Перейти к публикации
Гость Гость

О посте: где взять щеки осетра и как не есть людей

Рекомендованные сообщения

Гость Гость

Пост: где взять щеки осетра и как не есть людей

 

Около десяти раз в год православные издания становятся кулинарными книгами или дискуссионными клубами элитных рестораторов. Начинаются или заканчиваются четыре многодневных поста: священники и миряне, журналисты и люди самых разных профессий начинают размышлять о смысле поста, его традициях и сложностях, с ним связанных.

 

Разумеется, любой разговор о посте невозможен без обсуждения собственно пищевых проблем. Зайдя в любой российский магазин, читатель сразу поймет одну из трудностей российского поста. Наша страна отличается от тех регионов, где были разработаны основные монашеские уставы, включающие в себя и замечания о постной трапезе. Самые известные православные уставы (Студийский или лавры Саввы Освященного, к которому восходит наш Типикон) были созданы в странах с другим климатом, который повлек за собой изменение рациона питания. Так получилось, что часть Петровского поста в этом году я провел в Болгарии: в любом кафе или ресторанчике можно было недорого заказать свежие овощи или рыбу. Для сравнения предлагаю читателям заглянуть в холодильник, чтобы оценить разнообразие рыбы или овощей зимой в России. В качестве утешения могу отметить, что ситуация с рыбой в нашей стране круглый год отличается от средиземноморских стран.

2.jpg

В результате получается ситуация, противоречащая самому смыслу христианского поста. Святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях говорил о том, что верующий в пост должен тратить меньше денег и сил на покупку продуктов или приготовление пищи, а излишек средств или времени уделять тем, кто нуждается в помощи. В наших же реалиях получается, что постная пища часто бывает изысканнее и дороже, чем скоромный рацион.

Подобное противоречие между идеей и практикой поста отчасти возникло потому, что в современной России не существует приходского устава или единых общецерковных рекомендаций о посте мирян. Это приводит к тому, что перед каждым многодневным периодом воздержания верующий в индивидуальном порядке решает вопросы с духовником, который в свою очередь опирается на собственный пастырский опыт, состояние здоровья и обстоятельства жизни духовных детей и церковное предание.

В свою очередь история Православной Церкви показывает, что с течением времени длительность и количество постов могла меняться, а строгость и обязательность их соблюдения изменяться для монахов, клириков или мирян.

В качестве примера возьмем недавно начавшийся Рождественский (Филиппов) пост и посмотрим, как изменялась практика воздержания в Древней Руси. Этот период воздержания упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным. Стоит отметить, что ограничения этого поста изначально были для мирян менее строгими, чем сейчас. В конце XI века преподобный Феодосий Печерский вводит в Киево-Печерском монастыре Студийский устав, в котором в частности говорится о том, что иноки в Филиппов пост не могут есть «сыр и яйца», поскольку от них отказываются на это время «многие из бельцов». Иными словами некоторые немонахи в этот период ели сыр и яйца. Еще более поразительный пример отличия постовой практики ХI века от современной можно найти в поучении преподобного Феодосия Печерского к киевскому князю Изяславу. Святой Феодосий призывает киевского князя Изяслава воздерживаться от употребления мяса по средам и пятницам, поскольку: «всяк христианин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного». Иными словами, в то время от мирян требовалось только воздержание от мясной пищи. В том же поучении святой говорит о том, что мясо по средам и пятницам можно вкушать, «если случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов». Сейчас пост в среду или пятницу отменяется только при совпадении с праздником Рождества Христова или Крещения Господня.

Постепенно практика многодневных постов становилась обязательной и для монахов, и для мирян, и ко времени создания «Домостроя» (XVI век) идеальная благочестивая семья мирян постится 4 больших поста без мясного и молочного, но при этом употребляет большое количество круп, овощей, грибов и рыбы. Современному читателю очень сложно читать описание запасов постной пищи в «Домострое», поскольку большая часть продуктов в наши дни является либо баснословно дорогим деликатесом типа щек осетра, либо просто не существует в природе. Точно такие же желудочные спазмы современный христианин постом может испытать, читая описания московской постной трапезы в «Лете Господнем» Ивана Шмелева.

