Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 24.09.2013 в Записи блога
-
2 баллаСпасо-Каменный монастырь и островные обители Русского Севера Проф. А.В. Камкин «Северная Фиваида» – такое наименование усвоил себе Русский Север неслучайно: здесь подвизались тысячи угодников Божиих и были прославлены в лике святых сотни преподобных. Преподобные сами по себе не появляются: их воспитывают монастыри. Так же, как и в Фиваиде египетской, здесь, в северных пределах нашей земли, появлялись монастыри: славные, мощные, большие – и почти незаметные, скромные, бедные. Монастыри нужны всякие – были бы преподобные. Об истории возникновения, роли и значении разных монастырей нашей Северной Фиваиды мы беседуем с Александром Васильевичем Камкиным, профессором, доктором исторических наук, преподавателем Института европейских культур Кирилло-Белозерский монастырь. Молитва инока. Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан – Александр Васильевич, какое значение имеют для Православной Руси – давней и сегодняшней – монастыри, расположенные на островах? И разве не всё равно, где монастырь находится – в лесу ли, в горах, на острове? Александр Васильевич Камкин – Нет, не всё равно. Островные монастыри занимают в культурном ландшафте и духовно-религиозной жизни Русского Севера совершенно особое место. И дело не только в том, что некоторые из них приобрели общерусскую известность, стали выдающимися по красоте архитектурными ансамблями, местами, куда стремились многочисленные паломники, были отмечены в течение ряда веков постоянным вниманием властей. Особую притягательность этим монастырям, несомненно, придавало их островное положение. Именно оно соединило множество смыслов, в конечном счете и создававших феномен островного монастыря. Одни из этих смыслов вели свое начало от сакрализации острова еще в древней языческой картине мира. Другие были рождены мифологизацией острова в коллективной исторической памяти, представлениями о нем как об особой территории, вырванной из повседневности бытия. И, наконец, свои смыслы вкладывало в образ островного монастыря христианское сознание, увидевшее в соединении монастыря и острова путь к спасительной аскезе, идеальные условия для духовной сосредоточенности, своего рода пространство преображения и истины. – Каким образом стали появляться у нас такие монастыри? – До XV века на Европейском Севере было учреждено по меньшей мере четыре монастыря: Валаамский и Коневецкий на Ладожском озере, Палеостровский на Онежском и Спасо-Каменный на Кубенском. При всем разнообразии версий относительно времени их возникновения можно в принципе представить следующую картину. Валаамский монастырь, как утверждает одна из версий, был основан христианскими миссионерами ранней поры Сергием и Германом. В церковной литературе миссионерская роль монастыря подчеркнута известным эпизодом в легенде о хождении апостола Андрея Первозванного по землям восточных славян. В ней есть упоминание о посещении апостолом острова Валаам и о водружении на нем креста. Преподобным Корнилием, вероятно, в конце XII века был основан Палеостровский монастырь на острове Палье в Онежском озере. Спасо-Каменный остров – А как и кем был основан Спасо-Каменный монастырь? – Спасо-Каменный монастырь был основан в 1260 году белозерским князем Глебом Васильковичем, давшим во время бури на неспокойном Кубенском озере обет воздвигнуть здесь обитель, если будет спасен от гибели. Его судно вынесло на берег крошечного каменного острова, на котором, как гласит церковное предание, уже подвизалось несколько монахов-миссионеров. В конце XIV века появился Коневецкий Рождественский монастырь на острове Коневец в Ладожском озере. Его основание связано с именем преподобного Арсения, новгородского посадского человека. До этого он три года жил на Афоне и подвизался на Валааме. – Какие задачи выполняли островные монастыри, помимо само собой разумеющейся – молитвы? – У ранних островных монастырей нетрудно заметить некоторые общие признаки. Во-первых, они основаны на важнейших трассах славянского проникновения на Север. Во-вторых, все монастыри расположились по северо-западной границе расселения русских, на наиболее крупных озерах Севера. В-третьих, несомненным