Jump to content

Natasha

Пользователи
  • Content Count

    314
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    27

Natasha last won the day on June 2

Natasha had the most liked content!

Community Reputation

1662 Очень хороший

About Natasha

  • Rank
    Участник
  • Birthday 10/15/1986

Информация

  • Пол
    Женщина
  • Город
    Moscow

Recent Profile Visitors

12602 profile views
  1. Ох, как же давно меня тут не было! Да и в Оптиной бываю все реже, но от этого любовь к родной обители - только крепче!А сколько же много всего хочется рассказать, скольким поделиться! Ну ладно, обо всем по порядку. Обыкновенное чудо . Чуть больше трех лет назад, в самом конце святок, стояла чудесная морозно-солнечная погода, прямо по Пушкину . И вот в это самое время пятеро отважных человеков решили поехать отдохнуть в Оптину (трое молодых людей, я и одна знакомая женщина). Почти все паломники - из одного прихода. В путь мы отправились вечером, в конце рабочего дня. Дорога была довольно тяжелой, обремененной пробками и накопившейся за день усталостью. Но ехали все в прекрасном расположении духа, предвкушая радость ближайших нескольких дней. По пути ненадолго остановились на заправке, примерно на полпути к монастыою, и ближе к полуночи наш небольшой автомобиль въехал в оптинский сосновый мирок. Тут то и произошло... ужасное, земля разверзлась прямо под ногами, когда я обнаружила, что пропала моя маленькая сумочка, наполненная всяческими документами, банковскими картами, деньгами, в общем - всем достоянием . Признаться, в этот момент, как волной захлестнуло малодушием и ропотом: вот, мол, вырвалась к оптинским старцам, а они мне - такой "подарочек". Один из моих спутников, вернее даже сразу двое, предложили ехать на заправку в надежде там обнаружить пропажу. Конечно, вероятность была невелика, поскольку я не помнила, чтобы там оставляла сумку, да и времени прошло уже несколько часов, и еще пройдет столько же, а народу в таких местах - видимо-невидимо. Немного поспорив между собой, молодые люди определились, кто из них едет со мной, а остальные пошли заселяться в монастырскую гостиницу. Итак, отбросив усталость и великое, и уже такое, как казалось, близко осуществимое, желание растянуть свои уставшие члены, мы направились в обратный путь на поиски затерявшейся где-то на трассе автозаправки. Ехали около полутора часов, стараясь говорить на отвлеченные темы. Спутник мой был мне знаком уже несколько лет, но близко мы никогда не общались, и знали друг друга очень плохо. Единственное, что мне было известно об этом бородатом человеке - это то, что он работает инженером, а в свободное время активно и регулярно участвует в волонтерских делах прихода (очищает от копоти и налета стены церкви, чистит картошку для трапезы, ходит на вокзал кормить бездомных). Не без труда отыскав нужную АЗС, мы припапковались. Я осталась в машине, с трепетом ожидая решения своей участи. Наверное, вы уже догадались, что через 5 минут этот самый бородатый молодой человек победоносно спешил вручить мне мою пропавшую сумочку с полностью сохранным содержимым . Она преспокойно дожидалась нас у охранника, за что ему - огромное спасибо! Ближе к рассвету мы вновь въехали в благословенную обитель. И теперь она казалось еще более прекрасной и чудесной! Надо ли пояснять, что эта ночь стала судьбоносной для двоих путешественников. К утру для меня стало абсолютно очевидным, что рядом со мной человек, который еще несколько часов назад был чужим, а теперь я точно знала, что выйду за него замуж . Сердце буквально разрывалось от радости и благодарности оптинским старцам за такой неожиданный подарок, о котором я и мечтать не могла. Поженились мы через 3,5 месяца, и вот уже почти 3 года, успев за это время увеличить свою семью в два раза , наслаждаемся счастьем, так незаслуженно и так великодушно подаренным оптинскими святыми . Для иллюстрации пара фото с той незабываемой поездки и одна семейная.
  2. Да, прошу прощения, как-то не подумала об этом. Так вот, еду из Москвы
  3. Собираюсь поехать в Оптину с вечера понедельника Светлой (13.04) до вечера среды (15.04) на машине. Если есть желающие, присоединяйтесь, пока имеются места!
  4. Под предводительством матушки Глафиры После окончания беседы матушка Глафира потребовала у о. Венедикта аудиенции. И тогда он нас всех пригласил на конюшню. О. Наместник стал просить выводить лошадей по одной и демонстрировать, на что каждая из них способна: одна умеет сахар сосать, другая лапу подает, третья в ухо дует и т.д. Нам было разрешено кормить лошадок и целовать их в нос. О. Венедикт очень много рассказывал о своих любимых питомцах, проводя и различные параллели с духовной жизнью, а потом еще долго отвечал на разные вопросы, которые мы не успели задать ему на общей беседе, не обращая внимания на почти умоляющие просьбы келейника о. Амвросия и водителя о том, что уже 21:00, 21:30, 22:00, 22:30, 23:00… А о. Венедикт все не шел, человеколюбиво отвечая на шквал адресованных ему вопросов.
