Jump to content
  • 0
Guest N

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Question

Guest N

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

 

 

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

 

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять - грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

 

 

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал "Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно." (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

 

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония ("Патетическая") посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал "Господи, благослови", а в конце - "Господи, благодарю Тебя!!!!". Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру "Ромео и Джульетта" (1869 -1880).

 

 

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

 

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

 

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

 

 

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

 

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

 

 

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

N. 22.11.2011.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
Guest N

А кто тогда Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек? Не деятели искусства?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость
А кто тогда Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек? Не деятели искусства?

 

Нет, все, что они делали, делали ради Бога, Христа ради, а это не искусство-это служение Богу.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

А что тогда с искусом послушания?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Будучи искушен, сможет и искушаемым помощи.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

А чем Вам не угодили Пушки, Чайковский, Репин и др.?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Мне и не нужно, чтобы мне угождали, но вопрос угодили ли они Богу остается открытым.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Будьте любезны, приведите аргументы в пользу того, что они не угодили Богу.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Я же сказал, вопрос остается открытым, ни кто за Бога ответ Вам не даст.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Теперь полностью согласен.

 

Но всё-таки: как разрешить накопившийся ранее антагонизм между "светской" и церковной культурой? Ведь в советское время первая порой приводила людей ко второй.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Культура и искусство, видимо, не одно и тоже.Быть культурным и быть в искушении, тоже.Культура приводит в состояние душевности, делает душу чуть возвышенней, подготавливает ее к следующему, более важному и ответственному этапу, к духовности.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Я думаю (и не только я), что некоторые образцы культуры могут привести в состояние духовности.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Не обижайтесь, но такое суждение возможно, при отсутствии правильного понятия о духовной жизни.Культура, всего лишь, позволяет определить, ощутить присутствие живой души в естестве человека.Понятие одухотворенности и духовная жизнь, не синонимы.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

А я и не говорю, что они есть синонимы.

 

Дух есть око души, устремлённое к Богу. Наверное, стремление к Прекрасному, выраженное во многих произведениях светской культуры, есть проявление духовности (такое суждение есть у Феофана Затворника, и я его писал в этой теме на странице 1).

 

И музыка, даже инструментальная. может выражать, как думается, молитвенность.

 

Но, конечно, у каждого может быть своё мнение.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Мнение, безусловно, может быть различным, однако, радостно, что, при этом, истинна одна и она в Боге.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Истина одна. Безусловно.

 

А художественное творчество есть Её искание. Не всегда, конечно. Но часто.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

И я в третий раз хочу спросить, что думает Православный народ о творчестве русского композитора А. Н. Скрябина

Share this post


Link to post
  • 0

Думаю, христианин должен относится к светской инструментальной музыке положительно. Послушайте Георгия Свиридова. Музыка, сочиненная талантливым, глубоко верующим человеком.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Согласен с Вами.

 

Сам люблю Свиридова: это до корня русский и православный композитор.

 

А что Вы думаете о Скрябине?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Некоторые критики называли музыку Скрябина «музыкой огня».А огонь, как известно, прерогатива,преисподней.Скрябин,композитор-новатор, отношение к его творчеству от крайне негативного, до крайне восхищенного.Для меня творчество композитора Скрябина интересно менее, чем его талант пианиста.Но, в принципе, мое мнение ни чего не значит.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Чем же Вам его творчество интересно менее таланта пианиста, когда у него это было едва ли не единым целым?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Мнение дилетанта, ни чего более.Сами произведения, особого расположения не вызывают, но техника требующаяся для этого нужна серьезная.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Философская биография, кратко мною изложенная на основе книг о нём.

 

Он начал христианином: запись 1889 года, сохранившаяся в 1889 г. (он родился в 1872 г.), свидетельствует о его вере.

 

В 1892 году брат его учителя Сергея Ивановича Танеева Владимир, у которого гостил композитор, спросил его: "Вы, никак, и в Бога веруете?". Тот ответил: "Да, верую". В конце жизни он вспоминал, что "лет в 15 много думал о Боге, о Христе, вообще о религии". В письмах его тех лет тоже прослеживаются христианские мотивы.

 

В 1890-е годы композитор пережил тяжёлую болезнь руки. Запись тех лет:«...в 20 лет развившаяся болезнь руки. Самое важное событие в моей жизни. Непреодолимое препятствие к достижению желанной цели — блеска, славы. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге. Сочинение первой сонаты с похоронным маршем». Кроме этого, там же было сказано: "Ропот на судьбу и на Бога"

 

 

В начале 1900-х годов он пишет Перую симфонию с хором, в словах которого ясно выражает свою веру в преобразующую силу искусства:

О дивный образ Божества,

Гармоний чистое искусство!

Тебе приносим дружно мы

Хвалу восторженного чувства.

Ты жизни светлая мечта,

Ты праздник, ты отдохновенье,

Как дар приносишь людям ты

Свои волшебные виденья.

В тот мрачный и холодный час,

Когда душа полна смятенья,

В тебе находит человек

Живую радость утешенья.

Ты силы, павшие в борьбе,

Чудесно к жизни призываешь,

В уме усталом и больном

Ты мыслей новый строй рождаешь.

Ты чувств безбрежный океан

Рождаешь в сердце восхищенном,

И лучших песней песнь поет

Твой жрец, тобою вдохновленный.

