Перейти к публикации
Гость

Увлекательное чтение...

Рекомендованные сообщения

Хочу быть матушкой

 

pre_Matuska.JPG

 

 

В храме царил полумрак. Молящиеся разошлись. Вечернее богослужение давно закончилось, но еще больше часа стояли исповедники к отцу Дионисию. Наконец и он, прихрамывая на больную ногу, вышел из храма в сопровождении нескольких женщин, жалующихся на свою семейную жизнь. Оставшиеся после всенощной свечки догорели, в теплом густом сумраке мерцали только огоньки лампад. Наталья и две другие уборщицы занялись вечерней уборкой. «Как же я хочу быть матушкой… Это, наверное, даже не состояние души, это диагноз! – подумала Наташа, смачивая лампадным маслом тряпицу и тщательно натирая подсвечник перед иконой преподобного Сергия Радонежского. – Неделя до Рождества, а настроение совсем не праздничное. Сил стоять на службах и поститься нет. Народу в храме прибавилось и уборки соответственно тоже. Хорошо, что обедаю в семинарской трапезной, учащимся во время поста большое послабление, рыбой кормят почти постоянно. Скоро светиться начнем от фосфора!» Методично обходя определенный ей для уборки правый предел храма, девушка убирала огарки с подсвечников, счищала налипший воск, тщательно и с большой любовью протирала иконы.

 

 

далее...

 

 

0a72062e337c14b99188191af8b3f60f.gif

 

 

«И все звезды отдавали тебе свою нежность». Рассказ

 

Иван Васильевич пил уже третий день. Вроде бы факт не самый примечательный, для простых смертных, но это если не учитывать то, что Иван Васильевич был человеком здорового образа жизни. По утрам он делал пробежки, пил свежевыжатые соки и не ел после девяти вечера. Именно поэтому небритый, помятый и пьяный уже к обеду Иван Васильевич внушал страх и опасение. Уже второй год Иван Васильевич, инженер завода по производству огнеупорных материалов, приезжал на дачу один: брал отпуск плюс положенные отгулы и пол лета проводил здесь – на берегу реки, в тени деревьев посаженых собственноручно. Дети выросли настолько, когда отец и мать уже не нужны, потому что они взрослые и сами знают как жить, и еще не нужны, потому что нет внуков. Теперь свои летние каникулы-отпуска дети проводили не на некогда любимом дачном участке, а на различных курортах: отечественных и не совсем.

 

далее...

 

30159.p.jpg?0.7223739620625876

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Августин

 

29534.p.jpg

 

Часть 1

 

Эта история произошла в 1986 году. Меня, тогда еще молодого послушника, буквально месяц назад перевели из Псково-Печерского монастыря в Москву. Архиепископу Питириму, руководителю Издательского отдела Московского Патриархата, рассказали обо мне, что в Псково-Печерском монастыре, на коровнике, есть послушник с высшим кинематографическим образованием. Как раз в этот год государственные власти наконец разрешили Церкви подготовку к празднованию тысячелетия Крещения Руси. Сразу срочно понадобились специалисты: впервые предстояло показывать жизнь Церкви по телевидению, снимать фильмы о Православии. Вот я и попался под руку.

далее...

 

0a72062e337c14b99188191af8b3f60f.gif

 

Часть 2

 

Итак, отвергнув сомнительный вариант с покупкой фальшивого паспорта, и вариант, связанный с надеждой на понимание и милость со стороны государственных органов, и вариант, по которому мы и дальше бы без конца прятали отца Августина по квартирам, решено было остановиться на поездке в Грузию. Отец Августин, помолившись, согласился. Оставалась только одна загвоздка: мне для того, чтобы поехать на неделю в Грузию, нужен был веский повод. Рассказывать владыке Питириму историю о подпольном монахе Августине я не считал возможным, чтобы не ставить владыку, ответственного церковного иерарха, постоянно находящегося под наблюдением спецслужб, в затруднительное положение.

 

далее...

