Слово в защиту поэта
Для многих православных людей, искренне любящих русскую словесность, в наши дни появилась возможность ознакомиться практически со всем наследием русских писателей и поэтов, в советское время недоступным. Это событие совпало по времени с обращением к православной вере большого количества русских людей. У многих из вновь пришедших в Церковь взгляд на прежние свои привязанности, в частности литературные, изменился или меняется. Не в последнюю очередь на этот процесс влияют мнения православных публицистов и литературоведов, высказываемые в печати и на радио.
Творческое наследие М.И.Цветаевой было систематизировано и открыто для широкого читателя в самом конце ХХ века и не было обойдено вниманием православных литературоведов (см., например: Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях, Ч. VI. - М.: Христианская литература", 2000. - 896 с. Глава, посвященная М.И.Цветаевой, - сс. 483-511). Можно смело сказать, что после таких рассуждений о поэзии Цветаевой многие православные люди утвердились во мнении, что ее творчество неприемлемо для верующего человека, что "ее грех перед Богом - безмерен", что "существо поэзии Цветаевой: служение тьме, пустоте". Список негативных высказываний можно было бы продолжить.
Такое восприятие творчества М.И.Цветаевой вызывает у нас немало возражений.
Человеку, хотя бы немного понимающему, что есть Бог, а что - его противник, трудно будет обмануться на счет сил, которые зачастую движут поэзию Цветаевой - "страстей, стихий". Он вряд ли в этом пойдет по стопам ее духовного опыта. Скорее, осознав природу этих сил, он испытает чувство острой жалости к душе поэта, подпадающей под их власть.
Если только мы подойдем к восприятию ее творчества с готовностью понять и простить душу ближнего, а не с готовностью побить камнями, мы увидим те редкостные душевные качества Цветаевой, которые будут близки православному читателю. В этом случае главный урок, который мы сможем извлечь из восприятия поэзии Цветаевой, будет не отрицание ее творчества как служения "бесам страстей своих", а сочувствие к ближнему, страдающему от удаленности от Творца (пусть и не осознанной им вполне).
И когда мы рассматриваем цветаевскую поэзию, нам также следует учитывать важные специфические свойства, присущие большим творческим личностям. Великим поэтам вместе с даром творить стихи, вероятно, дается особая тонкость душевной организации, особая подверженность наитию неких сил, рождающих вдохновение (Цветаева их называет "стихии"). Помимо этого им дается способность тонко улавливать суть вещей и выражать ее в слове, способность видеть душу другого человека, понимать ее и любить, позволяя сбыться в стихах. "Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители", - записала Цветаева в своем дневнике в 1918 г.
Но именно за такими необыкновенными душами поэтов, как за драгоценными жемчужинами, ведет охоту завистливый противник Бога в первую очередь, искушая человека самим искусством.
В нашем мире, все больше разделяющемся на людей, устремленных к быту и людей, стремящихся к бытию (Богу), кому как не христианам, понимающим душу как категорию бытия, возможно обратиться с пониманием к душе другого человека. Именно таким, на наш взгляд, должен быть подход к исследованию поэзии Цветаевой, каждое стихотворение которой было страничкой в книге жизни ее души: "Моя поэзия - лирический дневник".
Источник и продолжение :
Лев Писарев. Слово в защиту поэта / Православие.Ru
Марина Цветаева - фото, портреты | Marina Tsvetaeva - photo, portrait
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.