Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 15.10.2011 в Записи блога
-
4 балла«Возле кельи о. Анатолия <Потапова> толпился народ, – пишет князь Н.Д.Жевахов, посетивший Оптину Пустынь почти накануне революции в связи со своим назначением на должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода. – Там были преимущественно крестьяне, прибывшие из окрестных сел и соседних губерний. Они привели с собой своих больных и искалеченных детей и жаловались, что потратили без пользы много денег на лечение… Одна надежда на батюшку Анатолия, что вымолит у Господа здравие неповинным». С болью в сердце смотрел я на этих действительно неповинных, несчастных детей, с запущенными болезнями, горбатых, искалеченных, слепых… Все они были жертвами недосмотра родительского, все они росли без присмотра со стороны старших, являлись живым укором темноте, косности и невежеству деревни… В некотором отдалении от них стояла другая группа крестьян, человек восемнадцать, с зажженными свечами в руках. Они ждали «собороваться» и были одеты по-праздничному. Я был несколько удивлен, видя перед собой молодых и здоровых людей, и искал среди них больного. Но больных не было: все оказались здоровыми. Только позднее я узнал, что в Оптину ходили собороваться совершенно здоровые физически, но больные духом люди, придавленные горем, житейскими невзгодами, страдающие запоем… Глядя на эту массу верующего народа, я видел в ней одновременно сочетание грубого невежества и темноты с глубочайшей мудростью. Эти темные люди знали, где Истинный Врач душ и телес: они тянулись в монастырь, как в духовную лечебницу, и никогда их вера не посрамляла их, всегда они возвращались возрожденными, обновленными, закаленными молитвою и беседами со старцами. Вдруг толпа заволновалась; все бросились к дверям кельи. У порога показался о. Анатолий. Маленький, сгорбленный старичок, с удивительно юным лицом, чистыми, ясными детскими глазами, о. Анатолий чрезвычайно располагал к себе. Я давно уже знал батюшку и любил его. Он был воплощением любви, отличался удивительным смирением и кротостью, и беседы с ним буквально возрождали человека. Казалось, не было вопроса, который бы о. Анатолий не разрешил; не было положения, из которого этот старичок Божий не вывел бы своею опытною рукою заблудившихся в дебрях жизни, запутавшихся в сетях сатанинских… Это был воистину «старец», великий учитель жизни. При виде о. Анатолия толпа бросилась к нему за благословением, и старец медленно, протискиваясь сквозь толпу народа, направился к крестьянам, ожидавшим соборования, и приступил к таинству елеосвящения… Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»
-
3 баллаАрхиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств, и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь, не как злоба, а по своему, по любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любить самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту… И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира. Подвиг прозорливости духовной: – видеть все грехи людей и судить все зло и, при этом, не осудить никого… Только свыше озаренный человек способен на такую любовь. Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь… Старец Амвросий Оптинский или Преподобный Серафим любили людей пламенной любовью, и, в Духе, служили им. Однако, не всем открывались, и открывались мало; хранили душу свою от людских взоров, проникая своим взором в души людские. Духовник на исповеди совсем не открывает своей души исповедующемуся. Но душа истинного духовника открыта – не обнаружением, но любовью; и через любовь обнаруживается в мире. Старец не всегда и не всем открывает все, что знает от Бога. Но, сообразуясь с состоянием каждого, к каждому подходит соответственно. Мать, которая не все, что приходит ей на мысль, говорит своему ребенку, не по нелюбви скрывает, но по любви не доверяет, а являет именно ребенку свою любовь, скрывая от него все ему неполезное, до чего не дорос он еще, чего не может принять в свое незрелое тело, и в свою незрелую душу. Неискренность, не непосредственность, не простота, как и «недоверчивость», – могут быть благими… Врач не все открывает больному, начальник – подчиненному, учитель – ученику. Состояние и возраст, вместимость и приготовленность определяют предмет и истину, являемую в мире. Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь свое невидимое для мира сознание. Не «подсознание», но укрываемое, – ради блага истины – сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью. Не всякая «не прямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию. Последнее доверие можно иметь лишь к Богу Триединому, и ко всем Его законам и словам. Недоверие же к себе есть всегда мудрость, и всякое подлинное, положительное недоверие, по любви, к другим есть продолжающееся святое недоверие к самому себе… Ибо не волен бывает, подчас, в своих делах и словах человек, мятется во зле, и сам не отдает себе в этом отчета. «Не во всем доверять себе»… – это имеет глубокий и спасительный смысл. Свой опыт, свой ум, свое сердце, своя мысль, свое настроение… все это шатко, бедно и неопределенно; здесь нет абсолютного предмета для доверия… А от недоверия ко всему шаткому проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Богу Триединому. Ближним, столь же нельзя доверять (и столь же можно!), как себе; а себе – лишь по мере своей согласованности с Откровением Божьим, с волей Христовой, открытой в мире, и открывающейся в душе. Лишь духовным отцам и руководителям – истинным и испытанным – во Христе, можно всецело доверять себя, более, чем себе, и предавать свой слух и свою душу во имя Бога. Ближний же мой, друг мой, есть лишь частица меня самого (ибо он частица всего человечества, коего я – частица). Следствия первородного греха, страсти, – присущи и ему, и мне. Конечно, в разной мере и в различных оттенках, но как он, так и я – мы имеем основание – не доверять своей, пока еще двойственной природе и не преображенной воле. Мы действуем, почти всегда, «по страсти», с примесью греховного, а не «бесстрастно»; не свободно – во Христе. Я, действительно, изменчив, непостоянен; колеблюсь различными «приражениями» лукавого и чистота глубины души моей, то и дело замутняется поднимающимся со дна ее илом. Ближний мой так же изменчив как я, и столь же способен на доброе, как и на злое. Я нуждаюсь в постоянной проверке себя, и ближний мой – так же. Я должен без устали проверять свои действия в мире: «по Богу ли» они? Проверки требует не только злое, но и «доброе» мое, ибо злое часто бывает очевидно, тогда как доброе лишь кажется «добрым», а на самом деле бывает злым. Впрочем и злое нуждается в проверке; и злому нельзя «доверять», по первому признаку «злого». Людям потемненным (каковы мы) и хорошее представляется плохим, если оно сопряжено с болью, тягостью и оскорблением нашего самолюбия. Не о злой подозрительности здесь речь, а о благом творческом недоверии к себе, и ко всему, что окружает нас в мире. Грех нам представляется, почти всегда, чем-то «сладким»; – не нужно доверять этой сладости, ибо она есть горчайшая горечь и страдание. Страдание же (напр., в борьбе за чистоту тела и души) представляется невыносимым и отвратительным; не нужно доверять и этому выводу; за благим страданием следует мир, который превыше всякой радости. Люди много, и, часто, подолгу говорят, и как будто идеи их должны служить благу; но, сколько неверного, соблазнительного и – пустого льется из их уст. Не нужно доверять всем словам людей… Люди часто сами страдают за те слова, которые они сами сказали, и раскаиваются в них. Да, не все, что исходит от человека (даже при самых благородных его намерениях!) есть благо. Многое бывает ненужно, напрасно, греховно, и таковым является не только для того, кто это ненужное – изводит, но и для того, кто его неосторожно принимает. Углубляя свою любовь к людям, никогда не надо забывать, что все люди больны, и необходимо жить среди них в постоянном трезвении, не только в отношении себя, но и в отношении всех окружающих… Лишь при первом, бывает плодоносно последнее. Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию. Степень доверия следует всегда менять, соразмерно состоянию просветленности человека в Боге. Если человек, которого мы любим, и кому всегда до сих пор доверяли, вдруг, явится пред нами нетрезвые и начнет нам давать какие-нибудь советы… исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии. Опьянение вином реже бывает у людей, чем опьянение какой либо иной страстью: гневом, злопамятством, похотью, деньголюбием, славолюбием… Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают всю его душу. Опьяненный какой-либо страстью не владеет собой, перестает быть самим собой, делается «игралищем бесов»; даже тот, который в свободное от страсти время бывает исполнен подлинной глубины и чистоты Христовой, посколь она возможна в пределах нашей земной, личной и наследственной греховности. Более светлому состоянию человека принадлежит и более совершенное доверие… Например: я хочу произнести Слово, или – принять Св. Тайны, но чувствую, что душа моя полна смятения и страсти… Я должен в этом случае поступить по Евангелию, т.е. оставив свой дар у жертвенника, пойти помириться с душою, «с моим братом»; иначе сказать – умиротвориться, войти в небесную жизнь. Вот образец праведного и благого недоверия себе, во имя Христовой любви к самому себе. Эгоистическая любовь моя, напротив, желала бы презреть, не заметить моих недостатков и сочла бы душу мою «достойной», неправедно доверила бы ей, и позволила бы ее греховному состоянию излиться на мир, или безпокаянно приблизиться к Богу, к Его горящей купине Дозволила бы, – не по заповедям Божьим (которые суть: «изуй сапоги твои», т. е. греховное состояние души) а по своеволию… И опалился бы я непреложными законами Божьей чистоты. Несомненно, что я должен беспристрастно относиться к себе и к другим. Но не будет ли это значить, что я «творю суд», над кем-нибудь, вопреки Слову: «не судите, да не судимы будете»? Нисколько. Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного ее младенчества. Рассуждение это – «мудрость», про которую сказано: «будьте мудры, как змии». Рассуждение есть венец любви, и Св. учители Церкви даже – о тайна! – считают его выше «любви», выше, конечно, «человеческой», неразумной, часто даже погибельной – любви. Рассуждение есть небесная мудрость в жизни, духовный разум любви, который не отнимает, ее силу, но дает ей соль. «Не мечите бисера вашего… » – это не отсутствие любви (Слово Божие учит лишь одной любви!), но мудрость любви, знание высших законов неба, изливающегося на весь греховный мир, но не смешивающегося ни с чем греховным. «Не мечите бисера вашего… » – есть заповедь о недоверии в любви, заповедь, ведущая к любви, оберегающая любовь. «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя»… Я постоянно хочу осуществить в себе, и во всем, эту любовь; – упразднить «царство свое», и открыть – Божие. Не доверять, не принимать ничего «своего», «человеческого», греховного, и полугреховного… Открыть свой слух и свое сердце (всю его глубину!) лишь Божьему, чистому, светлому… «Да приидет Царствие Твое»! Я – до смерти – не хочу успокоиться в алкании его – во всем. Я молюсь, и не холодно слетает слово это с уст моих, оно исторгается из всего существа моего, и заставляет меня томиться, как в пустыне. Сладок Суд Божий, совершающийся в моем сердце, над моим сердцем… Сладостно мне Пришествие Христово. Я встречаю Господа везде. Не везде является мне Господь, но я встречаю Его, в каждом слове, и каждом дыхании… В разговорах, намерениях и действиях человеческих. Я хочу лишь Его. И ненависть хочу иметь ко всякой и не Его правде. Я все хочу лишь в Нем, без Него мне ничего не надо, все мне бесконечно тяжело и мучительно. Он свет сердца моего. Я бы не сделал ничего доброго, если бы знал, что это доброе Ему не угодно. Я знаю всегда – и ночью и днем – что Он близ меня; но не всегда я слышу Его горячее дыхание, ибо не всегда я сам устремлен к Нему и хочу Его более всего другого. В этом своем переживании я чувствую такую немощь, такую слабость и нищету, что ни в чем земном не могу успокоиться, ничто не может поддержать меня. Лишь Он, сказавший: «Мир Мой даю вам»… Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис мелкого греха. М., 2002 г.
-
2 балла"— А насчет веры, — начал он, улыбнувшись (видимо не желая так оставлять Рогожина) и, кроме того, оживляясь под впечатлением одного внезапного воспоминания, — насчет веры я, на прошлой неделе, в два дня четыре разные встречи имел. Утром ехал по одной новой железной дороге и часа четыре с одним С—м в вагоне проговорил, тут же и познакомился. Я еще прежде о нем много слыхивал и, между прочим, как об атеисте. Он человек действительно очень ученый, и я обрадовался, что с настоящим ученым буду говорить. Сверх того, он на редкость хорошо воспитанный человек, так что со мной говорил совершенно как с ровным себе по познаниям и по понятиям. В Бога он не верует. Одно только меня поразило: что он вовсе как будто не про то говорил, во всё время, и потому именно поразило, что и прежде, сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду и кажется, что про то. Я это ему тогда же и высказал, но, должно быть, неясно или не умел выразить, потому что он ничего не понял... — Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается по деревянному тротуару пьяный солдат, в совершенно растерзанном виде. Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!». Вижу в руке у него крест, и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный, с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный, полного византийского рисунка. Я вынул двугривенный и отдал ему, а крест тут же на себя надел, — и по лицу его видно было, как он доволен, что надул глупого барина, и тотчас же отправился свой крест пропивать, уж это без сомнения. Я, брат, тогда под самым сильным впечатлением был всего того, что так и хлынуло на меня на Руси; ничего-то я в ней прежде не понимал, точно бессловесный рос, и как-то фантастически вспоминал о ней в эти пять лет за границей. Вот иду я да и думаю: нет, этого христопродавца подожду еще осуждать. Бог ведь знает, что в этих пьяных и слабых сердцах заключается. Чрез час, возвращаясь в гостиницу, наткнулся на бабу с грудным ребенком. Баба еще молодая, ребенку недель шесть будет. Ребенок ей и улыбнулся, по наблюдению ее, в первый раз от своего рождения. Смотрю, она так набожно-набожно вдруг перекрестилась. «Что ты, говорю, молодка?» (Я ведь тогда всё расспрашивал). «А вот, говорит, точно так, как бывает материна радость, когда она первую от своего младенца улыбку заприметит, такая же точно бывает и у Бога радость всякий раз, когда Он с неба завидит, что грешник пред Ним от всего своего сердца на молитву становится». Это мне баба сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие о Боге как о нашем родном Отце и о радости Бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль Христова! Простая баба! Правда, мать... и, кто знает, может, эта баба женой тому же солдату была. Слушай, Парфен, ты давеча спросил меня, вот мой ответ: сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить. Но главное то, что всего яснее и скорее на русском сердце это заметишь, и вот мое заключение! Это одно из самых первых моих убеждений, которые я из нашей России выношу. Есть что делать, Парфен! Есть что делать на нашем русском свете, верь мне!" Ф.М. Достоевский "Идиот" P.S. Всех с Праздником!!!!
