Перейти к публикации
Гость Abraxus

Что значит "простить" человека? Что чувствуешь, когда прощаешь по-настоящему?

Рекомендованные сообщения

Не обижаться не на кого совсем Вы наверняка не сможете, если конечно в сугубый затвор не уйдёте как Мария Египетская. Не обижаться - это способность Святого человека. А вот способность прощать постоянные обиды на прямую зависит от осознания Вами своей греховности и стремлению ко стяжанию смирения. Гордость и самолюбие - самые главные порочные первопричины неспособности простить обиду. Поборите в себе гордыню, тщеславие и самолюбие или хотя бы укротите их и тогда научитесь быстро прощать обиды. Они тогда будут как лёгкие уколы - раз и всё, уже и нет этой обиды. Протоиерей Дмитрий Смирнов очень хорошо показал как нужно преодолевать гордыню, тщеславие и самолюбие практически: нужно заставлять себя побольше молчать - не давать ни каких советов и комментариев ни на что, если от тебя этого не просят, не стараться неприменно высказать своё мнение по любому вопросу. А если и спрашивают тебя о чём, так отвечать как можно кратко и лаконично, без пространных рассуждений. Вот это наше яконие - я знаю, я скажу, послушайте меня, это и есть не что иное как проявление и возбуждение в себе гордыни и самолюбия - выпячивание перед всеми. Помню где то прочёл, что мудрость это молчаливое созерцание - вдумайтесь как метко сказано.

 

Т.е. вы считаете, что достаточно осознать свою греховность, и будет легко простить измену мужа? Или убийцу своего ребенка?

У вас лично, был такой опыт?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

- Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

Как простить?

- А как быть, если человек чувствует, что не способен простить?

 

- Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

Простить, а не извинить - А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

- Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова [1] .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня <em>из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

- Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

- Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

- Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

 

Изменено пользователем Tampy
Пожалуйста, используйте "скрытый текст" для больших сообщений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
"Если человека затягивает «трясина» не давай ему руки, что бы вытащить его, а протяни ему палку, которую можно отпустить, если он потянет тебя за собой."Я надеюсь Вы поняли к чему я клоню? - Думаю, что простить нужно однозначно, так как обида - грех страшный, но палку нужно отпустить, что бы не бросать жемчуга под ноги свиньям, и не давать повода губить и себя и его.

Это все верно, но, я думаю, по отношению к людям посторонним, с которыми мы постоянно сталкиваемся в миру.

 

Что же касается семьи, жены-мужья, родители-дети, то здесь уже все изначально друг с другом связаны - и руками, и ногами, и душой... Поэтому я вижу в близких отношениях как раз обратное - не поторопиться бы в своих близких, которые грешат, обижают и не могут остановиться на этом пути, вот как бы тут не поторопиться увидеть в них тех самых свиней, и не возомнить бы о себе, что наш праведный гнев и увещевания это и есть тот самый бисер... В большинстве случаев ведь так и происходит - долго ли мы терпим, прежде чем выдернуть руку, и еще больше подтолкнуть в ту трясину, в которую близкий человек и так уже попал? А если нам в руки еще и палка попадется - запросто ею еще можем и побить - немножко вытащим, немножко побьем, немножко вытащим, немножко побьем...

 

Затягиваемся мы в эту ситуацию далеко не только потому, что кто-то из близких нам причиняет боль, но и потому, что мы начинаем наказывать его за это, праведно при этом еще и негодуя... Многие ли из нас могут удержаться от упреков и выяснения отношений?

Это мое мнение из моего личного опыта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Т.е. вы считаете, что достаточно осознать свою греховность, и будет легко простить измену мужа? Или убийцу своего ребенка?У вас лично, был такой опыт?
Это не я считаю - Святые отцы, Святители православной веры. Я не говорил, что только осознать. Нужно ещё и понять всю мерзость и вредность своей греховности, очистится покаянием, а затем стяжать добродетели и Духа Святого. Осознание греховности - это великое начало. Был у меня такой опыт в самой полной мере.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Это все верно, но, я думаю, по отношению к людям посторонним, с которыми мы постоянно сталкиваемся в миру.Что же касается семьи, жены-мужья, родители-дети, то здесь уже все изначально друг с другом связаны - и руками, и ногами, и душой... Поэтому я вижу в близких отношениях как раз обратное - не поторопиться бы в своих близких, которые грешат, обижают и не могут остановиться на этом пути, вот как бы тут не поторопиться увидеть в них тех самых свиней, и не возомнить бы о себе, что наш праведный гнев и увещевания это и есть тот самый бисер... В большинстве случаев ведь так и происходит - долго ли мы терпим, прежде чем выдернуть руку, и еще больше подтолкнуть в ту трясину, в которую близкий человек и так уже попал? А если нам в руки еще и палка попадется - запросто ею еще можем и побить - немножко вытащим, немножко побьем, немножко вытащим, немножко побьем...Затягиваемся мы в эту ситуацию далеко не только потому, что кто-то из близких нам причиняет боль, но и потому, что мы начинаем наказывать его за это, праведно при этом еще и негодуя... Многие ли из нас могут удержаться от упреков и выяснения отношений? Это мое мнение из моего личного опыта.