 

0a72062e337c14b99188191af8b3f60f.gif

Часть 3

 

Но, несмотря ни на что, я до конца так и не верил, что наш отец Августин – лжец и преступник! Отец Августин, которого мы успели полюбить, с которым вместе молились, пили чай, спорили, обсуждали духовные вопросы? Быть может – это какое-то страшное наваждение? Всего лишь череда поразительных совпадений, и я, грешник, осуждаю чистого, неповинного человека? Эти сомнения ни на мгновение не оставляли мою несчастную голову. Наконец я пришел к твердому решению, что не могу обвинять его ни в чем до тех пор, пока сам полностью не буду во всем убежден. Как это случится? Но если уж Господь открыл то, что стало известно за последние два дня, Он откроет и остальное!

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иван Сергеевич Шмелев

 

Лето Господне

 

Праздники — Радости — Скорби

 

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

А.С.Пушкин

f30cbab4996c7f78684d7b37c0517e1e.gif

 

ПРАЗДНИКИ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой–то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что–то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

 

— Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый.

 

далее...

 

shmelev3b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иван Сергеевич Шмелев

Старый Валаам

 

 

expert_15_128.jpg

 

I. - К Валааму

 

...В половине 3-го часа утра разбудил меня звонок в коридоре гостиницы. Было еще совсем темно. Видно только, как бегут в небе тучи, то открывая, то заслоняя звезды. Очертания собора высятся над березами. Озеро гремит, шумят березы. На колокольне ударили к полунощнице. Стучат сапоги монахов по каменной дорожке – тянутся иноки к собору. – Во имя Отца и Сына и Святого Духа...

 

– Аминь.

–"Александр" через час отходит, – говорит брат Тихон, послушник, – с вечера еще пришел, волны берегся.

– Неспокойно озеро?

– Да не так чтобы... волнисто. Большой бури не будет, а покачает.

 

Опять это "покачает". Из Шлиссельбурга вышли на "Петре Первом" – так трепало, что мы сошли на Коневце, отсиживались, приготовлялись к Валааму. И вот, теперь, и на "Александре" покачает.

 

– Это ничего-с, – успокаивает нас брат Тихон, – для испытания вам, наше озеро дух смиряет, а потопления вам не будет, преподобный Арсений сохранит.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

 

a0f6d6485154.jpg

Часть I

 

РАССКАЗ ПЕРВЫЙ

 

Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место. Имение мое следующее: за плечами сумка сухарей, да под пазухой Священная Библия; вот и все. В двадцать четвертую неделю после Троицына дня пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано: непрестанно молитеся. Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддерживания своей жизни? Справился в Библии, и там увидел собственными глазами то же, что слышал - и именно, что надо непрестанно молиться, молиться на всякое время духом, воздевать молитвенные руки на всяком месте. Думал, думал, не знал, как решить.

 

читать дальше...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Екатерина, спасибо Вам! Вы открыли для меня книгу "Старый Валаам"! Моя давняя мечта побывать там.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Екатерина, спасибо Вам! Вы открыли для меня книгу "Старый Валаам"! Моя давняя мечта побывать там.

 

:D очень рада, что что-то нашлось полезным для вас :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зажечь другого

 

Миссионерские записки

 

31681.p.jpg

 

Дерево таким образом живет, что стоит полить корни, и распустятся ветви. Человеческое тело таково, что стоит пальцу опухнуть, и весь человек ходить не сможет. Совершенно по тем же законам живет и человеческое общество. Один влияет на всех, и все влияют на одного. Сложноподчиненные связи пронизывают человечество. Никогда заранее не угадаешь, как и в каком месте прорастет посев, сколько еще огней зажжется от малого огня, зажженного тобой.

 

Вот она и радость. Вот и утешение. Телесное око очень ограничено в способностях. Чтоб видеть дальше и глубже, нужны микроскопы и телескопы. И житейский взгляд выхватывает только то, что «здесь и сейчас». А какова дальнейшая судьба примеров, слов, идей, дерзаний и усилий, пока не видно.

 

Вот как грамотно, со знанием дела, сердечно излагает православную веру епископ Каллист (Уэр). Но кто мог предвидеть это, когда он, еще юным студентом, вошел «случайно» в православную церковь и стоял за литургией, которую служил архиепископ Иоанн (Максимович)? А ведь тогда-то все и началось.

 

Вот как много трудов взял на свои плечи иеромонах Серафим (Роуз), пробуждая спящих от сна, защищая веру отцов, обличая козни врага. А ведь тоже все началось в православном храме, куда он зашел «случайно» и почувствовал, что двери за спиной закрылись, а сердце сказало: «Ты дома».