  5. Под предводительством матушки Глафиры В этот раз поездка в Оптину обещала быть веселой: сразу множество человек, давно собиравшихся в знаменитый монастырь, вызвались посетить святую обитель в предстоящие предпреображенские дни. Во главе нашей честной компании была матушка Глафира. О ней стоит рассказать подробнее. Глафире Федоровне уже за 80, и она плохо видит, плохо слышит, плохо ходит, плохо помнит, но имеет абсолютно ясный ум, превосходное чувство юмора и совершенно потрясающее умение командовать всеми, кто попадается ей на пути. Ее муж, священник Александр, отошел ко Господу несколько лет назад, а последние годы своей жизни провел в нашем приходском храме. Всю жизнь матушка Глафира и батюшка Александр (до принятия сана) трудились в г. Королеве в ракето-космической сфере, и занимали там довольно высокие должности. У них родилось трое детей, один из которых, самый младший Владислав, теперь – епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (http://www.patriarchia.ru/db/text/1651162.html). С Оптиной у этой семьи особая связь: будучи еще насельником Троице-Сергиевой Лавры, владыка Гурий познакомился с арх. Венедиктом (нынешним настоятелем Оптинского монастыря), о. Венедикт стал духовником и родителей владыки. Очень хорошо знакома семья владыки и со скитоначальником о. Тихоном, а с о. Варсонофием еп. Гурий вместе учился в Архитектурном институте. Итак, поехали мы на двух машинах: водителем одной машины была Альбина, которая везла свою 15-летнюю дочь Аришу, матушку Глафиру и ее келейницу на время пребывания в монастыре Юлю. А за рулем второй машины была я – начинающий водитель лишь с 3 месяцами стажа и уже с 5 привлечениями к административной ответственности. Мне свою жизнь доверили однокурсник Влад, подруга Алена и, конечно же, Соня (куда ей деваться…). Еще один однокурсник Виталик приехал туда на своей машине, поскольку уже в тот момент находился в Калужской области. Ранним субботним утром мы прибыли в дорогую Оптину, домчавшись до места назначения всего за 3 часа. (на фото: Владимирский собор) Поскольку Глафира Федоровна ходит очень медленно и с трудом, то нам было разрешено припарковаться прямо у дома о. Наместника. И моя креативная надпись на заднем стекле «Еду как могу» целых 4 дня радовала проходящих мимо насельников. Встретил нас келейник о. Венедикта – о. Алексей, которого очень любит матушка Глафира, и которому она об этом сообщала каждый день по нескольку раз. Для всех своих любимцев (о. Венедикта с келейниками, о. Тихона со скитянами, о. Варсонофия и сестер с подсобки) матушка Глафира привезла целые коробки бананов и винограда. Разместившись на VIP-парковке, мы поспешили отвести Глафиру Федоровну на исповедь во Владимирский собор перед поздней Литургией. В полутемном храме исповедовали около 7-8 священников, к каждому из которых выстроились огромнейшие очереди из десятков человек. Матушка Глафира потребовала подвести ее к о. Лаврентию, который стоял в самом дальнем правом углу храма около мощей преподобных Льва и Макария. Батюшка исповедовал, стоя к нам полубоком. В этот момент его отвлек подошедший по какому-то срочному вопросу о. Варсонофий. Вот тут-то они и попались… Матушка Глафира не желала ничего и слушать о том, что идет исповедь и надо немного подождать. От переизбытка нахлынувших чувств она бросилась к двум иеромонахам, обнимая их, о чем-то громко расспрашивая и требуя пламенных молитв о возвращении своего младшенького из «ссылки» (так она именует ту епархию, которая вверена владыке в управление). Другому наверное такое бы с рук не сошло, но матушку все очень любят и к тому же берегут ее чрезвычайно шаткое постинсультное состояние здоровья. После нескольких минут наблюдения радостной встречи, мы отправили нашу милую старушку на Литургию, а сами пошли искать себе пристанище. Матушку Глафиру с Юлей разместили на подсобке в сестринском корпусе, ну а мы, все оставшиеся, по обычаю поселились в паломнических гостиницах. Сразу по приезде я буквально столкнулась с о. Мелетием, который только и ждал свое «колоратурное сопрано» на грядущих акафистах прп. Амвросию и Божией Матери. Так и помчался вихрь богослужений: два акафиста, а за ними и воскресное всенощное бдение. Монастырские службы совсем не похожи на наши приходские, и не только из-за длительности, но и дух другой: мирская суета словно и вовсе остается где-то в недосягаемости, а соборность – и земная и небесная – ощущается гораздо глубже и отчетливее. Вечером после службы мы еще немного посидели с Владом, Виталиком и о. Прокопием в «ресторане», организованном когда-то еще м. Анной, (http://forum.optina.ru/topic/1258-%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/page-5) за обсуждением вопросов о духовной жизни, после чего отправились на мирный сон. После воскресной Литургии мы отправились провожать Глафиру Федоровну к месту ее проживания. Она звала нас всех туда на праздничный обед, и любые наши попытки сопротивления пресекались на корню. Как и следовало ожидать, м. Надежда, старшая по сестринскому корпусу, не очень-то обрадовалась внезапно нахлынувшей компании, и мы с легкой душой дружно отправились в любимую чайную питаться варениками с картошкой. После обеда нас ждал акафист Державной иконе Божией Матери. Матушка Глафира, воодушевленная ангельским пением и побывавшая, по ее словам, в раю, вновь настояла на том, чтобы мы проводили ее в корпус. В общем, брали мы бедных сестер измором. В итоге им ничего не оставалось сделать, как принять и накормить наглых паломников. Покушали мы просто прекрасно. Особенно я была в восторге от дивных оптинских помидоров – они не просто вкусные, а по-настоящему сладкие – не хуже крымских. Надо сказать, что в сестринском корпусе живет милейшее создание – м. Серафима. И было одно удовольствие наблюдать за ней и другими насельницами, за их разговором меж собой и с м. Глафирой. Простота и незлобие – вот, пожалуй, этими двумя словами можно охарактеризовать весь быт оптинских монашествующих старушек. Вот, к примеру, один из вспомнившихся диалогов: М. Глафира: «Куда вы моего Леню