-
2 балла"Беседа на Святой Литургии после разрезания славского калача в день Святого Иоанна Богослова, на Славе студентов Богословского факультета «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе,... Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.» (Иоанн 19, 25-27; 21, 24-25; Зач. 61, 67) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помолимся, братья и сестры, сегодня в этом святом храме и отслужим Святую Литургию, Святое Таинство Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, прославляя святого апостола евангелиста Иоанна, в честь которого названы этот храм и факультет. Святого апостола Иоанна называют апостолом любви не потому, что другие не умели любить или не имели любви, а потому, что он выказывал это достоинство в особенной мере. Таким образом называют многих святых, например, святого Иоанна Милостивого называют так не потому, что другие не были милостивыми, а потому, что это достоинство у него было выражено в особенной мере. Святой Иоанн постоянно напоминает нам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1-е Посл. Иоанна, 4, 16). Однако, не будем забывать, что Бог есть и справедливость, Он есть и истина, Он же есть и всякое другое достоинство. Нельзя позволять себе переходить на другую сторону только потому, что Бог есть любовь и поэтому всегда и все прощает нам, невзирая на то, исправляемся ли мы, живем ли по Его заповедям, исполняем ли Его веления, что, в сущности, дает нам и смысл, и ценность, и значение на этом и на том свете. И никогда не будем забывать о том, что сказал Святой Иоанн Евангелист: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1-е Посл. Иоанна, 3, 4), то есть, нарушает законы Божьи. Никогда не будем забывать, что Божьи законы, заповеди Божьи – это то, что Бог от нас ожидает, потому что он дал нам мощь и силу для того, чтобы сделать то, что хорошо, свято и дает нам смысл нашего существования, утверждает наше бытие. Потому как всякое достоинство, как учит Святой Василий Великий, это истина, справедливость, любовь, добро; оно несет в себе смысл, сущность, существование, тогда как неправда, несправедливость, ненависть, зло, грех напротив, не имеют смысла и сущности. Весь их смысл в отрицании истины, отрицании справедливости, отрицании любви, отрицании заповедей Божьих. Это мы должны запомнить прежде всего и превыше всего. Чем больше мы будем жить по заповедям Божьим и выполнять евангельские законы, тем живее мы будем, тем больше в нас будет смысла и сущности, то есть, тем ближе мы будем к Богу. Бог будет в нас, а мы в Нем. Вот для этого и нужно стараться. Особенно вы, молодые, делая свои шаги в сегодняшнем обществе, говорите о Сыне Божьем, но не только словами, но и жизнью своей. Никогда не забывайте, что не может быть христианином тот, кто говорит благочестивые речи, если он не будет жить этой истиной. Вкладываю вам это в души и сердца. Это учение я адресую и себе, и всем, у кого есть уши, да услышат. Не будет никакой пользы ни для Церкви, ни для нашего народа, ни для нашей семьи, ни для нас самих, если мы не будем учиться так, чтобы этой наукой жить. Несравнимо лучше, когда двое или трое, собравшиеся во имя Бога, живут по Его науке, чем миллионы тех, кто делает наоборот. Святой Евангелист Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире... ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская... И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1-е Посл. Иоанна, 2, 15, 16, 17). Таким образом, нужно учиться так, чтобы достичь блаженства Царства Божьего, которое нас ожидает. Бог желает, чтобы все мы спаслись, но никого не принуждает к этому, потому что дает человеку свободу, а свобода включает и то, что мы можем не грешить. Нужно стараться расти в этом смысле как можно больше, чтобы дорасти до той высшей степени свободы, которая есть у ангелов по Божьей благодати и у достигших ее святых, а у Бога - по его сущности, чтобы перейти на высший уровень свободы - не уметь грешить. Это огромный путь, и то, где мы окажемся, зависит от нас. Не забывайте - придут ли другие люди к Христу и уверуют ли - зависит от нас, ведь как сказал Христос: «Так да светит Свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Матфей, 5, 16). Это и есть программа нашей жизни, в особенности нас, священников, а теперь и вас, студентов, которые сейчас постигают науку Христову, а завтра будут преподавать ее, говорить о ней и учить свой народ. Пусть Господь и Святой Иоанн Евангелист всегда будут с нами, а они всегда пребывают с нами, если мы от них не отступимся. Чтобы мы доросли до времени, в котором живем, такого тяжелого и несчастливого, и таким образом принесли наибольшую пользу и своему несчастливому народу, и своей семье, и себе, и, конечно, всем людям доброй воли. Пусть Бог благословит вас и одарит добром. Поздравляю с праздником господина декана, профессоров и вас, всех студентов этого факультета, учитесь тому, что свято и милому Богу угодно. Аминь." 9 октября 1996г.
-
1 баллСказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. Жили они в конце III - начале IV вв. Отечеством Киприана, как предполагается, была Антиохия, область, расположенная в северной части современной Сирии. С 7 лет до 30 Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение. Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством. Жила в то время там же, в Антиохии, дочь языческого жреца Едесия - Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила случайно, услышав слова о Христе из уст диакона, проходившего мимо дома ее родителей, в то время как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась больше узнать о Христе. Иустина стала тайно ходить в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святаго Духа уверовала во Христа. В скором времени она убедила своих родителей в истине христианской веры. Однажды ночью языческий жрец увидел во сне, по Божественному соизволению, чудесное видение: великий сонм светоносных ангелов, а среди них был Спаситель мира Христос, Который сказал ему: "Приидите ко Мне, и Я дам вам Царствие Небесное". Встав утром, Едесий пошел с женою и дочерью к христианскому епископу Оптату, прося его научить их Христовой вере и совершить над ними Святое Крещение. Епископ возрадовался обращению их и, наставив их вере Христовой, крестил Едесия, жену его Клеодонию и дочь Иустину, а затем, причастив их Святых Тайн, отпустил с миром. Когда же Едесий укрепился в Христовой вере, то был посвящен в сан пресвитера. После этого, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь. Иустина же доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим. В то время жил в Антиохии некий юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, отдаваясь суете мира сего. Однажды он увидел Иустину, когда девушка шла в церковь, и поразился ее красотой. Он просил ее стать его женой, но Иустина, посвятив себя Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он, однако же, настойчиво преследовал ее. Видя неуспешность всех стараний, Аглаид обратился к знаменитому волхву Киприану и просил его подействовать своим искусством на сердце Иустины. Выслушав Аглаида, Киприан обещал исполнить желание. "Я, - сказал он, - сделаю так, что сама девица будет искать твоей любви и почувствует к тебе страсть даже более сильную, чем ты к ней". Киприан взял книги по своему тайному искусству и призвал одного из нечестивых духов с уверенностью, что он скоро может распалить страстью к этому юноше сердце Иустины. Бес охотно обещал исполнить это и дал снадобье, которым нужно окропить дом Иустины.