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Время горящей спички

 

spichka_200_auto.jpg

 

В отрочестве и юности бывают такие безотрадные дни, когда хочется умереть. Тебя никто не понимает, не любит, а я-то такой хороший, вот умру, вот будете знать, кого потеряли. Вот уж поплачете, а я, гордый и красивый, поплыву в последней жизненной лодке, в деревянном гробу в сторону заката.

 

Нет, говорю я сейчас себе, тому давнему юноше, надо жить долго. Долго, чтобы понять, что жизнь моментальна и что сравнение ее с горящей спичкой рядом с сиянием солнца очень верное. Время горящей спички - вот наша жизнь, а солнце - это вечность, которая суждена нашей душе. Нынче эта солнечная вечность заявила о себе такой жарой, таким пожигающим всё живое зноем, что стало всем понятно, от президентов до сторожей: мы ничто перед волей Божией. И хотя ученые стали торопливо валить все на аномальные явления, хотя политики стали изображать заботу о людях и обещать много чего, жара воцарилась как справедливое наказание за наши грехи, и как раз в дни ее владычества я и приехал в родное вятское село, называемое теперь поселком.

 

В моей родине есть такая сердечная магнитность, что не надо и причин, чтобы ехать сюда. Но нынче была еще и особая причина - исполнялось ровно пятьдесят лет с той поры, как меня увезли отсюда. Из села, самого лучшего на всем белом свете. Да, поверьте, ибо за полвека я успел походить, поездить, поколесить, полетать, поплавать по пространствам планеты и мог все со всем сравнивать.

 

Полвека. Никто тогда не спросил, хочу ли я уезжать, меня просто призвали в славные ряды защитников Отечества. Наголо остригли, привезли на сборный пункт, а там шагом марш в товарный вагон.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пасха Красная

(Нина Павлова)

 

big.jpg

 

Часть первая

«Восста из мертвых земле ОПТИНСКАЯ, ЯКО ИНОГДА ЛАЗАРЬ четверодневный...»

НАЧАЛО

 

«Крапива выше меня ростом растет у стен монастыря»,— писал в дневнике летом 1988 года новый оптинский паломник Игорь Росляков. Росту же в новом паломнике было под два метра, и крапива в то лето действительно впечатляла. Оптина пустынь лежала еще в руинах и выглядела как после бомбежки — развалины храмов, груды битого кирпича и горы свалок вокруг. А над руинами щетинились непроходимые заросли — двухметровая крапива и полынь.

 

Разруха была столь удручающей, что местные жители признавались потом, что в возрождение Оптиной никто из них не верил. И если до революции в монастыре действовало девять храмов, то теперь картина была такая. От храма в честь иконы Казанской Божией Матери остались только полуобвалившиеся стены — ни окон, ни дверей, а вместо купола — небо. Когда храм был поцелее, в нем держали сельхозтехнику. Въезжали прямо через алтарь.

 

далее...

 

dae402abf10ae94113d19d484aa6a0fd.gif

Пасха Красная

аудиокнига

 

51df98bfa31d.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старые вещи

 

http://www.pravmir.ru/starye-veshhi/

 

Сколько себя помню, всегда в моей жизни присутствовал тревожный чемоданчик. Почему я называю его «тревожным»? Потому что у отца, а он был человеком военным, чемоданчик именно так и назывался. Только мне, в отличие от папы, он был нужен, когда я уезжал в пионерский лагерь, и собирала мне его всякий раз моя мама, впрочем, как и папе.

 

Прошли годы, но мой детский чемоданчик сохранился, и потом, уже сам будучи офицером, я использовал его по прямому назначению, в качестве «тревожного», укладывая в него вещи, согласно списку, утверждённому командиром части.

 

Всё это было очень давно, уже выросло новое поколение, а я вышел из возраста военнообязанного, но «тревожный» чемоданчик цел. Правда тот старый давно уже пылится в подвале. Выкинуть – всё рука не поднимается. Зато сейчас вместо него у меня старинный докторский саквояж.

 

Грешен, падок я на старые вещи, да и на всё, что связано со стариной. Берёшь древнюю монету или какую-нибудь старинную вещицу – так даже что-то в душе трепетать начинает, сколько же людей её в руках держало, и как давно это было, подумать страшно. Никого из тех, кому эта вещь была дорога, уже и на свете нет, а память их прикосновений хранит дошедший до нас артефакт.

