Jump to content
  • 0
Guest N

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Question

Guest N

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

 

 

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

 

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять - грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

 

 

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал "Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно." (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

 

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония ("Патетическая") посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал "Господи, благослови", а в конце - "Господи, благодарю Тебя!!!!". Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру "Ромео и Джульетта" (1869 -1880).

 

 

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

 

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

 

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

 

 

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

 

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

 

 

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

N. 22.11.2011.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
Guest N

Тогда пусть ответит, кто сумеет.

 

Ещё нашёл:

Если приходит кто из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник; то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты. (Апостольские послания)

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Каково Апостольское послание?

Share this post


Link to post
  • 0

N, "не сотвори себе кумира" - читали?

на том можно порешить отношение к любой музыке и прочим плясунам и иже с ними...

ПС: классической музыкой (как и прочей) не увлекаюсь и Ваши выкладки не читал и вообще не понимаю почему Вы понуждаете кого дать Вам ответ... тут кажется всё добровольно ;)

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Я читал: Не сотвори себе кумира. Служить музыке - идолопоклонство, служение Богу музыкой - добродетель.

 

Ответ можно найти в Первом послании апостола Павла к Коринфянам:

 

23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. 24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого. 25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее. 27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. 28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

 

Музыка в то время была именно идоложертвенной.

 

К музыке Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова  и т. д. это не относится

Share this post


Link to post
  • 0

snapback.pngN (08 Февраль 2012 - 17:19) писал:

 

И ещё: как понять замечания Игнатия Брянчанинова об "утончённом сладострастии"?

 

У сладострастия одно понятие. Сладострастие - значит повышенное стремление к удовлетворению чувственными наслаждениями. Как синонимы - похоть, вожделение.

И сладострастие может быть вульгарным, открытым, грубым или утонченным, но суть его не меняется.

 

А вот что Игнатий Брянчанинов говорит о утонченном сладострастии:

"Род прелести, основывающийся на высокоумии, называется святыми Отцами «мнением» (святого Григория Синаита главы 128, 131, 132. Добротолюбие, ч.1), и заключается в том, когда подвижник примет ложные понятия о духовных предметах и о себе, сочтет их истинными. Ложным понятиям и созерцаниям, по естественным сочувствию и содействию ума сердцу и сердца уму, непременно сопутствуют обольстительные, сладостные, сердечные ощущения: они — не что иное, как действие утонченных сладострастия и тщеславия. Зараженные этою прелестью делались проповедниками ложного аскетического учения, а иногда и ересиархами для вечной погибели своей и ближних. Святой Исаак Сирский в 55-м Слове упоминает, что некто Малпас проводил в отшельничестве строжайшую подвижническую жизнь с целью достичь высокого духовного состояния, впал в высокоумие и явную бесовскую прелесть, соделался изобретателем и начальником ереси евктитов» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»)."

и еще:

"В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием Подражание Иисусу Христу. Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! они не понимают, что обоняв утонченное благоухание живущих в себе страстей, они наслаждаются им, признают его в слепоте своей благоуханием благодати! они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоумия и сладострастия. — Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другое подвижники Латинства (по отпадении Западной Церкви от Восточной), признаваемые в недре его святыми» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»)."

и еще:

"Особенное внимание должно обратить на действие в нас тщеславия, которого действие на кровь очень трудно усмотреть и понять. Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием, и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение. Яд этого наслаждения так тонок, что многие признают наслаждение тщеславием и сладострастием за утешение совести, даже за действие Божественной благодати. Обольщаемый этим наслаждением подвижник мало помалу приходит в состояние самообольщения; признавая власть падшего ангела, постоянно принимающего вид Ангела светлого, – делается орудием, апостолом отверженных духов. Из этого состояния написаны целые книги, восхваляемые слепотствующим миром и читаемые неочистившимися от страстей людьми с наслаждением и восхищением. Это мнимо-духовное наслаждение есть не что иное, как наслаждение утонченными тщеславием, высокоумием и сладострастием». (Свт. Игнатий Брянчанинов, т. 2, стр. 214-215)."

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Очень большое спасибо!

 

Так теперь надо трястись ежесекундно, не в прелести ли ты. Я думал: хорошо себя чувствуешь - благодари Бога, а теперь что думать - не знаю.

