Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 27.12.2023 в Сообщения
-
1 баллГлава 5, стихи 3-4: «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч. 5:3-4). Это наставление является прямым продолжением предыдущих двух стихов, и оно не случайно, потому что смирение перед наставлением и перед учителем —это лишь одно из условий для научения знанию от Бога и о Боге. А второе необходимое условие — добрая нравственность. И в других местах Книги Притч выражается мысль, что нравственные преступления, — как в данном случае блудные грехи, прелюбодеяние — делают человека недостойным дара мудрости от Бога. Мне доводилось наблюдать печальные примеры того, как человек воцерковленный впадает в блуд, в прелюбодеяние, и когда он добровольно остаётся в этом грехе, как быстро он духовно деградирует. Это ужасное зрелище. В данной главе Книги Притч даются конкретные советы о том, как уберечь себя от такого рода грехов. Но посмотрим, что говорят святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти стихи: «Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании — яд, в устах — губительная отрава. Если же это и не тотчас обнаруживается, должно тем более избегать ее, которая прикрыла гибель, носит смерть сокровенную и не дает усмотреть ее сначала. Итак, кто ищет удовольствия и жизни приятной, тот пусть бежит сообщества развратных женщин, потому что они вносят в душу своих поклонников тысячи войн и смятений, возбуждая их всем — и словами, и делами — к браням и ссорам. И как самые жестокие враги, так и они все делают и ведут к тому, чтобы повергнуть их в бесславие, нищету и крайние бедствия». Очень сильными словами святитель Иоанн начинает данное толкование, неожиданными для подавляющего большинства наших современников: «блудница любить не умеет». Разумеется, и блудник тоже любить не умеет. Светские люди скажут: «Нет, как раз наоборот, это любовь людьми движет, такие сильные чувства!» Бывает, к сожалению, и у некоторых воцерковленных людей такое романтическое представление о блуде, что да, конечно, плохо, но это такая любовь, человек просто не может совладать с собой. Слово «любовь» здесь вообще неприменимо. Святые отцы, как я уже упоминал ранее, называли это блудным возбешением. Оно действительно может быть очень сильным чувством и самому человеку кажется, что он сходит с ума от любви, но на деле это просто похоть, воздействующая не только на тело, но и на душу. Человеку может казаться, что это возвышенное чувство, но цель его просто ввергнуть человека в греховную грязь. А когда это происходит, нередко это чувство испаряется, и человек, у которого жизнь разрушена совершённым им грехом, потом искренне недоумевает: «А чего ради я все это делал? Зачем?» От всей этой якобы любви остаётся только недоумение и разочарование. Вторая скандальная для современного мира мысль святителя Иоанна — это то, что если ты хочешь жизни приятной в удовольствии, то нужно избегать развратных женщин, избегать блуда. Для современного мира само собой разумеющимся считается прямо противоположное. Жизнь в блуде называется жизнью в удовольствие, массовая культура так это преподносит. Но если посмотреть на человека, который давно живёт во всяких блудных похождениях, то он отнюдь не кажется счастливым, и сами эти похождения привносят в его жизнь в сухом остатке больше беспокойств, боли, разочарований, потерь. Если смотреть на короткой дистанции, когда все только начинается, то это может выглядеть очень красиво, а если посмотреть на долгой дистанции, то плоды зачастую именно те, что описал святитель Иоанн. И здесь в словах Священного Писания не отрицается, что поначалу все хорошо, говорится, что «мёд источают уста чужой жены», но последствия от неё «горьки как полынь и остры как меч обоюдоострый». Обоюдоострый меч это меч заточенный с двух сторон, и благодаря этому он наносит более тяжёлые раны по сравнению с мечом, который заточен только с одной стороны. Святитель Афанасий Великий говорит об этом: «И хотя грешник чает иметь от этого удовольствие, однако после такой пищи он не обретет благополучного конца… А когда он питается таким образом, получая лишь кратковременное удовольствие, то скоро предан будет мучениям, поскольку небрежет о собственной душе и не хочет знать, несмысленный, что удаляющиеся от Бога погибают». В свою очередь, святитель Кирилл Иерусалимский приводит эту фразу в следующем контексте: «Что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно прелюбодействовать? С другой стороны, какая польза быть воздержанным как следует и нечестиво Богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение, поскольку много прельщающих философией и пустым обольщением. Эллины увлекают обращающихся сладостью языка, мед источают уста чужой жены (Притч 5:3)». Здесь святой Кирилл предлагает второй уровень понимания данных слов как относимых не только к физическому блуду, но и к тому, что нередко называется в христианской письменности духовным блудом, а именно, когда христианин начинает увлекаться либо языческой философией, как здесь приводит пример святитель Кирилл, либо же какими-то еретическими поучениями. Вообще в Священном Писании, особенно в пророческих книгах Бог неоднократно сравнивает верность, которую муж должен иметь к жене, а жена к мужу, с той верностью, которую душа должна иметь к Богу, «ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его» (Ис. 54:5). И нарушение этой верности Бог сравнивает с прелюбодеянием, — «Господь сказал мне: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала… прелюбодействовала с камнем и деревом [из которых были сделаны идолы]» (Иер. 3:6, 9). Поэтому когда православному христианину становится скучно учиться своей вере, то это первый тревожный признак его духовного нездоровья, о чем говорил преподобный Ефрем Сирин. И второй признак — это если ему вдруг становится интересно учиться от внешних, от еретиков, язычников, иноверцев, как будто у них есть какая-то истина, которую Господь не додал Своей Церкви. Этот «флирт» с ересями и лжеучениями отнюдь не является чем-то невинным и допустимым, это грех, ведущий к еще большему греху — духовному прелюбодеянию, нарушению верности Богу и Его истине.
-
1 баллГлава 5, стихи 1-2: «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание» (Притч. 5:1-2). То есть, чтобы научиться рассудительности, нужно смирить свой разум перед наставлением учителя, и при этом не любого учителя, а того, который учит закону Божьему — тому, что, в свою очередь, он воспринял от своего наставника, как об этом было сказано ранее. Так что получение дара рассудительности и в принципе научение закону Божию неразрывно связывается со смирением. Соответственно, все, кто говорит: «Мне не надо учиться, я сам все знаю», оказываются нарушителями этих слов Писания и оказываются далеки от рассудительности и от той мудрости, которой желает научить нас Господь.