 

ac7525164ee3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стать неофитом

 

31686.p.jpg

 

Дмитрий Забелин

Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение.

 

Мы живём в век подмены понятий. Эта фраза набила оскомину, но не потеряла актуальности. И не потеряет, пока солдат с оружием в руках в чужой стране называется миротворцем. Или пока блудное сожительство называют гражданским браком. Не должна терять…

Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сказка

(Протоиерей Андрей Ткачев)

 

Хочу поделиться радостью – пересказать полезную и прекрасную идею. Не я придумал. Я только услышал. За что купил, за то и продам. Это не голая идея, а идея, одетая в форму сказки. Сказка, как шубка, тепла и пушиста.

Слушайте.

***

31716.p.jpg?0.6019027056356568

 

Один король с женой и единственной дочкой отправился в путешествие на корабле. Их корабль попал в шторм и, разбитый волнами, утонул. Погибла вся команда, но Бог сохранил короля и его семью. Их выбросило на берег и там, в лохмотьях, как нищие, они стали искать ночлег и пищу. Никто из них даже не заикнулся о том, что они – особы благородной крови. Кто поверил бы трем оборванцам? Их могли бы и высмеять, а то и подвергнуть побоям. Ведь не все любят нищих, а уж наглых нищих не любит никто.

Так случилось, что один из жителей той страны приютил у себя несчастных, а взамен повелел пасти свое стадо овец. Король стал пастухом, а королева и принцесса – женой и дочкой пастуха. Они не роптали на судьбу, только иногда по вечерам, сидя у огня, вспоминали жизнь во дворце и плакали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Отчаиваться не надо»

(Наталья Волкова)

 

31684.p.jpg

Десять лет назад вся страна следила за новостями о «Курске», переживала: cпасут или не спасут? Девятый отсек лодки, откуда слышался стук, вселял надежду в сердца родственников и друзей моряков, оставшихся на глубине в сто восемь метров. Оставшихся навсегда.

Их, погибших вместе с «Курском», было 118 человек. 23 из них жили дольше остальных — именно они закрылись в хвостовом отсеке подлодки после взрыва в торпедном и подавали сигналы. Командование принял на себя капитан-лейтенант Колесников как самый старший по званию — командира атомохода Геннадия Лячина уже не было в живых.

 

Трудно представить себе то, что чувствовали оставшиеся в темноте и холоде моряки. Трудно восстановить последовательность событий, происходивших внутри девятого отсека. Однако можно точно сказать одно — паники там не было. Подводники не такие люди, чтобы паниковать. Может быть, они старались найти выход, может, шутили, поддерживая друг друга. Может, просто молча думали о тех, кто остался на берегу. А капитан Колесников писал письмо. Оно — единственное достоверное свидетельство о последних часах подлодки «Курск».

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Земля еси и в землю отыдеши…»

 

pogost_200_auto.jpg

 

Надо напомнить одну истину, которую все знают, но которую как-то забывают. Она проста, но именно она сбудется на каждом из нас: мы все умрем. Мы пришли на этот свет, ничего не принеся с собой и уйдем, ничего не захватив, кроме тех дел, которые успеем совершить в своей земной жизни для спасения своей души или для ее гибели.

 

В православном обряде отпевания, утешающий смысл которого в том, что день земной кончины - это день рождения в жизнь вечную, есть великие слова, обращенные и к уходящему и провожающим, они о человеке, как о сотворенной Божией твари: «Земля еси и в землю отыдеши». Первый человек Адам был сотворен из земли, и в нее же ушел. А вслед за ним пошли и идут остальные.

 

И по тому, что человеческая плоть содержит в себе земные элементы и по тому, что земля нас держит на себе, по тому, что кормит, она - великая тайна. Тайна её в том, что она живая. Землю носили в ладанке на груди воины, на их могилы, выпавшие быть в чужой стране, привозили родной землицы. В обряде заочного отпевания предусмотрена освященная земля, которую отвозят на место захоронения. К земле припадали слабеющие в борьбе русские богатыри, и она давала им силу. Землю «слушали» перед боем. Известно из Сказания о Куликовской битве, как князь слышит, припав ухом, предсказания земли, как горько кричит мать язычника и как тихо плачет русская вдова.

