Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 09.04.2012 в Записи блога
-
3 баллаВот, мы восходим в Иерусалим, – говорит Господь Своим ученикам апостолам. Господь идет на крестные страдания. Господь идет принять смерть за весь человеческий род во искупление грехов его. Но что он видит вокруг Себя? Он видит то, что ученики Его малодушествуют, то, что они ужасаются. Они знают, что иудеи уже составили совет убить Господа, что они ненавидят Его всею своею душою. То, что Он идет на верные страдания, что Он идет на смерть, они еще не знали, но чувствовали, что будут какие-то страдания и неприятности. Они боятся идти за Ним. Они идут сзади Него и ужасаются. И вот двое из Его учеников, Иаков и Иоанн, подходят к Нему и спрашивают Его, и просят Его: «Чтобы нам, Господи, сесть в Твоем Царстве справа и слева от Тебя», – просят от Него почести и славы. Думают о том, что Он идет принять царство земное. Господь им отвечает: «Не знаете, чего просите». С кротостью и смирением отвечает на их просьбу. Не осуждает их за их несовершенство, за то, что они еще не до конца понимают, для чего пришел Он на землю. И когда Он им так ответил, то остальные ученики стали негодовать на них, что они просили этого у Господа. И Господь тогда говорит им: «Послушайте, что Я хочу сказать вам: кто хочет из вас быть большим, тот да будет всем слуга. Кто хочет быть первым, тот пусть будет всем раб, ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих». Вот такую картину для нас с вами написал евангелист Марк. Как жива эта картина сегодня, как она действенна для нас с вами именно сегодня! Господь идет на крестные страдания. Господь идет распяться, а вокруг Него бушуют страсти. Вокруг Него ученики Его ближайшие и осуждают друг друга, и малодушествуют, а иные просят почестей, ищут себе славы, и весь этот мир метется вокруг Господа в своих страстях, и лишь Один Господь знает, для чего Он пришел. Он непоколебим, как скала, и идет исполнить Свое служение. Он берет за руки Своих учеников и ведет их в Иерусалим для того, чтобы там распяться за них. И сегодня для нас с вами Господь восходит в Иерусалим. Идет так же впереди нас, но мы с вами сегодня представляем собою ту же самую картину, как некогда представляли ученики Его. То же самое несовершенство владеет нами, те же самые страсти нас обуревают, и мы с вами и ужасаемся, и мятемся, а иногда друг другу завидуем, иные просят себе каких-то несуществующих почестей, и все это – несмотря на то, что Господь ежедневно проливает за нас с вами Свою Святую Кровь. Не хотим посмотреть на Него, идущего ради нас с вами распяться. Не хотим посмотреть на Него и принять ту силу, которую Он нам дарует каждый день, ибо мы становимся христианами не для того, чтобы чем-то величаться или кичиться, нет! Не для того, чтобы выделиться друг от друга или от остального мира, нет! Мы приходим ко Христу для того, чтобы испросить и получить у Него силу служить другим. Быть последними, быть рабами среди этого мира, для того, чтобы некоторые спаслись, – вот для чего мы с вами идем ко Христу. А мы порою с вами забываем об этом. Мы считаем, что если мы с вами свершаем молитву, если мы с вами проводим подвиг поста, если мы делаем какие-то дела милосердия, – это уже возвышает нас над другими. Но – «Нет», – говорит Господь. Мы должны быть последними для всех, быть рабами, ибо только тогда, воззрев на Него, примем величайшую силу Святого Духа. Именно только этой силой возможно творить добро здесь, в мире. Так мы с вами хорошо знаем о своих недостатках, о своих немощах. Мы больны, у нас семейные скорби, у нас и скорби на работе, у нас и общественные скорби. И мы носимся с этими скорбями как с писаной торбой, и всюду их выставляем для того, чтобы нас кто-то помиловал, пожалел, утешил. Это по-человечески понятно, но доколе мы с вами будем так скорбеть и малодушествовать и постоянно этим прогневлять Бога? Почему мы с вами не хотим взять ту решимость, которую нам Господь сегодня предлагает, почему мы не хотим с вами понудить себя на дела поста, на дела молитвы, на дела милосердия и благочестия? Почему мы так постоянно прикрываемся своими скорбями, нетерпением, болезнями, о которых мы все с вами хорошо знаем? Этого же делать нельзя! Это не должно для нас с вами быть прикрытием! Это должно для нас быть еще большим стимулом к покаянию, для того, чтобы еще и с этим прийти к Богу и осудить себя и в этом, что мы и сегодня, до сих пор, мы, верные христиане, мы, люди, которые считаем себя учениками Христа, не понуждаем себя на дела благочестия. А именно от этого, от нашей решимости и зависти и наше будущее с вами, и будущее наших детей, и будущее нашей страны. Вот так Господь ныне восходит в Иерусалим. Мы идем и мятемся, и не хотим воззреть на Него. «Восклоните очи, – говорит Господь, – посмотрите на Меня, утвердитесь в воле вашей, в ваших чувствах и в ваших помышлениях». Именно это сегодня говорится со страниц Святого Евангелия. Не хотим даже порой открыть Евангелие и почитать. Мы говорим, что открыть, приобрести Евангелие для нас бывает тяжело! Как это горько сегодня слышать, и как трудно об этом сегодня говорить, что мы ссылаемся на все это! Как больно бывает за Бога, как обидно бывает за Него, что Он с нами, что Он ради нас с вами идет и все делает, и проливает Свою кровь, а мы стоим беспомощно и говорим: «А у меня, Господи, то… А у меня Господи, это… И у меня все плохо». Но разве Он не призывает нас к Себе и не дает нам этой силы, чтобы исправить все, что в нас самих и в окружающем мире? Дает, но мы не хотим этого принять. Не хотим распяться, не хотим принудить себя, чтобы в чем-то ущемить себя ради того, чтобы угодить Богу. Думаем только о себе. Прежде всего ставим свои интересы во главу угла. Соглашаемся, когда нас кто-то обличает, и тут же, выходя из церкви, продолжаем говорить то же самое. А святой Иоанн Златоуст восклицает в покаянии: «Какого Владыку мы с вами имеем! Какого Господа мы с вами имеем! Такого не имеет никто – ни Царя, ни Владыки! Кто из земных владык когда-либо взошел на крест за своих подчиненных?» Кто из каких-либо основателей философских учений или религий принял крестный подвиг ради своих чад, создал Церковь на крови своей? Такого не было и не будет больше в мире. Это мог сделать только воплотившийся Бог ради нас с вами. Приближается Страстная седмица. Приближается Вход Господень в Иерусалим… Давайте с вами хотя бы в эти оставшиеся две недели Великого поста понудим себя, насколько это возможно для нас, немощных и маловерных, к подвигам благочестия! Подвигнем себя и угодим хотя бы в эти дни Богу. Не унывать мы призваны, мы, христиане православные, но смотреть и видеть Господа, Который идет впереди нас с вами и попирает Своими пречистыми стопами все те скорби, которые враг для нас уготовил. Эти скорби уже попраны Христом, они уже им побеждены, и для нас с вами только есть возможность приобщиться к победе, к той радости и тому веселию, которое даровано нам Воскресением Христовым. Вспомним об этом, о Спасителе нашем, распявшимся за нас и ради нас воскресшем! Послужим ему хотя бы немного делами благочестия, делами веры, делами угождения нашим ближним! Послужим нашим ближним, немного распнемся за них ради тех немощей, которые несут они, ради тех больших и великих невзгод, которые мы часто не замечаем, а человек их носит в своем сердце. Постраждем немножко за ближних. И тогда Господь ради этого и наши скорби умирит в наших сердцах. И наша жизнь примет совсем иное устроение, она станет иной. И тогда мы с вами вместе с Богом приобщимся той неизреченной радости Христова Воскресения, о которой мир сей земной не знает. Восклонитесь волей вашей от земли, от скорбей ваших, от неприятностей ваших, воззрите к Богу и веру примите, примите радость о Духе Святом, Который ныне торжествует в нашей Церкви. И сегодня, причащаясь Святых Христовых Таинств, войдите с Господом нашим в Иерусалим! Восходите в то небесное Жилище, которое нам с вами уготовил Господь святою смертью Своей и святым Своим Воскресением. Аминь! Проповедь иером. Василия (Рослякова), апрель 1993 года