являлся миссионерский характер этих монастырей. Не нарушил эту традицию и Соловецкий монастырь в Белом море, ведущий отсчет своих лет с 1429 года. Его основатели – преподобные Савватий, Герман и Зосима. Можно предполагать, что в их лице соединились три потока монастырского учредительства, охватившего к тому времени Русский Север. Первый шел от Новгорода (Зосима был уроженцем новгородской земли), второй – от Кирилло-Белозерского монастыря, имевшего духовные корни в московской земле (Савватий был пострижеником этой обители), третий отражал собственно северорусские духовные поиски (Герман задолго до водружения креста вел подвижническую жизнь на Корельском берегу и близ реки Выг). Это был первый монастырь, основанный не на озерном, а на морском острове. – Как шло основание монастырей на Севере России потом? – В конце XV века завершается оформление опорных очагов системы озерных островов. В 1490-е годы на острове Клименецком Онежского озера сын новгородского посадника Иоакима Иона учреждает обетный монастырь. Его, как и князя Глеба, выбросило бурей на берег этого острова. В этот период появляются монастыри на островах сравнительно небольших северных озер в глубине региона. Так, еще в 1427 году на небольшом острове озера Воже основал монастырскую обитель постриженик Кирилла Белозерского преподобный Мартиниан (впоследствии устроитель Ферапонтова монастыря). Преподобный Зосима учреждает монастырь на острове Ворбозомского озера на белозерско-московской дороге. В 1517 году постриженик Корнилия Комельского преподобный Кирилл основывает монастырь на Красном острове Нового озера. Кирилло-Новоезерская обитель будет с самого начала пользоваться благодеяниями великих князей и царей Московских, которые ее посещали и награждали богатыми вкладами и вотчинами. В 1520-е годы на острове Важеозера (Вежино) в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря преподобным Никифором учреждается еще одна островная обитель. Основатель ее был учеником Александра Кирилло-Новоезерского. Тогда же на острове небольшого озера Бабьего в Тотемском уезде была основана Бабозерская Николаевская пустынь. В 1630 году на острове озера Белавинского к северу от Вологды иноком вологодского городского Ильинского монастыря Марком учреждается одноименная пустынь. К этому же времени относится учреждение монастырей на крошечных островах реки Сухоны: на Глебовом острове – Борисоглебской пустыни, на Дедовом острове – Дедовской Троицкой пустыни. Учреждение последней предание устойчиво связывает с тотемским воеводой Лопухиным – отцом первой жены Петра царицы Евдокии Лопухиной. Так к концу XVII века в глубинных территориях Севера появилось по меньшей мере еще девять островных монастырей. В этот период учреждаются и первые дочерние обители Соловецкого монастыря – Анзерский и Свято-Троицкий скиты. В 1656 году патриархом Никоном был учрежден островной монастырь в Белом море – Крестный. Он был основан на Кий-острове в заливе Белого моря, в восьми верстах от материка, в память о спасении Никона в 1630 году, когда он, будучи еще иноком Анзерского скита, был застигнут великой бурей и прибит к этому острову. Тогда же он и дал обет воздвигнуть здесь обитель, который исполнил, став патриархом. Так сложилась общая картина основания и организации жизни и деятельности островных монастырей Севера. – Не секрет, что положение Церкви осложнилось в XVIII–XIX веках (про век XX-й – отдельный разговор): секуляризация, обмирщение… Как встретили и пережили это время наши островные монастыри? – Для начала отметим показательный факт: секуляризация 1764 года, ударившая по северным монастырям с огромной силой, коснулась островных обителей заметно меньше. Были упразднены лишь Белавинская и Дедова пустыни, а позднее – Клименецкий монастырь. В указанное время, несмотря на все трудности, продолжает создаваться своего рода духовное ожерелье Соловецкого и Валаамского монастырей. В начале XVIII века на Соловецком архипелаге учреждаются Андреевская пустынь и Голгофо-Распятский скит. В конце того же века на месте первых подвигов Савватия и Германа был учрежден Савватиевский скит. Воздвигнут храм-маяк Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе. На месте уединения