 

А самое главное: как это приложить к музыке.

 

Неужели нельзя иметь удовольствий? Неужели нельзя восторгаться чем-то и благодарить за то Господа? Я сколько ни думал, не мог разрешить этого противоречия, препятствия на пути к Вере

Share this post


Link to post
  • 0

"Были праздные мудрецы в мире: одни из них показали свое превосходство в любомудрии, другие удивляли упражнением в софистике, иные показывали силу в витийстве, иные были грамматиками и стихотворцами и писали по принятым правилам истории. Были и разные художники упражнявшиеся в мирских искусствах... И все сии, обладаемые поселившимся внутри их змием, и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства."

 

Святой Макарий Великий (38). Добротолюбие.

 

N, вы спрашиваете "неужели нельзя иметь удовольствий ?". А вы попробуйте от них отказаться. Хватит ли сил ? Порой даже от помысла об отказе в какой либо страсти невозможно отречься. Но волей Бога, не насильственно. Поэтому Он сказал: " Иго Мое благо, и бремя Мое — легко" (Матф.11:30).

Share this post


Link to post
  • 0
Очень большое спасибо!Так теперь надо трястись ежесекундно, не в прелести ли ты. Я думал: хорошо себя чувствуешь - благодари Бога, а теперь что думать - не знаю.А самое главное: как это приложить к музыке.Неужели нельзя иметь удовольствий? Неужели нельзя восторгаться чем-то и благодарить за то Господа? Я сколько ни думал, не мог разрешить этого противоречия, препятствия на пути к Вере

 

Дорогой, N, был вопрос - что имеет ввиду Игнатий Брянчанинов, говоря о утонченном сладострастии, вот я и написала. Утонченным сладострастием, утонченным тщеславием он назвал обманчивые чувствования, происходящие у людей в духовной прелести. Эти люди обычно достигают каких-то высот, замечают их в себе, пусть и не напоказ и не признаваясь в себе, начинают ими наслаждаться и надмеваться, и вот, червь их незаметно и подгрызает, что до падения недалеко - дай только повод. Мне тоже страшно впасть в эту штуковину. Но рецепт против этого давно дан и он один - побольше простоты и смирения. Не надо ждать знамений, явлений...ангелов света и проч, не надо следить ползуют ли какие то там мурашки по телу во время молитвы или тому подобное, не надо обращать на подобные вещи внимания, ...не надо считать себя чем-то выдающимся, вот и всё.

 

А что касается вашего вопроса про инструментальную музыку и т.п., можно ли чем-то вообще восхищаться в этом, Богом созданном мире? На это же уже давно и не раз отвечено.

Конечно, можно восторгаться красотой и природой этого мира, и чрез это прославлять Бога как Творца. Но все святые говорят, что наш сегодняшний мир - лишь слабое подобие красоты будущего века.

Конечно, можно признавать талант и красоту в музыке.

 

А вот что говорит о искусстве преп.Варсонофий:"Изящные произведения искусства услаждают не только красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотой умосозерцательной, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет насладиться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее нося сокровенно в себе, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным.

Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней через сочетание с духом и душ увлекается вслед ей и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее , то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась.

Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевно-телесный быт или те же полезные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух."

Но всё равно выше красот природы преп.Варсонофий признавал красоту человеческой души, которая сподобилась стать обителью Святого Духа, выше и глубже самых талантливых произведений научной и художественной литературы признавал Евангелие и Св.Писание, выше светской музыки церковные песнопения и псалмы...

" Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я всегда имел абонемент — кресло в партере. Впоследствии, когда я узнал другие, духовные, утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для мирских наслаждений, тогда открывается другой клапан — для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним." (преп.Варсонофий)

 

"Тоска о потерянном блаженстве сквозит в произведениях великих писателей и художников, но нигде эта скорбь, растворенная, впрочем, утешением, не выражается так сильно, как в наших церковных песнопениях и молитвах. В них слышится то рыдание о потерянном рае, то глубокое сокрушение о грехах, то радостная и победоносная песнь о нашем Искупителе. Взять хотя бы Пасхальный канон. Как он величествен и сладостен, как умиляет и утешает душу, еще не утратившую вкус к духовному! "Ныне вся исполнишася света, небо, и земля, и преисподняя, да празднует убо мир, видимый же весь и невидимый". (преп.Варсонофий)