Морковкина (иг. Ефрема) дели?» М. Серафима: «В Ленинград его послали». М. Глафира (строгим голосом, явно намереваясь построить простодушную м. Серафиму): «Слушай, ты русская?» М. Серафима: «Не, я хохлушка». М. Глафира: «Ну хорошо, ты вообще православная?» М. Серафима (испуганно и по-детски удивленно): «Православная, а как же!» М. Глафира: «А что же ты тогда этого лысого беса тут поминаешь?» Самое интересное, что м. Серафима, еще даже не понявшая, в чем она виновата, тут же смирилась, полностью признала свою вину и попросила прощения, а потом только стала расспрашивать, что же она такого наговорила. Или еще одно вспомнилось. Матушка Глафира что-то обсуждала с сестрами и вдруг в разговор вмешалась одна из рядом сидевших старушек, не участвовавших до этого в обсуждении. Естественно, Глафира Федоровна, не терпящая никаких вольностей, спросила ее имя. «Грешная Людмила» - последовал ответ. А на следующий день, когда матушка Глафира по какому-то делу указала нам на эту сестру, сказав: «вот она знает, Людмила ее зовут». «Да, грешная» - тут же подтвердила сказанное эта раба Божия. И главное, что все насельницы настолько просты и искренни в своих словах, что это поражает буквально до глубины души. Этот дух подлинного смирения и незлобия уже практически отсутствует в нынешнем растленном мирском обществе. Мне так хотелось просто сидеть рядом с этими милыми старушками и никуда не уходить, наслаждаясь их поистине детским восприятием мира. После второго уже обеда за прошедший день было решено совершить лесную прогулку – я пообещала ребятам показать источник прп. Серафима. Но, как это обычно и бывает, заблудилась на первом же повороте. Слава Богу, минут через 15 исканий нам встретился один брат, указавший верный путь. К сожалению, мы успели дойти только до озера, и уже надо было возвращаться, чтобы успеть на беседу с о. Венедиктом. Но зато к моему удивлению был обнаружен совершенно благоустроенный источник вмчц. Параскевы, долгие годы до этого пребывающий в непроходимых зарослях. У входа в помещение для общих бесед с о. Наместником уже скопился ни один десяток обуви, и нам, опоздавшим, пришлось облюбовать ковер. Хоть и в тесноте, да не в обиде. После окончания беседы матушка Глафира потребовала у о. Венедикта аудиенции. И тогда он нас всех пригласил на конюшню. (на фото: о. Амвросий с Лаской). О. Наместник стал просить выводить лошадей по одной и демонстрировать, на что каждая из них способна: одна умеет сахар сосать, другая лапу подает, третья в ухо дует и т.д. Нам было разрешено кормить лошадок и целовать их в нос. О. Венедикт очень много рассказывал о своих любимых питомцах, проводя и различные параллели с духовной жизнью, а потом еще долго отвечал на разные вопросы, которые мы не успели задать ему на общей беседе, не обращая внимания на почти умоляющие просьбы келейника о. Амвросия и водителя о том, что уже 21:00, 21:30, 22:00, 22:30, 23:00… А о. Венедикт все не шел, человеколюбиво отвечая на шквал адресованных ему вопросов. В общем, в гостиницу мы опоздали. Слава Богу, нас все же впустили, пообещав, что завтра будем непременно ночевать на крыльце. Понедельник начался как обычно. Но сразу же после акафиста прп. Амвросию нас ждало посещение скита, который уже некоторое время совершенно закрыт для паломников. (на фото: Иоанно-Предтеченский храм и икона Михаила Архангела). О. Тихон с большой любовью встретил матушку Глафиру с ее группой поддержки и провел нам потрясающую экскурсию по всем скитским храмам (надо сказать, что в подземном храме арх. Михаила я была впервые) и сводил в келью батюшки Амвросия (на фото: интерьер кельи прп. Амвросия). (на фото: в храме арх. Михаила: 1 - Альбина и Соня, 2 - я, Глафира Федоровна, Влад и Виталик). (общее фото с о. Тихоном). Ну а вечером состоялось праздничное бдение в честь праздника Преображения Господня. Мы сподобились молиться в маленьком храме в честь этого праздника. О. Мелетий передал целый пакте просфорок, а на утро обещал дать еще один. Условились мы с ним встретиться в 6:45 в Казанском храме. Я, конечно, переживала, что он так рано встанет ради меня – ведь молиться он собирался идти на позднюю службу. Но он сказал, что это не мое дело, и что ради любви к ближнему это – сущий пустяк. Каково же было удивление и расстройство дорогого «дедушки Мороза» (http://forum.optina.ru/topic/1258-%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/), когда он не обнаружил меня в храме в означенный час. Просто накануне поздно вечером мы решили идти на среднюю Литургию, а мою смску с этой информацией (звонить в столько поздний час я не рискнула) о. Мелетий не прочел, поскольку вообще не умеет читать смски… Конечно, я разыскала его и он меня простил, не сказав и слова упрека. Еще и одарил обещанным презентом. Как же московские прихожане были рады этим оптинским дарам! После праздничного богослужения надо было собираться в обратный путь. Поскольку ребята ни разу не были ни в Шамордино, ни в Клыково, мы решили посетить эти два монастыря по дороге в Москву. Для Глафиры Федоровны это было практически нереально, и потому мы разделились, оставив их спокойно помолиться на поздней Литургии, которую возглавил о. Наместник, а сами причастившись и помолившись Богу, погрузились в машины. Уезжать было как всегда тяжело – и ведь столько еще не успели! Говорят, что аппетит приходит во время еды – так получилось и у нас: побывав в двух названных монастырях, нам захотелось еще. В итоге мы заехали еще в три: Тихонову пустынь, Пафнутьево-Боровский монастырь (где попали на полиелей и повидали знаменитого арх. Власия) и Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь. В итоге, выехав из Оптиной около 10 утра, в Москву мы добрались только ближе к 23 вечера: усталые, но довольные и благодарные Богу за всю милость, оказанную нам, недостойным.
  6. Фотографии монастыря разных лет. Эти фотографии очень отличаются по сюжетности, стилистике, времени съемки и т.д., в связи с чем у меня не хватило силы воли и времени заставить себя расформировать их по тематическим альбомам. За это прошу прощения...