игумена Филиппа, стараниями которого в XVI веке Соловецкий монастырь приобрел цветущий вид, была основана Филиппова (или Иисусова) пустынь. В 1900 году на Муксалме на пожертвования нижегородского купца Шапошникова был основан Сергиево-Радонежский скит. В конце XVIII века учреждаются островные дочерние скиты Валаамского монастыря: на самом Валааме – Всесвятский скит, на Коневецком – Коневецкий и Святогорский Казанский скит. В XIX веке на самом Валаамском острове учреждаются Коневский скит и Назарьевская обитель, а также скиты Ильинский (остров Ильинский), Никольский (остров Крестовый), Предтеченский (остров Предтеченский), Александро-Свирский (остров Святой), Тихвинский (остров Тихвинский) и Авраамиевский. Во второй половине XIX века возрождаются некоторые из упраздненных монастырей. Среди них – Белавинская и Дедова пустыни. Последним из островных монастырей Севера стал учрежденный в 1889 году на Новой Земле в Ледовитом океане для поддержки русских промышленников Николаевский Новоземельный скит, приписанный позднее к Николо-Корельскому монастырю. Всего, таким образом, семья островных обителей состояла из 34 монастырей, скитов и пустыней. – Все ли островные монастыри имели одинаковое значение, или же у каждого была какая-то своя особая роль? – По их месту в геокультурном пространстве Севера островные монастыри легко разделяются на три группы. Такие монастыри, как Валаамский, Коневецкий, Палеостровский, Клименецкий, Соловецкий, Крестный, Анзерский – наиболее древние, известные и крупные – маркировали границы этноконфессиональной территории русских с севера и запада. В этом смысле они создавали своеобразную сакральную границу Севера. Важно, что с определенного времени это были одновременно и границы государственные, поэтому на некоторые обители были возложены военно-стратегические задачи. Такие монастыри, как Спасо-Каменный, Вожеозерский, Ворбозомский, Кирилло-Новоезерский, Белавинская, Дедовская и Борисоглебская пустыни, располагались либо на водных трассах, либо вблизи стратегических коммуникаций внутри региона. Концентрация островных монастырей вдоль Сухонского речного пути связана, помимо прагматических соображений, еще и с тем, что Сухона – это начало великого Северного речного пути, ведущего в «земли незнаемые», а потому требующего освящения. Третья группа островных монастырей (многочисленные скиты и пустыни Валаама, Соловков и Коневецкого монастыря) создавала своего рода сакральное обрамление своих материнских обителей. С точки зрения геокультурной организации пространства, все они занимали маргинальное положение. Прежде всего, маргинальность определялась их островным расположением. У одних монастырей она усиливалась тем, что монастырь размещался на окраине региона, на «краю земли». У других тем, что, располагаясь рядом с коммуникациями, островная обитель все же «отстранялась» от них. Она то возвышалась из воды и тем самым как бы исключалась из водного пути, то, наоборот, скрывалась за водной гладью, зримо отделяясь от близлежащей трассы. Исследователи обратили внимание на явные особенности именований островных монастырей. Если изучить перечень соборных храмоименований, то среди древнейших и крупнейших обителей лидирует освящение главного соборного престола в честь Преображения (Валаамский, Спасо-Каменный, Соловецкий). В литературе не раз высказывалось мнение, что образ Преображения вообще был центральным символом исторического движения русского народа, направленного на освоение просторов полуночных стран. В этом заключалось своего рода религиозное искание «нового неба и новой земли», изображенных в апокалиптических пророчествах Иоанна Богослова. Смысл освоения и заключался в Преображении. Складывалась своя пространственная система и на уровне микротерриторий. На Соловках, ставших центром всероссийского паломничества и в массовом православном сознании отождествлявшихся с островом спасения, материнский монастырь был дополнен семью малыми монастырями. Каждый из них находил свое место в общей системе соловецкого монастырского сообщества. Все дочерние обители были непременными пунктами внутрисоловецкого паломничества. Приписные скиты Валаама также становились местом коллективных воспоминаний о событиях