-
1 баллПочто ты, человече, Мене оставил? Почто тебе Возлюбившего отвратился? Почто паки пристал к врагу Моему? Помяни, яко тебе ради плоть бых. Помяни, яко тебе ради от Девы родихся. Помяни, яко тебе ради младенствовах. Помяни, яко тебе ради смирихся. Помяни, яко тебе ради обнищах. Помяни, яко тебе ради на земле пожих. Помяни, яко тебе ради гонение претерпех. Помяни, яко тебе ради злословие, поношение, ругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмеяния, укоризненныя страсти приях. Помяни, яко тебе ради со беззаконными вменихся. Помяни, яко тебе ради поносною смертию умер. Помяни, яко тебе ради погребен был.С небесе снидох, чтобы тебе на небо возвести. Смирихся, чтобы тебе вознести. Обнищах, чтобы тебе обогатить. Обесчестихся, чтобы тебе прославить. Уязвихся, чтобы тебе исцелить. Умер, чтобы тебе оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себе взял. Ты виноват, а Я казнь приял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. Сию ли ты Мою любовь пренебрегаешь? Вместо любви ненависть воздаешь. Вместо Мене грех любишь. Вместо Мене страстям работаешь. Чего ради не хочешь ко Мне прийти? Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? Что краснейте паче Мене? Благородства ли хочешь? Что выше Царя небесе? Славы ли хочешь? Что славнее паче Мене? Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и любительнее паче Мене, Иже душу за всех положил? Помощи ли хочешь? Кто поможет кроме Мене? Врача ли ищешь? Кто исцелит кроме Мене? Веселия ли ищешь? Кто увеселит кроме Мене? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит кроме Мене? Покоя ли ищешь? У Мене обрящеши покой души твоей. Мира ли ищешь? Аз есмь мир душевный. Живота ли ищешь? У Мене источник жизни. Света ли ищешь? Аз есмь свет миру. Истины ли ищешь? Аз есмь истина. Пути ли ищешь? Аз есмь путь. Вождя ли к небеси ищешь? Аз есмь Вождь верный. Что убо, чего ради не хочешь прийти ко Мне? Приступить ли не смеешь? К кому удобнейший приступ? Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал? Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер. Смущает ли тя множество грехов? Более у Меня милосердия. «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28)
-
1 баллВ богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах). В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа.
-
1 балл"Судьбы наших народов (русского и сербского) тяжелы и похожи. Что касается того, что именно я мог бы выделить в истории сербского народа из того времени, когда патриархом был патриарх Павел (с декабря 1990 года по ноябрь 2009 года), то я бы обратил внимание на следующие события: 1. Кровавая война в Хорватии и Боснии и Герцеговине 1991-1992 гг и отделение этих республик от Югославии. 2. Бомбардировка Республики Сербской в 1995 году силами НАТО, с использованием бомб, содержащих обедненный уран, по той причине, что сербы якобы обстреливали Сараево. Позже было доказано, что в Сараево было заложено взрывное устройство. Силы НАТО бомбили сербскую часть Сараево и Хаджича. За 15 дней этих бомбежек было убито 152 мирных жителя, а после этого почти все умерли от раковых заболеваний. Необходимо напомнить, что в этих бомбардировках в основном применялись бомбы с обедненным ураном (по данным НАТО, было выпущено 5.800 таких ракет), в результате воздействия которого множество жителей Республики Сербской, а также участников сил ООН умерли от различных раковых заболеваний. Согласно исследованиям ВМА (Военно-медицинской академии) г. Белград и института г. Винча, количество раковых заболеваний в Республике Сербской в течение пяти лет после бомбежек увеличилось в 6 раз. Самый высокий процент раковых заболеваний и смертности от них был зарегистрирован среди жителей Хаджича, массово сбежавших в Братунац, а также среди жителей сербской части Сараево, где был зарегистрирован резкий рост смертности от раковых заболеваний. 