Jump to content
О_К (fakel)

Святая Гора, иером. Григорий: Книги, предлагающие нам "облегчённый" вариант христианства, чрезвычайно опасны

Recommended Posts

«Книги, предлагающие нам "облегчённый" вариант христианства, чрезвычайно опасны»

 

Иеромонах Григорий

 

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня наш собеседник – один из самых известных афонских богословов, ученик и ближайший сподвижник блаженного старца Паисия Святогорца (1924-1994). В Греции отец Григорий известен как замечательный духовный писатель, написавший более 20 книг, опубликованных значительными тиражами. Один из его трудов – «Святое Крещение» – переведён на русский язык.

57214.p.jpg

aфонский монах вяжет четки

Иеромонах Григорийактивный противник перевода богослужения на современный язык и других модернистских нововведений в жизнь Церкви. Вот уже много лет он регулярно выезжает в разные города Греции, где исповедует всех желающих приступить к Таинству Покаяния. Батюшка является духовным отцом для сотен мирян.

 

Отец Григорий избегает известности и практически не даёт интервью, но сделал исключение, чтобы ответить на вопросы наших читателей.

- Геронда, в наше время у некоторых мирян и даже монахов нет постоянного духовного руководителя. Является ли это серьёзной проблемой?

- Монахи в обязательном порядке должны иметь одного духовного наставника, но и у христиан живущих в миру должен быть постоянный духовник, наблюдающий за их духовной бранью. Только в исключительных случаях (например, в случае ухода духовника из жизни или его переезда в другую страну) можно начать поиски нового духовного наставника.

Что касается исповеди, которая совершается перед (и во время) Божественной Литургии… У нас на Святой Горе и в Греции это не принято, так что я мало знаком с этой практикой[1]. Конечно, я могу ошибаться, но такой подход к Таинству видится мне несколько формальным. Покаяние из отдельного Таинства превращается в какое-то менее значимое дополнение к Евхаристии, в некую полуформальность. Особенно плохо, что исповедь проводится во время богослужения – накладывается на Вечерню, Утреню, Литургию. Не знаю, насколько душа кающегося в тот короткий отведённый для Таинства срок успевает раскрыться, принести подлинное покаяние и действительно принять твёрдое решение изменить свою жизнь. Очень часто людям нужно больше времени для того, чтобы этого достигнуть.

Теперь что касается монашествующих. Иноки не могут менять духовных отцов, ведь духовник для монаха это, как правило, его старец – тот кому он доверил свою жизнь.

 

57213.p.jpg

Келья Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

находится в нескольких минутах ходьбы от

кельи «Панагуда»,

где подвизался старец Паисий Святогорец

На Святой Горе Афон есть сложившаяся практика. Молодые люди, решившие встать на путь монашества, сначала посещают разные афонские монастыри и кельи и ищут себе духовного наставника, рядом с которым проведут всю (или значительную часть) своей иноческой жизни. Критерии этого поиска просты – самое главное, найти наставника, который даст тебе духовный покой и пользу, с которым можно найти общий язык. Обращать внимание надо не на природный ландшафт, красоту обители или условия проживания в ней, – самое главное для новоначального монаха – это найти духовного наставника. После этого для послушника начинается период испытания, который может быть достаточно длительным (вплоть до трёх лет и даже больше). Естественно, предпочтительно и правильно провести всю свою монашескую жизнь в том же месте, где проходило первоначальное испытание, под руководством одного и того же старца. Конечно бывают случаи, когда монаху может понадобиться посетить какого-то другого духовника, чтобы спросить о какой-то важной духовной проблеме. Но это может произойти только при одном условии: если он получит благословение на это от своего постоянного духовного руководителя. Самочиние и независимость в принятии решений здесь неуместны.

 

Подводя итоги, можно сказать следующее. Послушание единственному духовному наставнику – одна из основ монашеской жизни. Для мирян это тоже большое подспорье в их духовном подвиге. Особенно для тех, кто связан узами брака. Я хорошо помню, что в беседах с мирянами старец Паисий постоянно подчёркивал, что у супругов должен быть один и тот же духовный отец: «Не может быть у одного корабля два штурмана или два капитана». Ещё здесь можно провести параллель с доской, которую два человека одновременно начали строгать рубанками с двух разных сторон – они не только не добьются гладкой поверхности, но перекосят её ещё больше, чем она была. Для семьи исповедь у одного духовника великое благо. Ведь очень часто духовник должен поговорить с обоими супругами, та как некоторые проблемы в семейной жизни касаются всех и соответственно, их можно лишить только сообща.

