Перейти к публикации
иером. Даниил

Если глаз, рука или нога соблазняет тебя, вырви их и брось от себя (ср. Мф.5,29-30)

Рекомендованные сообщения

Что означают слова, сказанные Господом: Если глаз, рука или нога соблазняет тебя, вырви их и брось от себя (ср. Мф. 5, 29-30; Мк. 9, 43,45)?

 

Мы можем предположить, что согласно простому толкованию притча намеком указывает на друзей, которые подобны глазам, на домашних, которые необходимы нам как руки, и на товарищей, которые служат нам будто ноги. Их-то Слово и повелевает вырывать, если они соблазняют нас и вредят душе. Однако предписание можно истолковать и иначе, анагогическим способом: если ты владеешь созерцательным знанием, будто глазом, но оно возносит тебя к гордости и высокомерию - то вырви его. Если ты имеешь делание утонченное, и оно становится для тебя причиной надменности, то вырви его. Таким же образом, если ты владеешь способностью к служению, которое есть нога, и от этого превозносишься, то отвергни ее. Ведь тебе полезно отказаться от этих мнимых добродетелей, но при этом не дойти до совершенной погибели по причине гордости и высокомерия.

 

Прп. Максим Исповедник "Вопросы и недоумения"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Подумалось мне, что это говорится о желаниях сердца самолюбивых, греховных, о борьбе с грехом вообще.

Господь указывает насколько опасен грех. 

 

Вспомнила историю про старца Паисия Святогорца, когда он осудил блудницу и не заметил этого, а после в скором времени на него обрушилась страшная блудная брань, и он побежал высоко в горы, молился Господу, но искушение не отступало. Тогда старец выхватил топорик (который он носил кажется в сапоге, чтобы ветки рубить) и стукнул себя по ноге, так что хлынула кровь..

И старец сразу же осознал, что это искушение было попущено ему Господом за осуждение женщины и как страшен этот грех - ОСУЖДЕНИЕ,

 

Т.е. лучше причинить себе боль и отказываться от всего того, что является соблазном для нас и привязкой в этой временной жизни, чем остаться в будущем веке без Господа.

Помоги Боже!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Подумалось мне, что это говорится о желаниях сердца самолюбивых, греховных, о борьбе с грехом вообще.

Господь указывает насколько опасен грех. 

 

Вспомнила историю про старца Паисия Святогорца, когда он осудил блудницу и не заметил этого, а после в скором времени на него обрушилась страшная блудная брань, и он побежал высоко в горы, молился Господу, но искушение не отступало. Тогда старец выхватил топорик (который он носил кажется в сапоге, чтобы ветки рубить) и стукнул себя по ноге, так что хлынула кровь..

И старец сразу же осознал, что это искушение было попущено ему Господом за осуждение женщины и как страшен этот грех - ОСУЖДЕНИЕ,

 

Т.е. лучше причинить себе боль и отказываться от всего того, что является соблазном для нас и привязкой в этой временной жизни, чем остаться в будущем веке без Господа.

Помоги Боже!

Не плохо было бы здесь пояснить почему так старец поступил))) а то мало ли какие гости на форуме читают эту тему) Начнут сейчас рубить себя...

Изменено пользователем Грешный

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не думаю, что начнут "рубить", плоть то жалко... :derisive:


Но я нашла этот рассказ полностью из первоисточника можно сказать:


  - Геронда, почему так происходит: когда я осуждаю сестру за какой-нибудь недочёт, то потом сама делаю то же самое?


-      Если кто-то осуждает за что-нибудь другого, но не осознаёт своего падения и не кается, то обычно сам впадает в тот же грех. Так происходит, чтобы человек осознал своё падение. Бог по Своей любви попускает скопировать состояние того, кого он осудил. Если, например, скажешь про кого-нибудь, что он корыстолюбив, и не поймёшь того, что ты осудила, то Бог отнимет Свою благодать и попустит, чтобы и ты впала в корыстолюбие – и ты начнёшь копить. Пока ты не осознаешь своего падения и не попросишь у Бога прощения, будут действовать духовные законы.