в истории монастыря, его святых и святынях. Для уяснения особенностей функционирования островных монастырей обратимся к истории наиболее известных обителей. Соловецкий монастырь достиг своего расцвета через полтора столетия после основания – в середине XVI века, при игумене Филиппе (Колычеве; впоследствии митрополите Московском). Обитель имела богатейшее хозяйство по всему Беломорскому Поморью и разумно, экологически взвешенное хозяйство на самих Соловецких островах. Исключительно важное военно-стратегическое значение монастыря обеспечивало ему постоянное государственное внимание. Даже секуляризация не подорвала его уверенного материального положения. Валаам пережил несколько периодов бедствий. В конце XVI века и в 1611 году шведы до основания сжигали монастырь. В 1715 году Валаам был возрожден с помощью братии Кирилло-Белозерского монастыря. В XIX веке он переживал период яркого расцвета, славился неповторимой красотой своего вида, многоотраслевым хозяйством, строгим уставом и массовым паломничеством. Кирилло-Новоезерский и Палеостровский монастыри в новое время не имели российской известности, но занимали видное место в духовной жизни своих малых историко-культурных территорий. Крестный монастырь, основанный патриархом Никоном, уже при своем основании получил щедрую поддержку – земельные угодья и 6000 рублей на строения. После секуляризации 1764 года его положение сильно ухудшилось, он впал в запустение, из которого стал выходить только с получением правительственных субсидий после 1870 года. Спасо-Каменный монастырь долгое время пользовался любовью и особым покровительством великих князей и царей. Первоначально он был под особым покровительством князей Белозерских, а затем, начиная с княжения Димитрия Ивановича Донского – Московских. Имел лидирующее значение среди вологодско-белозерских монастырей. В обители надолго утвердится особая строгость иноческой жизни. После катастрофического пожара 1774 года монастырь фактически перестал существовать. Но по указу императора Павла он стал возрождаться и вплоть до 1917 года сохранял весьма стабильную жизнедеятельность. Можно заметить некоторую смену функциональных приоритетов в деятельности островных монастырей в зависимости от исторических эпох. Важнейшим назначением первого поколения монастырей было миссионерство. Одновременно они закрепляли в исторической памяти представления о рубежах и пределах Отечества. С XVI века островные монастыри дали толчок так называемому богословию «острова спасения». Особый вклад в его становление в XVII веке внес патриарх Никон. После иноческого делания в Анзерском скиту он везде возводит островные монастыри: Крестный в Белом море, Валдайский по образцу Иверского Афонского монастыря и Новоиерусалимский в Подмосковье (последний, хотя и не был островным, но фактически напоминал таковой, поскольку гористое место почти со всех сторон было окружено рекой Истрой). Им овладевает иерусалимская и новоиерусалимская символика, образы Обетованной Земли Царства Небесного, Нового Иерусалима. Так богословие «острова спасения» стало соединяться с богословием горнего мира. Оно оказало огромное воздействие на жизнь православной России, создавало мощный духовный образ эсхатологического плана. Примерно с XVI века ряд островных монастырей становятся крупными промысловыми и хозяйственными центрами Севера. Они концентрировали опыт адаптации к природно-климатическим условиям региона, создавали существенные ресурсы для его колонизации и освоения. Потеряв эту роль в XVIII столетии, островные монастыри взяли на себя новую функцию – стали местом притяжения паломнических потоков общероссийского, регионального и локального масштаба. – Расскажите, пожалуйста, о месте Спасо-Каменного монастыря в, если так можно выразиться, духовном ожерелье Русского Севера. – Спасо-Каменный монастырь относится к числу обетных. И это не только достаточно редкое явление для островных обителей, но и свидетельствует о силе религиозного чувства, проявившегося в момент его основания. Он – древнейший православный духовный миссионерский центр, вводивший наш край в мир христианской цивилизации. К тому моменту на Русском Севере существовало всего лишь три монастыря: Кайсаровский близ Вологды и Троице-Гледенский и Михайло-Архангельский в Великом Устюге. Все они были городскими. Он же стал первым, основанным в глубинке, рядом с важнейшей водной трассой, по которой шло славянское заселение Севера, а вместе с ним – христианство и государственность. Еще не было знаменитых островных собратьев – Соловков и Валаама, не было Московского кремля и Троице-Сергиевой обители, а здесь уже затеплилась лампада новой веры и вставал на ноги мощный очаг миссионерства и просвещения. В период активного монастырского учредительства значение этой обители было сродни тому, какое имела Троице-Сергиева обитель. Отсюда, как из Троицы, выйдут основатели новых монашеских общежитий – Александр Куштский, Дионисий Грушицкий и другие. Постепенно оформится свой собор святых Спасо-Каменских. Как и многие островные монастыри, Спасо-Каменный стал уникальным культурным центром, который творили всем миром. В 1478 году на острове начинается сооружение каменного Спасо-Преображенского собора. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов». Строили всем миром: каменщики для его строительства были выписаны из Ростова, кирпич привезен из Твери, а белый камень, который здесь был использован лишь в отдельных элементах декора, доставлен был из Старицы. Рассвет на Кубенском озере Известно о работе, исполненной великим художником русского средневековья преподобным Дионисием в Спасо-Каменном монастыре около 1481 года. Здесь было три иконы его письма. На острове сложилось уникальное книжное собрание. По переписи 1670 года, здесь хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников шесть книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся после пожара библиотеки. Здесь трудились переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова – известного книжника, старца, автора «Сказания о Каменном монастыре» – известно каждому знатоку русской культуры. Очень рано оформилась связь крошечного острова, затерянного в лесах и озерах Заволжского края, с великим духовным центром мирового Православия – с Афоном. При Московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые определили авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед. В Спас-Камне – первом на Вологодчине – была введена архимандрития, что означало установление на длительное время его старейшинства среди монастырей. Архимандриты и старцы Кубенозерской обители участвовали в важнейших общероссийских мероприятиях – в Соборе 1503 года, где вместе с преподобным Нилом Сорским защитили чистоту Православия от ересей, в Соборе об учреждении Патриаршества (1589), в Соборе об избрании на царство Бориса Годунова (1598), в процессе избрания царем Михаила Федоровича Романова (1613). Так что, как видите, значение этого крошечного острова, казалось бы затерянного в водах и лесах нашего Севера, чрезвычайно велико – как для Русской Церкви, так и для Российского государства. И уж от нас зависит, будет ли этот остров затерян только в водах и лесах или и в нашей памяти. C Александром Камкиным беседовал Петр Давыдов Фото: Алексей Колосов 23 сентября 2013 года
-
1 баллг.Мценск, 9 сентября, 2013г. Место мученической кончины Иоанна Кукши. Он был сыном одного из князей, проживавших в этой области. Тайно от отца ушел в Киево-Печерский монастырь,принял монашество и вернулся обратно для просвещения своих земляков, закоренелых язычников. С ним был его ученик Никон. Его встретили враждебно, но не трогали, как сына князя.Своей молитвой Иоанн Кукша за одну ночь осушил жертвенное болото, куда приносили в жертву молодых юношей и девушек. Жрецы, ожесточившись во злобе, пришли в отдаленное убежище отшельника, и убили его. На месте кончины праведника, тот час забил родник, который сохранился и до ныне. Монахи Киево-Печерской Лавры пришли за телом Иоанна и с великими почестями, на плечах, донесли Иоанна до родной обители..Ныне мощи Иоанна Кукши почивают в Дальних пещерах.Св.мученик Иоанн Кукша считается просвятителем Орловской земли с учеником своим Никоном. Не месте Источника возрождается мужской монастырь в нескольких километрах от г.Мценска. Места здесь красивые, но до сих пор мало заселены и глухие леса плотным кольцом охраняют тишину этих мест .Св.муч.Иоанне, моли БОГА о нас!