 

"Когда я был в миру, то имел товарища, скептически относившегося к монастырям. "Не понимаю, для чего это люди, особенно иноки, сидят в одиночных келиях и удаляются от людских взоров", — говорил он. А между тем этот человек был монахом в душе, и душа его была чистая, возвышенная. Поэт и музыкант, у него был особый дар читать стихи, как ни у кого другого. Музыка была его страстью. Бывало, рассказывает нам что-нибудь и вдруг восклицает:

— Нет, я не умею объяснить этого словами, а это вот что! — Сядет к роялю, закинет голову, сыграет импровизацию.

— Поняли? — спросит потом.

Часто и не понимали его, но он не изменял своей системы объяснений. Квартира его была обставлена со вкусом и не банально: не было в ней диванов со столами перед ними и креслами по бокам, но было все красиво, изящно, оригинально, как незауряден был и ее обитатель. Душа его всегда питалась высокими идеалами и далека была от всякой житейской прозы. Вначале он отвергал монашество, но позже нашел полное удовлетворение своих высоких устремлений именно в монашестве — в монастыре на Афоне, куда ушел, оставив все в миру." (из бесед преп.Варсонофия)

Share this post


Link to post
  • 0
Guest KLM

Хорошая музыка способна привести человека к Богу, к Церкви. Но со временем, по мере воцерковления, она начинает уже мешать, отвлекать от главной цели жизни, "индуцировать страсти" (по выражению архимандрита Рафаила (Карелина). См. Цитату у Нафани, выделенную синим цветом.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

А что по Вашему должны делать сами музыканты по мере воцерковления?

 

К примеру, великий дирижёр нашего времени Федосеев воцерковлён, верует и даже является членом Патриаршего совета по культуре. Что же духовенство не посоветовало ему перейти на пост церковного регента?

 

Святейший Патриарх Кирилл, знающий духовные ценности не хуже нас с вами, любит Баха, также Чайковского.

 

Митрополит Иларион любит слушать за рулём или во время корректуры своих работ Баха, Бетховена и Брамса.

 

Игумен Пётр Мещеринов любит слушать Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, В свободное время переводит тексты духовных кантат Баха.

 

Почему они не задаются вопросом: Моцарт, Бетховен, Гайдн, Брамс - католики, еретики, сочинявшие в состоянии прелести и т. д. и т. п.?! Может, они уже ответили на него...

 

И ведь мы с католиками сняли взаимные анафемы ещё в 1965 году!!!

 

Илья Сергеевич Глазунов, русский художник, хотел в 19 лет стать монахом в Киево-Печёрской Лавре. Но отец Тихон, с которым он говорил, сказал: "Мы, рабы Божии, отгородились от мира высокими стенами Лавры и на склоне лет спасаемся здесь, но ты молод, полон сил. Да и имя носишь обязывающее: Илья — Богом избранный. Не зарывай талант в землю. Иди, учись, борись со злом, утверждай правду. Благословляю тебя, сын мой, и буду молиться"

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Не понятно, Ваше стремление настоять на своем, во что бы то нистало. Мне очевидны Ваши взгляды, другим, думаю, тоже, но это не значит, что стоит пытаться подправить православие под Ваши взгляды. Для каких целей, под предлогом попыток разобраться в пользе или вреде светской музыки, Вы пытаетесь утвердить идеи экуменизма.Ваши ссылки на иерархов, вопервых, бездоказательны, вовторых, Вам, в принципе не известно, что происходит в душе простого человека, а тем более, что переживает Патриарх.Если Вы искренне считаете, что не правы схимники, затворники, анахореты и исихасты, если весь сонм святых отцов для Вас не авторитет, то мы, на форуме, своими скудными силами Вам ни чем не поможем.А жанглировать цитатами священного писания, так как Вам выгодно, не новый прием, он давно используется сектантами.Мой Вам совет,не искушайте людей, живите, так, как считаете нужным, но не возводите свой образ жизни в учение Церкви и не выдумывайте своего, удобного Вам православия.Простите.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Очень хорошо, что о музыке разговор зашел. Все мы - люди и музыка всегда на нас действует. В чем здесь есть грех- нет никакого греха, если не делать глупых и кощунственных поступков во время слушания музыки или после. Я так думаю.