3. Гонения на сербов. Около 500 000 сербов были прогнаны с территории сегодняшней Хорватии всего за 3 дня, в ходе проведения операций "Вспышка" и "Буря". Хотя во время войны 1991 года сербы смогли сформировать на территории сегодняшней Хорватии свое государство, Республику Сербская Краина, на тех землях, где в основном проживали сербы, а на границе между Республикой Сербская Краина и Республикой Хорватия находились силы УНПРОФОР, охраняющие сербов, весной 1995 года на территории Западной Славонии (где был рожден патриарх Павел) хорватские силы напали на сербскую территорию при помощи УНПРОФОР и вместе они прогнали сербский народ с его родной земли, а часть людей убили. Та операция называлась "Вспышка". В августе 1995 года то же самое произошло и с западной частью Республики Сербская Краина (Книн и остальные части Лики), в которой гонениям подверглись 500 000 сербов. Таким образом Хорватию «очистили» от сербов. Осталась только восточная часть Республики Сербская Краина (рядом с Вуковаром), где находились российские военные УНПРОФОР, на которую хорваты не решались напасть. Однако позднее, во время политических переговоров, они получили и эту часть. http://sr.wikipedia....%83%D1%98%D0%B0 4. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию в 1999 году и обширные гонения на сербов на территории Косово и Метохии. 5. 17 марта 2004 года начались гонения на сербов и уничтожение многих монастырей на Косово и Метохии http://sr.wikipedia....1%98%D0%B8_2004. http://www.ilustrova...j=2625&tekst=01 http://www.srbinaoku...-37/202--20-21- Патриарх Павел возглавлял Сербскую Православную церковь в очень тяжелые времена, когда искушения были очень велики. Я хочу подчеркнуть, что мы даже не понимали, насколько ему было тяжело и под каким давлением он находился. Несмотря на это, он был последователен. Несколько раз писал в Ватикан, приводя факты о страданиях сербского народа и рассказывая о действиях государства усташей. В 1992 году поехал в США и примирил раскол Сербской православной церкви в Америке, который продолжался с 1963 года. http://www.saborna-c...=395&Itemid=301 Дипломатическим путем боролся против экуменизма. Это события, которые я бы выделил и которые происходили внутри СПЦ в те времена, когда ее возглавлял патриарх Павел. Не знаю, сможете ли вы все понять. " март 2012, отрывок письма жителя Белграда. Сербский Патриарх Павел в гимназии Белграда
-
1 баллВсе истины Православия выводятся из одной истины и сводятся к одной истине, безграничной и вечной. Эта истина - Богочеловек Христос... Православие - Православие Богочеловеком. И ничем другим и никем другим. Отсюда второе имя Православия - Богочеловечество. В нем ничего не бывает по человеку и от человека, но все приходит от Богочеловека и бывает по Богочеловеку. А это значит: основную, вечную истину жизни и мира человек переживает и сознает только с помощью Богочеловека, в Богочеловеке. И еще: всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке. Вне Его человек превращается в привидение, в чудовище, в бессмыслицу. И вместо человека вы находите лишь его остатки, обломки, прах. Поэтому истинное человечество только в богочеловечестве. И нет другого под небом. Почему Богочеловек - основная истина Православия? Потому что Он решил все вопросы, мучающие и терзающие дух человеческий: вопрос жизни и смерти, вопрос добра и зла, вопрос земли и неба, вопрос истины и лжи, вопрос любви и ненависти, вопрос правды и неправды. Одним словом, - вопрос человека и Бога. Почему Богочеловек - основная истина Православия? Потому что Своей земной жизнью Он самым очевидным образом показал, что Он - воплощенная, вочеловеченная, вообразованная вечная Истина, вечная Правда, вечная Любовь, вечная Радость, вечная Сила: Bсe-истина, Все-правда, Bсe-любовь, Все-радость, Bсe-сила. Все Божественные совершенства Он свел с неба на землю. И не только свел, но