Киприан призвал Аглаида и послал его окропить тайно из дьявольского сосуда дом Иустины. Когда это было сделано, блудный бес вошел туда с разжженными стрелами плотской похоти, чтобы уязвить сердце девицы любодеянием, а плоть ее разжечь нечистою похотью. Иустина имела обычай каждую ночь возносить молитвы ко Господу. И вот, когда она, по обычаю, вставши в третьем часу ночи, молилась Богу, то ощутила внезапно в своем теле волнение, бурю телесной похоти и пламя геенского огня. В таком волнении и внутренней борьбе она оставалась довольно продолжительное время: ей пришел на память юноша Аглаид, и у нее родились дурные мысли. Девица удивлялась и сама себя стыдилась. Но по благоразумию своему Иустина поняла, что эта борьба возникла в ней от дьявола; тотчас же она обратилась к оружию крестного знамения, прибегла к Богу с теплою молитвой и из глубины сердца взывала ко Христу, Жениху своему. Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее молитвою, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и в сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же возвратился к Киприану с печальною вестью, что он ничего не достиг. Киприан спросил его, почему он не смог победить девицу? Бес, хотя и неохотно, открыл правду: "Я потому не смог одолеть ее, что видел в ней некое знамение, коего устрашился". Тогда Киприан призвал более злобного беса и послал его соблазнить Иустину. Тот пошел и сделал гораздо более первого, напав на девицу с большею яростью. Но она вооружилась теплою молитвою и возложила на себя еще сильнейший подвиг: она облеклась во власяницу и умерщвляла свою плоть воздержанием и постом, вкушая только хлеб с водою. Укротив таким образом страсти своей плоти, Иустина победила дьявола и прогнала его с позором. Он же, подобно первому, ничего не успев, возвратился к Киприану. Тогда Киприан призвал одного из князей бесовских, поведал ему о слабости посланных бесов, которые не могли победить одной девицы, и просил у него помощи. Обнадежив Киприана и обещав иными способами соблазнить девицу, князь бесовский принял вид женщины и вошел к Иустине. И начал он благочестиво беседовать с нею, как будто желая последовать примеру ее добродетельной жизни и целомудрия. Так беседуя, он спросил девицу, какая может быть награда за столь строгую жизнь и за соблюдение чистоты. Иустина ответила, что награда для живущих целомудренно велика и неизреченна, и весьма удивительно, что люди нимало не заботятся о столь великом сокровище, как ангельская чистота. Тогда дьявол, обнаруживая свое бесстыдство, начал хитрыми речами соблазнять ее. Но Иустина узнала хитрого обольстителя и искусно победила его. Не продолжая беседы, она тотчас прибегла к защите Креста Господня и положила честное его знамение на своем лице, а сердце обратила ко Христу. И дьявол тотчас исчез с еще большим позором, чем первые два беса. В большом смущении возвратился к Киприану гордый князь бесовский. Киприан же, узнав, что и он ничего не успел, сказал дьяволу: "Скажи мне, каким оружием она борется с вами и как она делает немощною вашу крепкую силу?" Побежденный силою Божией, дьявол неохотно сознался: "Мы не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, потому, что оно, как огонь, опаляет нас и прогоняет далеко". Киприан вознегодовал на дьявола за то, что он посрамил его и, понося беса, сказал: "Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас!" Тогда дьявол, желая утешить Киприана, предпринял еще одну попытку: он принял образ Иустины и пошел к Аглаиду в той надежде, что, приняв его за настоящую Иустину, юноша удовлетворит свое желание, и, таким образом, ни его бесовская слабость не обнаружится, ни Киприан не будет посрамлен. И вот, когда бес вошел к Аглаиду в образе Иустины, тот в несказанной радости вскочил, подбежал к мнимой деве, обнял ее и назвал по имени. Но лишь только юноша произнес слово «Иустина», как бес тотчас исчез, не будучи в состоянии вынести даже имени Иустины. Юноша сильно испугался и, прибежав к Киприану, рассказал ему о случившемся. Тогда Киприан волхвованием своим придал ему образ птицы и, сделав его способным летать по воздуху, послал к дому Иустины, посоветовав ему влететь к ней в комнату чрез окно. Носимый бесом по воздуху, Аглаид прилетел в образе птицы к дому Иустины и хотел сесть на крыше. В это время Иустина посмотрела в окно своей комнаты. Увидев ее, бес оставил Аглаида и бежал. Вместе с тем исчез и призрачный облик Аглаида, в котором он казался птицею, и юноша едва не расшибся, летя вниз, но был спущен на землю молитвой святой Иустины. Так, ничего не достигши, возвратился юноша к Киприану и рассказал ему про свое горе. Видя себя посрамленным, Киприан сильно опечалился и сам задумал пойти к Иустине, надеясь на силу своего волшебства. Он превращался и в женщину, и в птицу, но еще не успевал дойти до двери дома Иустины, как уже призрачное подобие красивой женщины, равно и птицы, исчезало, и он возвращался со скорбию. После этого Киприан начал мстить за свой позор и наводить своим волхвованием разные бедствия на дом Иустины и на дома всех родственников ее, соседей и знакомых. Он убивал скот их, поражал рабов их язвами, и таким образом ввергал их в чрезмерную печаль. Наконец, он поразил болезнью и Иустину, так что она лежала в постели, а мать плакала о ней. Иустина же утешала мать свою словами пророка Давида: "Не умру, но жива буду и поведаю дела Господни" (Пс, 117, 17). Не только на Иустину и ее родных, но и на весь город навел Киприан бедствия. Появились язвы на животных и различные болезни среди людей; и прошел по бесовскому действию слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почетнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом побуждали ее, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание еще больших бедствий из-за нее для всего города. Она же всех успокаивала, говоря, что скоро все бедствия, причиняемые при помощи бесов Киприаном, прекратятся. Так и случилось. Когда святая Иустина помолилась усердно Богу, тотчас все бесовское наваждение прекратилось; все исцелились от язв, выздоровели от болезней. Когда совершилась такая перемена, люди прославляли Христа, а над Киприаном и его волшебной хитростью издевались, так что он от стыда не мог уже показаться среди людей и избегал встречаться даже со знакомыми. Эта победа и торжество христианки были одновременно полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и к спасению человека, одаренного сильным умом, который главным образом по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на помощь которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это - ничто перед познанием Того Бога, Которого исповедует Иустина. Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа - молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. Он пришел к христианскому епископу Анфиму († 302; память 3/16 сентября), со слезами исповедал все и отдал свои книги на сожжение. Видя такое смирение, епископ научил Киприана и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению; книги же его сжег перед всеми верующими гражданами. Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он не хотел выходить из нее, пока не принял крещение. Узнав об этом, Иустина возблагодарила Бога, раздала много милостыни нищим и сделала в церковь приношение. Киприана же на восьмой день епископ поставил в чтеца; на двадцатый - в иподиакона; на тридцатый - в диакона, а через год рукоположил в иереи. Киприан изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом, обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменией. При императоре Диоклетиане во время гонения на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и подвергнуты лютым мучениям. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем их бросали в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. Затем они были осуждены на усечение мечом. Когда мучеников привели на место казни, то Киприан попросил себе времени для молитвы, ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, как бы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась Жениху своему, Христу. Видя неповинную смерть мучеников, воин Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней не- погребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали добродетельной и святой женщине по имени Руфина, родственнице Клавдия-кесаря. Она похоронила с честью тела св. Христовых мучеников Киприана, Иустины и Феоктиста. При гробах же их происходили многие исцеления приходивших к ним с верою.Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами. На Кипре, в деревне Менико близ Никосии есть храм священномученика Киприана и мученицы Иустины, где почивают их святые мощи. Мощи были принесены на Кипр из Сирии в 1298 г.В августе 2005 г. мощи святых впервые за 700 лет покинули Кипр для того, чтобы им смогли поклониться верующие в России. В Москве они пребывали в Зачатьевском монастыре. «За 10 дней, в течение которых святыня находилась в монастыре, к сестрам обращались люди, которые свидетельствовали о неожиданном выздоровлении после того, как они поклонились мощам», - рассказывала игуменья Иулиания, настоятельница обители. По ее словам, «исцеления происходили в основном от душевных болезней». Сестры записывали все подобные факты, что принято в Церкви для подтверждения чудесных явлений. В те дни в монастыре побывали более 60 тысяч человек, люди стояли по 4-5 часов. С 7 утра до часу ночи перед мощами служились молебны. Источник и продолжение : Священномученик Kипpиан и мученица Иустина http://www.sobor-udomlya.ru/day-15-<wbr></wbr>10 http://www.poklonnik...1055053124.html http://www.hramy-sar...ai_Svjatalm.htm Житие священномученика Киприана и мученицыИустины девы Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик... Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик... Святые мученики Киприан и Устинья - день памяти 15.10 н.ст. (02.10 ст.... Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик... ИУСТИНА АНТИОХИЙСКАЯ - Древо <object width="450" height="297"><param name="video" value="http://static.video.yandex.ru/lite/kipriyanvoloh/rkqa9x1emr.2610/"/><param'>http://static.video.yandex.ru/lite/kipriyanvoloh/rkqa9x1emr.2610/"/><param name="allowFullScreen" value="true"/><param name="scale" value="noscale"/><embed src="http://static.video.yandex.ru/lite/kipriyanvoloh/rkqa9x1emr.2610/" type="application/x-shockwave-flash" width="450" height="297" allowFullScreen="true" scale="noscale"> </embed></object></wbr>
-
1 баллНачало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И при этом надо иметь самоотвержение, т.е. отвергнуться своей воли и разума и повиноваться начальствующим и наставникам, как учат святые отцы. Для всех, ищущих спасения, Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во Святом Евангелии нам преданных, а оные суть любовь к Богу и ближнему: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, сказал Господь (Ин. 14, 21). Святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как идти путем сим, и показали нам различные образы противу каждого устроения нашего, могущие нам способствовать ко спасению. И как гордость вина всех наших грехопадений, зол и смущений, так, напротив, смирение губительно для всех страстей и грехов и дает спокойствие. В чем же состоит успеяние нашего спасения? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит во смирении. Когда мы, делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землею и пеплом. Когда же мы, делая что благое, возомним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили мы свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Ибо Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Спасение наше состоит в вере и уповании на милосердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас… Из писем прп. Макария Оптинского
-
1 баллМое самое любимое стихотворение у Батюшки и вообще самое-самое любимое стихотворение. ) "В начале было Слово..." Посвящается о. Рафаилу Впервые плачу. Кто понять бы мог? Кто эти слезы сделал бы словами? Что значит: жить, всегда идти вперед, Когда я всё оставил за плечами? Kaк отойти от запертой двери И как не целовать теперь порога, Когда отсюда только увести, а не впустить Могли бы все дороги. Я видел то, что потерял навек, Блаженны те, кому потом расскажут, Они уж могут верить или нет И скинуть с сердца горькую поклажу. А первому как быть: я видел свет, И тьма его не свергла, не объяла. И как смогу, пусть через сотни лет, Сказать себе, что это показалось, За все я сам впервые виноват, Пусть выплакать я буду это в силах, Пусть не по капле, пусть как водопад, Все горе из души на землю хлынет. На время пусть заглушит боль во мне, Чтоб я не знал, что эти слезы значат, Чтоб я как пес, тоскуя в темноте, Хотя бы солнцу радоваться начал. Но нет, в ладонь уткну лицо. Как жаль, что я чего-то не предвижу. Пойму, взглянув назад через плечо, Что гордостью до праха я унижен. Другому мою скорбь не передать, Она в душе как долгий жгучий ветер, И мне с коленей, кажется, не встать, И щеки в кровь истерли слезы эти. И что теперь: лишь он помочь бы мог, Он горечь сердца вырвал бы с корнями, Что значит: жить, всегда идти вперед - Когда я все оставил за плечами? иером. Василий Росляков
-
1 баллМонастырь. Прибыла в Оптину 6 сентября 2011года, в 18 часов.У меня до сих пор сохранилось первое впечатление - Оптина находится высоко в горах и соприкасается с Небом, само пространство монастыря постоянно творит МОЛИТВУ:Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!!! Здесь все необычно: можно получить ответ на свой вопрос совершенно явно и неожиданно, а за грешные и тщеславные мысли рассчитаться молниеносно. Преподобные Старцы Оптинские. Ощущение присутствия духоносных преподобных Оптинских Старцев почти физическое. Думаю, что МОЛИТВА в обители не прекращалась НИКОГДА! Даже во времена безбожия, полного забвения и разрухи в душах человеческих, Оптина охранялась и сохранялась МОЛИТВОЙ преподобных. Старцев, которая жила вне времени, пространства и помрачения умов наших. Литургия. Посчастливилось 2 раза побывать на Литургии! Казалось, что Матерь Божия Сама предстоит у Престола, купол Храма растворился, Силы Небесные молятся с нами и за нас, а Ангелы поют на Небесах! Общая исповедь. Никогда не была на общей исповеди, в нашем храме она не проводится. Исповедь потрясла, батюшка, говорил о себе, обо мне, обо всем нашем грешном Мире, говорил с покаянием и грустью. Слезы лились ручьем. Господи, помилуй нас грешных! Братия. Братия болеет, слава Богу, Господь не оставляет Свою обитель и Своих возлюбленных детей - монахов! Как говорил преп. Амвросий: «Монаху полезно болеть, и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Вообще насельники монастыря все интересные личности, они иные, а значит не постижимые для нас мирских. У них иные радости и искушения. А братский хор - это что-то особенное, как будто Ангелы поют на Небесах и неизъяснимая Божественная ЛЮБОВЬ изливается на всех молящихся. Источник Пафнутия Боровского. Впервые в жизни трижды окунулась в святом источнике полностью, с головой! Ощущения незабываемые, это как смерть и рождение! Преподобный Пафнутий Боровский, моли Бога о нас, спасиБо, что не отринул меня грешную! Воздух - манна Небесная. Удивительно, но есть не хотелось совершенно, воздух обители, словно манна Небесная. На обед не ходила ни разу, он совпадал по времени с молебном преподобному.