Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 04.01.2024 в Сообщения

  1. 1 балл
    Глава 6, стихи 1-5: В первых пяти стихах этой главы говорится о том, что не нужно поручаться за кого-либо: «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Притч. 6:1-5). Что значит «поручиться за ближнего»? Это когда кто-то не имеет достаточного доверия в чьих-то глазах, но мы говорим: «я ручаюсь за этого человека». То есть, мы берем на себя ответственность за его будущие действия, гарантируем, что он будет отвечать возложенным на него ожиданиям. Например, мы привели знакомого устраиваться на работу, и говорим начальнику: «Я ручаюсь, что с ним все будет в порядке. Он не будет пьянствовать, прогуливать и т.д.» Может быть и формальное поручительство — в банке, когда мы выступаем поручителем кого-то, то есть, гарантируем, что он своевременно выплатит кредит. Священное Писание во многих местах высказывается резко против поручительства. Потому что мы не знаем будущего, и не знаем, как поведёт себя человек, за которого мы поручились. А значит, есть некоторая дерзкая самонадеянность с нашей стороны, когда мы так поступаем. Мы не можем точно сказать, как сами отреагируем в той или иной ситуации, зачастую не можем за себя поручиться, а тем более за другого человека! Но что значит это поручительство? Что если данный человек не оправдает оказанного ему доверия, тогда проблемы будут у нас, претензии будут к нам. И справедливо. Начальник может нам сделать выговор, перестать доверять, когда тот, за кого мы поручились, подведет. А банк может изъять наше имущество в счет долга того, за кого мы поручились. Не раз я видел матерей, вынужденных расплачиваться по кредитам их сыновей, за которых они выступили поручителями. А как отказать сыну, если он просит? Или другу? Как раз чтобы дать нравственную силу отказаться, написаны эти слова Священного Писания. Так что можно и нужно сослаться на это: извини, но Господь запрещает давать поручительство, я не могу нарушить заповедь. Если я могу как-то иначе тебе помочь, без нарушения заповеди, я помогу, а быть поручителем Бог запрещает. К слову, эта норма Писания нашла выражение и в русской народной поговорке: «Кто поручится, тот и помучится». Если современные поручители рискуют лишь репутацией или имуществом, то в древности иногда они рисковали и жизнью, их могли казнить. Либо же причинить телесный вред. Древняя форма ручательства звучит как: «даю руку на отсечение». Итак, вы понимаете, почему сказано, что «тот, кто поручился за ближнего твоего, тот опутал себя словами уст твоих». То есть, ты сам себя словами своими связал. И поэтому нужно постараться избавиться от этой ситуации и от вреда, который она может принести. Как сказано: «пади к ногам, умоляй ближнего твоего» — того, за кого ты поручился, чтобы он действительно исполнил то, за что ты поручился. «Спасайся как серна и как птица из руки птицелова», то есть, постарайся как можно скорее из этой ситуации вырваться, так же, как пойманная птица пытается вырваться из руки птицелова. Святитель Григорий Богослов пишет: «Поручиться за друга — значит взять чужую душу на свою ответственность или на свой страх. Поручитель как бы передает себя в распоряжение врага, потому что ручательство постоянно связывает его тем, от чего прежде он был свободен. Он связал себя обязательною порукой своей словно сетью, закрепил себя как пленник и раб собственными устами своими». В свою очередь преподобный Максим Исповедник даёт духовное понимание предписания «не ручаться за друга». Он объясняет, что «другом» Соломон называет тело из-за отношения души к нему. Он говорит, что «не следует поручаться за него, то есть удостаивать его жалости, а когда оно должно воздать трудами за добродетель, не нужно позволять ему искать отдыха». Речь идет в контексте подвижничества о том, что не нужно потакать собственной плоти, ибо путь потакания ведёт к тому, что христианин лишается всего, что приобрёл благодаря своему подвижничеству.