 

У любого из нас самое малое три матери, а у крещёных четыре. Матерь Божия, Мать-сыра земля, родная мать и мать крестная. От того-то так страшна матерная ругань. Уходя в дальние походы, люди целовали родную землю и целовали возвращаясь. Высочайшая русская пословица: «Умри, а с родной земли не сходи» как раз объясняет безстрашие и непобедимость русского воина. Молитвенно и коленопреклоненно наше отношение к своему Отечеству, которое стоит на материнской земле России.

 

Земля обладает магнитной тягой к себе. Великое счастье - видеть как появляется на свет Божий росток из посаженного тобой семени, как ходят по земле скворцы, как незабываемы по вкусу плоды и овощи, выращенные тобою. Почему они лучше покупных? Не только от отсутствия пестицидов-гербицидов, они выращены с любовью.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЛЕСТВИЦА B1.gif ИЛИ

СКРИЖАЛИ ДУХОВНЫЕ

 

преподобного отца нашего ИОАННА игумена Синайской горы

 

Tit.jpg

 

Содержание

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вредный отец Нафанаил

 

31884.p.jpg?0.5718347839591801

 

Если бы в то время кто-то предложил назвать самого вредного человека в Печорах, то без сомнений услышал бы в ответ только одно имя – казначей Псково-Печерского монастыря архимандрит отец Нафанаил. Причем в этом выборе были бы единодушны священники и послушники, монахи и миряне, коммунисты из печорского управления КГБ и местные диссиденты. Дело в том, что отец Нафанаил был не просто вредный. Он был очень вредный. К тому времени, когда я узнал его, он представлял собой худенького, с острым пронзительным взглядом преклонных лет старца. Одет он был и зимой и летом в старую застиранную рясу с рваным подолом. За плечами обычно носил холщовый мешок, а в нем могло быть что угодно – и сухари, пожертвованные какой-то бабкой, и миллион рублей. И то и другое в глазах отца казначея являло собой чрезвычайную ценность, поскольку было послано в обитель Господом Богом. Все это достояние отец Нафанаил перетаскивал и перепрятывал по своим многочисленным потаенным кельям и складам.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Храм неразрушимый

 

s1861_1208531685_1.jpg

 

Если вы окажетесь в К-ве, то непременно увидите этот полуразрушенный дом, похожий на медленно тонущий корабль. Он стоит на холме, под которым раскинулось село К-во, ныне захудалый лесопункт. Перед домом две старые яблони. Чуть в стороне— кладбище и пустырь. Говорят, что на месте пустыря стояла сгоревшая в начале 1920-х годов деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Последним священником, служившим в этой церкви, был отец Георгий Маляревский.

 

Родом он откуда-то с Харьковщины и на Север попал весьма необычным образом. Кто-то из его бывших приятелей по учительской семинарии перебрался на жительство в наши края и пригласил друга погостить, а заодно посетить известные на всю Россию северные монастыри — Соловецкий, Сийский, Веркольский — и поклониться святыням. Георгий думал, что задержится на Севере месяц-другой, а вышло так, что остался здесь навсегда. Именно здесь нашел он свою первую и единственную любовь в лице дочери к-вского священника, отца Николая Азарьина, Капитолины, которую за малый рост близкие и знакомые звали Капанькой.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Нет ничего сильнее милосердия Бога»

 

31941.p.jpg

Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

 

– Отец Антоний, вы были очень близки с патриархом Ефремом.

 