e22ed6c150.jpg

Какие же выходы предлагает Церковь из сложной ситуации невозможности соблюдения поста точно по Типикону? К сожалению, в нашей Церкви нет общецерковного соборного документа, регламентировавшего практику постов для мирян, как нет и единого устава приходского богослужения. Ненормальность подобной ситуации понимали и православные начала ХХ века (достаточно посмотреть записки епископов, священников и мирян при подготовке к Поместному собору 1917-1918 гг.), и современные епископы и священники Русской Православной Церкви. В наши дни идет серьезная дискуссия о необходимости издания приходского устава и изменении практики поста для мирян. Некоторые священники предлагают рассмотреть вопрос о том, чтобы молочные продукты вновь стали бы постными для мирян, но это решение должна принимать Церковь во всей своей полноте. Сейчас же совершенно очевидно, что телесный пост очень важен и в подавляющем большинстве случаев полезен, что заповедь о посте дана Богом и человек не вправе ее отменить. Так что остается православным христианам «поститься постом приятным» и помнить одно из самых известных святоотеческих изречений о том, что главное в пост – «не есть людей».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как трудно на работе удержаться от соблазна -съесть в пост чего-нибудь скоромненькое.... :help0000:

Раньше советовала друзьям своим во время поста на работу брать постную домашнюю пищу. А когда стала сама работать и поняла, как трудно порой удержаться от соблазна-съесть пирожное или копченую курочку, особенно, если ты сам стоишь за прилавком...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а мне болЬше сЬестЬ хочется кого-то!)))оченЬ трудно не раздражатЬся...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

а мне болЬше сЬестЬ хочется кого-то!)))оченЬ трудно не раздражатЬся...

Ромашка согласна с вами, самое сложное кого нибудь не скушать. Так и ходишь с при кусанным языком. На рот замок, и Иисусову молитву читать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ромашка согласна с вами, самое сложное ...

 

я ничего не подразумевала,правда....мне молочного не хватает))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Один молодой монах спросил у старца:

- Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?

- Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Елена, сегодня хотела сорваться и тут вспомнила выши слова про " язык на замок. и молитву Иисусову.") Спасибо Вам.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси Господи. Марина самой бы почаще вспоминать, а то скажешь "а" потом язык прикусишь и вспоминаешь, что молчание золото.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень часто в последнее время сетуют, что постный стол - дороговато обходится... Но ведь никто не говорит, что необходимо покупать какие-то изыски - почему бы во время поста не покушать супчики ди каши, ведь пища не должна волновать наши мысли, а только служить для поддержания сил телесных... Простите, никого не хотела задеть или обидеть, просто высказала свои мысли, не бейте сильно :black_ey: )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ксения я полностью с вами согласна :good2000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Люда-Вера

Мне кажется,все дело во внутреннем настрое.Если мы принимаем помысел,что нам мало постной пищи и лелеем его в себе,то нам будет невозможно удержаться от нарушения поста,а если искренне хотим попоститься в эти дивные покаянные дни,то просим помощи у Господа и Он обязательно поможет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поздравляю всех с началом Великого Поста!Стояла сегодня на службе вечером и думала наконец дождались,такая радость и умиротворенность!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Людмила  из  Карелии.

Братья и сестры! Поздравляю всех с началом Великого поста!

Мне кажется, что проблема питания в пост важна для новоначальных христиан, для тех, кто пришел к Богу недавно. У меня лично 8 лет назад была такая проблема: семья не постится, требует свои мясо-рыбу, готовишь и слюной исходишь, испытывая свое терпение. Пасха больше воспринималась не как Воскресение Спасителя, а как возвращение к привычной еде.

Пожаловалась своему священнику, а он пошутил: "Ничего, трудно только первые 10 лет".

Оказалось, что это не шутка. Теперь меня не волнует пища в пост: ем себе кашки-супчики, овощи, а то и хлебушек с постным маслом, а семье готовлю без голодных эмоций.

Видимо, Господь, взирая на мои немощи духовные, помог одолеть гастрономические искушения. Уповайте на Господа, и Он не оставит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Людмила у меня тоже самое было,куда сложнее бороться со страстями в Пост и стараться не ,, есть,, людей!Господи,помилуй нас!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне интересно , почему мы ходим радостные и всем докладываемся о наших достяжениях , если это касается какой-нибудь новомодной диеты для похудания .И в ужасе , сможем или нет продержаться на овощах , фруктах , ягодах, орехах ит.д. ЦЕЛЫХ 40 дней .