  7. Едем завтра (16.08) на машине в 6:00 утра из Москвы. Возвращаемся 19.08 после Литургии. Есть еще 2 (возможно, 3) места. Мой телефон: 8 905 524 46 16
  8. Предисловие К путешествию в Сербию мы почти не готовились, т.к. ехали к друзьям в небольшой городок Лазаревац, находящийся в 60 км от Белграда, которые и обещали позаботиться о нашем досуге. Кратко о друзьях: до приезда в страну мы были знакомы только со Сладжаной, которая зимой приезжала в Россию и была у нас в гостях. Но заочно мы знали, что она замужем, и еще у нее есть родители и младшая сестра Милена, которая тоже недавно вышла замуж. До последнего момента мы не знали, сможем ли все-таки посетить Сербию, поскольку весной там произошло серьезное наводнение, нанесшее ущерб многим тысячам жителей. Но к концу июня все, слава Богу, более или менее нормализовалось и мы улетели в Грецию, имея на руках билеты из Афин до Белграда и из Белграда в Москву. К концу нашего пребывания в Элладе неожиданно пришло сообщение от Сладжи, что она плохо себя чувствует и не сможет не только встретить нас в аэропорту, но даже и показать нам страну. Это нас, конечно, огорчило и обескуражило, потому что мы, как уже было сказано выше, совсем не были подготовлены к самостоятельному путешествию. Вторник В аэропорту Белграда нас встречал 70-летний Сладжин папа – Миодраг (мы его звали дедо Мишо) и его знакомый Драган, который был за рулем автомобиля. Прямо из аэропорта мы направились в самый главный храм Сербии – Собор святого Саввы в Белграде. Это – величественное красивое здание огромных размеров. Однако внутри храм весь в лесах – сейчас там идет широкомасштабная реставрация. Рядом с этим Собором стоит небольшой храм свт. Николая Чудотворца, в котором преимущественно совершаются богослужения. Там находится могила патриарха Сербского Варнавы, который так много потрудился для русского зарубежья в начале 20 века. Его сербы очень любят и почитают за святого, как и недавно преставившегося патриарха Павла. Настоятелем этих двух храмов является прот. Радивой Панич – духовник Сладжаны и Милены. После посещения храмов мы пошли знакомиться с о. Радивоем. Помимо нас в приемной ожидало аудиенции с ним еще несколько человек, и пока мы беседовали (минут от силы 10), в кабинет неоднократно заходили разные люди. К сожалению, о. Радивой, как и большинство сербов, не знают русский язык, и потому в основном они общались с дедом Мишей относительно каких-то личных карт, а с нами он перебросился лишь несколькими фразами общего характера. Затем мы заехали в монастырь Раковицу, где покоятся патриархи Сербские Димитрий и Павел. И ближе к вечеру, наконец, добрались до города Лазаревца. Нас встретили Сладжана и ее мама Любинка. Какие же все-таки сербы синтементальные! Пожалуй, за всю жизнь меня не обнимало и не целовало столько незнакомых людей, сколько за 2 недели в Сербии: я не успевала опомниться, как уже оказывалась в объятиях у кого-то, кто сквозь слезы говорил о безмерной любви к России, к русским и ко мне в частности . Любинка была из их числа – очень милая и добрая женщина, которая всеми силами старалась сделать наше пребывание в их доме приятным и желанным. И ей это в полной мере удалось. Чего стоит один айвар (национальное сербское блюдо)! Принимали нас и правда как родных дочек – они так нас и называли: наши русские дочки/сестры. Сладжана и ее муж Жарко дали нам в пользование свою однокомнатную квартиру, а сами временно переехали к родителям. Кстати, тогда мы и узнали причину, по которой Сладжа не могла нас никуда сопровождать – они ждут прибавления. Среда В среду мы с дедом Мишей и Драганом отправились на экскурсию по разным монастырям. Мы побывали в Раванице, в монастыре святой Петки (Параскевы) и еще близлежащих обителях, а к вечеру приехали в знаменитую Жичу, но, к сожалению, опоздали на полчаса – монастырь уже был закрыт. В общей сложности мы провели в дороге около 11 часов. Надо сказать, что это был самый тяжелый день за все наше пребывание в Сербии. Телефон дедо Миши разрывался от постоянных звонков – и всем звонившим он с радостью сообщал, что к нему в гости приехали две русские, с которыми он ездит по монастырям. Потом мы поняли, что звонили ему преимущественно в связи с намечавшейся поездкой в Косово, поскольку они вместе с о. Радивоем и были главными ее организаторами. Хотя дедо Мишо и почти не знал русского, а мы почти не знали сербского, нам удалось войти с ним в самый близкий контакт. И действительно он более чем соответствовал своей роли любящего нас сербского папы. Четверг Планы на следующий день были не ясны. С Драганам мы ехать больше не хотели, а других кандидатов в водители не намечалось. Тогда мы решили попробовать арендовать машину и так же, как и в Греции покататься по интересующим нас местам. Однако не тут-то было: в Лазаревце уже полгода как закрылось renta car. Вместе с дедом Мишей мы отправились на работу к Сладже обсуждать дальнейшие действия. Только стоило нам прийти к ней в офис, как за полчаса там побывали наверное все сотрудники, которые приходили познакомиться с русскими, и искренне вникали в наши насущные проблемы. Решено было звонить в Белград и пытаться там найти машину, но, к великому удивлению, все машины уже были арендованы, и нам сказали, что это надо было делать весьма заранее. К счастью, Сладжана нашла для нас добровольца, который согласился на следующий день съездить с нами в Лелич – на Родину свт. Николая Сербского. Ну а этот день мы решили не тратить напрасно и отправились вдвоем гулять по Белграду. Первым делом мы поехали в знаменитый Калемегдан - парк рядом с Белградской крепостью в старой части Белграда, один из старейших парков Европы. Крепость расположена на вершине холма на высоте 125 метров над уровнем моря при слиянии рек Дунай и Сава. Внутри крепости имеется военный музей, где выставлены многочисленные оружия различных времен. После этого мы немного прогулялись по городу и решили снова съездить в Собор святого Саввы. В Соборе было довольно пустынно, а вот в храме свт. Николая как раз начался полиелей и о. Радивой помазывал прихожан. Удивительно, но даже в очереди на помазание с нами заговорила одна женщина, которая поняла, что мы русские, и все повторилось по уже известному сценарию: объятия, слезы радости и воспевание России. Нам