Перейти к публикации
Баранова Екатерина

Служатся ли у вас в храмах Пассии Великим Постом и как вы к ним относитесь?

Рекомендованные сообщения

Простите, Екатерина, не понимаю сути первого вопроса. Мы ведь не задаем вопрос "Как вы относитесь к Литургии, Панихиде и т.д." Думается мне, что у православных к этому богослужебному последованию только положительное отношение.

Еще раз простите, я , наверное, просто не поняла Ваш вопрос :sorry200:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто я сталкивалась с мнением, что Пассии - ненужное дело. Это не уставное богослужение, пришедшее из католичества и служиться не должны.

Вот и спрашиваю, как в других храмах происходит... Кстати, в Оптиной Пассия служится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У нас в Храме Пассии служатся, и мне эта служба импонирует. Хотя среди литургистов очень даже распространено мнение о ненужности и чуждости Пассии Восточному обряду. Кроме того, исконная вечерня с великим прокимном, предписанная Уставом для воскресного дня Великого Поста, фактически замещается службой неуставной.

В Оптиной пассия совершается, как и во многих других монастырях. Несколько лет назад, перед самой смертью арх. Матфея (Мормыля) мне посчастливилось быть на Пассии в Троице-Сергиевой Лавре, и хором руководил тогда о. Матфей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость
Просто я сталкивалась с мнением, что Пассии - ненужное дело. Это не уставное богослужение, пришедшее из католичества и служиться не должны.Вот и спрашиваю, как в других храмах происходит... Кстати, в Оптиной Пассия служится?

Вы сталкивались с мнением? Пока из Ваших постов видно, что Вы пытаетесь столкнуть православных друг с другом,постоянно провоцируя их сомневаться в правильности православной традиции.Кто Вы, и зачем здесь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вы сталкивались с мнением? Пока из Ваших постов видно, что Вы пытаетесь столкнуть православных друг с другом,постоянно провоцируя их сомневаться в правильности православной традиции.Кто Вы, и зачем здесь?

Я уверен, что Екатерина наша, православная. Она заставляет нас, неофитов думать о том, что традиции не должны заслонять истину веры. Уверен, что она не против традиций)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость
Я уверен, что Екатерина наша, православная. Она заставляет нас, неофитов думать о том, что традиции не должны заслонять истину веры. Уверен, что она не против традиций)

Ваша, Александр...,возможно, но слишком много последнее время появляется деятелей, прямо провоположных учению Евангелия и святых отцев,правдываясь удобными частностями, пытаются лишить людей Царствия Божия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вы сталкивались с мнением? Пока из Ваших постов видно, что Вы пытаетесь столкнуть православных друг с другом,постоянно провоцируя их сомневаться в правильности православной традиции.Кто Вы, и зачем здесь?

 

Вам анкету изложить? Или как? :) Свои данные я не скрываю

 

Вы никогда не сталкивались с мнением о недопустимости Пассий? Я сталкивалась, даже у священников. И у литургистов. И мне интересны мнения разных людей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ваша, Александр...,возможно, но слишком много последнее время появляется деятелей, прямо провоположных учению Евангелия и святых отцев,правдываясь удобными частностями, пытаются лишить людей Царствия Божия.

 

В Евангелии что-то сказано о Пассиях?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
У нас в Храме Пассии служатся, и мне эта служба импонирует. Хотя среди литургистов очень даже распространено мнение о ненужности и чуждости Пассии Восточному обряду. Кроме того, исконная вечерня с великим прокимном, предписанная Уставом для воскресного дня Великого Поста, фактически замещается службой неуставной.В Оптиной пассия совершается, как и во многих других монастырях. Несколько лет назад, перед самой смертью арх. Матфея (Мормыля) мне посчастливилось быть на Пассии в Троице-Сергиевой Лавре, и хором руководил тогда о. Матфей.