Share this post


Link to post
  • 0

Потому чтО душа принимает - сужу о ней умом и делаю выводы. И это не только о музыке. А к чему стремиться - христиане знают.

Share this post


Link to post
  • 0

N, а кто вам сказал, что слушать какую-то классическую или стоющую музыку, это грех и анафема?

Cветская музыка светской музыке рознь. Можно найти что-то полезное и там, но также можно наткнуться и на не очень хорошее, если не хуже. Просто светское искусство отличает то, что там в отличии к примеру от иконописи. церковных песнопений и писаний, т.е. вещей целиком без остатка направленных к Богу, нет этой полнейшей направленности, и выберать что слушаешь, смотришь - надо с умом, пропуская через совесть.

 

Или может быть Вы сами мучаетесь вопросом - "а кого я больше люблю - светскую музыку или Бога?"

Слушать слушайте, но и о Боге не забывайте, вот и всё.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость
N, а кто вам сказал, что слушать какую-то классическую или стоющую музыку, это грех и анафема? Cветская музыка светской музыке рознь. Можно найти что-то полезное и там, но также можно наткнуться и на не очень хорошее, если не хуже. Просто светское искусство отличает то, что там в отличии к примеру от иконописи. церковных песнопений и писаний, т.е. вещей целиком без остатка направленных к Богу, нет этой полнейшей направленности, и выберать что слушаешь, смотришь - надо с умом, пропуская через совесть.Или может быть Вы сами мучаетесь вопросом - "а кого я больше люблю - светскую музыку или Бога?"Слушать слушайте, но и о Боге не забывайте, вот и всё.

Я бы уточнил, слушайте то,что помогает памятовать о Боге.

Share this post


Link to post
  • 0

Я вполне допускаю, что кто-то из священнослужителей слушает и Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена... И то что Патриарх говорил, что вполне признает и уважает кое-что из классической музыки - я тоже слышала, не помню где конкретно, может в интервью каком.

 

Но только никто не подвергает сомнению, что они и молитве и вообще служению Церкви уделяют огромное время. да и всю жизнь. И Бахи, Бетховены у них занимают свое место и положение, не вытесняя и не подменяя церковного.

 

Вот, я бы и N посоветовала - раз уж Вы так любите классическую музыку да еще и толк в ней знаете, то и слушайте себе на здоровье допустим в машине по пути на работу и т.п., но Вы же знаете, что послушав духовные кантаты Баха, Вы этим не замените молитвы, чтение Св.Писаний, труды св.отцов, участие в богослужениях и вообще жизни в Церкви, исполнение заповедей и трудов по делу своего спасения. Пусть у Вашего увлечения светской инструментальной музыкой будет свое место и предназначение, а главным и в центре - всё равно Господь.

 

...а кто-то вообще равнодушен к классике, ему ни тепло ни холодно от Баха, Вагнера, Бетховена...

Share this post


Link to post
  • 0
....а кто-то вообще равнодушен к классике, ему ни тепло ни холодно от Баха, Вагнера, Бетховена...

 

Вспомнил, что когда-то был неравнодушен к классической музыке. Очень хорошо в ней (для дилетанта) разбирался. Прошло время, стал воцерковляться, и в один момент вдруг обнаружил, что в лучшем случае мне "ни тепло, ни холодно", в худшем - через определенное время возникает дискомфорт от всей этой симфонии звуков, которая многих приводит в дичайший восторг (говорю без иронии). Музыка, которую я сам очень любил слушать (тот же Бах, Вагнер, Бетховен, Брамс, Чайковский и даже Рахманинов) приводит меня уже в замешательство. Хуже, иногда я чувствую, что какие-то эмоциональные волны вскипают изнутри, меня начинает тащить "за музыкой". С тех пор подобную музыку не слушаю. Иногда, бывает, включу Баха или Брамса, но через 5 минут уже понимаю - не могу, это уже не мое. В лучшем случае, послушаю фортепианные этюды.

Вот примерно мои ощущения - почему классическая музыка уже не вызывает прежнего восторга и трепета. Так что рассуждать о роли светской музыки в жизни христианина можно долго, но если в сердце что-то щёлкнет, то уже и рассуждать не станешь :)

Share this post


Link to post
  • 0

Вот-вот, Андрей, и я многое любимое мною прежде оставила, потому что ну уже ни как не любится. :)

Что-то сразу разлюбила ..к чему-то постепенно охладевала.

