Глава 15, стих 15:
«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Притч. 15:15).
Вот что говорил об этом святитель Иннокентий Херсонский: «Первое нисколько не удивительно, так как мир весь лежит во зле, то стоит только открыть окно, чтобы зло тотчас полилось со всех сторон в душу. Добрый, как море: оно сильно волнуется, иногда как бы стонет и испускает вопли, но все это на поверхности; несколько сажен вглубь, и море стоит недвижимо в самую сильную бурю. Таков и праведник: несмотря на внешнее движение и страдания человека своего внешнего, он внутренне всегда безмолвствует, и, более того, в сердце у него весело».
Здесь можно привести пример новомучеников. Я читал их письма из заключения, где они свидетельствовали своим близким, что, несмотря на ужасные условия, в которых оказались, на пытки, которые претерпевали, и даже ожидание расстрела, они испытывали Пасху на сердце, радость. Словосочетание «всегда пир», совпадает со словами апостола «всегда радуйтесь» (Фес. 5:16). Для христианина нормально всегда испытывать радость о Господе. Конечно, грех лишает этой радости, но для христианина ненормально жить в сознательном грехе.
А с кем именно происходит этот пир христианина? Христос сказал: «Вот, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Это говорится о двери сердца каждого человека. Вечеря — это вечерняя трапеза, тот самый пир. И если у человека в сердце Христос, Он является источником постоянной духовной радости.
Если постоянное состояние нашей души унылое, раздражённое, то, значит, Христа в нашем сердце нет. Может быть, мы стремимся к Нему, верим в Него, но пока ещё не открыли двери сердца для Него, говоря: «Подожди, Господи, у меня тут ещё предыдущий гость не ушёл». А какой предыдущий гость? Грех.