бы поучиться у сербов такой любви к святой Руси! Отец Радивой узнал нас и очень обрадовался и удивился, что мы самостоятельно доехали до Белграда. Обратно в Лазаревац мы возвращались уже к вечеру. Дорога домой была очень веселой, поскольку мы не нашли иного занятия, как выискивать в сербском языке смешные слова, а их, на мой взгляд, там оооочень много. Чего только стоит одна подкашуля!!! (это всего-навсего, майка) или кишобран (зонтик). А еще я долго не могла понять, почему они все время говорят: поласата (кто у них там поласатый?!). Оказалось, что это – полчаса (пола сата). Пятница Пятничное путешествие запомнилось как самое радостное и светлое. Утром за нами заехали дедо Мишо и Мишко – двоюродный брат Сладжи, чтобы отправиться в Вальево. Сперва мы поехали в далекий монастырь – Пустынь. Он находится в каких-то совершенно непроходимых дебрях в горах – машина проезжала там с большим трудом, и живет там 2,5 монаха. Но до чего же там тихо и мирно! Пожалуй, в таких местах и живут настоящие монахи-созерцатели. После этого мы посетили монастырь Йованья, где немного перекусили и пообщались с местными насельниками (дедо Мишо знают везде). А затем отправились в монастырь Лелич, где покоятся мощи свт. Николая Сербского (Велимировича). К сожалению, мощи были закрыты, но мы все равно с радостью приложились к ним и решили спеть тропарь и величание этому великому святому современности. И только мы окончили свое пение, как в храм вошел священник и специально для нас открыл мощи святителя. Действительно, это было Божиим чудом, т.к. по правилам мощи открывают только лишь во время воскресной Литургии. Недалеко от монастыря находится деревня, где провел свое детство свт. Николай, и даже сохранился дом, в котором он жил. Мишко, как и дедо Мишо, не владели русским, и потому мы напрягали все свои способности по разгадыванию сербских слов, чтобы понять, о чем они нам рассказывают. Когда же сами инициировали общение, то использовали электронный русско-сербский словарь, который был закачан в Настин телефон. Мы никак не могли вспомнить, когда празднуется память свт. Николая и решили спросить об этом у наших спутников. Найдя в телефоне слово «число» (број), мы задали интересующий нас вопрос. Однако почему-то оба Миши смотрели на нас с недоумением и молчали. Только спустя какое-то время мы узнали, что оказывается сербское слово «број» используется в значении «номер», а не в значении «дата». Получается, что мы спрашивали, какой номер (телефона?) у свт. Николая. Конечно, это было более чем странно… Далее мы заехали в монастырь Челие, где находятся мощи еще одного не менее великого современного сербского святителя – Иустина (Поповича). Ну а вечером, даже точнее ночью, нам предстояло грандиозное путешествие в Косово. Суббота. Теперь пришло время рассказать о том, что за разговор состоялся между дедо Мишей и о. Радивоем в первый день нашего приезда. Оказывается, на сегодняшний день в Косово введен визовый режим для 89 стран, включая Россию. Чтобы попасть на территорию Косово, необходимо заранее оформить визу в Генеральном консульстве Республики Косово в Стамбуле! При этом после подтверждения времени приема в консульстве заявитель должен лично явиться для подачи документов. Документы, отправленные по почте, не принимаются. В общем, мы ни при каких обстоятельствах не могли поехать в Косово, но у о. Радивоя был другой план, которым он сам был очень доволен. Сладжана выпросила у своей сестры Милены, а также у знакомой Сузаны их личные карты (сербские внутренние паспорта), по которым мы, выдав себя за сербов, и должны были поехать в многострадальные Косово и Метохию. К 12 часам ночи мы подошли к условленному месту сбора, где нас уже ждал целый автобус, рассчитанный на 50 человек. Из знакомых с нами ехали дедо Мишо и Жарко. Получив ценные указания от о. Радивоя и отрапортовав ему на чистом сербском свои новые фамилии, имена и места жительства, мы двинулись в путь. На протяжении всего путешествия о. Радивой в шутку называл нас именно так – Милена и Сузана. Спать, конечно, в автобусе было практически невозможно из-за неудобства сидений. К границе мы прибыли около 4:30 утра. Албанские пограничники сперва осмотрели предъявленные им списки сербских паломников, а потом вошли в автобус и стали проверять документы. Слава Богу, наша авантюра не была раскрыта и мы мирно отправились в путь. Первым объектом посещения был монастырь Баньска, где о. Радивой и еще один ехавший с нами священник о. Владимир намеревались отслужить Литургию. Сербы любят абсолютно все русское, в том числе и пение. Надо сказать, что сербское пение меня вовсе не вдохновило – некоторое подобие византийского, но без исона и очень однообразное. В общем, Жарко и дедо Мишо попросили о. Радивоя, чтобы мы с Настей пели. Поскольку единственный храм монастыря находится на реставрации, то служба совершалась в крошечной комнате, приспособленной под алтарь, а народ столпился в узком коридорчике перед этой комнатой. Каково же было наше удивление и даже ужас, когда о. Радивой после совершения проскомидии завел нас в эту комнату, служащую алтарем, и поставил слева от престола – справа был монашеский клирос (только после Литургии мы поняли, что пел там игумен монастыря Даниил с несколькими братьями). В общем, нам было поручено спеть Херувимскую, Отче наш и причастен. Конечно, это был интересный опыт – буквально в метре от нас совершалось священнодействие, которое в России мы никогда не видели и видеть не могли. Перекусив после Литургии мы отправили еще в ряд уцелевших монастырей. Самое большое впечатление оставили Высокие Дечаны, где небольшую экскурсию для нас провел насельник о. Петр (http://www.pravoslavie.ru/put/72193.htm). А также Печка Патриаршая – единственный в Сербии ставропигиальный монастырь, до 18 века бывший патриаршей резиденцией. Там и похоронены сербские патриархи тех времен. В этом монастыре, как и в греческом Караискаки, растет любимая мною шелковица, но только там она еще была полузеленая, а сестры нас угощали крепким сербским кофе. О. Радивой с удовольствием рассказывал насельникам всех монастырей, как ему удалось перевезти нас через границу, чему все искренне удивлялись и чем очень восторгались. Налюбовавшись красивейшей косовской природой, мы отправились в обратный