Царит всевластно на земле

Твой дух, свободный и могучий,

Тобой поднятый человек

Свершает славно подвиг лучший.

Придите, все народы мира,

Искусству славу воспоем!

Слава искусству, Во веки слава!

Тогда же он увлекается философией Рихарда Ницше. Он много занимается с Сергеем Трубецким, философом. другом Владимира Соловьёва, тогда уже умершего. Вот его (Скрябина) запись того времени:

 

Чтобы стать оптимистом в настоя­щем значении этого слова, нужно ис­пытать отчаянье и победить его.

 

Не по своему желанию пришел я в этот мир. Ну, так что же?

 

В нежной юности полный обмана надежд и желаний любовался я его лучезарной прелестью и от небес ждал откровенья; но откровенья не было. Ну, так что же?

 

Искал вечной истины и у людей, но увы! Они знают ее меньше меня; Ну, так что же?

 

 

 

Искал вечной красоты, но не нашел ее.

 

Чувства увяли, как цветы, едва рас­пустившись.

 

Лучезарный день сменяла холодная дождливая ночь.

 

Искал утешения в новой весне, в новых цветах, но не нашел; то лишь были старания что-то заменить, вер­нуть утраченное, вспомнить пережи­тое. В жизни каждого человека весна бывает лишь раз. А как люди спешат отделаться от этого обмана, от этих дивних грез!

 

Наконец, искал утешения в воспо­минаниях, но и к ним привык, т. е. утратил их. Ну, и что же?

 

Кто бы ты ни был, который наглу­мился надо мной, который ввергнул меня в темницу. Восхитил, чтобы разочаровать, дал, чтобы взять, об­ласкал, чтобы замучить, — я прощаю тебя.

 

Я все-таки жив, все-таки люблю жизнь, люблю людей, и я иду им возвестить победу над тобой и над собой, иду сказать им, чтобы они на тебя не надеялись и ничего не жда­ли от жизни, кроме того, что сами себе создать могут. Благодарю тебя за все ужасы твоих испытаний. Ты дал мне познать мою бесконечную си­лу, мое бесконечное могущество, мою непобедимость, мое торжество. Иду сказать людям, что они сильны и мо­гучи, что горевать не о чем, что утрат нет.

 

Силен и могуч тот, кто испытал от­чаяние и победил, его.

 

Тогда он писал либретто оперы, музыка которой до нас не дошла, хотя он мог переработать её и включить в другие сочинения. Главный герой, прототипом которого был автор, говорит:

 

 

 

Религий ласковый обман

 

 

Меня уже не усыпляет,

 

И разум мой не затемняет

 

Их нежно блещущий туман.

 

 

Рассудок мой, всегда свободный,

 

Мне утверждает: ты один;

 

Ты раб случайности холодной,

 

Ты всей вселенной властелин.

 

 

Зачем вручаешь ты Богам

 

Свою судьбу, о жалкий смертный?

 

Ты можешь и ты должен сам

 

Победы славную печать

 

Носить на лике лучезарном.

 

В философских записях 1904 года пишет: Бог, которому нужно поклонение - не Бог.Сам же говорил: Я - Бог

 

Его Божественная поэма (3-я симфония): преодоление земных препятствий на пути творчества (1-я часть, "Борьба"), преодоление чувственных соблазнов (2-я часть, "Борьба") и свободное творчество (3-я ч., "Божественная игра")

 

В 1905 году он увлекается теософией по книге Блаватской "Тайная доктрина".

 

С 1904 по 1907 год пишет "Поэму экстаза", где особенно проявляется его мистический эротизм. Он сам говорит, что экстаз - это физическое и духовное слияние человека с Божеством.

 

С 1909 по 1911 год он пишет "Поэму огня" ("Прометей"). Об образе Прометея он говорит:

Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древ­них учениях. Это — активная энергия вселенной, творческий принцип; это — огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, сво­бода. В воспоминаниях Сабанеева (о котором советское музыковедение говорило как о мистике и мракобесе) он подразумевал несколько иной образ. Какой - чья прерогатива, как сказал Гость, огонь.

 

Ещё в 1904 году он задумал большое произведение, характера, как он сам говорил, не только художественного, но и мистического, а то и эротического. Он говорил: "Мистерия - акт эротический, акт любви" . Энгель вспоминал, что он хотел такого синтеза искусств, где музыка перекликалась бы и с религиеё, причём он был за "новое Евангелие", которое должно было заменить "старое", по его мнению "устаревшее" Евангелие.

 

К 1915 году он написал текст и сочинил музыку. Музыка была у него в голове. он её не успел записать и унёс в могилу. Текст сохранился и был издан в 1919 году.

 

Хотя там есть проявления мистического эротизма, прослеживается и влияние христианства. Во-первых, в соборности. Во-вторых. прослеживается, как человечество отпало от Бога и, познав своё падение, потянулось обратно и "слилось" с Богом. В Мистерии был герой, учитель, убиенный толпою, он говорил о значении страдания и любви к ненавидящим.

 

С другой стороны, эта драма, по его замыслу. должна была завершиться "дематериализацией".

 

Он умер внезапно, от карбункула. Перед смертью причастился Святых Таин. Значит, не счёл нужным отказываться. В последние дни говорил:"Страдания даны, чтобы мы стали лучше".

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Что скажете о вышеизложенном?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Уважаемый, N,простите меня убогого, но я не имею суждений по данному вопросу. Сие не в моей компетенции.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...