и нас им научил и преподал нам благодатные силы претворять их в свою жизнь, в свои мысли, в свои чувства, в свои дела. Отсюда наше призвание - воплотить их в себе и в окружающем нас мире. Посмотрите на наилучших в роде человеческом. Во всех них Богочеловек - это то, что самое лучшее, самое главное, вечное. Ибо Он - святость Святителей, мученичество мучеников, праведность праведников, апостольство апостолов, доброта добрых, милосердие милосердных, любовь любящих. Почему Богочеловек - все и вся в Православии? Потому что Он как Единый от Святой Троицы, воплощенный Сын Божий, незаменим и как Бог, и как Утешитель, и как Защитник, и как Учитель, и как Спаситель. Измученный трагичностью земной жизни человек только в Нем, Всемилостивом Господе Иисусе Христе, находит Бога, могущего истинно осмыслить страдания, Утешителя, могущего истинно утешить во всякой скорби и печали, Защитника, могущего истинно защитить от всякого зла, Спасителя, могущего истинно спасти от смерти и греха, Учителя, могущего истинно научить вечной Истине и Правде. Богочеловек - все и вся в Православии, ибо Он безмерно возвеличил человека: воздвиг его до Бога, учинил его богом по благодати. И это осуществил, не умаляя человека за счет Бога, а исполняя его всеми Божественными совершенствами. Богочеловек, как никто другой, прославил человека: даровал ему жизнь вечную, Истину вечную, Любовь вечную, Правду вечную, Радость вечную, Добро вечное, Блаженство вечное. И человек Богочеловеком достиг Божественного величия. Если основная истина Православия - Богочеловек, то основная истина любого инославного исповедания - человек или же отдельные крупицы его существа: разум, воля, чувства, душа, тело, вещество. Нет нигде полного человека в инославии; он там весь раздроблен на атомы, на отдельные части. И это все во славу величины человеческой. Но насколько бессмысленно "искусство ради искусства", настолько бессмыслен и "человек ради человека". Этот путь отводит в самый жалкий пандемониум, где верховный идол - человек. И нет нигде более жалкого идола, нежели этот. Исходная, изначальная истина Православия: человек не ради человека, а ради Бога. Или еще полнее: ради Богочеловека. Только в Нем можно понять человеческое существо и оправдать его бытие. К этой истине стекаются все тайны неба и земли, все значимости всех миров, о которых человек может мыслить, все радости всех совершенств, которых только может достигнуть человек. Так или иначе, в Православии Богочеловек - всё, и в Нем тогда и человек, а в инославии - только голый человек. В самом деле, Православие - не что иное, как чудесная Личность Богочеловека Христа, продолженная через все века, продолженная как церковь. Православие имеет свою печать и свой знак, по которому распознается. Это светлый Лик Богочеловека Иисуса Христа. Все, не имеющее этого Лика, - неправославно. Все, не имеющее Богочеловеческой Правды, Истины, Любви, Вечности, - неправославно. Все, стремящееся Евангелие Богочеловека осуществить в сем мире методами мира сего и царства сего мира, - неправославно; означает рабство третьему дьявольскому искушению. Быть православным значит: иметь постоянно Богочеловека в душе, жить Им, мыслить Им, чувствовать Им, делать Им. Другими словами, быть православным значит быть христоносцем и духоносцем. Этого человек достигает, когда в Теле Христовом - церкви - всецелое существо свое исполнит Богочеловеком Христом без всякого остатка. Поэтому православный человек постоянно распинается молитвами между небом и землей, подобно радуге, связывающей вершину неба с бездной земли. И тогда как телом он молитвенно ходит по скорбному земному муравейнику, душой он пребывает горе, где Христос сидит одесную Бога, ибо жизнь его "сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3:1-3). Богочеловек осью проходит через все миры: и атомный, и человеческий, и херувимский. И если отпадет от этой оси какое бы то ни было существо, оно увлекается в ужас, в мучения, в