Амвросию, я выбирала молебен. Отношение к духовенству. Порадовало отношение к священникам, приехавшим в паломничество. Такое впечатление, что они вернулись в Отчий Дом, где им все бесконечно рады. Батюшки буквально светятся и «горят» в Оптиной, с трепетом служат молебен преподобным Оптинским Старцам, обновляются и исцеляются от ран, нанесенных им на приходах нами грешными. Часовня убиенных братий. Постаралась прочитать об иеромонахе Василии, иноке Трофиме и иноке Ферапонте как можно больше. «Пасху Красную» выучила почти наизусть, особенно близки мне дневники отца Василия, понятно и созвучно с моими мыслями каждое его слово, тем более, что мы с ним одногодки. О.Василий несколько раз, по молитвам, помогал мне с транспортом. С трепетом зашла в часовню, не смогла сдержать слез, но это были не слезы скорби, а благодарность Богу, что Он принял эту жертву. Поклонилась о.Василию, иноку Трофиму и иноку Ферапонту, мне показалось, что от земли идет какая-то вибрация, чувствуется святость этого места. Приходила в Часовенку несколько раз, прочитала Акафист убиенным братиям. Смерть, где твое жало?! Послушания. Оптина с радостью принимает паломников на послушания. Наверное на послушании выявляется то главное, над чем данной душе нужно трудиться. Видела и совершенно умиротворенных и счастливых послушников, и раздираемых гневом, ропотом и противоречиями. Я не была на послушании, но думаю, что узнала бы о себе много нового и нелицеприятного. Келия. Жила в гостевом домике, в 6-ти местной келии № 8 и место у меня было самое лучшее, второй ярус, прямо под иконами, поближе к Небу! Помню всех сестер: Оля с сыном Димочкой из Питера, Нина из Дагестана, Оля из Твери, Наташа из Казахстана. СпасиБО, что терпели позднее подобие моих молитв и меня грешную, молюсь о вас. Если я что-то напутала с географией, простите великодушно, дорогие сестрички Фото. У меня всего 3 фото из Оптиной. Не было желания фотографировать, тем более, что профессионально выполненные фото монастыря можно взять на сайте. Не хотелось нарушать покой святой обители фотографической суетой, ведь не зря в монастыре на все берут благословение. Все мирские радости и увлечения здесь видятся суетой сует. Прощание. Уезжаю 9 сентября 2011 г., еще рано, нет и 6 утра, но Оптина не спит, паломники уже ушли на полунощницу. Последний раз стою пред Святыми вратами монастыря. Стараюсь вобрать в себя и сохранить присутствие Святаго Духа, который не покидает Обитель никогда! Моли Бога о нас грешных, Благословенная Оптина! Заключение. Хотелось много хорошего рассказать об отце Данииле, Ольге (Olga), Жене (Евгения), с которыми меня свел Бог, но цензура Небесной канцелярии не пропустила Я очень рада знакомству с ними и у каждого из них мне есть чему поучиться. Молюсь о них ежедневно, пусть Господь благословит все их благие намерения и сохранит их на всех путех, во всякое время дня и ночи! Осталось ощущение, что всю поездку с 5-10 сентября 2011 г, Господь носил меня на руках, настолько все было гладко и необычно, спасиБо за молитвы всем: священникам нашего и не нашего храма, знакомым братьям и сестрам и просто хорошим людям, храни всех Господь! Советы паломникам. 1. Возьмите с собой много маленьких подарков (их все равно не хватит), т.к. встретите огромное количество замечательных людей, которым захочется что-то подарить. 2.Приготовьте фонарик, он пригодится, чтобы читать вечернее правило (возжигать свечи не благословляется), т.к. в келье, как правило, 6-8 человек, люди прибывают из разных часовых поясов, и кто-то захочет лечь спать пораньше и помолиться будет негде. Да и на полунощницу утром встают не все, а собираться в темноте сложно. 3. Приготовьтесь к тому, что зарядить телефон, фотоаппарат, ноутбук будет довольно проблематично. В келиях розеток нет, а наличие 2-х источников энергии в коридоре (на огромное количество паломников) не дает гарантии, что вы сможете вечером созвониться со своими близкими. Предупредите их, что отсутствие ваших звонков на какое-то время – норма. Слава Богу за все!!! Мулыкина Ирина. г.Екатеринбург.
-
1 баллВ фильме «Горячий снег» есть такой эпизод: Изрытое воронками поле боя. Изувеченные тела людей, горящие вражеские танки. В живых – никого. Но ведь одно орудие стреляло! Стреляло до самого конца, остановив врага. Запыхавшийся ординарец подбегает к генералу: «Нашел! Живые! Много живых!» У последней уцелевшей пушки горстка бойцов. Уставшие, израненные, но живые! Живые на поле смерти. Сражавшиеся из последних сил и победившие, остановившие врага. Весь мир, как это поле боя. Силы тьмы идут лавиной. Воздух наполнен смрадом поверженных душ и горящих чудовищ. И, порою, кажется, что живых защитников правды Божией совсем не осталось. Но вот приходишь в монастырь и видишь: монахи и миряне, батюшки и прихожане – как горстка офицеров и солдат у последнего орудия. Они тоже уставшие и израненные. Но они ведут этот бой с диаволом не отступая и не сдаваясь. И будут вести его до конца времен, ибо они: «Живые! Много живых!»Записки на полях души. игумен Валериан Головченко.
-
1 баллГосударь император Николай Павлович, узнав об этой просьбе и о желании Брянчанинова идти в монастырь, поручил своему августейшему брату, великому князю Михаилу Павловичу, отговорить всеми любимого воспитанника от такого предприятия. В первых числах января 1827 года Дмитрий Александрович [Брянчанинов] был потребован во дворец к великому князю. Там было собрано все высшее начальство инженерного училища. Девятнадцатилетний юноша с трепетным сердцем, но твердой волей предстал перед собранием. Великий князь сообщил ему, что государь император, зная его способности к службе, вместо отставки намерен перевести его в гвардию и дать там такое положение, которое удовлетворит и его, Брянчанинова, самолюбию и его честолюбию.Молодой человек сказал на это, что, не имея достаточных денежных средств, он не может служить в гвардии. "Заботы об этом государь изволит принять на себя", прервал великий князь. "Расстроенное мое здоровье, - продолжал юноша, - о чем известно его величеству из донесений лечивших меня медиков, поставляет меня в совершенную невозможность нести труды служебные, и, предвидя скорую смерть, я должен позаботиться о приготовлении себя к вечности, для чего и избираю монашеское звание". Великий князь заметил, что он может получить службу в южном климате России и что гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире. Брянчанинов отвечал: "Остаться в мире и желать спастись - это, ваше высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть". "Я не проповедник, я не проповедник", - отступив несколько шагов назад, сказал великий князь и, приветливо относясь к юноше, желал склонить его к покорности, но потом, видя непреклонность Брянчанинова, стал грозно кричать на него как на ослушника высочайшей воли; тот побледнел. Увидя такую перемену в лице болезненного юноши, его высочество, переменив тон, сказал: "А, что? Испугался? Отказываешься от монашества?" - "Напротив, ваше высочество, - почтительно, но твердо отвечал Брянчанинов. - Прошу оказать мне милость - уволить меня от службы". *** Живя на Бабайках, преосвященный Игнатий передавал своему брату Петру Александровичу, что вскоре затем обстоятельства потребовали представиться ему лично государю в Зимнем дворце. "Я вошел в залу, - говорил преосвященный, - и увидал через две залы, в дверях третьей, самого государя, который стоял и, грозя мне указательным пальцем поднятой кверху руки, смотрел на меня столь гневно, что, делая ему поклон, я стал мысленно молить Господа помиловать меня в будущей жизни, когда здесь на земле я обвиняюсь в том, в чем не виноват, и наказуюсь без помилования. Пройдя следующую половину залы, я, по обычаю, опять поклонился - лицо государя стало изменяться, и когда после двух еще обычных поклонов я приблизился к нему, то он обнял меня, с великою милостью отнесся ко мне и отпустил меня так неожиданно благосклонно, что мне стало даже страшно, что я по малодушию своему дерзнул молить Господа о земном помиловании, которое с такою очевидностию и быстротою было даровано мне. Тут положил я себе завет впредь не дерзать молить Господа ни о какой земной отраде". "Ищите всюду Духа, а не буквы. Полное жизнеописание Святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками"
