Евгения К 101 Опубликовано: 5 декабря, 2011 Дорогие братья и сестры. Может, у кого есть ряд вопросов, касающихся выполнения келейного правила, то можем это обсудить. У меня лично на данный момент два насущных вопроса: - можно ли читать Евангелие и Псалтырь сидя; - можно ли читать Акафист стоя на коленях? Прошу поделиться информацией по данным вопросам. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Nadegda 2 748 Опубликовано: 5 декабря, 2011 Добрый вечер!Как-то батюшка сказал одной женщине,что лучше сидя молиться,чем стоя и думая о своих больных ногах,а не о молитве.Я думаю что Псалтирь можно читать сидя,только на Славе вставать.А Евангилие батюшка говорил что если вы его хотите изучить то можно сидя,а если помолиться то стоя.Ко мне в Храме подошла женщина и задала вопрос о молитве,у нее онкология и жуткии боли,она молится на коленях,иногда лежа,нет сил и спрашивает правильно ли это?Конечно я посоветовала обратиться к батюшке,но на мой взгляд она все правильно делает,нет у нее сил молиться стоя,так не бросать же тогда молитву.Может я и не права,но наверно ничего не случится если при чтении Акафиста стать на колени когда нет сил стоять.Ведь Господь зрит наше сердце!Я иногда молюсь на коленях,когда плохо и нет сил,когда становится легче тогда поднимаюсь с колен.Но это сугубо мое мнение,может я и ошибаюсь.Меня еще интересует вопрос,можно ли слушать Акафист,Псалтирь когда занимаешся домашними делами?Спаси Господи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Liza 59 Опубликовано: 5 декабря, 2011 ой Жень,я даже не знала что Евангелие читают стоя... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Христина_Мытищи 210 Опубликовано: 5 декабря, 2011 Liza, 17 лет назад я тоже не знала, читала "перед сном", уютно устроившись на диване При этом утреннее и вечернее правило читала, как полагается, стоя. Дотумкала! Акафист означает "не сидящий", т.е. читается стоя (если человек в добром здравии), молитва после акафиста - на коленях.Кафисмы, т.е. Псалтирь, читают сидя, во всяком случае, не возбраняется. Однажды в разговоре со знакомым священником я посетовала, что во время весенней страды огородной не только стоять на молитве, лежать не могу, так болят все мышцы от усталости, сил нет. Он ответил так:"Когда сил не будет, ты упадешь, вопрос отпадет сам собой. Пока не упала, стой. Вообще-то я сам знаю, что такое страда, а делали мы так. Вставали на колени, опершись локтями на стул, на стуле молитвослов. И спине легче, и ногам, да и постоять коленопреклоненно перед Господом на пользу и в радость." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Христина_Мытищи 210 Опубликовано: 5 декабря, 2011 Итак, Евангелие - стоя, Акафист стоя, молитва после акафиста на коленях. Псалтирь сидя. Что касается Акафиста целиком коленопреклоненно, я бы спросила благословения у батюшки, чтобы не своевольничать. Но это лишь мое мнение, опасаюсь быть праведнее самой себя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 6 декабря, 2011 Может, кому-то сгодится. "Один монах говорил: "Батюшка, у мня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает". Отец Амвросий ему отвечал: "Помни слово Священного Писания: "Сыне, даждь Ми сердце", - а не нози". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Евгения К 101 Опубликовано: 6 декабря, 2011 Спаси Господи всех за ответы! Согласна с Вами полностью. Просто у меня иногда бывает такое состояние, что акафист читать стоя как-то неудобно перед Господом....Почти на подсознательном уровне становлюсь на колени. Молитву всегда на коленях читаю. А вот Евангелие, соглашусь с Надеждой, если для изучения, то можно и сидя читать. Насчет того, можно ли слушать псалтырь и акафист во время домашних дел, то на мой взгляд, не возбраняется. Мы же не слушаем такие вещи просто так, для фона, для этого у нас есть телевизор. А если душа просит спасительных текстов, так это очень хорошо. Не даром святые говорили, что дело нужно сочетать с молитвой. Но вообще, наверное, лучше спросить у духовника. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Евгения К 101 Опубликовано: 6 декабря, 2011 Может, кому-то сгодится. "Один монах говорил: "Батюшка, у мня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает". Отец Амвросий ему отвечал: "Помни слово Священного Писания: "Сыне, даждь Ми сердце", - а не нози". Ольга, замечательные слова! Спаси Господи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 11 декабря, 2011 Спаси Господи всех за ответы! Согласна с Вами полностью. Просто у меня иногда бывает такое состояние, что акафист читать стоя как-то неудобно перед Господом....