремесла в Киевской Руси. История государства
2 комментария
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.