-
1 баллЕсли бы я начал рассказывать о великой прозорливости старца Амвросия, и только то, что слышал я во время своих путешествий в Оптину, то и это составило бы солидную книгу.А какая масса была зарегистрирована случаев этого чрезвычайно высокого дара, являющегося ответом или на чью-либо великую переживаемую скорбь, или на мысленный призыв помощи старца лиц, находящихся от него на далеком расстоянии. Вот один случай, слышанный мною от его преосвященства, епископа Трифона. Один, бывший когда-то очень богатым, человек разорился в самом точном смысле этого слова, и переживал один из самых мучительных периодов, которые неизменно следуют за утратой большого состояния. Он должен был поступить на должность, но к некоторым у него не хватало духа самому обращаться, а другие сами отказывали ему. Нужно заметить, что и сам этот человек, и жена его были люди высокого милосердия, никогда никому ни в чем не отказывали. И вот в один из неприятных дождливых осенних вечеров сидит у окна этот несчастный и думает свою тяжелую думу. Средств нет, места нет, хоть ложись и умирай с голоду. Вдруг смотрит – сворачивает с большой дороги старичок, очевидно, странник, и идет прямо к его окну. Так как на улице моросил мелкий дождик, то этот господин отворил окно и говорит ему: «Денег у меня, старичок, нет, и подать тебе нечего, а если хочешь укрыться от дождя, то войди и посиди тут». Старик вошел, уселся напротив хозяина, стал его обо всем расспрашивать, и, между прочим, и о делах его. Хозяин с грустью рассказал о своем тяжелом переживании; и когда закончил свой рассказ, странник сказал ему: «Да что ж ты, барин, медлишь-то: неподалеку от тебя, всего в каких-нибудь 12-ти верстах, находится такой человек, как старец Амвросий, и ты не съездишь к нему за советом? Ведь как много людей к нему ездят, и все получают каждый, что ему нужно… Издалека ездят… Человек он с большим знакомством, с большими связями, быстро поможет тебе». И так странник расположил радушного хозяина, что последний начал расспрашивать, как можно ближе пробраться к о. Амвросию, как его увидеть, и решил завтра же утречком выехать на лошади и непременно побывать у старца. Кончилась эта беседа, странник взглянул в окно и заторопился идти, потому что стало смеркаться, собрался и вышел. Пришло утро, запряг этот человек лошадку и поехал в Оптину. Приезжает, разыскивает, как сказал ему странник, келью старца; ожидает очереди. Входит в келью и глазам не верит: перед ним стоит вчерашний странник. Помещик вскрикнул было от изумления, но батюшка Амвросий велел ему ни слова не говорить о случившемся, а сам вошел в соседнюю комнату и говорит кому-то: «Ну вот, дорогой мой, я Вам самого хорошего управляющего нашел». Потом вернулся к обедневшему богачу с каким-то господином, познакомил их, и через полчаса впавший было в отчаяние имел прекрасное место. Из книги В.П.Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души»
-
1 баллМученица Татьяна родилась в 1903 году в Томске, в 17 лет она окончила Мариинскую гимназию, это был 1920 год, когда страна вступила в полосу решительных и кровавых перемен. 5 сентября 1937 года сотрудники НКВД в последний раз арестовали Татьяну в городе Александрове Владимирской области, где она тогда жила. Собираясь в тюрьму, она написала родным: «За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, – опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью». Татьяну обвинили в том, что она опекала в госпитале больных, включая тех, к кому по своим служебным обязанностям не имела отношения, в том, что когда один из больных скончался, она, не смущаясь присутствием других больных и медицинского персонала, осенила его крестным знамением, что, невзирая на работу, она посещала храм в дни церковных праздников, что, находясь на дежурстве, выдачу лекарств сопровождала словами: «с Господом Богом» и одновременно крестила больных, а тяжелобольным надевала на шею крестики. На допросе следователь спросил, правда ли, что сослуживцы упрекали ее в том, что она ведет слишком скудную жизнь. Татьяна ответила, что действительно, люди, «жалея меня, говорили: "Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то", я отвечала: "Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них"». 22 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. Мужественная исповедница, всемерная помощница в узах находящимся девица Татьяна была расстреляна группой палачей на Бутовском полигоне 23 сентября 1937 года. Татьяне было тогда 33 года. У Креста “Не отвержи мене от лица Твоего…” Умоляю, мой Бог справедливый: Успокой мое сердце: не жду ничего Я от жизни земной, прихотливой. Мне не радость сулит эта жизнь на земле, Я решила идти за Тобой, И в награду за то, что служу Красоте, Мир покроет меня клеветой. Но во имя Твое все готова терпеть, Пусть я только лишь горе найду. За Тебя, мой Господь, я хочу умереть, За Тебя на страданья пойду. Мир не понял меня, и над скорбью святой, Что в своей затаила груди, Посмеется шутя и, смеясь над Тобой, Приготовит мне крест впереди. Но готова служить всей душою Тебе, Пусть враги мне родные мои; Утиши мою скорбь, мир усталой душе Посылай в наши тяжкие дни. Пусть осудят меня, и не будет друзей, Я с Тобою останусь одна, - Только будь неразлучен с душою моей, Помоги выпить чашу до дна. Я отраду нашла у Креста Твоего, И уж в мире от мира ушла, Мой душевный покой отдала за Него, Много слез в тишине пролила. Не слезами, а кровью я раны Твои, Мой Спаситель, готова омыть. Я хочу, чтоб скорее настали те дни. Мне бы жизнь за Тебя положить. 1922 год Мученица Татьяна (Гримблит)
-
1 баллНа другой день в предрассветных сумерках два странника шли по Аппиевой дороге к равнине Кампании. Одним из них был Назарий, другим - апостол Петр, который покидал Рим и гонимых единоверцев. Дорога была пустынна. Крестьяне, возившие в город зелень, еще,видимо, не успели запрячь мулов в свои тележки. На каменных плитах,которыми вплоть до самых гор была вымощена дорога, стучали деревянные сандалии двух путников. Наконец над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того, чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге. - Видишь это сияние - вон оно, приближается к нам? - молвил Петр,остановясь. - Я ничего не вижу, - отвечал Назарий. Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал: - К нам идет Кто-то, весь в солнечном сиянии. Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола. - Рабби, что с тобою? - тревожно спросил юноша. Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: - Христос! Христос! И он приник головою к земле, будто целовал Чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: - Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?) Не услышал Назарий ответа, но до ушей Петра донесся грустный,ласковый голос: - Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие. Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: - Quo vadis, Domine? - В Рим, - тихо отвечал апостол. И он возвратился. "Камо грядеши", Генрик Сенкевич
-
