Перейти к публикации
Гость Гость

Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов»

Рекомендованные сообщения

Гость Гость

11 декабря на полигоне в подмосковном поселке Бутово по традиции соберется множество людей. Из года в год спешат они сюда для того, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день – дата его расстрела… Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам.

image0011.jpg

Аристократ

Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом».

image0022.jpg

Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы».

При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…

 

Призыв Божий

Причина такого поворота была скрыта от посторонних. Пройдя через «горнило войны», Леонид Михайлович вернулся в Петербург другим человеком. В поисках ответа на вопрос: «Как жить по божьему, по христиански», он пришел к выдающемуся духовному наставнику – отцу Иоанну Сергиеву [1]. Беседа с кронштадтским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению.

Иоанн Кронштадтский открыл ему и его будущее призвание – путь священства. А через несколько лет во время поездки Леонида Михайловича в Серафимо-Дивеевский монастырь [2], прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». И вот, в 37 лет в Москве, вдали от привычной суеты столицы, Леонид Михайлович вступил на стезю приходского священника.

4i4agov.jpg

[3]Л.М.Чичагов. Начало 1890-х гг.

Высший свет не понял и не разделил его устремления. В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым.

На рубеже веков духовенство не пользовалось в России таким признанием, как в прежние времена. Наступала эпоха «материализма», научные открытия в области естественных наук, казалось, опровергали сложившуюся систему представлений об устройстве мира, и не многим хватало тогда мудрости соотносить их с духом христианского вероучения в том духе, как советовал это Преподобный Нектарий Оптинский [4]: «чтобы вера не препятствовала научности, а научность не мешала вере». Но повсеместное упование на прогресс имело неутешительные последствия. Общество, терявшее нравственные основания, освященные непреложностью евангельских заповедей, было увлечено культурой упадка и разного рода социальными теориями, чреватыми расколом национального и государственного единства.

В предреволюционное время такие люди, как Иоанн Кронштадтский и отец Леонид Чичагов были исключением. С амвонов во время проповедей они открыто призывали современников взыскать Бога, обрести покой и чистую совесть через покаяние и исполнение евангельского закона любви.

Итак, поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определенного мужества. Поначалу его не понимали даже домашние.

 

«Ходить достойно своего звания»

Сделав важнейший выбор, о. Леонид Чичагов приложил все усилия к тому, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Первые награды, полученные им, были даны ему «за усердную заботу об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви Двенадцати апостолов в Кремле».

s_jenoi.jpg

[5] Л.М.Чичагов с женой

Н.Н.Чичаговой (урожд. Дохтуровой).

Первый год службы оказался для о. Леонида осложнен личным испытанием – тяжело заболела его супруга, матушка Ниталия. В 1895 г. ее не стало – близкого человека, матери четырех дочерей. В тот тяжелый для него период с болью помогала справиться музыка. Когда в начале 90-х годов в Российском Фонде культуры впервые были исполнены музыкальные сочинения Священномученика Серафима (Чичагова), все были потрясены, настолько это было прекрасно.

Но в первые годы служения о. Леонид навыкал церковному послушанию. Возложенные на него поручения требовали по большей части обязательности, а не творчества. Было время, когда он служил в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове, которая окормляла артиллерийские части и учреждения Московского военного округа.

Но одновременно он открыл для себя и новую стезю, обратившись от привычной для него военной – к церковной истории. Добросовестно изучал он документы, и вот, из под его пера выходят замечательные описания истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздали, Зосимовой пустыни, и главный его труд – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге Преп. Серафима Саровского [6] – воспоминания Мотовилова [7], многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу – послужили основанием для канонизация святого, т.е. установления официального почитания в церкви. Благословение на этот труд о. Леонид Чичагов получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши, приветствовавшей его словами:

«Вот, хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления»* [8].

4i4agov_94.jpg

[9]Священник Леонид Чичагов. Около 1894 г.

В смущении о. Леонид уверял старицу, что по положению своему не может быть принят государем, но она и слушать ничего не хотела. В 1896 г. Летопись была издана и преподнесена государю, что и повлияло на решение вопроса о канонизации. В этом случае Николай II проявил особенную настоятельность. А отец Леонид даже помыслить не мог о том, какая его ждет «награда» за труд.

«Летопись» Серафимо-Дивеевской обители была окончена, на столе в специально отведенной ему комнате в одном из корпусов лежала внушительная папка, предназначенная вниманию Святейшего Синода, когда дверь приоткрылась, и в комнату вошел батюшка Серафим.

Отец Леонид увидел его как живого, у него не мелькнула даже мысль о том, что это видение – так все было просто и реально. Каково же было его удивление, когда старец поклонился ему в пояс со словами: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». Отец Леонид только и мог вымолвить: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Отец Серафим улыбнулся и стал невидим.