путь, который, к счастью, прошел без неприятных сюрпризов. Интересно, что и здесь наши сербские сопутешественники то и дело старались нас чем-то угостить или иным образом оказать знаки внимания и расположения. Однажды я услышала, как одна женщина, говоря с кем-то по телефону, радостно сообщала, что в ее автобусе едут двое русских. К тому времени меня это уже не так сильно удивляло, но это чувство, когда тебя так любят и чтят совершенно незнакомые люди в массовом количестве, конечно, посетило меня впервые. Сперва оно кажется приятным, но довольно скоро устаешь от постоянного пристального к себе внимания. Воскресенье Приехав глубокой ночью в Лазаревац, утром мы должны были ехать к Литургии в Нови Сад к Милене в гости. Отвезти нас туда должен был Александр, который тоже был в Косово. Александр приехал за нами в 6:45 и мы, еле живые, отправились на Литургию на знаменитую Фрушку Гору (сербский Афон), где сосредоточились около 15 монастырей. На службе мы были в женском монастыре Гргетег. Сразу после Литургии Александр отвез нас к младшей сестре Сладжаны Милене и ее мужу Николе. В отличие от Сладжаны, Милена не знала русского языка, но зато Никола, проходивший обучение в Штатах, прекрасно владел английским, и был нашей палочкой-выручалочкой. Устроив нам прекрасный обед (так, как готовит Милена, наверное, не готовит никто из моих знакомых!), они повезли нас на экскурсию по Фрушке Горе: мы побывали еще в 3 монастырях: Новом Хопово (где хранятся мощи мч. Федора Тирона), Великой Ремете и Крушедоле. В Великой Ремете Милена познакомила нас с отцом настоятелем – Стефаном. А монах, несший послушание в продавнице (церковной лавке), узнав, что мы из России, буквально задарил нас подарками, доставая все новые и новые, и не уставая повторять: «и это, и это вам – вы же русские». В конце поездки мы заехали в Сремские Карловцы – месте, где в начале 20 века начинала свое существование РПЦЗ. Сейчас там красуется большой храм, духовная семинария и старейшая в Сербии гимназия. Понедельник – Пятница В понедельник мы отправились в Черногорию. Везти нас согласился друг Жарко – Любиши. Это, конечно, было очень веселое путешествие, поскольку Любиши не мог и 5 минут продержаться, чтобы не пошутить. Конечно, много он рассказал интересного и из истории Сербии, описал сегодняшнюю ситуацию в стране. Говорил Любиши на приличном английском. Меня удивляло, что сербы, так любящие Россию, не знают русского… По дороге в Черногорию мы заехали в монастырь Студеницу, где остались на ночь, в Градац – монастырь, основанный царицей Еленой Анжуйской, а также в Джорджове Ступове, находящийся под защитой ЮНЕСКО, и увидели самую древнюю в Сербии церковь апп. Петра и Павла в Крагуеваце (8 век) и знаменитую фреску арх. Михаила в Милешево. В Черногории мы, наконец, отдохнули – только ходили на море и высыпались. В нашем распоряжении был огромный 5-комнатный дом с кухней и 2 ванными комнатами, а также рыбки, 2 кошки и черный добрый лабрадор. К сожалению, ежедневно шли дожди, но мы были рады и тому, что хоть немного отошли от нашего спринт-путешествия. Суббота На Литургии в день святых апостолов Петра и Павла мы были в местном храме. Меня удивляло, что в Сербии клирос поет на церковно-славянском, а все возгласы и чтения – на сербском. Кроме того, служат они с открытыми царскими вратами, а Евангелие дьякон читает лицом к народу. После праздничного завтрака я задала все эти вопросы Сладже. Оказалось, что Сербия в этом отношении переживает кризис, грозящий расколом. Почивший патриарх Павел был против этих нововведений, но вновь пришедший патриарх Ириней напротив их одобрил. Однако несколько уважаемых епископов не подчинились этому распоряжению и продолжают служить по-старому (на церковно-славянском с закрытыми вратами и т.д.), но большинство все-же перешли на новый вариант служения. Простой народ, так любящий патриарха Павла, очень скорбит по этому поводу, и называет это новое течение прозападным. Последний ужин в семействе Недельковичей был очень волнительным и немного грустным: мы так привязались к нашим сербским друзьям, что совсем не хотелось от них уезжать. Но ничего не поделаешь: вечером Жарко отвез нас в аэропорт, взяв обещание возвращаться снова. *** Первое время в Москве так странно было слышать русскую речь, а главное, что я так привыкла к новому звучанию своего имени с ударением на первый слог, что даже обычное его произношение уже воспринималось совсем необычно
  9. Путешествие в Элладу (24.06 - 30.06) Вторник Прямые рейсы от Москвы до Салоник почему-то отсутствуют. И потому нам пришлось ехать с пересадкой в Мюнхене. За несколько часов осмотренный город подтвердил ранее сформированное мнение о педантичности, некоторой холодности и строгости Германии. И это вовсе не недостатки: напротив, Мюнхен оставил в моей памяти весьма положительные впечатления. Самое интересное, что примерно через час после начала осмотра города мы шли, мирно беседуя и делясь впечатлениями, как вдруг, откуда не возьмись, появился русскоговорящий мужчина средних лет, предложивший нам свои услуги гида. Оказалось, что он последние 20 лет живет в Германии и преподает математику в местном Университете. И услышав русскую речь, он не смог пройти мимо, тем более, что до лекции у него оставался еще целый час. Перед отъездом в аэропорт мы зашли не куда-нибудь, а почему-то в Макдонлдс. Надо сказать, что еда там гораздо вкуснее, чем в Москве. Ближе к вечеру мы прилетели в Салоники. И прямо рядом с аэропортом сели в 78 автобус, двигающийся к центру города. За окном замелькали столь долгожданные мною виды древнего греческого города, в котором проповедовал апостол Павел. И что же?! Это было даже не расстройство, а настоящее стрессовое ощущение: после только что увиденного чистенького Мюнхена мы очутились словно среди нищих бараков - кругом огромные мусорные контейнеры, до верху набитые хламом, валяющиеся нищие в лохмотьях, громко говорящие (даже, казалось мне тогда, кричащие) греки… В общем, мои ожидания не то, что не оправдались – они были разбиты самым жестоким образом. Отель мы бронировали заранее. И теперь предстояло добраться до него от одной из центральных автобусных остановок Πλατέια Αριστοτέλου. Центр Салоник ничем не отличался от ранее виденных мною окраин: те же мусорные баки и