Из "Дневника послушника Николая Беляева..."
4 декабря (1908 год)
" Сегодня память св.великомученицы Варвары. Не знаю почему, но я как-то особенно чту память этой святой. И это особенное уважение*** к великомученице Варваре я стал питать недавно, а именно после того, как побывал в Оптиной первый раз и возвратился в Москву. Я стал довольно часто ходить на улицу Варварку в храм св. великомученицы """ прикладываться к ее мощам. Припоминается, что дедушка ее очень почитал. Не знаю, может подражая ему я стал ходить в храм св. великомученицы...
*** Батюшка мне как-то сказал, что говорить: "Я чувствую уважение и почтение к святым", - нельзя, а должно говорить: "Чувствую любовь и имею веру" - (Прим.посл.Николая от 4 декабря 1909 г.)
В книгу "Дневник послушника Николая Беляева преподобного оптинского старца Никона" включены комментарии, которые составлены из воспоминаний Ивана Беляева, брата о.Никона. Следующие цитаты - из указанных комментариев:
""" Храм св.великомученицы Варвары на Варварке был и до Оптиной одним из любимых храмов. Помню, еще мальчиком я ехал на извозчике с о.Семеном Сергеевичем Ляпидевским к нему на дачу в Тарасовку. Проезжая мимо этого храма, он много говорил мне о святой великомученице, что она помогает в учебе и избавляет от напрасной смерти. Советовал ходить в этот храм и прикладываться к ее св.мощам. В Китай-городе великое множество церквей. Поэтому за всенощной храм этот был всегда полупуст и всегда в полумраке. Этого-то мне и надо было. Ходил я и любил поклоняться и лобызать св.мощи. В ковчеге был один только палец св.великомученицы и на нем перстень. После возвращения из Оптиной в первый раз я и привлек к этому храму и брата...
...Наше обращение за советом к о.Петру было следствием длившейся уже несколько месяцев большой внутренней деятельности и борьбы. Сердца наши еще с конца 1906 года даже с половины 1906 года, оторвались от всего, что нас окружало. Появилась ненасытная жажда молиться. Канарейки мои мне стали мешать, и я их все раздарил. Посещение церковных служб стало для нас необходимостью. Раньше к обедне я очень любил ходить в Храм Спасителя, теперь я туда не ходил. Там было слишком многолюдно, торжественно. Сосредоточиться в себе было трудно. Храм Василия Блаженного, Казанский собор, иногда Благовещенский собор, церковь Варвары Великомученицы на Варварке - вот были наши обычные места для молитвы. А в последние месяцы Чудов монастырь стал нашим любимым местом, где мы изливали свои души..."
От издателей "Дневника...." (Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь 2013 г.) - "В настоящем издании полный текст Дневника публикуется впервые, - во всех известных нам публикациях сделаны существенные сокращения..."