Почти на подсознательном уровне становлюсь на колени. Молитву всегда на коленях читаю. А вот Евангелие, соглашусь с Надеждой, если для изучения, то можно и сидя читать. Насчет того, можно ли слушать псалтырь и акафист во время домашних дел, то на мой взгляд, не возбраняется. Мы же не слушаем такие вещи просто так, для фона, для этого у нас есть телевизор. А если душа просит спасительных текстов, так это очень хорошо. Не даром святые говорили, что дело нужно сочетать с молитвой. Но вообще, наверное, лучше спросить у духовника. Я уверен, Евгения, что тут нужно поступать как душа просит и ум подсказывает. Молитва это как известно обращение к Богу, Матушке и Святым, то есть к Самым Нашим Близким, Мудрым, Всемогущим, Добрым, Любимым, Главным Начальникам, которые знают про нас всё, даже то, что мы и сами не знаем, видят нас насквозь, знают все наши мысли, не отводят своего взгляда от нас ни на секунду никогда, и ждут от нас именно открытости сердца, сокрушения, смирения, покаяния не фарисейского - изображаемого различными позами нашего тела, а душевного - молимся мы сердцем, душой и умом, а не телом и его частями. Вот человек в храме стоит неподвижно и вдруг спохватившись начинает лихорадочно крестится, или озираясь по сторонам, то неуверенно присядет на колено, то тут же вскакивает, понятно да? - Человек не к Богу с молитвой взывает, а телом своим изображает моление, как бы этикет соблюдает и боится не вовремя сделать или наоборот не сделать какое либо положенное движение. Кому это всё нужно? Явно не Богу - это мы перед другими людьми можем опустится на колени, изображая им высшую степень своей покорности, так как они не видят, что в душе у нас творится, а Богу и Святым ничего изображать не нужно, Они всё видят, что в нашей душе, уме и сердце, только мы вот по своей ограниченности ума и восприятия окружающего мира, ни как не можем этого понять и всё пытаемся телесно изобразить наше внутренние состояние. Я не убеждаю, что не нужно вообще преклонять колени, а убеждаю, что их именно нужно преклонять или падать на них, а не опускаться по установленному правилу или обычаю. Чего мы на колени то опускаемся при "Святая Святых", если в этот момент про слякоть на улице или не постиранное бельё думаем? Падать нужно под тяжестью мощи и осознанием своей ничтожности. Страх Божий без всякого нашего желания и осознания должен подкашивать колени. И главу вниз, не потому, что так положено и все так делают, а потому, что если сейчас подниму глаза, то вмиг ослепну! В общем становится или ложится нужно на молитву в то положение, в которое зовёт тебя твоё сердце и насколько тебя прижимает к земле греховность. Батюшка Серафим на камень забирался по какому положению или установлению? Руководствоваться нужно желанием стоя молится и соответствием обстановки - если желание возникло пасть на колени перед приложением к кресту, а сзади очередь в тысячу человек, то лучше уж воздержаться от коленопреклонения. Я вот в ум не возьму как это я смогу поставить стул перед образами, сесть на него и возносить молитву, но я знаю наверняка, что если Господь не приберёт меня раньше, то настанет время, когда я так молится и буду... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Гость Опубликовано: 11 декабря, 2011 Прошу прощения, но чтобы избежать прелести, лучше исполнять благословение духовника. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Евгения К 101 Опубликовано: 11 декабря, 2011 Андрей, полностью с Вами согласна. Спаси Господи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 5 февраля, 2012 как правильно читать Псалтирь? Псалтирь и псалмы Следованная псалтирь Псалтирь в богослужении Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 5 февраля, 2012 Как правильно читать Псалтирь? Где нужно поминать усопших, а где живых? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Устав не определяет порядок поминовения за здравие и упокоение при чтении Псалтири. Читающий сам может установить удобную ему последовательность. Можно читать Псалтирь только за живых. Иногда читают только за усопших. Если есть желание при одном чтении сразу поминать о здравии и упокоении, то можно после одной «Славы» поминать живых, а после второй – усопших. Некоторые после каждой «Славы» сначала поминают живых, а потом усопших. Таков порядок поминовения при совершении утреннего молитвенного правила. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Людмила из Карелии Опубликовано: 5 февраля, 2012 Летом прошлого года в Важеозерском Спасо-Преображенском монастыре (у нас в Карелии) на кухне у матушек увидела солидную фонотеку из акафистов. Сделала вывод: при приготовлении пищи для монастыря матушки слушают акафисты и сами молятся вместе с читающими. По-моему, очень хорошо - пища духовная телесной не помеха. Неплохо бы и дома так вместо кошмарного телевизора. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 5 февраля, 2012 Летом прошлого года в Важеозерском Спасо-Преображенском монастыре (у нас в Карелии) на кухне у матушек увидела солидную фонотеку из акафистов. Сделала вывод: при приготовлении пищи для монастыря матушки слушают акафисты и сами молятся вместе с читающими. По-моему, очень хорошо - пища духовная телесной не помеха. Неплохо бы и дома так вместо кошмарного телевизора. Конечно и практически повсеместно - и при приготовлении и при принятии пищи. "........ мы монахи, с молитвою и благословением приготовляем пищу; потому сладким делается и худое брашно; у вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не испрашивают, потому и вкусная пища становится невкусною" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 6 февраля, 2012 Летом прошлого года в Важеозерском Спасо-Преображенском монастыре (у нас в Карелии) на кухне у матушек увидела солидную фонотеку из акафистов. Сделала вывод: при приготовлении пищи для монастыря матушки слушают акафисты и сами молятся вместе с читающими. По-моему, очень хорошо - пища духовная телесной не помеха. Неплохо бы и дома так вместо кошмарного телевизора. Прочитала ваш пост,и меня заинтересовало,почему принято читать молитвы во время приготовления пищи,вот какой интересный ответ нашла: На кухне с молитвой «Слышала, что православным рекомендуется при приготовлении пищи, при консервировании овощей, фруктов читать молитвы. А вот какие, не могли бы вы подсказать?» Действительно, раньше христиане имели благочестивое правило – перд началом любого, даже самого малого дела брать благословение у Господа. А после благодарить его. Если дело было малозначительным, то просто произносили, осеняя себя крестным знамением: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господи, благослови». И затем начинали работу. Если дело было побольше, то прибавляли молитву, обращенную к Богу Духу Святому: «Царю небесный…», потому что Дух святой все освящает и в его присутствии всякое дело совершается во благо. Кроме того, в православном Молитвослове в разделе «Молитвы разные» есть молитвы в «Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело. Можно прочесть и тропарь: «творце и Создателю всяческих…» и кондак «Скорый в заступлении и крепкий в помощь…» (страницы не указываем, поскольку в Молитвословах разных изданий они могут быть разными). Если дело предстояло очень важное или трудное, то в церкви заказывали просительный молебен ко Господу и на совершение дела брали благословение у священника-духовника. После совершения дела служили благодарственный молебен. Когда вы готовите пищу или консервируете продукты, в приготовляемую снедь добавляйте святую воду и освященное масло. Во время приготовления избегайте суетных разговоров. Особенно осуждений, сплетен и склок, но творите молитвы: Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)», Господню молитву: «отче наш, песнь Пресвятой Богородице: «Богородице дево, радуйся…» Читать молитвы можно по желанию, какая больше ложится на душу, какую вам больше хочется повторять. Если вы помните на память молитвы: «Символ веры», «Помилуй мя, Боже…», «Живый в помощи…», «Да воскреснет Бог…», а их каждый православный христианин должен знать на память, то очень хорошо прочитать эти молитвы по одному или по три раза. Все эти молитвы можно читать в процессе совершения вашего дела. Молитвой «Символ веры» мы исповедуем свою религиозную принадлежность и верность Господу. Читая молитву «Помилуй мя, Боже…», мы говорим Господу о своей ничтожности, порочности и греховности и просим его простить нас, угасить наши грехи Своим милосердием. Молитвами «Живый в помощи…» и «да воскреснет Бог…» мы призываем Господа отогнать от нас нападающих духов злобы и помощью Ангелов разрушить их бесовские козни. Исполняя такие простые правила, вы любое дело будете совершать во славу Божию. Архимандрит ГЕОРГИЙ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 6 февраля, 2012 Молитвы ежедневные и особые Нужно ли специально благословляться на чтение акафиста дома? По каким дням и кому нужно читать акафисты? Конечно, нужно взять благословение у своего духовника на чтение акафиста, если мы хотим читать несколько акафистов в день. Если есть желание читать акафисты дома, то лучше, если это делается по благословению, по послушанию. Если человек что-то делает по самочинию, без благословения, то он берет на себя больше, чем надо, и тогда он устает, и у него появляются различные искушения. Человек, если делает что-то без благословения, так устает, что потом не может сделать самого малого. А самое малое – это чтение утренних и вечерних молитв, чтение одного акафиста, одной кафизмы, одной главы из Евангелия. Это самое необходимое, что нужно делать православному. А когда человек берет на себя большее, то может не справиться и потом не делать даже самого необходимого. Поэтому нужно советоваться со своим духовником, соизмерять свои силы, для того, чтобы можно было совершать те или иные подвиги, которые иногда хочется делать. Но бывает даже так, что эти подвиги – искушение. Враг так внушает, что надо взять на себя те или иные подвиги, а потом у человека появляется и уныние, и пропадает желание, приходит усталость. Поддавшись такому искушению, христианан теряет все, что у него было до сих пор. Нужно быть очень внимательным к себе. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 6 февраля, 2012 Священное Писание в жизни Церкви и прихожан Библия, Священное Писание. Мне вспомнился разговор с прихожанкой Иоанновского храма Натальей Мансуровой. В семье Мансуровых растут сыновья. Когда дети были маленькими, они от батюшки получили в подарок "Закон Божий". С тех пор, рассказала Наталия, всей семьей читают его, а также читают Евангелие. И не просто читают, но обсуждают все события и школьные происшествия каждого дня и, обращаясь к Евангелию, находят там ответы на все возникающие вопросы. Благочестивый обычай предписывает православным верующим ежедневное чтение Евангелия. О значении этого духовного делания рассказывают настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Олег Пелевин и клирик собора Рождества Христова иерей Артемий Кучинский. О.Олег: – Священное Писание – это Откровение Божие, содержащее вероучительные истины. То, что нужно для спасения, открывается именно там. Поэтому Священное Писание ежедневно читается в храме: Евангелие, Апостол, Ветхозаветные тексты и Псалтирь, которые являются основой богослужения и одновременно – частью Библии. Поскольку Священное Писание традиционно используется в Православном богослужении, т.е. оно носит библейский характер. – Почему важно ежедневно читать Священное Писание? О.Олег: – К сожалению, не все ежедневно бывают в храме. Поэтому существует древний обычай, что многие богослужебные тексты мы вычитываем дома. В недавнем прошлом эти тексты вычитывались во время утреннего и вечернего правила. Дома также вычитывались каноны, кафизмы. А обычай читать положенное Евангелие и Апостол был и остается распространенным. Многие верующие присоединяют это чтение к утреннему и иногда к вечернему правилу. Одновременно многие верующие читают Священное Писание не по служебным зачалам, а по главам. – В чем разница, и являются ли оба вида чтения верными? О.Олег: – По традиции, Евангелие имеет два деления: главы со стихами и богослужебное зачало. Так же разделен Апостол. Зачало – текст, читаемый за Божественной литургией. Оба вида чтения дома равно возможны. Чтение по главам не является нарушением. – Почему полезно читать Евангелие с толкованием? О.Олег: – Чтение Священного Писания назидает верующего человека. Поэтому очень важно правильное понимание текста. Священное Писание является достоянием Православной Церкви, в Церкви оно хранится и, главное, в Церкви оно правильно понимается, так, как определено Церковными Соборами. Поэтому очень полезно читать Евангелие с толкованием. Именно это обеспечивает правильное понимание Священного Писания. Святые отцы Церкви составили толкования, которые могут послужить и нам руководством при его чтении. Святители: Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Василий Великий составили свои толкования, но толкование Феофилакта Болгарского наиболее любимо верующими благодаря простоте и доступности изложения. – В каком возрасте рекомендуется начинать чтение Священного Писания? О.Олег: – Священное Писание должен знать каждый, поэтому чтение нужно начинать с детства. Детям читаем предназначенное для них Евангелие. А подростки могут читать уже каноническое издание. – На что еще следует обратить внимание? О.Олег: – Часто православных верующих упрекают, что они плохо знают Священное Писание. Но это далеко не так. Православные с любовью читают и знают его. А для сектантов характерно то, что они знают лишь отрывки из Священного Писания, которые заучивают на своих собраниях. Если взять Библию, которой пользуются сектанты, то там всегда есть подчеркнутые и не подчеркнутые места, как будто в Писании есть места важные и неважные. Для православного человека это недопустимо, т.к. не принято в Библии что-то подчеркивать. Что, впрочем, вовсе не означает, что у православного человека не может быть в Писании любимых мест, которые он читает чаще других. О.Артемий: – Евангелие – это благая весть. И Книга эта должна быть в доме каждого христианина. В нем содержится не только описание жизни Спасителя, но, самое главное, его содержание является руководством жизни для православного христианина. Поскольку Христос стал Человеком не только для того, чтобы пострадать и умереть на кресте, но прежде этого показать, как человек должен жить на земле, относиться к себе, ближним, к Богу. И если хорошо знать содержание этой Книги, то в ней можно найти ответы на все вопросы современной жизни. Поэтому Церковь рекомендует чтение Евангелия дома ежедневно. Вспомним преподобного Серафима Саровского, который всегда носил с собой Евангелие, читал его каждый день, а в затворе – читал вслух и растолковывал его смысл. – Как читать Евангелие? О.