– Да. А ему ведь присудили десять лет лагерей, и семь лет он провел в заключении. Все это время он переписывался со схимонахиней Ангелиной. В этих письмах он рассказывал ей, что он воспитанник Шио-Мгвимского монастыря, где упокоился его дядя, владыка Александр (Окропиридзе). Что надо преодолеть девять рвов, чтобы пройти из Тбилиси в Мцхету. Описал он, среди прочего, и свой сон: он должен попасть в монастырь, но поднялась огромная волна – и ему не пройти. Он понимает: это всего лишь сон, но боится, что волна снесет его. Но вдруг появляется всадник на белом коне, хватает его за руку и переводит через ров. В этом же письме епископ Ефрем написал: «Мне здесь быть семь лет». Они прошли, его вызвали к лагерному начальству: «Вы освобождены». А он с присущим ему юмором говорит: «Давай мои зубы». У него несколько зубов выпало, потому что он перенес цингу. Вообще юмор не оставлял владыку никогда. Очень показательная история приключилась с патриархом Ефремом во время его первой поездки за границу – во Францию. Официальную делегацию возглавлял А.Н. Косыгин. По прилету в Париж ему представили Святейшего Патриарха. Косыгин сказал: «А у меня зять – грузин». Патриарх сразу нашелся: «Ну и как, не позорит грузин?» И у них завязалась теплая, непринужденная беседа. Да, наши прежние руководители были неверующими, но они были доступными для общения, умели уважать возраст, положение. Сейчас это ушло, как кажется, безвозвратно, и ничего доброго не происходит. У нас один батюшка есть, который на исповеди говорит: «Следующий». Это что, прием в каком-то учреждении? Очень печально!..

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Куда подевались юродивые?

 

32049.p.jpg?0.440899559828813

 

Недавно, поднимаясь по лестнице в редакцию сайта «Православие.Ру», я увидел висящие на стене фотографии, сделанные в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях в 1980-е годы. На одной из них были запечатлены мои старые знакомцы – юродивые странники Михаил и Николай. Михаил на две головы ниже своего соседа. В ширину – такой же, как и в высоту. В жилетке и с цилиндром на голове. Смотрит на нас хитро и весело. Под длинной поддевкой скрыты ноги, ненормально короткие при нормальном торсе. Николай – со склоненной влево головой, длинными свалявшимися волосами и с взглядом затуманенным и печальным. 30 лет назад встретив этот взгляд, я сразу понял: человек, смотрящий на другого человека такими глазами, очень далек от мира сего, и не надо пытаться его вернуть в суетную лукавую реальность. В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых.

 

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Агония одиночества. Пневматология страха.

 

makari-vel.jpg

 

 

Ч. I

Cтрах — агония человечества... Трудно до конца ее понять и совсем нельзя вылечить. Ее можно только исцелить небом или заглушить землею, затормошить суетою, прикрыть заботами; отвлечь только себя можно от этой муки различными стремлениями, планами, надеждами, краткими радостями земли или иной ее болью.Страх, как ветер, встречает человека на всех путях его. Чего только не страшатся люди в мире! Отошедшие от своего доверия к Творцу, они строят свою земную жизнь, окруженные тревогами, опасениями, страхом и ужасом.

 

Перестав пребывать в раю сладкого Божиего доверия и своего доверия к Богу, люди стали мучительно всего бояться и весь мир пугать собою. Люди наполнили землю непрочностью и бедственностью, в которой живут непрестанно призываемые в иную, высшую жизнь, но почти не откликающиеся на нее. Утонувший в земле человек видит сейчас только черноту земли. И вся природа чувствует эту отлученность человека от высшей жизни и свободы, и мучает его, и боится его... Тернии окружили жизнь человеческую, и волчцы выросли на ее дорогах. Зло и страх стали жалить человека. Они могут его жалить только «в пяту» (Быт 3, 15), но в пяте, то есть во внешних, периферийных чувствах и мыслях, сосредоточилась теперь вся земная жизнь, ниспавшая с высоты светлого разума. И, поражаемый в свою жалкую пяту, человек стал изнемогать всею глубиной своего существа — так он слаб, лишенный благодати. Как зверь, он трепещет и страшится всего. «Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма» (Пс 54, 6).

далее...

 

 

a0b1c4eca79fbda37f6d2adf4ada4fee.gif

Ч. II

Светлые страхи рождаются от страха Божия. Благоговение, трепет веры и надежды входят в сердце человека острой болью и блаженством светлого страха.Любящий волю Божию более своей жизни страшится сделать что-либо в мире от себя, а не по Богу, сделать что-либо так значит для него причинить себе мучения. И человек осторожно ходит и наполняет мир только благоуханным медом жизни. Человек страшится греха, но не как внешней, роковой силы, а как чего-то, созвучного своей слабости... «Не введи нас (нашу слабость!) во искушение» (во испытание), «не подвергай ее экзамену», — просит Бога смирившийся человек... «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия», — отвечает человеку Бог. Эту истину 90-го псалма знает верная Богу душа и не боится ни тьмы мира окружающего, ни своей. Она боится лишь одного: страшно огорчить любимого! Это — страх учеников Христовых. Человек тогда страшится уже не мучений своей неверности Богу, но — потери этих мучений, страшится мирных и безболезненных для себя нарушений Божественной воли. Это — высший круг страха, вводящий в небесную гармонию духа и эту гармонию в человеке охраняющий. Светлый страх вдохновляет и живит человека своей мукой.