Сидя на деете мы радостны и безрасудны , но в исполнения поста нас так всех "колбасит".

Новерное, потому что на деете мы боримся лишь со своим весом и с гордостью осматриваем тех кто не смог этого сделать .

А в пост , мы боримся со страстьями, которые как верёвки опутывают наши мысли и душу .Вот где разница .

Там мы идём за похотью , эдесь мы с нею боримся и пытаемся идти за ГОСПОДОМ , призывая его в каждый момент своего забвения о посте .

Там мы не отходим от весов и измерительной ленты , тут мы боимся отпасть от ГОСПОДА и стараемся упавши приползти на покояние и выпросить у БОГА прощение за свою немощь.

Если бы жили одни было бы проще , а тут родные со своими :"Ну попостилась и хватит ! Покушай , а то на тебя смотреть тошно !"Во где соблазн , вот в чём испытание .Послать всех куда подальше или вспомнить "Не жертвы хочу , а милости !"Ох сколько за время поста нам приходится вновь и вновь вспоминать ЕВАНГЕЛИЕ и АПОСТОЛОВ и чаще терпеть , чем радоваться.

Но это мои размышления .

С ВЕЛИКОМ ВАС ПОСТОМ ! ВО СЛАВУ БОЖИЮ !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Братья и сестры! Поздравляю всех с началом поста!

Дай Бог нам всем пронести этот пост. С каждым днем поста мы приближаемся к Пасхе Христовой и к жизни вечной.

Сожмем же кулачки и немного потерпим, распнем свою греховность. Сейчас самые первые дни, самый строгий устав. Но всё это за Христа. Уже от этого становится легче. А потом мы не одиноки. Вся церковь -многие тысячи людей также, как и мы, вступили сегодня в пост. Сегодня вечером Великий Канон. Желаю всем на нем быть. И помоги нам Господь!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Если бы жили одни было бы проще , а тут родные со своими :"Ну попостилась и хватит ! Покушай , а то на тебя смотреть тошно !"Во где соблазн , вот в чём испытание

я бы добавил испытание ещё в том чтобы объяснить человеку так чтобы его не обидеть (почему например из всех блюд на 8 марта ты будешь есть только картошку...)

Сейчас самые первые дни, самый строгий устав.

а Вы как устав смотрите? Где?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гостья

calendar.gif

 

28 февраля 2012 г. (15 февраля ст.ст.), Вторник. Седмица 1-я Великого Поста. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

 

 

Взято с соседнего сайта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пост – это Божественная благодать

 

Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)

 

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.

***

72379.p.jpg

– Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…

– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.

Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.

 

И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины[1], а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».

Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.

 

 

– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?

– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.

 

В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».

 

В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?

 

Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет»[2].

 

Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать?[3]

 

– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.

– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!

 

Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.

 

То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.

 

И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы[4], чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться[5].

 

– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?

– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.

Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.

Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.

 

Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.

Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие[6], то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.

 

– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?

– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.

 

Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.

Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.


[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).

[2] См.: Мф. 15: 11.

[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.

[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).

[5] Беседа 27 апреля 2002 г.

[6] См.: Мк. 14: 38.

 

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Иеромонах Дионисий (Игнат)

Calauzaortodoxa.ro

23 августа 2012 года

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пост: как примирить душу и тело?

 

иерей Дионисий Свечников

 

 

Сегодня хотел бы предложить читателю немного поразмышлять на тему поста. А если быть более точным, то обсудить проблему питания во время поста. Что такое пост? Для чего он нужен? Какую пищу можно вкушать во время поста? Как священнику, мне довольно часто приходиться слышать подобные вопросы, особенно при приближении многодневных постов.

Если быть кратким, то пост – это воздержание. Воздержание не только в пище, но и помыслах и действиях. Пост имеет две составляющие: телесную и духовную. "Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него - ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?" (свт. Тихон Задонский). Продолжая мысль святителя Тихона и основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что польза от такого поста минимальная. Но пост телесный – это первая ступенька к настоящему посту.