те же нищие... Отель на деле оказался вовсе не отелем, а хостелом, хотя все удобства, как и обещал booking.com, были в номере. Это было еще одной каплей для подтверждения моего гнетущего впечатления. Но, забегая вперед, скажу, что в целом мы остались довольны условиями нашего не самого высокого класса жилища. Среда Итак, у нас оставалось ровно 5 дней в Салониках. На следующий день была запланирована пешая прогулка по городу, маршрут которой был мною тщательно продуман и составлен заранее: в него входили основные святыни (сразу скажу, что удалось нам посетить не все, поскольку они уж очень разбросаны по городу, но большинство) и несколько магазинов с богословской литературой. Хотя мы и передвигались по карте, ветвистые греческие дороги и горное расположение очень скоро нас утомили. Но зато теперь город открылся совершенно по-новому. Уже не так бросались в глаза увиденные мною недостатки, а предстали во всей красе величественные соборы и повсюду разбросанные маленькие уютные церкви, которые в общем и символизируют этот древний город. Особенно запомнились храм вмч. Димитрий Солунского, в котором покоятся его мощи и мощи св. Анисии, а также Митрополичий Собор, где покоятся мощи свт. Григория Паламы. Жаль, что почти все храмы в городе (особенно маленькие) открыты лишь в часы богослужений. Потому многие церкви нам удалось посмотреть лишь со стороны. Еще одним приятным моментом, который меня порадовал в Салониках – это сами жители: все очень открытые, готовые оказать любую помощь не только по просьбе, но и без таковой. К сожалению, в России этого почти не сохранили... Вечером мы пошли в renta car брать машину. Поскольку получила права я лишь пару месяцев назад, то очень сомневалась, стоит ли рисковать. Но сейчас смело могу сказать, что без машины мы бы абсолютно точно не сумели самостоятельно увидеть и посетить все задуманное. Итак, нам дали красный хендай, на котором мы направились в отель. С ужасом я узнала, что наш хостел (понятное дело!) не имеет собственной парковки. Почему с ужасом? Потому что улочки в Салониках в два раза уже наших, а машины паркуют так, что между ними едва ли есть 10 сантиметров. Но я то со своими способностями и навыками и в Москве с трудом паркуюсь… В общем, в первый же вечер я совершила ДТП, въехав в рядом стоящую машину. Слава Богу, я была застрахована от повреждения имущества в отношении третьих лиц, но за хендай пришлось потом заплатить... Впоследствии я больше не рисковала парковаться самостоятельно, обращаясь за помощью к услужливым грекам. Кстати, когда я врезалась в чужую машину, вокруг меня тут же скопились люди, которые наперебой меня утешали, объясняли мне что дальше следует делать и всячески старались дать понять, что это обычное дело и не стоит расстраиваться. В их числе была и сама хозяйка разбитой машины . Четверг Рано утром следующего дня мы поехали в Уранополис. Добирались туда около 2,5 часов. Цель нашей поездки заключалась в экскурсии вокруг Святой Горы. К счастью, мы успели прямо в срок: в 10:30 от пристани отправлялся нужный нам кораблик. Путешествие длилось 4 часа, за которые нам удалось увидеть 8 монастырей (остальные недоступны для взоров с моря). О каждом из монастырей по мере приближения рассказывал диктор на нескольких языках, в том числе и на русском. А из монастыря Дионисиат двое иеромонахов привезли на корабль святыни для поклонения: десницу св. Иоанна Предтечи, десницу св. Параскевы и икону Богородицы Акафистную. После того, как корабль пристал к берегу, мы пошли на ближайший пляж, которых в Уранополисе очень много, и от души покупались в море. Пятница На другой день мы отправились в знаменитые Метеоры. Сразу скажу, что там без машины делать вовсе нечего, поскольку монастыри расположены очень далеко друг от друга, и пешком добраться просто невозможно. Метеоры – это одно из чудест света: огромные скалы, на которых живут монахи, поражают своей мощью и величественностью. Правда, к сожалению, там так много туристов (именно туристов, а не паломников), что монашеский дух почти не ощущается. Возможно, мне так показалось, не знаю… В часе езды от Метеор есть один женский монастырь – Георгия Караискаки, где очень много русских, окормляет его изветсный в Греции старец Дионисий. (Подробнее можно прочесть тут: http://www.taday.ru/text/1095077.html). Туда мы и направились после обеда. Сестры встретили нас с радостью и любовью: накормили, напоили и даже упрашивали остаться на некоторое время. Поразительное впечатление оставила милая и добрая игуменья (или по-гречески герондисса), которая будучи немкой уже много лет возглавляет этот греческий монастырь. Пообщавшись немного с сестрами, а также с местной живностью (козами, овцами и собаками) и поев столь любимой мною шелковицы мы поехали в обратный путь. Дороги в Греции полупустые, а ограничения по скорости встречаются в 130 км/час. Такое я видела впервые. В общем, оторвалась я по полной – скорость в 150 км/час мне уже казалась совершенно обычной . Суббота Утро следующего дня мы провели в Суроти – женском монастыре, в котором покоятся мощи св. Арсения Каппадокийского и находится могилка старца Паисия Святогорца. До чего же хорошо в этом монастыре! Территория очень ухоженная и красивая, а на столике в монастрыском дворе стоит и постоянно пополняется угощенье – лукум, который можно запивать холодной водой из источника. В тот день мы еще раз съездили на море – на пляж, ближайший к Салоникам (30 минут езды н машине). Воскресенье Ну а следующий день был воскресный – день нашего отъезда в Афины. Утром мы молились на Литургии в храме вмч. Димитрия Солунского, а днем уехали в столицу. Забыла упомянуть об одной интересной встрече с русским греком. Когда мы в самы первый день приезда отправились на железнодорожный вокзал для покупки билетов в Афины, то очень долго не могли его найти. И вот одним из очередных прохожих, которого мы спросили о месте нахождения вокзала оказался русский, который уже 20 лет живет в Салониках. Он нам помог купить билеты, а потом мы вместе отправились на автобусе в центр города. Надо сказать, что его рассказ о жизни в Греции был весьма неутешителен: безработица, полное отсутствие денег и уныние от повергшего страну экономического кризиса. Местное население выживает практически только за счет туристов, а