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Материнская молитва

 

artlib_gallery-28733-b.jpg

 

"Материнская молитва со дна моря достанет" - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не только для красного словца, а совершенно истинна и за многие века подтверждена бесчисленными примерами. Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

 

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.

 

- А я очень торопился, - сказал отец Павел, - и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина.

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Н.Е.Пестов

 

Том первый

Содержание

Том второй

Содержание

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОСТ

ПОКАЯНИЕ

ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН -ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ

Часть пятая. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С МИРОМ. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ

БЛИЖНИЕ

СЛОВО К БЛИЖНИМ

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

ДЕНЬ ХРИСТИАНИНА

ВОЗДЕРЖАНИЕ

ПИЩА

Часть шестая. В ОТЧЕМ ДОМЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ

ПУТИ ХРИСТИАНИНА

ПОЛНОТА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Часть седьмая .ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ПРЕДИСЛОВИЕ

СВЯЗЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

УСЛОВИЯ УСПЕХА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ

СЕМЬ ФАКТОРОВ ДУХОВНОГО ВОЗРАСТАНИЯ

СОБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ СОБЛАЗНОВ МИРА

ОСНОВЫ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

ПОВИНОВЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ПРАВИЛА И ОБСТАНОВКА ВОСПИТАНИЯ

 

080bd038af6b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Жизнь по Христу. Отношения человека к Богу

kramskoy.jpg

Каково наше отношение к Богу?

 

Если хорошенько вдуматься в этот вопрос, то ответ на него придется дать ужасный: никакое.

 

В самом деле, у многих людей — даже из тех, которые считают себя христианами, — отношения к Богу совершенно безразличны. Мы о Боге не думаем. Мы Его не чувствуем. Мы живем как бы вне Бога, вне Его заповедей. Не у Него ищем вдохновения и помощи. Не к Нему несутся наши чувства. И главная беда в нашей жизни именно оттого и происходит, что мы не имеем к Богу отношения личного.

 

Личное отношение к Богу состоит в том, чтобы уметь представить Его себе реально, как представляли Его себе те подвижники, которые, не видя, видели Его, не слыша, слышали, в противоположность тем Христовым современникам, которые и, видя Его, не видели Его и, слыша Его, не слышали.

 

Отношение наше ко Христу должно начаться с мысли о Пресвятой Деве. Мы должны полюбить эту чудную Отроковицу, трепетно проследить Ее детские годы, стоять при Ней, когда среди дев, увенчанных цветами, Она была приведена в храм Иерусалимский. Мы должны сторожить слет к Ней в тихий Назарет Архангела Гавриила с чудною вестью о воплощении через Нее Спасителя мира и затем ожидать рождения Христа.

 

Мы не хотим вдуматься, мы не хотим всмотреться, мы не хотим почувствовать... Мы не допускаем, чтобы поэзия святой вифлеемской ночи овладела нашей душой.

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Митрополит Вениамин (Федченков)

 

На Северный Афон

I

Валаам. - На верхней палубе. - Бесплатный комик. - Кругом вода. - "Пропимшись и заблудимши". - Коневец и его "достопримечательности". - "Водные" ирмосы. - Кронштадтская собака. - Земля! Земля! - "Владыка здесь". - Кладбище и храм. - "Падший" послушник и "Святой остров". - Никольский скит. - Студент-послушник. - Всенощная. - Обедня и Сердоболь.