-
1 баллМилая Оптина... Все тяжелее и тяжелее с тобой расставаться... И даже не верится, что вот сегодня утром я была еще ТАМ, просыпалась от звона колоколов и летала на послушании... Очень переживала в этот раз, что не будет мест, новогодние выходные, много людей, два свободных дня 29 и 30 декабря ходила к старцам, к новомученикам и молилась, чтобы они для меня припасли одно местечко на послушании. Ехала я с двумя мыслями в голове: "Только бы не в трапезную, не хочу пахнуть кухней" и "Что же я там буду есть? Ведь эта монастырская еда абсолютно не для меня" )))) Поэтому, думаю, неудивительно, что попала я именно в паломническую трапезную, где запах кухни и много-много той самой еды, при воспоминании о которой меня раньше передергивало. Теперь я готова ее есть, есть и есть, насколько же она вкусная!!!! Я уже скучаю по этим кашам, салатам, компотам!!! А чай!!! Я никогда не пила чай, а в этот раз я дня не могла прожить без чая!!! Помню, когда меня поселили в вагончик, я пошла поблагодарить старчиков и новомученников за то, что место все же нашлось, хотя и народу было много. Зашла в часовню, поблагодарила о. Василия за то, что он как обычно в Оптиной меня привел туда, куда нужно и в душе такое ликование началось, внутри все кричало: "Я ДОМА!!!" Так и стояла я в часовенке, не в силах подавить эту радость от того, что я снова в родных стенах. На следующий день началось послушание, я сразу же поняла, что после прачечной для меня трапезная это отпуск))) Два дня я мыла посуду, паломников было очень много, и работали мы в таком бешенном темпе, что порой мне все это напоминало Макдональдс. Только там работники кричат "Фри стандарт!" или "Свободная касса!", а у нас "Сестры, стаканы!" или "Хлеб в большой зал!!" ))) Самые приятные воспоминания остались от мытья посуды, стоишь себе тихонечко, никто тебя не видит, ты тоже практически никого не видишь, уткнувшись в таз с водой и как в прачечной отмываешь свои грехи, только уже другим способом. 31 декабря мы решили отметить новый год, собрались после послушания в родной трапезной, приготовили чай, купили постных сладостей и стали ждать 00.00. Провожали старый год, рассказывая друг другу о том, чем он каждому из нас запомнился. И это удивительно, насколько разными путями Господь ведет к Себе людей. У каждого из тех, с кем я познакомилась в трапезной, своя история, свои скорби, свои радости, но итог от всего этого один - они всей душой полюбили Оптину Пустынь. Все было очень тепло и по-домашнему и мы все смеялись над тем, что еще никто из нас не отмечал новый год чаем)))) Затем меня перевели на сервировку столов. Очень скучала я по мытью посуды, потому что сервировка столов так и осталась в моем сознании связанной с кучей искушений. Рождество мы встречали тоже все вместе, сначала после ночной службы накормили народ, при этом сами не поели, и кто причащался на ночной литургии практически были без сознания в тот момент, когда стол для послушающихся на трапезной наконец-то был накрыт. В Рождественскую ночь мы легли спать в 5 утра, а с утра снова надо было кормить народ, радовать всех рыбкой и молочком))) После Рождества наплыв паломников уменьшился, послушающихся тоже, в последний день моего послушания на трапезной, нам даже пришлось просить паломников помочь помыть посуду, ибо мыть ее было практически некому. В общем, думаю, лучше всего о послушании расскажет мой фоторепортаж, в возможности осуществления которого, я сомневалась, честно сказать, до последнего момента. Но так как уже прочувствовала на себе тот факт, что благословение имеет великую силу, способную разрушить все преграды, все же взяла с собой фотоаппарат )))) Я уже и не помню то время, когда я уезжала из Оптиной с такими крокодильими слезами, как в этот раз, как сегодня... Пошла прощаться с старцами и новомучениками, попрощалась с о. Василием, вышла из часовенки, и окинув на крыльце взглядом Оптину (Вы не замечали, что именно на крыльце часовни на Оптину открывается удивительный вид? Все