страдания. Отпал Люцифер и стал сатаной; отторглись Ангелы и стали бесами; отринулся во многом человек и утратил свой человеческий образ. Отпадает ли от нее какая бы то ни было тварь, - она неминуемо срывается в хаос и скорбь. А когда целый народ отрекается от Богочеловека, тогда история его превращается в шествие через ад и его ужасы. Богочеловек - не только основная истина Православия, но и сила, и вся мощь Православия, ибо только Он спасает человека от смерти, греха и дьявола. Этого никогда не мог, не может и никогда не сможет сделать ни человек, каким бы он ни был, ни все человечество как целое. Поражение - это всегда исход человеческой борьбы со смертью, грехом и дьяволом, если, человеком не руководит Богочеловек. Только Богочеловеком Христом человек преодолевает и смерть, и грех, и дьявола. Отсюда смысл человека: исполниться Богочеловеком в Теле Его - церкви Православной, преобразиться Им через благодатные подвиги, стать всемощным Им силой Духа Святого, стать бессмертным, обожиться, стать богочеловеком. Это смысл, истинный смысл и всецелого рода человеческого. Это и радость, единственная радость в этом мире безмерной печали и ядовитой горечи. Православие - Православие Богочеловеком. И мы, православные, исповедуя Богочеловека, через Богочеловека исповедуем христообразие человека, божественное происхождение человека, божественное величие человека, а этим и божественную значимость человеческой личности. В действительности, борьба за Богочеловека - это борьба за человека. Не гуманисты, а люди православной, богочеловеческой веры и жизни борются за истинного человека, человека богообразного и христообразного. Преподобный Иустин (Попович) "Христос в пустыне". 1872 г. художник Иван Крамской
-
1 баллС 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятыя во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое. В конце 1985 года, после завершения фильма «Жертвоприношение» в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Тарковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью. Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея. Отец Силуан (Ливи) служит в Италии по старому стилю и находится в евхаристическом общении с Русской Зарубежной Церковью. Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия. Как пример его православного творчества, можно привести фильм «Андрей Рублев». Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения. В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году. Андрей Тарковский говорит: «Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ. Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему... Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени. Единственная надежда — она остается — заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти». Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: «Человеку, который увидел Ангела». (инок Всеволод (Филипьев) (публикация с личного разрешения о. Всеволода по материалам сайта «Русскiй Инокъ»). Некоторые фильмы Андрея Тарковского можно смотреть здесь Несколько строк из дневников А. Тарковского: 1979 год, 10 февраля. Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и Людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости! Образ - это впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами. 24 декабря Я знаю, что далек от совершенства, даже более того, что я погряз в грехах и несовершенстве, я не знаю, как бороться со своим ничтожеством. Я затрудняюсь определить свою дальнейшую жизнь; я слишком запутан теперешней жизнью своей. Я знаю лишь одно - что так жить, как я жил до сих пор, работая ничтожно мало, испытывая бесконечные отрицательные эмоции, которые не помогают, а наоборот, разрушают ощущение цельности жизни, необходимое для работы - временами хотя бы, - так жить нельзя больше. Я боюсь такой жизни. Мне не так много осталось жить, чтобы я мог разбазаривать свое время! 1980 год, 22 мая, Рим. Снять “Евангелие” и кончить на этом.