так перебивается случайными заработками, каждый день думая о своем пропитании. Этот очень грустный рассказ Евгения дал понять причину столь плачевного внешнего состояния Салоник. Тогда же мне вспомнились и заросшие и полуразрушенные греческие монастыри Святой Земли (http://forum.optina.ru/blog/76/entry-3801-%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D1%87%D1%82%D0%B0-%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BC/), где хранятся разные святыни, но на восстановление которых у маленькой бедной Греции просто нет денег… Поезд в Афины ехал 5,5 часов. Он оказался довольно удобным – сродни мюнхенскому метро или нашим аэроэкспрессам до аэропортов. В Афины мы прибыли к вечеру. И там тоже не обошлось без искушений. Когда мы дошли до отеля, оказалось, что с нашим номером якобы какие-то проблемы и нас заселяют на эту ночь в другой отель, находящийся в 5 минутах ходьбы (реально – в 10). Усталые, с вещами, мы еле дошли до этого отеля. И там нас ждал ужас: номер был похож на тюремную камеру, а главное – было очень душно. А утром вообще сломалось электричество и бедная уборщица, вошедшая в лифт сразу же после того, как я из него вышла, застряла там на неопределенный срок. В общем, мы поняли, что надо бежать обратно в забронированный нами отель. С трудом удалось добиться вселения, т.к. нам опять стали говорить, что у них проблемы и что нас смогут вселить только днем… Слава Богу, все закончилось хорошо и мы отправились на службу апостолов Петра и Павла в Благовещенский Собор, где покоятся мощи прмц. Филофеи Афинской и сщмч. Григория V патриарха Константинопольского. Однако к нашему разочарованию, Литургия уже закончилась (хотя было только 9 утра). К счастью, у нас был еще один шанс побывать на этой службе через 13 дней, и потому мы не стали долго расстраиваться и отправились в Акрополь. Конечно, Парфенон производит колоссальное впечатление и поражает своей античной красотой и величием. Одним из самых важных христианских памятников Акрополя является Ареопаг – место проповеди апостола Павла и обращения многих язычников, в том числе св. Дионисия Ареопагита. Днем мы посетили Афинский археологический музей, где собраны коллекции древнейших памятников великой греческой цивилизации. Ну а вечером мы поднялись на самую высокую точку в Афинах – холм Ликавитосс, расположенный на 277 м над уровнем моря. Оттуда открывается замечательный вид на весь город. Особенно красиво вечером, когда Афины освещаются фонарями. На вершине холма красуется храм в честь вмч. Георгия Победоносца. Также там есть небольшое кафе, где можно попить так любимый греками кофе фраппе. Ну вот, собственно, и все. Ранним утром следующего дня мы сели в самолет Афины-Белград, но там уже начинается следующая история, не менее увлекательная и насыщенная приключениями .
  10. Спасибо всем большое за молитвы! Больной, слава Богу, пришел в себя. И в ближайшие дни его из реанимации переведут в палату.
  11. Иногда по воскресеньям я видела в нашем храме одного мужчину. Возраст его определить было довольно сложно: седой, опирающийся на палку, весь исхудалый и бледный, но почему-то не складывалось впечатление, что он старый. Вел себя этот прихожанин чрезвычайно просто и скромно. Пожалуй, ничем, кроме вечно его сопровождающего "посоха", он не выделялся из толпы. А приходил исповедоваться он к одному из наших священников. И так трогательно ходил за ним, буквально по пятам. На сырной седмице, после Литругии, я вновь встретила этого незнакомца в храме. В этот день я, решив продемнострировать свои кулинарные способности, принесла в трапезную блины со сметаной для угощения. И только мы собирались идти опробировать выпечку, батюшка спросил разрешения взять с собой и его подопечного - Владимира. Так мы с ним познакомились. Оказалось, что Владимир был участником Чеченской кампании. Во время войны был взят в плен, и просидел с несколькими своими товарищами два года в ... яме. Сложно это в себя вместить! Чеченские боевики время от времени вытаскивали их оттуда для допроса о наличии родственников (хотели продать родным за деньги), а все остальное время в течение двух лет четверо мужчин сидели в сырой яме. По словам Владимира, среди его товарищей был один совсем юный парень-протестант, который не участвовал в их праздных разговорах, но все время молился и призывал остальных обратиться к Богу. Но поскольку они были уже зрелыми мужчинами, не обращали внимания на юного проповедника, и даже подсмеивались над его наивной верой. И вот однажды произошло событие, которое разом перевернуло мировоззрение неверующих пленных. Владимир рассказал, что в один из вечеров вся их яма неожиданно озарилась светом и перед ними предстала Женщина, которая сообщила, что на следующий день они смогут совершить побег. И именно так и случилось - следующей ночью кто-то им помог сбежать. Владимир говорил, что навидавшись всякого за годы войны, он думал, что уже ничто не сможет его напугать, но ошибался. Очевидное чудо поразило его и привело к Богу. В тот масленичный день Владимир приходил на Литургию из больницы, в которой он находился уже некоторое время. А наш священник договорился с мед.персоналом, чтобы они отпускали больного в храм. В минувший четверг (13.03.14) Владимиру сделали сложную операцию по удалению опухоли мозга. И вот до сих пор он не приходит в сознание. Очень прошу всех помолиться о герое Чеченской войны!
  12. Почитайте еще его произведение "Исповедь" - там Л.Н. очень подробно описывает свой извилистый духовный путь, который, к сожалению, так и не привел его ко Христу.
  13. "Методика создания ереси прекрасно показана в статье Льва Толстого "Как читать Евангелие". Он советует взять в руки сине-красный карандаш и синим вычеркивать места, с которыми ты не согласен, а красным подчеркивать те, что по душе. По составленному таким образом своему личному Евангелию и надлежит жить. Сам Толстой обкорнал начало и конец Евангелия (Воплощение и Воскресение). И в середине Христос был понужден на каждое свое слово смиренно просить разрешение яснополянского учителя всего человечества. Всего - включая Иисуса, которого по сути Толстой берет к себе в ученики. Творить чудеса Лев Николаевич вообще запретил Иисусу..." (диакон Андрей Кураев "Традиция. Догмат. Обряд")
×
×
  • Create New...