храмы, некрополь, оттуда видно все. Я открыла для себя это только сегодня) не могла сдержать слез. Так я и стояла на крыльце, плача о том, что скоро этой всей красоты уже не будет, а будет бешеный мир, со своей суетой, в котором ты такой чужой с недавнего времени. Понимая, что успокоиться мне не удастся, я вернулась к о. Василию в часовню, потому что в Оптиной так, как успокаивает он, меня не успокаивает никто. Стоит прийти к нему, проплакать минут 15 и в душе водворяется такой мир и тишина, что все наболевшее уходит... В этот раз, правда, я стояла дольше... Понимала, что надо уже идти, надо еще попрощаться со всеми в трапезной, еще собрать вещи, а ноги как слились с полом часовни и отказывались слушать голос разума... Представляла, что вот сейчас через некоторое время я выйду из оптинского леса и там начнется уже совсем иной мир, чужой, холодный... и снова слезы, снова "Батюшка, помоги..." Хотелось бы попросить всех форумчан помянуть в своих святых молитвах тех, с кем я послушалась эти 11 дней, тех, кто стали мне родной семьей: Петра, Григория, Александра, Рафаила, Ксению, Елену, Иулию, Татиану, Ирину, Татиану, Анну, Надежду, Нину, Ларису. Фоторепортаж Боевой ассортимент Орудия труда Все время задавалась вопросом, зачем он там висит??? Теперь знаю...))) Наш новогодний стол Работаем до ночи Встреча 2012го Так и осталось загадкой, почему фотография получилась черно-белой) Нерабочий процесс Рабочий процесс Паломники Молитва трапезников)) Работа кипит Ах, этот монастырский салат "Оливье"!!! Сервировка столов Порой нормально поесть не удавалось совсем! Трапеза трапезников) Подмога пришла! Уникальная картина, братия за мытьем посуды!! Ну а так, собственно, заканчивается послушание на трапезной
-
1 баллМонастырь. Прибыла в Оптину 6 сентября 2011года, в 18 часов.У меня до сих пор сохранилось первое впечатление - Оптина находится высоко в горах и соприкасается с Небом, само пространство монастыря постоянно творит МОЛИТВУ:Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!!! Здесь все необычно: можно получить ответ на свой вопрос совершенно явно и неожиданно, а за грешные и тщеславные мысли рассчитаться молниеносно. Преподобные Старцы Оптинские. Ощущение присутствия духоносных преподобных Оптинских Старцев почти физическое. Думаю, что МОЛИТВА в обители не прекращалась НИКОГДА! Даже во времена безбожия, полного забвения и разрухи в душах человеческих, Оптина охранялась и сохранялась МОЛИТВОЙ преподобных. Старцев, которая жила вне времени, пространства и помрачения умов наших. Литургия. Посчастливилось 2 раза побывать на Литургии! Казалось, что Матерь Божия Сама предстоит у Престола, купол Храма растворился, Силы Небесные молятся с нами и за нас, а Ангелы поют на Небесах! Общая исповедь. Никогда не была на общей исповеди, в нашем храме она не проводится. Исповедь потрясла, батюшка, говорил о себе, обо мне, обо всем нашем грешном Мире, говорил с покаянием и грустью. Слезы лились ручьем. Господи, помилуй нас грешных! Братия. Братия болеет, слава Богу, Господь не оставляет Свою обитель и Своих возлюбленных детей - монахов! Как говорил преп. Амвросий: «Монаху полезно болеть, и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Вообще насельники монастыря все интересные личности, они иные, а значит не постижимые для нас мирских. У них иные радости и искушения. А братский хор - это что-то особенное, как будто Ангелы поют на Небесах и неизъяснимая Божественная ЛЮБОВЬ изливается на всех молящихся. Источник Пафнутия Боровского. Впервые в жизни трижды окунулась в святом источнике полностью, с головой! Ощущения незабываемые, это как смерть и рождение! Преподобный Пафнутий Боровский, моли Бога о нас, спасиБо, что не отринул меня грешную! Воздух - манна Небесная. Удивительно, но есть не хотелось совершенно, воздух обители, словно манна Небесная. На обед не ходила ни разу, он совпадал по времени с молебном преподобному.