Share this post


Link to post
  • 0
Вот-вот, Андрей, и я многое любимое мною прежде оставила, потому что ну уже ни как не любится. :)Что-то сразу разлюбила ..к чему-то постепенно охладевала.

и я поддержу и чуть-чуть дополню - тут речь идёт о музыке, но я скажу о песнях... те тексты песен которые нравились раньше, теперь нравится перестают... думаю, по сути тоже и с музыкой, только посложнее т.к. нет слов...

также и к театру раньше относился положительно теперь нейтрально и чуть отрицательно...

так что получается, что вопрос в теме топика по сути не корректен :blush200:

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N
Не понятно, Ваше стремление настоять на своем, во что бы то нистало. Мне очевидны Ваши взгляды, другим, думаю, тоже, но это не значит, что стоит пытаться подправить православие под Ваши взгляды. Для каких целей, под предлогом попыток разобраться в пользе или вреде светской музыки, Вы пытаетесь утвердить идеи экуменизма.Ваши ссылки на иерархов, вопервых, бездоказательны, вовторых, Вам, в принципе не известно, что происходит в душе простого человека, а тем более, что переживает Патриарх.Если Вы искренне считаете, что не правы схимники, затворники, анахореты и исихасты, если весь сонм святых отцов для Вас не авторитет, то мы, на форуме, своими скудными силами Вам ни чем не поможем.А жанглировать цитатами священного писания, так как Вам выгодно, не новый прием, он давно используется сектантами.Мой Вам совет,не искушайте людей, живите, так, как считаете нужным, но не возводите свой образ жизни в учение Церкви и не выдумывайте своего, удобного Вам православия.Простите.

 

Благодарю за откровенность, но скажу, что Вы меня не поняли.

 

Я не стремлюсь под личиной обсуждения музыки пропагандировать экуменизм. Я хочу обсудить этот болезненный вопрос с народом.

 

Я не говорю, что схимники неправы. Я говорюю, что среди них встречаются разногласия, притом некоторые из них (например Алексий (Соловьёв), достававший жребий на выборах Патриарха) уважали классическую музыку. И никто не гарантирует, что Алексия. или Кирилла, или Петра Мещеринова не канонизируют лет через 100 (или позднее).

 

Я не жонглирую цитатами и не подминаю Писание под свои мысли, а стараюсь объяснить явления жизни цитатами. Извините, если не удалось сделать это хорошо.

 

Я ни в коем случае не стремлюсь искушать народ. Если так получается - обратитесь к модераторам, чтобы меня заблокировали.

 

Я не возвожу своё образ жизни в учение Церкви: это кощунство. Очевидно, для меня сопоставление своего образа жизни с учением Церкви приобретает такие формы.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N
N, а кто вам сказал, что слушать какую-то классическую или стоющую музыку, это грех и анафема? Cветская музыка светской музыке рознь. Можно найти что-то полезное и там, но также можно наткнуться и на не очень хорошее, если не хуже. Просто светское искусство отличает то, что там в отличии к примеру от иконописи. церковных песнопений и писаний, т.е. вещей целиком без остатка направленных к Богу, нет этой полнейшей направленности, и выберать что слушаешь, смотришь - надо с умом, пропуская через совесть.Или может быть Вы сами мучаетесь вопросом - "а кого я больше люблю - светскую музыку или Бога?"Слушать слушайте, но и о Боге не забывайте, вот и всё.

 

Была бы ручка с чернилами - подписался. Нет ручки - подписываюсь электронным способом.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Ещё дам ссылку с очень обидным (для меня) текстом с просьбой обсудить. Сам не буду - не хочу быть "сектантом" и "искусителем"

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N
Ещё дам ссылку с очень обидным (для меня) текстом с просьбой обсудить. Сам не буду - не хочу быть "сектантом" и "искусителем"

 

Вот она:

http://www.stihi.ru/cgi-bin/form.pl

Share this post


Link to post
  • 0

 

Уважаемый гость N, ссылка ведет на главную страницу. Напишите хотя бы автора или название текста, если у вас не получается дать прямую ссылку. Тогда можно будет хоть найти.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...