57212.p.jpg

Старец Паисий Святогорец

- Геронда, скажите несколько слов о выборе духовной литературы. Что полезно читать мирянам?

- Святоотеческую литературу. Нам следовало бы иметь больше ревности, желания и стремления, чтобы читать эти книги. Если не можем начать со сложных текстов, у нас есть творения Святых отцов, написанные очень простым и понятным языком.

Например, произведения святителя Иоанна Златоуста. Они легко читаются и доступны для современных людей.

Ещё один автор которого можно рекомендовать – преподобный Никодим Святогорец. В Греции его творения очень популярны среди мирян и издаются значительными тиражами. Эти книги близки к нам по времени своего написания и от того понятны и актуальны.

В последние годы огромной популярностью в православном мире пользуются труды старца Паисия Святогорца. Это современное святоотеческое богословие.

Мы должны ответственно подходить к выбору того, что читаем. Сегодня издаётся такое огромное количество православной литературы, что люди теряются и не знают, что выбрать в этом океане книжных новинок. Особо опасны книги, предлагающие нам «облегчённый» «адаптированный к современности» вариант христианства.

Сложно сделать выбор, но мы обязаны его сделать. Нельзя читать всё подряд.

Не лишним здесь будет совет нашего духовного отца. Он поможет разобраться в выборе книг, полезных для нас на данном этапе нашей духовной брани.

[

57217.p.jpg

Если мы хотим читать «легкие» книги, это не обязательно должны быть «сказочки» и пустая беллетристика.

 

«Эвергетин», «Отечник», «Лавсаик»… Что может быть интереснее и доступнее для чтения, чем эти замечательные книги? Именно такую литературу советовал нам читать Старец Паисий. Это практика духовной жизни. Это воспитание на примере святых. Перечисленные книги очень полезны: они помогут нам научиться молитве и всем сердцем полюбить Христа.

- Какова цель жизни христианина?

- Цель у монахов и мирян – общая: достичь обожения. Представление о том, что задача христианина лишь в том, чтобы становиться лучше, чище, добрее, обусловлено западными влияниями. Бог желает, чтобы люди достигали святости. Церковь даёт нам для этого всё необходимое – Святое Причастие, Покаяние, Крещение и другие Таинства. С их помощью мы призваны и можем стать святыми, а не просто хорошими.

Повторюсь ещё раз: правильно расставить приоритеты и цели в духовной жизни помогает настоящая духовная литература.

Очень полезны книги Паисия Святогорца. Особенно те, которые написал сам старец: «Афонский старец Хаджи-Георгий», «Арсений Каппадокийский», «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма». Из тех, что написаны о нём, удачными были далеко не все публикации. Но одну книгу я советую прочитать каждому – «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака. Прочитав этот труд вы познакомитесь с настоящим старцем Паисием.

- Многие считают, что достижение святости не для них, и объясняют свои пороки природными свойствами своего характера: «Я человек вспыльчивый», «я человек слабый», «я грубый» и т.д.

- Это неправильно. По словам Симеона Нового Богослова Благодать Божия меняет природу человека. Мы не можем надеяться на встречу с Господом в будущей жизни, если не встретим его уже в жизни земной. Цель нашего существования – вступить в настоящее живое общение с Богом, ощутить Его реальность и близость. Вспомним одну из заповедей Блаженства: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят»[2]. Но очистить своё сердце после смерти мы уже не сможем, а значит, цель нашей земной жизни – очистить и освятить себя для Бога. Если мы не увидим Бога сейчас, то после смерти мы его тоже не увидим.

- Отец Григорий, расскажите нам об Иисусовой молитве.

- Конечно у монахов больше возможностей для творения непрестанной молитвы. Семейный человек неизбежно погружён в семейные заботы и хлопоты. Но если возможностей меньше, это не значит что их нет совсем! Молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» должна войти в жизнь каждого христианина, подвизающегося в миру. Ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»[3] кроме имени нашего Господа и Спасителя. Вот для чего нужна Иисусова молитва. Она одинаково необходима как для монахов, так и для мирян. Просто иноки погружены в творение молитвы полностью (по крайней мере так должны быть), миряне же не имеют такой возможности. Но если семейные люди будут нести свой крест безропотно и с любовью, в глазах Господа их хлопоты и труды ради ближних будут рассматриваться как молитвенный подвиг и духовная жертва.