Еще зимой несколько человек из нас начали толковать о весеннем путешествии компанией. Иные предлагали прокатиться по Волге, - да карманы у нас были тощи, как фараоновы коровы (см. Быт., гл.41); другие указывали юг, но "коровы" и здесь помешали. И вот нашли такое место, где удачно соединилось интересное паломничество с средней толщиной карманов, - это Валаам. Каких-нибудь рубля два-три на билет на пароходе, заманчивый путь по реке Неве и Ладожскому озеру-морю, да еще - самое главное - религиозная окраска, - все это было на стороне Валаама, и паломничество было решено. Как только свалим с плеч последний экзамен, - дело было в мае, страдном для учащихся, - тотчас на пароход, - толковали мы. В самом деле, после спешных ответов, экспромтом собрали мы корзину, - кое-чего захватили; - и, конечно, по обычной молодой беспечности, позабыли самое главное - хлеб насущный. Но молодежь плохо рассуждает: лишь бы сейчас сыт был, а завтра - что Бог даст.

 

Извозчики повезли нас к Валаамской пристани, - что на Калашниковской бирже, около церкви Бориса и Глеба. С какой-то верой в интересность будущего, с ожиданием впечатлений от неизвестных еще картин, - мы энергично вскочили на плавучую пристань. Тотчас были куплены билеты, и ими, так сказать, начали путешествие. Уложили свои вещи и опять выскочили на пристань. Попрощались с провожавшим нас товарищем и хотели было спокойно воротиться на пароход, - как вдруг заметили у кассы две унылые физиономии в одеждах богомолок-черничек. Отец кассир - валаамский инок - спокойно и решительно заявил, что даром их не повезут. Я подхожу к ним.

 

- В чем дело?

 

- Да вот, родимый, на Валаам хотели было пробраться, - да денег не хватает!

 

- Сколько вам нужно?

 

- Хоть бы с ру-у-блик! - жалобно протянула одна из них. На лицах их написана была и печаль от безденежья, и надежда на помощь, и неуверенность в ней.

далее...

 

 

214568.jpg

 

 

 

Прозорливый

Когда я был студентом Петроградской Духовной академии, на втором курсе, группа товарищей решила посетить известный Валаамский монастырь на Ладожском озере. Среди них был и я. Очень много любопытного и поучительного увидел я там. Но самое значительное - это был отец Никита.

 

О нем говорили как о святом, а с этим словом у меня соединялось всегда (хотя это и не связано непременно) представление и о прозорливости. Без особой нужды, пожалуй, больше из хорошего любопытства, я и мой друг Саша Ч. попросили отца игумена монастыря - без разрешения которого ничего не делается в обители - посетить отца Никиту.

 

До Предтеченского острова нужно было плыть проливами, отделяющими группу островов, носящих общее имя Валаам; но в монастыре дано каждому островку свое имя. Отец Никита жил на "Предтече", то есть на островке, где был скит с храмом в честь святого Иоанна Предтечи. Этот скит считался одним из самых строгих и постнических: там скоромного не ели никогда; и только, кажется, на Рождество и Пасху давалось молоко немногочисленным насельникам скита. А в посты и все среды и пятницы - а может быть, даже и понедельники - не употребляли даже и постного масла.

 

Никогда не пускались туда женщины; но даже и мужчинам-богомольцам очень редко удавалось посетить "Предтечу": не хотело начальство беспокоить безмолвие старцев-молитвенников; да и добраться туда не легко было: нужна была лодка, гребец, а люди в монастыре нужны для своих дел.

 

Но нам, как студентам-"академикам", сделано было исключение: везти нас поручено было брату Константину, бывшему офицеру. Этому брату было тогда уже около 50-55 лет. И такой солидный монах должен был везти нас, почти еще мальчиков; но в монастыре все делается "за послушание", и потому хорошему иноку и в голову не приходит смущаться подобными странностями. А скоро и мы освоились, узнав добродушие брата Константина. Дорогою мы немного помогали ему грести.

 

Другой монах, проводник, посланный познакомить нас с отцом Никитою, был отец Зоровавель. Способный строитель монастырской жизни. Хоть он происходил из крестьян, но относился к монаху-офицеру с властностью, - впрочем, спокойною: отец Зоровавель был уже в сане иеромонаха и занимал начальственные должности в монастыре.

 

Тронулись мы по тихим проливам, среди гор и лесов, к нашей цели без волнения, скорее - как туристы, "посмотреть святого". Светило июньское теплое солнце, по небу плыли редкие белые облака. Мы благодушно перебрасывались с монахами своими впечатлениями И незаметно доплыли до "Предтечи".

далее...

 

2e4ff86ea581aef8fe46cb492d1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...