Ну свинью то отличить очень даже легко. Ну если глаза бесовская пелена страстей застит, то совесть свою слушать нужно - она безошибочно подскажет где свинья, а где рыбка золотая. Мы же тут с вами, в самом то деле, не говорим про всякие мелкие бытовые семейные неурядицы и недопонимания. Речь идёт об откровенной лжи, предательстве, измене и прочих, смердящих явной свининой, пакостях.

 

Вот Вы как раз говорите про случай на который даёт нам ответ Иисус со страниц Евангелия - то Матфея гл.10 с.36-39 - "И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее...."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Мы же тут с вами, в самом то деле, не говорим про всякие мелкие бытовые семейные неурядицы и недопонимания. Речь идёт об откровенной лжи, предательстве, измене и прочих, смердящих явной свининой, пакостях.

 

Петр тоже предавал, притом целых три раза - об этом мы говорили в теме Если друг оказался вдруг... И откровенную ложь, и измену и др. человеческие грехи от наших близких мы должны научиться прощать, для того, чтобы жить в семье по-христиански.

 

Что до цитаты из Матфея, думаю, совершенно здесь иной смысл, нежели в контексте Вашего поста, Андрей...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Петр тоже предавал, притом целых три раза - об этом мы говорили в теме Если друг оказался вдруг... И откровенную ложь, и измену и др. человеческие грехи от наших близких мы должны научиться прощать, для того, чтобы жить в семье по-христиански. Что до цитаты из Матфея, думаю, совершенно здесь иной смысл, нежели в контексте Вашего поста, Андрей...

Мы так начинаем ходить по кругу - Пётр предавал, три раза предавал и до семи раз по семьдесят бы предал и Иисус простил бы его, видя искренность и глубину его раскаяния. Но даже если бы и не раскаялся Пётр, то что же не простил бы его Иисус? Конечно же бы простил - Иисус безгрешен. Не о том речь, прощать нужно конечно всегда, но не допускать до греха опять, не потворствовать приумножению зла. То есть если нет осознания в человеке греха предательства, самолюбия, блуда, если он не проникся к ним отвращением (как Пётр)и не пытается от них избавится, то нужно уходить от такого человека. Простить, но уходить (отпускать эту палку-выручалку-доставалку), что бы тебя с ним в это греховное болото не засосало. По научению Евангелия - заблудшего вразумляй, но не вразумившегося избегай. Именно то, что человек не вразумляется, не раскаивается при Ваших стремлениях не только простить, но и вразумить, помочь, спасти ближнего, указывает на то, что Вы сами немощны в борьбе с его дьявольскими недугами. Значит нет в Вас ещё достаточной силы и чистоты настоящей любви, что бы побороть немощь ближнего. Помните? - "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи".

 

Ну как же цитата от Матфея не про это? Вопрос то стоял, что именно к своим родным и близким - мужу, жене, отцу, матери, братьям, детям следует относится более снисходительно и прощать более, чем другим и мирится дольше с их некоторыми грехами, потому как они близкие родственники и души наши соединены вместе.... Вот как раз это поучение Христа и показывает как следует себя вести в подобной ситуации. Вы почитайте толкование на эти слова. Я не сторонник копировать и выкладывать на форум длинные цитаты из книг - форум это инструмент живого общения, а не склад больших перекопированных текстов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Мы так начинаем ходить по кругу - Пётр предавал, три раза предавал и до семи раз по семьдесят бы предал и Иисус простил бы его, видя искренность и глубину его раскаяния. Но даже если бы и не раскаялся Пётр, то что же не простил бы его Иисус? Конечно же бы простил - Иисус безгрешен. Не о том речь, прощать нужно конечно всегда, но не допускать до греха опять, не потворствовать приумножению зла. То есть если нет осознания в человеке греха предательства, самолюбия, блуда, если он не проникся к ним отвращением (как Пётр)и не пытается от них избавится, то нужно уходить от такого человека. Простить, но уходить (отпускать эту палку-выручалку-доставалку), что бы тебя с ним в это греховное болото не засосало. По научению Евангелия - заблудшего вразумляй, но не вразумившегося избегай. Именно то, что человек не вразумляется, не раскаивается при Ваших стремлениях не только простить, но и вразумить, помочь, спасти ближнего, указывает на то, что Вы сами немощны в борьбе с его дьявольскими недугами. Значит нет в Вас ещё достаточной силы и чистоты настоящей любви, что бы побороть немощь ближнего. Помните? - "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"