И, наконец, летом 1903 г., после обретения мощей, состоялись торжества по случаю прославления великого русского святого подвижника. Николай Александрович и автор Летописи – их главные организаторы – шли во главе праздничных процессий.

 

В годы работы над «Летописью» у о. Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути. Под сводами монастырей он находил душевное успокоение, жизнь обретала смысл, полноту. При постриге в мантию в 1898 г. ему дали новое имя, в честь преп. Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.

А впереди была целая череда лет епископского служения. Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию не поручали ему возглавить, он везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.

image0051.jpgimage0041.jpg

В гуще дел Владыке Серафиму хватало еще времени для занятия иконописью, и тогда на свет появлялись удивительные иконы Спасителя в белом хитоне, Преп. Серафима Саровского…За что бы он ни брался, все становилось средством служения Богу и людям.

 

Путь к «Голгофе»

После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с так наз. «обновленцами»? Для него ответ был ясен, и это означало готовность претерпеть гонения.

Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили ему открыто, но он остался верен пастырскому призванию и сохранил послушание избранному на Поместном соборе 1917 г. Патриарху Тихону.

За это его не однажды подвергали тюремному заключению, в 72 года – отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке.

Сколько пережил он в эти годы, скольких проводил, оплакал… В 1929 году, занимая кафедру митрополита Петроградского, он, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, епископа Илариона (Троицкого) [10], с которым их связывали духовные узы, близость к Патриарху Тихону и время, проведенное в архангельской ссылке. Приняв тело Владыки Илариона, который выглядел от всего, что пришлось пережить в лагере, 70-летним стариком, митрополит Серафим с почестью облек его в свое белое архиерейское облачение и совершил погребение на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

 

Когда же в 1998 г. были обретены мощи Свщмч. Илариона, внучка митрополита Серафима, к тому времени настоятельница Московского Новодевичьего монастыря, матушка Серафима (Чичагова-Черная) получила в дар палицу от этих белых, поистине, мученических риз ее деда и епископа Верейского. И сегодня эта реликвия бережно хранится в Успенском храме, под иконой, где оба они предстоят уже в образе святых исповедников, мучеников за Христа.

Горе коснулось и его собственной семьи: в момент, когда его увозили на «воронке», в тюрьме была его средняя дочь – Наталия, в постриге – монахиня Серафима. Ей так и не удалось выйти: по официальной версии, она скончалась от внезапного приступа астмы.

Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».

Безграмотно, грубо, смехотворно составлен этот приговор на пожелтевшем от времени клочке бумаги. Он выставлен в экспозиции музея в Бутово [12]. Но кто заботился тогда о том, что невежды решали судьбу академиков, художников, военных, выдающихся служителей Церкви?

image008.jpg

С последнего снимка, сделанного в Таганской тюрьме, он смотрит на нас через плечо фотографа, через окружавший его «ад». О нас – его последняя молитва. В ясном взгляде – полное сознание, полное понимание происходящего. Глядя на снимок, вспоминаешь известные слова Владыки Серафима: «Сила не в силе, а сила в любви!»

 

Единый от святых

Ступая по бутовской земле, невольно обращаешься к нему: «Владыка, где Вы? Где смертное ваше?!» А смерти нет, и с иконы в деревянной церкви он благословляет и тех, кто приходит сюда с покаянием, и тех, кто нашел здесь своих родных и близких.

Приезжающие сюда люди порой становятся свидетелями чуда – в день памяти Владыки мироточит его образ и икона Исповедников и новомучеников Российских. Миро с древних времен означает «милость». Само собой приходит слово: «Адь, где твоя победа? Смерть, где твое жало?» Это знак живого присутствия святого и его молитвенного предстательства за нас, за свою «российскую паству» перед Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси Бог, Гость, за статью. Этот удивительный человек служил какое-то время в приходском храме, куда постоянно хожу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Во славу Божию, Юля! Статья с правмира.Очень почитаю священномученика Серафима(Чичагова).Слава Богу, Даровавшему нам таких молитвенников!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Написанная им икона Спасителя в белом хитоне в миниатюрном киоте - главная у меня дома. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Вы счастливые, что можете поехать в Бутово и поклониться всем, принявшим смерть ради Христа и ради нас.Поклониться тем, кто своей кровью и жизнью продолжили утверждение и сохранение истины Веры Православной.Как хочется не посрамить их благодатной жертвы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мощи священномученика где покоятся?