Амвросию, я выбирала молебен. Отношение к духовенству. Порадовало отношение к священникам, приехавшим в паломничество. Такое впечатление, что они вернулись в Отчий Дом, где им все бесконечно рады. Батюшки буквально светятся и «горят» в Оптиной, с трепетом служат молебен преподобным Оптинским Старцам, обновляются и исцеляются от ран, нанесенных им на приходах нами грешными. Часовня убиенных братий. Постаралась прочитать об иеромонахе Василии, иноке Трофиме и иноке Ферапонте как можно больше. «Пасху Красную» выучила почти наизусть, особенно близки мне дневники отца Василия, понятно и созвучно с моими мыслями каждое его слово, тем более, что мы с ним одногодки. О.Василий несколько раз, по молитвам, помогал мне с транспортом. С трепетом зашла в часовню, не смогла сдержать слез, но это были не слезы скорби, а благодарность Богу, что Он принял эту жертву. Поклонилась о.Василию, иноку Трофиму и иноку Ферапонту, мне показалось, что от земли идет какая-то вибрация, чувствуется святость этого места. Приходила в Часовенку несколько раз, прочитала Акафист убиенным братиям. Смерть, где твое жало?! Послушания. Оптина с радостью принимает паломников на послушания. Наверное на послушании выявляется то главное, над чем данной душе нужно трудиться. Видела и совершенно умиротворенных и счастливых послушников, и раздираемых гневом, ропотом и противоречиями. Я не была на послушании, но думаю, что узнала бы о себе много нового и нелицеприятного. Келия. Жила в гостевом домике, в 6-ти местной келии № 8 и место у меня было самое лучшее, второй ярус, прямо под иконами, поближе к Небу! Помню всех сестер: Оля с сыном Димочкой из Питера, Нина из Дагестана, Оля из Твери, Наташа из Казахстана. СпасиБО, что терпели позднее подобие моих молитв и меня грешную, молюсь о вас. Если я что-то напутала с географией, простите великодушно, дорогие сестрички Фото. У меня всего 3 фото из Оптиной. Не было желания фотографировать, тем более, что профессионально выполненные фото монастыря можно взять на сайте. Не хотелось нарушать покой святой обители фотографической суетой, ведь не зря в монастыре на все берут благословение. Все мирские радости и увлечения здесь видятся суетой сует. Прощание. Уезжаю 9 сентября 2011 г., еще рано, нет и 6 утра, но Оптина не спит, паломники уже ушли на полунощницу. Последний раз стою пред Святыми вратами монастыря. Стараюсь вобрать в себя и сохранить присутствие Святаго Духа, который не покидает Обитель никогда! Моли Бога о нас грешных, Благословенная Оптина! Заключение. Хотелось много хорошего рассказать об отце Данииле, Ольге (Olga), Жене (Евгения), с которыми меня свел Бог, но цензура Небесной канцелярии не пропустила Я очень рада знакомству с ними и у каждого из них мне есть чему поучиться. Молюсь о них ежедневно, пусть Господь благословит все их благие намерения и сохранит их на всех путех, во всякое время дня и ночи! Осталось ощущение, что всю поездку с 5-10 сентября 2011 г, Господь носил меня на руках, настолько все было гладко и необычно, спасиБо за молитвы всем: священникам нашего и не нашего храма, знакомым братьям и сестрам и просто хорошим людям, храни всех Господь! Советы паломникам. 1. Возьмите с собой много маленьких подарков (их все равно не хватит), т.к. встретите огромное количество замечательных людей, которым захочется что-то подарить. 2.Приготовьте фонарик, он пригодится, чтобы читать вечернее правило (возжигать свечи не благословляется), т.к. в келье, как правило, 6-8 человек, люди прибывают из разных часовых поясов, и кто-то захочет лечь спать пораньше и помолиться будет негде. Да и на полунощницу утром встают не все, а собираться в темноте сложно. 3. Приготовьтесь к тому, что зарядить телефон, фотоаппарат, ноутбук будет довольно проблематично. В келиях розеток нет, а наличие 2-х источников энергии в коридоре (на огромное количество паломников) не дает гарантии, что вы сможете вечером созвониться со своими близкими. Предупредите их, что отсутствие ваших звонков на какое-то время – норма. Слава Богу за все!!! Мулыкина Ирина. г.Екатеринбург.