-
1 баллБеседа на святой литургии в неделю святых Отцов, в храме Святого Саввы на Врачаре, при внесениииконы Пресвятой Богородицы Троеручицы "После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную". (Иоанн 17,1-13; Зач.56) Отче игумен монастыря Ватопед и остальные братья, преподобные монахи Святой Горы! Мы, сербский народ, всегда помним, что мы получили, когда приняли христианство от Церкви в Царьграде. Мы получили и письменность, и литературу, и остальные знания, осененные святым Евангелием Христовым. Христианство облагородило наши природные способности, поэтому мы стали и остались народом Божьим. И мы всегда знали, что лучше сложить голову, чем согрешить, потому что жизнь на земле и царство земное преходяще, а жизнь в Царстве Божьем — вечная. Мы всегда помнили, что получили все это от святых братьев Кирилла и Мефодия из Солуна, которые были просветителями славянского народа. Мы помним, что наш просветитель, наставник и духовный отец, Святой Савва, был воспитанником Святой Горы. Святой православной вере он научился в доме своих набожных родителей, но на Святой Горе он углубил эту веру знаниями, умом, сердцем и душой, а от Царьградской патриаршии получил для нашей Церкви автономию и автокефалию. За все это мы вечно благодарны Царьградской Церкви и благородному греческому православному народу. Я благодарю весь греческий народ за духовную и материальную помощь, которую он оказал нам в беде во время этой гражданской войны. Греческий народ помогал нам лекарствами, продовольствием, одеждой и деньгами, потому что наши братья-греки вовремя поняли, что наши враги во всем мире несправедливо и предвзято выставляют нас нелюдями. И греческий народ говорил правду о нашем народе во всем мире не потому, что мы братья и по вере, и по историческим событиям и несчастьям, а из справедливости, которая для нас, православных христиан, всегда есть Бог и всегда от Бога. Для нас служение Богу — это служение справедливости, истине и любви, всему тому, что свято и честно. И сегодня ваша любовь и любовь всей Святой Горы показана в принесении святой иконы хиландарского игумения, святой Троеручицы на нашу землю, чтобы она всегда была и оставалась для нас защитницей и помощницей и в этой жизни, и в той, что нас ожидает. Благодаря вам мы снова молимся Пресвятой Богородице, чтобы она защитила и греческий народ, и все другие православные народы, и всех людей доброй воли в мире. И в заключение помолимся все вместе, одним духом и одним сердцем, и воскликнем Пресвятой Богородице: Пресвятая Матерь Божья, Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. 6 июня 1997г. Радуйся, Защитница рода сербского (На всенощном бдениинакануне внесенияиконы Богородицы Троеручицы.) Пресвятая Матерь Богородица, мы веками ждали Тебя на этой земле, избранную из всего рода людского для того, чтобы стать матерью Сына Божьего, чтобы стать теми ступеньками, по которым Бог сойдет на землю и сделает нас, земных сыновей и земных дочерей, сыновьями и дочерьми Божьими, и отвести нас в вечное Царство Божье. Веками перед Богом молились и поклонялись святые наши предки, и Святой Симеон Мироточивый, и Святой Савва, и многие другие святые из рода нашего и всех православных народов. Вот и сегодня, благодаря любви Святой Горы и священного святогорского Собора, монастыря Ватопед и всех монастырей и монахов Святой Горы, мы пришли сюда для того, чтобы поклониться лику Твоей святой иконы. От имени сербской церкви и верующего сербского народа я выражаю глубокую благодарность священному собору Святой Горы, который действительно из любви к Богу, к Сыну Божьему Господу Иисусу Христу и к Тебе, Пресвятая Богородица, дал и нам возможность поклониться и помолиться Твоей святой иконе и Тебе, Пресвятая Богородица: Радуйся, защитница и спасительница верного сербского народа! 7 июня 1997 г.