Артемий: – Поскольку Евангелие – это Книга, которую невозможно понять, прочитав один раз, рекомендуется читать его постоянно, т.к. по мере чтения, с каждым днем, будут открываться все новые и новые истины. Это важно еще и потому, что Евангелие является для человека верующего главной Истиной, главным откровением, главным Законом. Поэтому быть христианином и не читать Евангелие, по меньшей мере, странно, т.к. без этого не будет всей полноты христианской духовной жизни. – Как обстоит дело сегодня? О.Артемий: – Сегодня, к сожалению, люди редко ежедневно читают Евангелие и вообще духовную литературу, хотя сейчас она доступна в изобилии. Печально, но в основном много времени тратится на СМИ, где основная масса информации просто бесполезна, а подчас и вредна. Поэтому хорошо, если человек читает одну главу Евангелия в день. Но поскольку это Слово Самого Бога, то читать его следует с благоговением и намерением исправить свою жизнь, а также с молитвой о его правильном понимании и толковании Православной Церкви. Наиболее доступные толкования Евангелия можно найти в книгах святителя Николая Сербского. Следуя такому принципу, христианин начинает глубже понимать происходящее вокруг, в самом себе и, главное, стаёт ближе к Богу. Евангелие как Слово Божие имеет огромную силу воздействия на сердце и ум человека. Апостолы были простыми рыбаками, но через Слово Божие покорили Иисусу Христу царей и царства. Поэтому чтение Евангелия – это один из путей приобщения к Божией благодати и путь к познанию Истины. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 6 февраля, 2012 Батюшка. благословите. Как правильно читать дома акафисты. Перед чтением канонов есть молитвы. А как поступать перед чтением акафистов и после прочтения акафиста. Перед чтением акафистов нужно читать те же молитвы, что и перед каноном. А именно, так называемое обычное начало, состоящее из молитв: "Царю Небесный", Трисвятое, "Пресвятая Троица", "Отче наш", Господи помилуй и "Приидите поклонимся". Можно также включить чтения псалма 142-го. Его чтение положено в начале молебна. А затем начинать читать акафист. По устоявшейся практике, последний 13-й кондак читают трижды, а затем повторяют первый икос. Вполне оправдана практика соединения чтения канона и акафиста. В этом случае чтение акафиста бывает после 6-й песни канона. После прочтения акафиста, читают молитву (обыкновенно помещаемую после акафиста). Окончание молитвословий состоит из чтения "Достойно есть" и заключительных молитвословий, которые одинаковы для всех молитвенных правил, например утреннего и вечернего (т.е. то, что помещено после "Достойно есть"), именно: Слава, и ныне: Господи помилуй (3-жды), "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твое Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь" или "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь" Молитва до и после чтения Евангелия Каждый день нужно читать по одной главе Евангелия, а перед и после главы - эту молитву: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 6 февраля, 2012 Как читать Библию? Святые отцы и церковные писатели о Библии Молитва перед чтением Святаго Евангелия В Книге Жизни следует искать только пути жизни О настроении при чтении Слова Божия Как часто нужно читать Библию? О понимании Св. Писания и руководстве Св. Отцов Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Miryanka-l 84 Опубликовано: 21 мая, 2014 Liza, 17 лет назад я тоже не знала, читала "перед сном", уютно устроившись на диване При этом утреннее и вечернее правило читала, как полагается, стоя. Дотумкала! Акафист означает "не сидящий", т.е. читается стоя (если человек в добром здравии), молитва после акафиста - на коленях.Кафисмы, т.е. Псалтирь, читают сидя, во всяком случае, не возбраняется. Однажды в разговоре со знакомым священником я посетовала, что во время весенней страды огородной не только стоять на молитве, лежать не могу, так болят все мышцы от усталости, сил нет. Он ответил так:"Когда сил не будет, ты упадешь, вопрос отпадет сам собой. Пока не упала, стой. Вообще-то я сам знаю, что такое страда, а делали мы так. Вставали на колени, опершись локтями на стул, на стуле молитвослов. И спине легче, и ногам, да и постоять коленопреклоненно перед Господом на пользу и в радость." Спаси Господи! Все просто и доступно. Остается только укрепить себя в вере и помнить о том,что постоянно предстоишь пред Господом. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение