Глава 14, стих 23-24:
«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Притч. 14:23).
Это одна из фраз, которые можно поместить в рамочку и повесить на стенку, чтобы чаще видеть. Почему же от пустословия человек получает ущерб, и какой именно ущерб? Во-первых, чем больше человек говорит, и именно пустословит, тем больше он совершает грехов, связанных с языком. Прежде всего это осуждение и клевета. Человек может повторять даже клевету других людей, не зная, что это клевета, и таким образом становится разносчиком клеветы. Во-вторых, от очень долгих пустых разговоров возникает внутреннее чувство опустошения. Это не то, что можно назвать радостью общения. Радость общения — это когда человек делится своей любовью, чем-то полезным, добрым. А когда человек пустословит, и тем более грешит посредством языка, то получает только ущерб, как здесь указывается. Он растрачивает время и внутренние силы, которые Бог ему дал для чего-то полезного.
«Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть» (Притч. 14:24).
Ранее священный автор указывал, что земное богатство нельзя считать критерием мудрости и угодности Богу, ибо и злые бывают богатыми. Более того, только что мы читали, что кто презирает бедного, тот не угоден Богу. Так что, вероятно, речь здесь не о том, что венцом мудрости является получение земного богатства, а о том, что духовное богатство мудрых заключается в том венце, который они получили. Что за венец? Чуть ранее в этой же главе говорилось, что «благоразумные увенчаются знанием» (Притч. 14:18), знанием воли Божией, исполнения ее и спасения. Вот это знание и составляет богатство мудрых. А «глупость невежд глупость и есть», то есть, отсутствие этого венца знания составляет лишь невежество и глупость, в нем нет никаких плюсов для человека.