 

С Вами, Андрей, не поспоришь - все так должно быть, в идеале! но ведь мы, спасающие, тоже несовершенны, и зачастую еще больше топим ближнего своего, хотя и думаем при том, что спасаем. Вы за собой никогда такого не замечали? Не каялись в этом? У меня бывало... когда благими намерениями....

 

Боюсь, мы с Вами отошли от исходной темы прощения, может, поделитесь своим опытом в теме: Как в семье, когда близкие люди грешат, научиться жить по-христиански? Как по-настоящему помочь им?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А когда прощаешь человека, обиды, предательство, а он сново наносит тебе удар, и снова...как тогда?

А тогда, Оленька, надо понять, что человек этот, злотворящий, очень несчастен тем, что так с упорством обреченного губит свою бессмертную душу, и, стало быть, он заслуживает более чем кто-либо жалости (даже в общечеловеческом понимании), а соответственно, и молиться за него надо УСЕРДНЕЕ, СУГУБО надо молиться, потому что если человек этот окончательно погибнет, на Страшном Суде спросит с тебя Господь: "Отчего ты не молилась за врага своего, и дала ему погибнуть?" Так что молясь о спасении душ врагов наших, мы, тем самым, и свою душу спасаем. И если Господь попускает нам терпеть эти скорби, стало быть, нам нужно найти причину в себе. Ведь мы почти никогда не задумываемся, почему именно нас обидели или предали? А может быть, мы чем-то содействовали злотворению ближнего своего и стали в чем-то причиной?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите что опять притча.

 

Обида двух друзей.

 

Были два брата по духу: диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, ...как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося проЩения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг.

Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит Умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: «Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: «Что все это значит?» И он рассказал: «Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня». Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37).

(Источник: Киево-Печерский патерик)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Елена Спаси Господи за притчу,очень поучительно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Елена

Но обычно мы не ведаем, что творим - иногда даже и не замечаем, что кого-то задели. И вот еще о чем я думаю - сильная, долго не проходящая обида, особенно от близких людей - это наказание нам за такие же наши поступки, по отношению к другим людям, только как бы не замеченные нами, оправданные перед собой, или благополучно давным-давно забытые.

Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простить - это значит понять, что все наши поступки ужаснее и злее, чем то, что сделал "обидевший" нас человек... Простить - значит осознать, что всё, что делаем мы достойно только осуждения, а люди, окружающие нас не только нас не осуждают, но и любят и жалеют... Так какое же мы имеем право после этих мыслей кого-то в чём-то обвинять и обижаться на них?

А.И.Осипов на своих лекциях привёл такой пример: люди, лежащие в больнице не смеются и не осуждают друг друга за их заболевания, а по мере сил наоборот помогают соседям по палате, приносят воду, подают судно... Мы здесь такие же больные нашими страстями... Так почему же мы не протягиваем руку таким же страстным людям, как и мы, а осуждаем их, обижаемся на них?...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

объясните пожалуйста, что значит простить человека за его обиды, причинённые мне?

 

поверить в то, что человек их вам не причинял

 

ведь, есть только Любовь, а любя вас никто не обидит, все остальное - иллюзии

отбросьте иллюзии, их ведь и так нет, перестаньте в них верить, перестаньте верить в то, что человек сделал что-то плохое вам, ну буд-то он этого вовсе не делал, так к нему дальше и относистесь - это и будет прощение

 

кроме того, вы отпускаете этого человека, и вас самим сразу станет легче

 

всегда становится легче, когда избавляешься от иллюзий, потому что иллюзии - это отсутствие Любви, а её отсуствие и причиняет страдания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На главный то вопрос не ответил, любовь чувствуешь, когда прощаешь, и облегчение от того, что груз обиды с себя снимаешь, потому что прощаешь прежде всего сердцем а не умом, все-таки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...