Jump to content
  • 0
Guest N

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Question

Guest N

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

 

 

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

 

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять - грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

 

 

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал "Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно." (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

 

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония ("Патетическая") посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал "Господи, благослови", а в конце - "Господи, благодарю Тебя!!!!". Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру "Ромео и Джульетта" (1869 -1880).

 

 

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

 

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

 

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

 

 

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

 

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

 

 

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

N. 22.11.2011.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

Если музыка хорошая, почему бы ее не слушать, главное чтобы было в меру и не переходило в привязанность.

Не так давно на сайте были опубликована замечательные ролики с видами Оптиной и инструментальной музыкой Secret Garden.

Я как-то "переслушал" песнопений в исполнении Дивны Любоевич, у меня потом в голове несколько дней они крутились :)

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Не надо косить разную траву одной косой. Внутри светской музыки очень много направлений, и нельзя сказать, что все несут уныние.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest николай..

мне кажется,что любая музыка это какое-то дополнение к чему-то невысказанному. например: есть такой четырех серийный фильм "Бангкок хилтон",где на протяжении всего фильма идет мобилизующая,тревожная музыка, в основе сюжета побег главной героини из Таиландской тюрьмы, и здесь музыка играет сопутствующий фактор. Подобная тема побега раскрыта и в фильме Павла Лунгина "Остров",только там святой старец в образе Пети Мамонова помогает девушке освободиться от власти демона, т.е. по сути тоже совершить побег,то что в одном фильме тема растянута на 4 серии+повторяющаяся музыка,в другом фильме это всего лишь один эпизод.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest николай..

батюшка Нектарий Оптинский говорил: "книга,картина-это гробницы света и звука. приходит читатель или зритель и,если он сумеет творчески взглянуть,прочесть,то происходит "воскрешение смысла". и тогда круг искусства завершается. перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук."

Взять скажем повесть А.П.Чехова "драма на охоте". в 1978 году молдавский режисёр Эмиль Лотяну ( скончался 18 апреля 2003г.) снял по этой повести фильм, они совместно с композитором Е.Догой сумели творчески прочесть эту повесть. вальс из этого фильма до сих пор является нераздельной частью и фильма и повести, где все три произведения пронизаны какой-то уходящей тоской по уходящей тленной красоте молодости.

Share this post


Link to post
  • 0

Никогда не был меломаном, хотя музыки различной более терабайта в компе.Просто племяшка любила до замужества это дело. Юношей любил слушать тяжелую - мода была скажем так :) Сейчас изредка шансон( выборочно). Но вот недавно скачал "Классическая музыка в современной обработке",Бах, Рохманинов, Моцарт, Вивальди и остальные классики.Слушаю редко,но очень нравится.Никогда не думал, что смогу слушать классику, это просто не объяснимая на словах по своей красоте музыка, очень успокаивает, причем без фанатизма, лишь по настроению. Так же нравится слушать гитару Дмитрия Зинчука, считаю лучший гитарист всех времен, а почему бы и нет? . По поводу названия темы - как должен относиться к светской инструментальной?

А как он должен относиться? Мы что староверы забившиеся в тайге, что все нам чуждо. Мы современные люди, христиане, почему бы и не послушать, то, что нравится. Я никогда не понимал рэп,что они там бормочат, или взять долбежку под названием "клубняк",- язык не повернется назвать это музыкой. . Как недавно смотрел, Профессору Осипову задали вопрос- грех ли пить вино? Он как обычно и с юмором ответил- пить вино не грех, много пить грех..Кушать то-то и то-то не грех - много кушать грех ... :yes30000:

Share this post


Link to post
  • 0

музыка это музыка. и относиться к ней нужно соответствующее и мне кажется православный должен относиться к светской музыке нормально как и ко всему остальному. ведь сказано что не что входящие из вне не может повредить человеку... Соответственно музыка тут не причем. А как мы ее принимаем. И какие она в нашей душе вызывает чувства и о чем

Share this post


Link to post
  • 0

батюшка Нектарий Оптинский говорил: "книга,картина-это гробницы света и звука. приходит читатель или зритель и,если он сумеет творчески взглянуть,прочесть,то происходит "воскрешение смысла". и тогда круг искусства завершается. перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук."

Взять скажем повесть А.П.Чехова "драма на охоте". в 1978 году молдавский режисёр Эмиль Лотяну ( скончался 18 апреля 2003г.) снял по этой повести фильм, они совместно с композитором Е.Догой сумели творчески прочесть эту повесть. вальс из этого фильма до сих пор является нераздельной частью и фильма и повести, где все три произведения пронизаны какой-то уходящей тоской по уходящей тленной красоте молодости.

Я учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Вальс Доги к кинофильму "Мой ласковый и нежный зверь" - это уникальное музыкальное произведение, которое на мой взгляд по своей композиционной красоте и звучности превосходит всё остальные. Ещё вровень с ним могу поставить прекрасный шедевр Рейчел Портман - "Vianne Sets Up Shop", кто смотрел фильм "Шоколад" с Жюльетт Бинош в главной роли,тот хорошо помнит это произведение. К стати этот фильм - "Шоколад" просто поразительно добрый и христианский фильм, всем кто его ещё не смотрел очень рекомендую это сделать. Не могу удержаться от того, что бы не поделится радостью слушания такого прекрасного Божественного музыкального творения. Когда я его слушаю, то перед моим мысленным взором почему то протекает вся моя жизнь - моё детство, живые и молодые папа и мама, маленькая некрасивая но очень добрая дворняжка Тошка, которой нет уже несколько десятков лет... Послушайте -

 

А вот вальс Евгения Доги -

 

Слушая такую Божественную музыку ощущаешь безграничность Божественной любви.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...