-
1 балл- Геронда, Почему многие люди, хотя у них всё есть, ощущают страх и печаль? - Если вы видите человека, который испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя всё у него есть, то знайте, что у него нет Бога. Тот, у кого есть всё: и материальные блага, и здоровье, - а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно, готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Допустим, ему не нравится солнце, и начинает дуть Вардарис, северный ветер, и приносит холод... Не нравилось ему солнце, вот и дрожи теперь от холода. - Геронда, что Вы хотите этим сказать? - Хочу сказать, что если мы не воспринимаем благ, которые нам даёт Бог, и ропщем, то приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьёзно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это ещё хуже, тогда ему придётся единовременно, сразу за всё расплачиваться в будущей жизни. - Значит, ропот может стать привычкой? - Входит в привычку, потому что за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует. Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всё у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами. Неблагодарность - большой грех, который осудил Сам Христос "Не десять ли очистишася? Да девять где?" (Лк.17,17) - спросил Он прокажённого, который пришёл Его поблагодарить. Христос ждал благодарности от десяти прокажённых не для Себя, но для них самих, потому что благодарность им же самим принесла бы пользу. Из книги старца Паисия Святогорца: Слова и добродетели, т.V
-
1 баллБеседа на святой литургии в день Святого Василия Острожского, в церкви Святых царей Константина и Елены, в которой хранится омофор Святого Василия "И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". (Лука 6, 17-23; Зач.24) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Помолимся Богу в этот святой день праздника святого отца нашего Чудотворца Василия Острожского и в эти дни, когда мы празднуем воскресение Сына Божьего. Та вера в Сына Божьего, который умер ради нас, а потом воскрес Своей Божественной мощью, всегда придавала сил всем святым, святым мученикам: и святым мужчинам, и женщинам, и детям, для того, чтобы выдержать все искушения этого света и даже смерть, не боясь никого и ничего, кроме Бога, и зная, что смерть за Христа означает жизнь. Потому что Он сказал:"Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Об этом, братья и сестры, знали и наши праотцы, отцы, сестры и дети, которые были брошены в эти рвы во время Второй мировой войны и умирали в них. Это знали и люди в лагерях, в Ясеновце и в других местах. Это люди гражданской войны, войны несчастной. Любая война — несчастье, потому что Бог не желает ни войн, ни людской погибели, но злые люди нападают на других. Нападает всегда Каин, а Авель должен защищаться. Они это знали и защищали свою свободу, родину и свою веру, потому что эта вера придает нам сил, чтобы выстоять на пути Божьем. Нам никогда нельзя забывать о том, что православная вера - это не просто наука, по которой мы каждый день живем, мыслим и поступаем. Святой Василий жил в тяжелые времена турецкого ига, но сохранил любовь и к Богу, и к ближним, к пастве своей, пережив разные муки и несчастья, и Бог прославил его, потому что и он прославлял Бога. Поэтому и мы сегодня прославляем его, как человека, которого прославил Бог. Мы прославляем его молитвой, чтобы он помог нам выстоять в эти времена и поступать по чести и совести, как православные сербы, православные христиане. Потому что, как я уже сказал, ему известны муки и беды военного рабства и несчастья, он велик перед Богом и может попросить Его помочь нам. Но, повторяю и для себя, и для вас, братья и сестры: Бог всегда впереди нас, за нами и вокруг нас и всегда готов помочь нам; если мы будем слушать его, то и Он нас услышит. Нельзя забывать об этом и оглядываться на преступников, которые думают, что своими злодеяниеми они делают добро своему народу, своей семье или своей вере. Если другие могут так думать и поступать, то мы, православные христиане, православные сербы, не должны так делать. Нужно защищаться от зла, от злых людей, но защищаться так, чтобы быть достойными имени православных сербов, с человечностью и героизмом, что наш народ принял со слов воеводы как свою веру и свои убеждения. Пусть Господь, и Его и наш, Святой Василий и Святой Савва, и все святые из рода нашего помогут нам достойно выстоять, как и подобает потомкам таких предков. Не следует подражать преступникам и тому, что есть зло! "Не завидуй делающим беззаконие!", говорится в Святом Писании (Псалом 36, 1), потому что нам надлежит выйти на Суд Божий, на котором никто не сможет оправдаться за свои злодеяния ни неправдой, ни несправедливостью, а только истиной, потому что Бог есть истина, только справедливостью, потому что Бог есть справедливость, только всем тем, что свято и чисто, потому что любая святость и чистота — от Бога. Святой отче наш Василий Острожский, тебе молимся, взгляни на нас, далеких потомков своих духовных, поддержи нас в эти несчастливые и тяжелые времена, чтобы мы могли быть и оставаться народом Божьим, сегодня и впредь! Аминь. Благослови вас Бог! 12 мая 1997г.