 

Пост как праздник

 

Особенно актуально этот вопрос стоит у людей, недавно пришедших в храм. Православная традиция предписывает поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов. Всего из 365 дней в году постными являются около 200. Действительно, у человека, не готовому к такому образу жизни, пост может вызвать некоторые затруднения. Но, с течением времени, воцерковляясь, человек уже не мыслит себе жизни без поста. Особенно это становится заметным, если человек наряду с телесным постом прилагает все силы для поста духовного.

Я знаком со многими людьми, для которых пост – это праздник. Праздник особой молитвы и покаяния. В эти моменты молитва им приносит великую радость, а слезы покаяния очищают душу и зовут на исповедь. Что может быть радостнее того чувства, когда священник, положив эпитрахиль на голову, читает разрешительную молитву? В этот момент понимаешь, что Сам Господь прощает и разрешает от всех грехов. А приступая к Святым Христовым Тайнам осознаешь, что вот она – Трапеза Господня, вкушающий которую человек не будет алкать во веки. Но чтобы эти радостные чувства посетили душу и сердце, необходимо достойно подготовить к этому тело.

Тело, отягченное страстями и похотью, не дает душе раскрыть двери сердца и впустить туда Самого Бессмертного Бога, дающего Жизнь Вечную. Поэтому то и нужен пост телесный, очищающий и смиряющий тело, помогающий в борьбе со страстями, укрощающий похоть и примиряющий душу с телом. И лишь тогда, человек примирившись с самим собой, очистив душу и тело, открыв сердце своему Богу и Спасителю, "уклоняется от зла и сотворяет благо" (1 Пет. 3, 11). Вот в этом и есть действенность истинного поста.

 

Истинный пост знает во всем меру

 

Можно почти с уверенностью сказать, что вышеописанное духовное и физическое состояние человека – это идеал поста. Но на практике часто бывает далеко не так. Как правило, в столь сложном деле, как пост, многие люди впадают в крайности. Это особенно часто наблюдается у людей не имеющих опытного духовного наставленника.

Некоторые начинают брать на себя тяжелые молитвенные подвиги, забывая о рабочих и домашних обязанностях, другие изнуряют себя тяжким телесным постом, итогом которого зачастую становится физическое истощение организма или обращение к врачу. Забывая о ближних и убивая свое тело, человек не становится ближе к Богу, а фактически грешит. В подобном состоянии человек начинает уподобляться лукавому, который не ест и не пьет, но творит свои гнусные дела. Поэтому такой пост не угоден Господу.

Истинный пост знает во всем меру. Он не безрассудный, а осмысленный. Пост смиряет тело, но просветляет душу. «Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения» (прп. Кассиан Римлянин).

 

"Как зелень травную даю вам все"

 

Размышляя о посте, необходимо коснуться и того, какую пищу можно вкушать православному христианину во время поста. Сразу постараюсь дать определение. Постная пища – это пища растительного происхождения, т.е. все продукты питания, которые произрастила земля и их производные.

Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу" (Быт. 1, 29). Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.

В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все" (Быт. 9, 2-3). Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и, соответственно, мясо с не стекшей кровью (в частности, "удавленину"): "Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9, 4). В отличие от простых указаний для всех людей, Моисеево законодательство предписывало огромное множество всевозможных пищевых ограничений, например: "не вари козленка в молоке матери его" (Исх. 23, 19).

В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11). Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая пища". Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.

С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. В результате к первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.

Психология фарисейства хорошо передана в евангельской притче, где фарисей, молясь Богу, радовался, что он не таков, как другие люди, - исполняет Закон, постится два раза в неделю и жертвует на храм десятую часть дохода. Христос обличил лицемерно постящихся фарисеев, заботящихся о внешней чистоте и совершенно не вспоминающих при этом о внутренней. В этом контексте упразднены были и повеления о чистой и нечистой пище: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его... Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища... Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, ... убийства, кражи, ... злоба, ... гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 15-23). Обобщая слова Спасителя, апостол Павел дал конкретные указания о пище: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто» (Рим, 14, 20).

 

Найти в магазине постное...

 

Таким образом, чиста вся пища, употребляемая нами. Остается лишь ее разделение на постную и скоромную. Теоретически все предельно просто. Но так ли все происходит на самом деле? Когда наступает время поста, то для многих православных христиан становится целой проблемой найти среди разнообразия продуктов, предлагаемых в магазинах и на рынках, постные продукты питания. Конечно, это не относится к овощам и фруктам. Понятно, что если на прилавке лежит картошка, то принять ее за мясо никак нельзя. И отличить курицу от банана также вполне реально.