Спаси Господи за статью. До сегодняшнего дня знала о нем только то, что он являлся автором Дивеевской Летописи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Как мне понятно, мощи священномученика Серафима не обретены и покоятся в одной из братских могил на Бутовском полигоне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
51069.p.jpg?0.7710228786342654

Слово в день памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Иеродиакон Никон (Париманчук)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня день церковной памяти священномученика митрополита Серафима, в миру Леонида Михайловича Чичагова. В историю русской святости митрополит Серафим вошел как мужественный исповедник и священномученик. Каков же путь его в Царствие Небесное? Мы видим его в начале жизненного пути как родовитого русского аристократа и гвардейского офицера, оказавшегося участником основных событий русско-турецкой войны 1877 г.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Serafim__CHichagov_Nikon-1314a5.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если есть желание, можно в теме "Святые места" на 1,2,3,4 страничках (в разных сообщениях) посмотреть фото Мемориала " Бутовский полигон".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Новостройки на костях: что угрожает Бутовскому полигону?

 

 

Ирина Сечина 13 декабря 2011 г. Источник: «Нескучный сад»

Земля мемориального памятника «Бутовский полигон», в которой захоронены тысячи жертв сталинских репрессий не защищена от строительства. Пять земельных участков между Варшавским и Расторгуевским шоссе уже застроены 23 –х этажными домами. На данный момент проект практически завершен - для ввода в эксплуатацию осталось решить проблемы с коммуникациями. А точнее с трансформаторной будкой на территории мемориала. О том, что на самом деле угрожает «Бутовскому полигону» мы спросили у настоятеля храма «Святых Великомучеников и исповедников Российских в Бутове» протоиерея Кирилла Каледы.

51163.p.jpg Так Бутовский полигон выглядит летом

Скандал разгорелся вокруг строительной компания Galaxy group, которая вот уже год строит в непосредственной близости от могил Бутовсокого полигона жилищный комплекс «Бутово парк». Недавно на сайте газеты «Известия» появилась статья, в которой директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый рассказывает, что подземные коммуникации жилого комплекса оказались проложены по территории исторического памятника. В офисе продаж «Бутово парк» девушка Ирина сообщила нам, что после публикации в «Известиях» участились звонки от клиентов компании: многие интересуются, не стоит ли их будущий дом на могилах. «Но наш комплекс не задевает территорию охранной зоны, – утверждает она. — У нас все согласованно с правительством Москвы. В офисе мы сможем показать вам документы, где подробно описано как идут подземные коммуникации. Они обходят стороной территорию заповедника».

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель бутовского храма, все же замечает, что трансформаторную будку построили именно на территории заповедника: «Сейчас коммуникации к строящемуся жилому массиву «Бутовский парк» уже проложены. Пока они просто ковырялись в земле, мы следили, чтобы там не было захоронений. Мы и тогда задавали вопросы местным властям, но ответа не получили. Потом строители стали возводить небольшое здание для подстанции. Тут уж мы решили, что это недопустимо и послали депутатский запрос». Как рассказывает отец Кирилл, мелкие частные стройки осуществлялись на территории «Бутовского полигона» и раньше: «Теперь невозможно установить, каким образом это делалось, но администрация смотрела на все сквозь пальцы. К великому сожалению, несмотря на то, что территория была объявлена памятником истории, правительством области в свое время не были проведены изменения в земельном кадастре. Поэтому администрация, несмотря на то, что она знает, что это памятник истории, совершенно спокойно выдает разрешения на строительство».

51164.p.jpg Схема охранных зон памятника истории «Бутовский полигон»

«Бутовский полигон» — особая земля. Именно там находятся братские могилы людей, ставших жертвами сталинских репрессий, многие из которых причислены к лику святых Русской Православной Церковью. Это крупнейшее в московском регионе место массовых захоронений жертв репрессий 30-х годов. В августе 2001 года постановлением правительства Московской области мемориал взят под охрану. На его территории запрещено строительство и любая хозяйственная деятельность, не связанные с обслуживанием памятника. «Например, в свое время мы проложили по территории кабель. Но только для того, что бы обеспечить электричеством строительство храма в этом месте. Это сейчас главное о чем надо говорить, — считает отец Кирилл. — Строительство трансформаторной будки – хороший повод поднять обсуждение проблемы неприкосновенности этой земли и регистрации ее как заповедника в земельном кадастре».

Пока территория памятника истории — памятного места «Бутовский полигон» обозначена только на листочке, где выделена маркерами разных цветов, а трансформаторная будка, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности жилого комплекса «Бутово парк» на ней уже построена и будет стоять. «Мы сегодня встречались с представителем строительной компании, руководителем этой стройки Евгением Александровичем Штраухом, он нам сказал, что строительная компания не готова убрать трансформаторную будку, но готова решать вопрос о ее облагораживании, — рассказал отец Кирилл. — Одно дело, когда мелкие нарушения происходят в уголках, и их не видно, и совсем другое дело, когда застройка памятного места происходит не просто на виду, а на месте, где должна быть по хорошему мемориальная скульптурная группа, что бы люди проезжая по Варшавскому шоссе, понимали, что они проезжают мимо «Бутовского полигона».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...