1 баллМного я страдал! Страдал наиболее из-за своей пламенной крови, из-за своей пламенной любви к ближнему, любви, соединенной, казалось мне, с чистым, полным самоотвержением; из-за расположения к справедливости; чести; из-за своего плотского разума. И теперь должен смотреть и смотреть за своею кровию, без этого она как раз похитит у моего сердца святой мир, отнимет меня из водительства Святого Духа, предаст водительству сатаны. Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она — грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду креста — Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой правды Бог подал Собою. Против правды Христовой, которая — Его крест, вооружается правда испорченного естества нашего. Бунтуют против креста плоть и кровь наши. Крест призывает плоть к распятию, требует пролития крови, а им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. Путь к кресту — весь из бед, поношений, лишений; они не хотят идти по этому пути; они — горды, они хотят процветать, величаться. Понимаешь ли, что плоть и кровь — горды? Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь — как они напыщенны и надменны! Не без причины заповеданы нам нищета и пост! Не устрашись слов моих: они по наружности, с первого взгляду, страшны, жестоки. Исполнишь спасительный совет мой — и обретешь мир, исцеление сердцу твоему. Твое расположение к N. болезненное. Воню твоего сердца обонял я, бывши у вас в обители, потом — при получении первого письма твоего; во втором же письме душа твоя сама сознает его: болезнует, мучится, мечется, стонет. Писал я тебе, свидетельствуясь деланием и учением святых отцов, что желающий перейти из плотского состояния в духовное должен умереть для всех человеков. Какая смерть без болезней! При свидании я тебе сказал: «Ты должен быть один». Сердце твое, ум сознали справедливость произнесенного, но услышала кровь твоя приговор смертный на нее — и ужаснулась. Я понимал это; не остановился, не останавливаюсь сказать истину, необходимую для твоего спасения и преуспеяния. Услышь, услышь голос грешника, слово грешника, голос и слово, избранные Богом в орудие твоего оживления в Духе — и, хотя б то было с пролитием кровавого пота, исполни их. Мечом и луком твоим отними у аммореев землю, отдай ее Сыну возлюбленному Отца, таинственному Иосифу — Христу. Землею называю твое сердце; аммореями — кровь, плоть, злых духов, завладевших этою землею. У них надо отнять ее душевным подвигом, то есть деланием умным и сердечным. Приступи же к врачеванию прокаженной и расслабленной, беснующейся души твоей. Опираясь на веру, на живую, веру, ежедневно вставай — сперва по нескольку раз в день, раза по три и четыре — в течение краткой минуты на колени, говори Господу: «Господи! N., которого я думал так любить, думал так уважать, называл, обманываясь, моим — Твой, Твое создание, Твоя собственность. Он Твой — всеблагого Творца и Владыки своего! Ты всеблаг: хочешь устроить для него все благое. Ты всесилен: все можешь для него устроить, что ни восхощешь. Ты всепремудр: путей Твоих духовных, судеб Твоих исследовать, постичь человеку невозможно... А я — кто? — Пылинка, горсть земли, сегодня существующая, завтра исчезающая. Какую могу принести ему пользу? — Могу лишь более повредить ему и себе моими порывами, которые кровь, которые грех. Предаю его в Твою волю и власть! Он уже есть, всегда был в Твоей полной воле и власти, но этого доселе не видел слепотствующий ум мой. Возвращаю Тебе Твое достояние, которое безумно похищал я у Тебя обольщавшим меня мнением моим и мечтанием. Исцели мое сердце, которое думало любить, но которое только больно: потому что любит вне Твоих святых заповедей, с нарушением святого мира, с нарушением любви к Тебе и ближним». И врагов нам повелено любить, и нарушение любви к ним есть нарушение заповеди, нарушение любви к ближнему. Встав с колен, повторяй несколько раз неспешно: «Господи! предаю его, себя, всех святой воле Твоей; буди во всем воля Твоя! За все — слава Тебе!» Когда ты с людьми и увидишь, что приближается к душе невидимое искушение, то повторяй мыслию вышесказанные слова. Когда видишь неустройство мира и вашего маленького мира — монастыря, повторяй слова: «Господи! Ты, всесильный, все это видишь; да будет воля Твоя; да совершаются недомыслимые судьбы Твои. А я кто? Пылинка, чтоб мне вмешиваться в Твое непостижимое управление!» И N. должен так же поступать относительно тебя — предавать тебя Богу, Его воле, Его Промыслу. Для духовного руководства он слаб — влечется твоею немощию. А в немощи твоей большая сила крови, красноречивой крови, восстающей против духовного закона: кто не ощутил в себе явного духовного действия, дарующего свободу, независимость, тому не выстоять против напора твоей крови. Ты должен быть один. Из тебя сказал я это, сказал и повторяю. Те, которым будешь поверять твои брани, повредятся — и, может быть, неисцельно. Мой жребий был постоянное одиночество, был и есть. Что делать? — Претерпим тягость уединения. Увидев его, увидев сиротство наше на земле, Дух Святой в свое, известное Ему время, придет к нам. Тогда будешь не один и порадуешься тому, что был один. Умертвите взаимное пристрастие истинным смирением, которое предложено в вышенаписанных молитвах боговидения. Не должно вам безвременно, по влечению нежного чувства, то есть глупой крови, учащать друг к другу. Не будь нежен! Не позволяй себе разнеживаться! Будь истинный муж! В противном случае, чтоб не постыдили нас жены, не причислили нас к женам по причине нашей слабости! Так, некоторая преподобная инокиня сказала нерадивым, некрепким инокам: «Вы — жены!» Имею основание искать от тебя этого. Дай! — потому что можешь дать. Когда придут тебе помыслы ревности и нежности к N., а ему — к тебе, говорите сами себе: «Господи, он Твой! А я что?» Когда же усилится брань — к себе в келию и на колени!.. Подвизаясь так, вы ощутите по милости Божией исцеление от пристрастия друг ко другу, которым сердца ваши лишены свободы; они в плену и оттого в муке. Время ваше и здоровье теряются в пустых смущениях и бесплодных мучениях. Когда Бог дарует вам исцеление от пристрастия и вы ощутите свободу и легкость, тогда познаете, что настоящее ваше состояние было «искушение», было состояние ложное, а не духовное — и потому греховное, богопротивное. Малости, незаметные в мирской жизни, в монастырской делаются уже не малостями, но весьма важными недостатками, могущими нанести неисцельный вред, не только остановить — прекратить всякое духовное преуспеяние, сделать жительство в монастыре вполне бесплодным В особенности это относится к монашествующим, которым на ниве Христовой досталась в удел для возделания умная молитва и прочие сопряженные с нею подвиги внутренние. Умри для человеков... Если ж не умрешь для людей, если будешь дозволять сердцу своему увлекаться, пленяться пустыми привязанностями — всю жизнь твою будешь пресмыкаться по земле, не сподобишься ничего духовного: кости твои падут вне земли обетованной. Из "Писем" свт. Игнатия Брянчанинова
-
1 баллИеромонаху Василию (Рослякову) С тобой я говорю, а ты - на Небесах. Мы в этой странной жизни были незнакомы, Но затаились слезы, только не в глазах, А в глубине груди - пронзительны и новы. Отец! В своих стихах ты, как и прежде, жив! Как прежде ты для нас любовию сияешь, Звучит в твоих строках особенный мотив, Которым ты сердца больные исцеляешь. Ах, как же я хочу увидеться с тобой И святости твоей своей душой коснуться, Пройти с тобой в раю какой-нибудь тропой, И у тебя в гостях заснуть и не проснуться, Чтоб больше никогда не обрести себя Едва-едва живой в сем невозможном мире, Где существуем мы, не веря, не любя, Где Богу не поют в кимвалях и псалтири, Где каждый человек друг другу люпус эст, Где от безбожной жизни нет уединенья, Где редко ко греху рождается протест, Где множество дорог, но мало троп к спасенью... И вот, я говорю об этом всем - тебе, О чем не каждый раз расскажешь и напишешь... А ты сейчас стоишь в Небесном алтаре И слушаешь меня... и бесконечно слышишь!© Анастасия Абрамова