  2. 1 балл
    Глава 5, стихи 22-23: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч. 5:22-23). Здесь священный автор возвращается к тому, что было сказано в предыдущих главах, и что выразил также апостол Павел словами: «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Это не Бог виноват в том, что человек мучается. Некоторые лжеучителя говорят: «Как же так? Вот человек в ад отправится, а Бог ведь любовь! Бог должен пожалеть его, спасти его, ну подумаешь, грехи какие-то делал! А то ведь получается, что Бог — мучитель!» И далее продолжают свою хулу, чтобы смутить верующих и подвигнуть их к согласию со своей ложью о спасении всех подряд. Но, как видим, Писание говорит, что «беззаконного уловляют собственные его беззакония». Не Бог виноват. Бог предупреждал, Бог призывал — и через строки Священного Писания, и через голос совести. Но человек, который упрямо выбирает путь зла, оказывается пойман своими беззакониями, которые и ведут его к ужасному концу. Он оказывается «в узах греха своего», то есть, грех порабощает человека. Это идёт вопреки утверждениям пропагандистов греха, говорящих: «Вы должны быть свободны, мораль и нравственность вас ограничивают, сбросьте с себя их оковы и живите как хотите, никакого греха нет, это все попы выдумали». В действительности путь греха это отнюдь не путь свободы, а путь рабства разрушительным и душепагубным страстям. Настоящая свобода — это свобода именно от того, что тебя губит, а не от того, что тебя сохраняет. Такое порабощение грехами по свидетельству автора Книги Притч ведет к тому, что человек помрачает свой ум, теряет себя самого и умирает без наставления, то есть, лишается возможности принести покаяние перед смертью. Блаженный Августин говорит в отношении этих слов: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его: Да убоятся же и связанные [епитимьей], и разрешенные [от греха]: разрешенные — чтобы не подпасть опять тому же, связанные — чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо в узах греха своего, — говорит Премудрый, — он содержится (Притч.  5:22), а кроме святой Церкви нигде нельзя получить разрешения» — от от этих уз греха. Здесь еще раз возникает тема страха Божия как того, что позволяет человеку уберечься от впадения в новые грехи и вывести его к освобождению от воздействия тех грехов, в которые он впал прежде. Поэтому блаженный Августин говорит, что если мы оказались свободными от грехов, то нужно иметь страх Божий, чтобы не оказаться по легкомысленности снова подверженным тем же грехам, или даже худшим, что ранее. Если же мы в состоянии уз греха, то нужно бояться остаться в этом состоянии. Как, к сожалению, многие думают: «ну что поделать, такой уж я», и даже современная психология во многом построена на том, чтобы человека законсервировать в его греховном состоянии. Популярная психология убеждает человека: «Ты должен простить себя и принять себя таким, каков ты есть. Начинай считать, что то, в чем ты находишься, это нормально, и тогда ты будешь меньше мучиться». Но в итоге человек по-прежнему остаётся несчастным и, вероятно, не случайно, что расцвет этой психологии и этих установок совпал с огромным распространением депрессии в западном мире. Сейчас это самое распространённое психическое заболевание. Казалось бы, если бы психология, которая очень распространена на Западе, была бы так успешна, то она бы делала несчастных людей счастливыми. Но несчастных там становится все больше, потому что законсервирование грешника в узах греха глубинного счастья ему не приносит. Это может дать какое-то временное облегчение, если он с помощью аутотреннинга или психологического сеанса заглушит обличающий голос совести. Счастливым его может сделать только внутреннее освобождение от ветхого себя, от своих прежних злых дел, и от их нынешних последствий эти, а это обретается, как говорит блаженный Августин, только в Церкви, через покаяние. Через покаяние человек может измениться и стать лучше, чем он есть. Бог призывает нас стать лучше и выше, совершеннее: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И не просто призывает, но дает все средства для того, чтобы это исполнить. Покаяние одно из них. В расхожей установке «Прости себя» есть невероятное лицемерие. Как ты можешь простить себя за совершенное тобою прелюбодеяние, кражу или убийство? Ведь не ты - пострадавшая сторона! Простить тебя может лишь тот, против кого ты согрешил, а сам себя ты можешь сколько угодно прощать, но грех продолжит довлеть над тобой.
×
×
  • Создать...