Перейти к публикации
Искатель Бога

Понятие "изменения" у Святых Отцов

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте! Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях. Прошу представителей Православной культуры помочь найти ответы на некоторые вопросы.

 

Как известно, под термином "изменения" у Святых Отцов принято понимать чередование периодов благодати и духовного подъема с периодами искушений, скорбей, испытаний, богооставленности. Очень подробно об этом пишет преподобный Макарий Великий в своих "Духовных беседах".

 

По сути явление представляет собой чередование периодов разных психических состояний, противоположных друг другу по смыслу и характеризующихся разными наборами личностных качеств подвижника - алгоритмов поведения, речи, мышления, эмоциональной реакции.

 

Подобные явления иногда наблюдаемы и у некоторых представителей белого духовенства, и у некоторых подвижничествующих мирян, но при этом наблюдаемы далеко не у всех монахов.

 

У мирян глобальные изменения душевных состояний тоже наблюдаемы, но в отличие от подвижников, у которых изменения происходят от всего нескольких до огромного множества раз в год, с мирянами это может происходить всего два-три раза в жизни - при возрастных переходах детство-юность, юность-взрослый возраст и взрослый возраст-старость, а также при значимых изменениях жизненных обстоятельств (вступление в брак, потеря близкого человека, смена места жительства, профессии и окружения и т.д.).

 

По моим личным наблюдениям, абсолютное большинство людей являются относительно постоянными и целостными личностями и настоящим "монашеским" "изменениям" не подвержены. Они могут иногда впадать в некоторые изменённые душевные состояния вроде депрессии или алкогольного опьянения, но лишь на некоторое время, после которого их стабильное постоянное состояние возвращается.

 

Следовательно, людей можно разделить на две категории - на тех, с которыми постоянно происходят "изменения" и людей с относительно постоянным душевным состоянием и личностными свойствами.

 

Судьбы и жизнь этих категорий людей очень контрастно различаются.

Кто-то имеет стабильную и постоянную жизнь, с определенным набором "радостей" и "скорбишек", наподобие семейных забот или ответственной работы, и живёт такой человек относительно спокойно и мирно двигаясь по своей колее жизни, в которой всегда все относительно привычно, понятно и знакомо, является целостной личностью.

У человека же, с которым происходят "изменения" все регулярно переворачивается с ног на голову. Святые Отцы пишут об этом примерно так: "пока даёт Господь Свою благодать - мы живы и не падаем, а отступит благодать - сразу впадаем в тысячи зол и падений и умираем душой." И это очень контрастно различные состояния. Состояния отсутствия благодати могут характеризоваться крайне тяжёлыми скорбями, искушениями и нападениями нечистых духов. Это очень болезненные состояния, порой тяжелейшие психические перегрузки, приправленные для остроты ощущений контрастным сравнением с  предшествующими счастливыми благодатными периодами и особенно обидной скорбью об их утрате.

 

Вопросы 1.

Насколько редким среди мирян и монахов является  подобное явление в целом?

Является ли подобное явление происходящее с человеком отметкой этого человека Богом как подвижника?

Какое духовное значение имеет наличие "изменений" у человека и их отсутствие?

"Изменения" начинают происходить в определенном возрасте, может ли начало этого явления быть спровоцировано самим человеком всплеском усиленной духовной жизни, подвижничества, взятия на себя непосильного духовного подвига?

У некоторых Святых Отцов сказано (кажется, у прп. Макария Великого и прп. Иосифа Исихаста - точно не помню), что "изменения" не прекращаются до самой смерти. Существуют ли способы остановить как-то это явление, если человек (например такой мирянин) не может справиться с такой жизнью и испытывает из-за "изменений" непонимание и проблемы во взаимодействии со своим окружением? Правильно ли будет просить Бога об освобождении от явления "изменений" в молитвах или это необратимое явление и правильнее его смиренно и благоговейно принимать как Волю Божью?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По благословению духовника просьба удалить тему или ограничить к ней доступ только для духовенства.

Некоторые предложения сформулированы некорректно, могут быть в соблазн мирянам и провоцировать психические расстройства (расстройства идентичности) у людей с ослабленной психикой.

Спасибо. Приношу свои извинения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Насколько редким среди мирян и монахов является  подобное явление в целом?

Статистики здесь нет никакой, сами понимаете. Я так понимаю, что вы говорите об искушениях и скорбях, но заходите в тему с "психологической" стороны, а это мне кажется системная ошибка. Это духовный вопрос, психологические состояния это только следствия духовных. Промысл Божий человеку может давать разные искушения для духовного роста и большего удобства исполнения заповедей. А что кому он дает, то уже тайна, которую только Бог может видеть в душе человека. 

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Является ли подобное явление происходящее с человеком отметкой этого человека Богом как подвижника?

Вот в больнице одному человеку делают умеренные процедуры, а другому сложную и болезненную операцию. Можно ли на этом основании назвать людей пациентами? ) Примерно это вы и спрашиваете. Эта земная жизнь нужна для того, чтобы человек осознал свои взаимоотношения с Богом и излечился по возможности от духовных повреждений, которые бы ему не позволили войти в блаженную вечность. Бог вообще всех живущих отмечает как подвижников. А признаком этой отметки является именно то самое, что мы пока живы. 

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Какое духовное значение имеет наличие "изменений" у человека и их отсутствие?

Это духовное лечение и "тренировка" в исполнении заповедей.

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

"Изменения" начинают происходить в определенном возрасте, может ли начало этого явления быть спровоцировано самим человеком всплеском усиленной духовной жизни, подвижничества, взятия на себя непосильного духовного подвига?

Взятие на себя непосильного подвига - это ведь тоже признак духовной болезни. Естественно, Бог и это тоже будет лечить. Бог ведь еще до рождения человека уже знает его будущее, потому и выстраивает Свой Промысл, чтобы по максимуму человека вылечить. А внешне это может выглядеть как угодно, для нас это непознаваемая тайна.

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Существуют ли способы остановить как-то это явление, если человек (например такой мирянин) не может справиться с такой жизнью и испытывает из-за "изменений" непонимание и проблемы во взаимодействии со своим окружением? Правильно ли будет просить Бога об освобождении от явления "изменений" в молитвах или это необратимое явление и правильнее его смиренно и благоговейно принимать как Волю Божью?

Невозможно упросить Бога не любить нас, сама сущность Бога это Любовь. Остановка Промысла для человека означает смерть и вечность в мучениях. Поэтому лучше не надо таких неразумных просьб, надо смиренно все принимать, и стараться жить духовной жизнью. Вот, у свт. Феофана Затворника есть хорошая книга "Путь к спасению", там вкратце это изложено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...