 

Наташ, а разве Пассия замещает вечернюю службу? Сначала ведь служится Вечерня, а потом уже Пассия...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто недавно на другом форуме состоялся разговор о Пассиях. И я с удивлением услышала много отрицательных мнений. Вот и захотелось в другом месте и от других людей услышать мнение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, что у святителя Петра Могилы были причины создания этой службы. Почитайте у Н.Костомарова, как святитель спас Украину от униатов. ... Однажды казаки хотели утопить его в Днепре за то,что его симинаристы изучали ненавистный для казаков польский язык. Святитель Петр Могила рассудил казкам, что иенно на этм зыке будущие священики и богословы будут отстаивать православную веру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Знаете я ушла со всех православных форумов,так как не могла понять где я нахожусь,иногда такое читала что была в шоке...,пока не попала сюда.У нас тоже служатся Пассии и я очень люблю это богослужение,первый раз от вас Екатерина слышу о том что Пасии - ненужное дело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так думаю.Много храмов в те годы были униатскими. И люди привыкли к похожей службе в тех храмах. Святитель создал подобную но по православным канонам. А служба действительно хоршая и нужная.

Спаси Господи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Знаете я ушла со всех православных форумов,так как не могла понять где я нахожусь,иногда такое читала что была в шоке...,пока не попала сюда.У нас тоже служатся Пассии и я очень люблю это богослужение,первый раз от вас Екатерина слышу о том что Пасии - ненужное дело.

 

Это не я так говорю :) Лично я Пассии очень люблю и практически никогда их не пропускаю :)

А вот мнение, что это католический обряд слышать доводилось. И то, что они не являются службой Богослужебного Устава. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Духовный смысл Пассии в православном богослужении

 

В современной богослужебной традиции совершение Пассий сталкивается со многими противоречиями. До сих пор слышно много споров о том, можно или нельзя совершать эту службу. В качестве противных доводов приводится западное происхождение Пассии, и, как следствие этого, ее называют католическим нововведением. Другой аргумент, высказываемый против совершения Пассии, это отсутствие упоминания о ней в Типиконе.

Однако, при более внимательном рассмотрении проблемы, обоснованность этих претензий можно если не опровергнуть, то, по крайней мере, подвергнуть сомнению. Вопрос об отсутствии этой службы в Типиконе нужно рассматривать с позиции изменяемости православного богослужения. Устав не допускает вольностей в чинопоследовании основных частей богослужения. Однако со временем происходят изменения в последованиях второстепенных. Причин тому много: гонения, особенности национального характера народа, местные богослужебные традиции, географическое положение и т.д. Кроме того, появляются и новые формы богослужения, такие, как Пассия. И более позднее ее (относительно Типикона) происхождение не является подтверждением того, что она противоречит духу или букве Устава. Также можно отметить, что Пассия традиционно пользовалась широкой популярностью и не находила отторжения в народном благочестии.

Мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним был составлен в середине 19 в. архиепископом Иннокентием Херсонским (Борисовым). Хотя за основу архиепископ Иннокентий взял униатский акафист, но последний был тщательно переработан и приведен в соответствие с православными догматикой и благочестием.

 

Кроме того, многие исследователи христианского богослужения, говорят, что в период с 14 по 17 вв., вопрос о духовной пользе сопереживания страданиям Христа поднимался не только в западном богословии. В связи с этим появление Пассии в православном богослужении уже видится не просто повторением новомодной западной традиции, но самобытным осмыслением серьезного духовного вопроса, причем осмыслением явно аскетическим.

Немаловажно также и то, что католические молитвенные практики традиционно отличались яркой эмоциональностью и образным представлением. Католическая Пассия, затрагивая главным образом область чувств, вызывает у человека чувство сопричастности именно историческому моменту. Основным результатом этого сопереживания становится попытка понять, что чувствовал Христос в момент несения Креста, оставленный учениками и оплеванный толпой, какие муки испытывал Он на Кресте в момент Распятия и т.д. Через подобное переживание, прочувствовав весь ужас последних часов земной жизни Христа, осознав и свою вину за смерть Христа, человек должен осознать свою греховность и прийти к покаянию.

Однако подобные душевные состояния не могут быть подлинно духовны, поскольку напоминают больше ощущения зрителя в партере театра. Он может глубоко и искренне сопереживать талантливо поставленному представлению, но при этом оставаться черствым к собственному духовному положению, не воспринимать призыв к покаянию как направленный лично к нему.

В православном понимании, сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5,24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних. Можем ли мы, также как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

Есть и более обоснованные претензии в адрес этого богослужения. Уже со второй седмицы Великого поста, нарушая последовательность событий, в богослужение начинают вставляться песнопения, иллюстрирующие события Великой Пятницы. И этим нарушаются логика и порядок церковного богослужебного года. Теряется и путается педагогический и назидательный смысл тех событий, которые предлагает нам Устав для молитвенного сопереживания в течение Великого Поста.

Но если посмотреть шире, то мы увидим, что есть дни, которые также выпадают из общей смысловой связки Великого Поста и даже не считаются постными. Это дни воскресные. По своему смысловому значению любое воскресение есть малая Пасха, и духовно переживается именно как победа Христа над смертью, ниспровержение власти греха и диавола. И если бы не Литургия Василия Великого, совершаемая по воскресным дням Великого поста, и не продолжающееся ограничение в пище, эти дни мало бы отличались от любого воскресенья вне поста. В связи с этим совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.

Кроме того, по мысли составителей богослужебного чина Пассии, она в обязательном порядке должна заканчиваться проповедью. Таким образом, у священнослужителей всегда есть возможность прокомментировать и объяснить смысл этого богослужения, если кто-нибудь будет смущаться приведенными выше возражениями против обоснованности его применения.

Как уже упоминалось ранее, несмотря на то, что Пассия не уставное чинопоследование, оно уже нашло свое место в современной практике великопостного богослужения и стало традиционной особенностью Великого поста. Служба Пассии всегда находила и находит живой молитвенный отклик в сердцах верующих. Поэтому, если не искать в этой службе противоречия Типикону и уставной традиции, а попытаться понять для себя ее истинный смысл, тогда, несомненно, можно извлечь из нее духовную пользу.

 

Иерей Павел Усов

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ваша, Александр...,возможно, но слишком много последнее время появляется деятелей, прямо провоположных учению Евангелия и святых отцев,правдываясь удобными частностями, пытаются лишить людей Царствия Божия.

Царствия Небесное кроме вас и ваших грехов лешить вас не кто не сможет :thank_yo:

Екатерина и у нас служат Пассию. :80:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Елена, спасибо за статью. :)

У меня еще вопрос: как вы думаете, возможно ли совершать Пассии не в воскресный вечер, а на неделе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Наташ, а разве Пассия замещает вечернюю службу? Сначала ведь служится Вечерня, а потом уже Пассия...

 

Да, вечерня служится, но несколько видоизменяется, в том числе поются другие тексты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наташ, а что изменяется? Мне казалось, что служится как обычно, только в конце, после Свете Тихий и ектиньи совершается чинопоследование Пасии.

У нас раньше еще читался и канон на Распятие, а потом в него встраивался Акафист. Сейчас только Акафист читают

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пассия очень полезная служба, как еще одно вспомогательное средство для обретения правильного духовного состояния.Да, она заимствована с запада, но если бы этого не было сделано, то нам стоило бы составить подобную службу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ни когда об этом не задумывался,нужно просто подробно изучить причины по которым Пассия проводится в воскресный день, если это не имеет сильной привязки, думаю можно служить и в другие дни, например в пятницу, это было бы вполне уместно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

не, в пятницу нельзя... служится не вечерня, а утреня, да еще и с парастасом. А вот в среду или четверг - вполне можно было бы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
не, в пятницу нельзя... служится не вечерня, а утреня, да еще и с парастасом. А вот в среду или четверг - вполне можно было бы

Я, в курсе. Но по смыслу, подошло бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...