Чтобы помочь тебе лучше это понять, расскажу тебе одну историю из своей жизни. Когда я жил монастыре Стомион, узнал, что одна из моих одноклассниц сбилась с правильного пути. Я молился, чтобы Бог внушил ей мысль прийти ко мне в монастырь. Я даже выписал из Священного Писания и святых отцов некоторые мысли о покаянии. И вот однажды она пришла. Мы побеседовали, и мне показалось, что она всё поняла. Она стала часто приходить в монастырь вместе с ребёнком, приносить свечи, масло, ладан для храма. Однажды мои знакомые, паломники из Коницы, мне сказали: "Геронда, эта женщина притворяется. Сюда приносит свечи и ладан, а в городе продолжает гулять с офицерами". Когда она пришла в монастырь в следующий раз, я стал на неё кричать в храме: "Иди отсюда, ты провоняла всё вокруг!.." Бедная женщина ушла в слезах. Спустя время я ощутил сильную плотскую брань. "Что это? Никогда со мной не бывало таких искушений. Что происходит?" Я не мог найти причину. Молюсь - не проходит. Я отправился вверх на Гамилу (вершина горы Пиндос). "Лучше пусть меня съедят медведи", - думал я. И поднялся высоко, но искушение не проходило. На поясе  у меня висел маленький топорик. Я его достал и три раза ударил по ноге в надежде, что от боли искушение пройдет. В ботинок полилась кровь, а искушение не прошло. Вдруг у меня в голове промелькнула мысль о той женщине. Я вспомнил слова, которые ей сказал. "Боже мой , подумал я, - я лишь немного испытал эту адскую муку, а она  живёт с ней постоянно!.. Боже, прости меня за то , что я ее осудил". И сразу почувствовал небесную прохладу, брань прошла. Видишь, что делает осуждение?


Если мы снисходительно относимся к   ошибкам других, то Бог проявит   снисхождение и к нашим ошибкам.


История о покаянии на самом деле. Интересно, что старец осознал свой грех только после болевых ощущений, ударов по ноге. Я слышала, что поклоны помогают. Но во всем мера нужна, рассудительность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Известны примеры членовредительства в целях борьбы с грехом среди людей церкви. Они были знакомы со св.Писанием. Не вижу, на что списать, кроме ревности не по разуму. Все, что создано Богом - хорошо. То, что мы извратили путь свой, повредило стопы, но это не повод ампутировать их. И обрезание сердца - это не хирургическое вмешательство.. "Тела наши (тела христиан) - члены тела Христова" 1 Кор 6:15. и "Тело - храм Духа Святого" 1 Кор 6:19. Членовредительство - акт вандализма. Такие радикальные методы - это не борьба против духов злобы, а внушение от этих духов и осуществление их  деструктивных целей. 

 Речь идет об аскезе, о сознательном посте, о добровольном (не как разбойник на кресте, который страдал, но продолжал грешить) самоограничении во здравие души и тела.Чтобы "сделать прямыми пути Господу". Просто все д.б. иерархично. Нужно опрокинуть рабство плоти. Когда она подчинена Духу (Святому) - ничго дурного в ней нет. Упомянутые глаза, руки, ноги - образы действия. "все позволено, но не все полезно." 

 а по поводу "мысленного волка" вспомнился заключительный эпизод из "Игр разума" с Кроу, где протагонист говорит о диете для ума. 

"вырви и брось от себя" - предполагает болезненные ощущения - это бунт самости. Говорят, что и простая физическая боль отрезвляет. Ну, иных болящих даже раззадоривает... В посте выше приведен пример, когда не боль освободила от страсти, а Господь, видя покаяние грешника. Так что, дорогие насельнии и трудники, не спешите вырывать себе глаза или руки, или стройные части тела невоцерковленных гостей обители. И - мир вам)

Изменено пользователем iam

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Настоящее покаяние происходит, как правило, через боль отвержения себя, своей воли, принуждения себя ко всему доброму и душеполезному, а также через болезненные и даже мучительные ощущения от видения своих грехов. Душа болезнует и скорбит сильно, когда во свете Божием видит всю себя в грехе, как в проказе, я читала, что так  видели себя все святые подвижники, это смирение.

И не нужно бояться этой душевной спасительной боли. Потому что Господь таким образом исцеляет душу, и после дает ни с чем несравнимое утешение, чувство освобождения и радости.

 

 

 

 


Таким же образом, если ты владеешь способностью к служению, которое есть нога, и от этого превозносишься, то отвергни ее. Ведь тебе полезно отказаться от этих мнимых добродетелей, но при этом не дойти до совершенной погибели по причине гордости и высокомерия.

Прп. Максим Исповедник "Вопросы и недоумения"

Я читала о том, что старец Паисий Святогорец говорил монахине, которая тщеславилась своим послушанием на клиросе и иконописью и хотела бросить это, чтобы она не бросала послушание, но боролась со страстью тщеславия, а Господь даст силы и поможет побороть эту страсть.

 

Наверное, бывают разные случаи. Кому-то нужно бросить служение, чтобы убежать от превозношения, а кому-то продолжать заниматься и бороться. Волю Божию о себе нужно узнавать в каждом конкретном случае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

    Такая вот простая, некрасивая версия. Я думаю, Иисус видел людей насквозь, видел всю их порочность, в том числе и порочность, лицемерие фарисеев, книжников, духовных лидеров того времени. Видимо многие тайно предавались порокам, возможно мастурбировали, или смотрели на женщин с вожделением, хотя строили из себя набожных. Во многом из-за этого религиозные деятели и захотели его распять, так как всё же понимали что Христос не простой человек, всё знает про них, и боялись, что он может разоблачить их, разрушить их репутацию. В этих словах он эмоционально призывал народ, не поддаваться искушению, и усилить борьбу с плотскими страстями. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...