Сложность при покупке постных продуктов питания многие находят в определении состава смешанных и производных продуктов. Так в чем же суть проблемы? Приведу один пример. Однажды ко мне обратилась женщина с просьбой подробно рассмотреть упаковку с лапшой быстрого приготовления и высказать свое мнение о том, возможно ли вкушение данного продукта во время поста. Мотивировала она свою просьбу тем, что никак не может доказать подруге, что лапша не является скоромным продуктом.

Первое, что бросилось в глаза – это название: «Куриная лапша». Повернув упаковку, я начал подробное изучение состава продукта. К своему удивлению, я не нашел в составе ни куриного мяса, ни животного жира, ни даже яиц. Зато в составе был «ароматизатор «Куриный», идентичный натуральному». Было понятно, что данный продукт питания вполне можно отнести к постным. Я высказал женщине свое мнение. Но при этом поинтересовался, что же смущает в данном вопросе ее подругу. Оказалось, что ее смущает название и запах готового продукта. По всей видимости, это было большим искушением для человека. Каково же было разочарование моей собеседницы, когда я не благословил больше вести разговоров с подругой о «Куриной лапше» и, тем более, вкушать данный продукт при ней.

Конечно, я должен был обосновать мой запрет. Для этого я привел слова апостола Павла: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер, … худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим, 14, 15, 20-21). Моих аргументов было вполне достаточно. Получалось, что не согрешит ни женщина, ни ее подруга, хотя одна будет есть лапшу, а другая нет, т.к. «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор, 8, 8). Самое главное в сложившейся ситуации – сохранить любовь к ближнему, ибо «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 10).

На самом деле, вопрос о постной и скоромной пище стоит в данное время достаточно остро. Кто-то из читателей, возможно, узнал себя в роли женщины, подробно изучившей состав продукта. А кто-то, наоборот, не станет есть его, чтобы не соблазниться чем-то более весомым. Пример, приведенный мной, – один из многих. Многие люди считают, что шоколад является скоромным продуктом. Абсолютно согласен, если это молочный шоколад. Но в темном и черном шоколаде нет молока и молочных продуктов. Его получают из какао. А о полезных свойствах шоколада и говорить не приходится. И, конечно, его можно вкушать в пост.

А теперь уместно коснуться продуктов, которые содержат некоторые животные составляющие. Возьмем для примера яичный порошок, который содержится во многих продуктах питания. Трудно назвать продукт, получаемый особой обработкой яичного желтка, полноценным куриным яйцом. Или сухое молоко и сливки – вкусным парным молоком и пышными сливками. Все это специальным образом обработанные продукты, имеющие мало общего с оригиналами. Поэтому, если не есть пищу, содержащую яичный порошок, тогда не стоит есть и хлеб, в который добросовестный производитель также добавляет яйца, а иногда и молоко.

Тем не менее, некоторые отечественные производители, заботясь о постящемся люде, начали выпускать некоторые продукты питания, раннее известные как скоромные, но теперь не содержащие животных оставляющих. Можно привести в пример постный майонез, который по вкусовым качествам не уступает обычному. Мне приходилось также видеть постную колбасу, приготовленную из сои. А если разбираться более подробно, то многие вареные колбасы, предлагаемые в продаже, совершенно не содержат мяса. Его полностью заменяет соя. Но об этом производители не пишут на этикетке.

 

"Ешьте без всякого исследования..."

 

Пытаясь разобраться во всем этом изобилии продуктов питания, недолго дойти до откровенного буквоедства и фарисейства. От чего и предостерегает апостол Павел: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 25).

Так что же посоветовать читателю, чтобы разобраться в вопросе правильного питания во время поста? Человеку сомневающемуся не стоит лишний раз искушаться, и пусть ему каждая булка будет скоромной. Человек, имеющий знание, пусть не искушает своим знанием сомневающегося, ибо «от знания … погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Кор. 8, 11). И те, и другие пусть соблюдают слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор, 10, 31-33). Всем нам необходимо помнить, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим, 14, 17). Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...