 

Иеромонах Григорий (Кутлумушская келья Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Святая Гора Афон)

 

[1] На Святой Горе Афон исповедь совершается подробно, и паломники имеют возможность обстоятельно поговорить со священником. Такая же практика является общепринятой в греческих храмах. Желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда принимает его духовник. Исповедь утром перед Литургией не проводитсяона совершается подробно и обстоятельно за несколько дней до того, как мирянин планирует приступить к Таинству Евхаристии. В Элладской Церкви не принято давать право исповедовать новорукоположенному иерею, ведь духовник непременно должен обладать духовным опытом, способностями и соответствующей подготовкой.

[2] Мф. 5:8.

Share this post


Link to post

У меня вопрос , а что означает вырожение "облегчённый вариант христианства" ?

Share this post


Link to post
У меня вопрос , а что означает вырожение "облегчённый вариант христианства" ?

Христианский "дневной стационар" - "очищающие процедуры" в храме провели и с головой в бытовуху, изредка вспоминая, что есть Бог. Долг отдал молитвой, а любви и чувства постоянного присутствия Бога нету. Христианство не как образ жизни, а как попытка спастись обременительным соблюдением минимальных нормативов.

Share this post


Link to post

Спасибо, Оля, что подняли эту проблему на форуме.

Давайте все же решим этот вопрос - что значит книги, предлагающие нам "облегченный" вариант христианства? Понятно, что у греческого монаха, геронды, на это свой взгляд, сугубо монашеский. Но в деле спасения, в принципе, не должно быть компроомиссов.

Вот у нас сейчас издательский бум - книги по православию издаются тоннами, да и в электронном варианте - сколько угодно.

И вот среди этого вала встречаются книги, мягко говоря, вызывающие недоумение. почему их издают? Только ли потому, что автор их, например, митрополит Иларион или какой-нибудь протоиерей? А как быть с книгами дамских писательниц - уже косяком пошли православные детективы, православная фантастика (которую вообще отнести к жанру фантастики можно с большой натяжкой), их Лепта стала издавать...

Это ведь, на мой, взгляд, книги "облегченного" христианства...

Упреждая вопросы, скажу по книгам митрополита Илариона. На мой взгляд, это не богословие, это самая натуральная беллетристика, компиляция. Такие работы может подготовить любой аспирант. Однако ж, в предисловиях к его книгам всевозможные богословы изощряются в дифирамбах, как будто ДО митрополита Илариона никто ничего подобного не писал. но ведь писали и писали куда более глубокие и вдумчивые книги, которые и сегодня не потеряли своей актуальности и читабельности.

Share this post


Link to post
У меня вопрос , а что означает вырожение "облегчённый вариант христианства" ?

 

Это судя по всему то, где вместо узкого, но спасительного пути, заповеданного Христом Господом, предлагаются широкие просторы... Наивные, они или не услышали или не познали, что сказал Господь: "Иго Мое благо, и бремя Мое легко", но прельщаются широтой, делая себе всякие послабления, умело оправдывая это, и других на эту дорогу совращают, но тем самым лишают себя блага ига Христова, его на широком пути не бывает...

Share this post


Link to post
Guest Николай

Я честно скажу, что я не знаю что такое" облегчённое христианство". У христианства вариантов не бывает, я так думаю.Первый вариант христианства он же и последний.С "облегчённым" рюкзаком путник кончится на дороге не дойдя до цели.Так что берите в дорогу всё.Дышать надо полной грудью а не" принюхиваться" к ароматам Веры.

Share this post


Link to post

Получается, ни у кого нет ответа на вопрос, что такое КНИГИ, предлагающие "облегченный" вариант христианства? Речь о книгах, а не о самом христианстве. Грубо говоря, что НЕ ЧИТАТЬ... Тема же о КНИГАХ...

Отец Григорий сказал: "Особо опасны книги, предлагающие нам «облегчённый» «адаптированный к современности» вариант христианства...."

Share this post


Link to post

Как все верно говорит иеромонах Григорий: и про исповедь , и про духовника,и про книги "облегченные"... Но все в руках Господа нашего, волос не упадет, так и книга придет и уйдет, если сам за нее не схватишься, сам себе жизнь не облегчишь...Вот, если облегчать жизнь другому, т.е носить его тяготы, хотя бы немного помочь ,тогда, возможно, всякий адаптированный вариант облегченного христианства пройдет мимо. Но на все воля Божья., а нам-ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ и ЛЮБИТЬ.Помоги, Господи, помилуй, как опасно ходим...

Share this post


Link to post

Андрей, я не знаю, как ответить. У нас иногда на занятиях зададут вопрос, преподаватель спрашивает - откуда Вы это знаете?. Ответ - да вот книгу в церковной лавке купила. Часто можно услышать, что книги можно купить "неполезные". Конечно недоумение - как же так, ведь там благословение владыки , а сейчас вот Церковный Совет добро дает. И вдруг слышишь от преподавателя: а это ни о чем не говорит. Некогда владыкам читать все, что им подсовывают на благословение. И в догонку - а теткам из церковных лавок - лишь бы продать, вот и набирают всякую ерунду. Честно говоря, когда я это первый раз услышала - мягко говоря загрустила. Вот это да! Такой важнейший вопрос, как просвещение - в руках у теток из церковных лавок? Ну вы даете! Сейчас привыкла уже, что "покой нам только снится". Что несогласий так много внутри нас же самих, православных. Не то что "узкий путь", а прямо как по канатной дороге над пропастью. Может совершенно верно и правильно читать только Святых Отцов, но это не всегда "вмещается". И не всем. А еще очень жаль, что возможность поделиться о толковой книге, или лучше сказать самим смыслом все чаще права издательств перекрывают. С экономической точки зрения я это очень хорошо понимаю, но вот с православной - заплати и сама только читай - что-то тут не совсем чтобы совсем))). Все же уловочка такая хитренькая, ограничение. Чего боятся? "Пасха Красная" в интернете есть, многие еще книги, но они все равно раскупаются и очень быстро, в нашей лавке, по крайней мере.

 

Лично я если и покупаю современных авторов, то только тех, кто по душе, с кем согласна. Митрополита Илариона - нет, не куплю. Пока еще работаю над собой, чтобы примириться с Владыкой. "Ревность" по России у меня, мне кажется он ее, Россию, или не знает или не понимает. Прожить долго за границей, в небольшом приходе... Не знаю, у меня сразу перед глазами полуразрушенный до сих пор Ростов Великий, по дощечкам в темном храме к мощам Леонтия Ростовского...Не знаю.

 

Самое верное - совет знающего вас священика. Еще как-то в интернете видела список неполезных книг с точки зрения Православия.

 

пс. Который раз режет ухо в храме в Символе веры (отдельные прихожане пока хоть, но все же) : ...при Понтийском Пилате.. Почти все О - что по церковно-славянски, поются как А. И еще при Причастии: Тела Христова приимите...Это что - тоже адаптированный к современности вариант христианства? Без всяких реформ сами переведем на русский, адаптируем...Тут со словами не разбираются, а уж про книги... ГДЕ УЧИТЬСЯ НАРОДУ??? Просвещайте, если можете)))

Share this post


Link to post
Получается, ни у кого нет ответа на вопрос, что такое КНИГИ, предлагающие "облегченный" вариант христианства? Речь о книгах, а не о самом христианстве. Грубо говоря, что НЕ ЧИТАТЬ... Тема же о КНИГАХ...Отец Григорий сказал: "Особо опасны книги, предлагающие нам «облегчённый» «адаптированный к современности» вариант христианства...."

 

А по-моему, все ясно.

Из личного опыта. Я не то что сталкивалась с такими книгами, но и из уст священника нахваталась таких вот "облегченных" вещей.

Например, всем известны поучения апостолов о браке, и конкретно, что "муж - глава", как Христос глава Церкви. А он говорил, что это уже прожитый век, лишь частное мнение апостола, и никакого основания под собой не имеет, а в современном обществе должны быть оба супруга "главными". Хотя и все св.отцы поддерживали эту мысль, что муж - глава, и порой вполне доходчиво объясняли почему так должно быть. Значит апостолов и всех святых отцов нужно признать старомодными дураками невежественными, дикарями, cамодурами, а вот это "современное" мнение "о главизне двух супругов" - единственно верным, конечно, вполне вписывается под современные мирские запросы и woman's emancipation. Хотя всякому нормальному и адекватному христианину понятно, что если муж - глава, то это конечно не значит, что жена должна быть забитой клушой в углу, здесь же апостол говорит, что муж должен любить жену как самого себя, как свое собственное тело, обращаться как с хрупкой вазой. Но зачем же всё принижать до не знай каких пределов, что-то там оптимизировать под мирские стереотипы, "облегчать" до пустоты?

И таких подобных вещей я могу привести еще некоторое количество, это самое "легкое" что я привела, цветочки как говорится, но не буду - не хочу все это вспоминать и портить мирный настрой.

 

И поэтому если есть такие люди с такими вот мудростями, то вполне возможно, что кто-то из них может и книжку какую настрочить, где и будет впрыскивать подобные мудренные завихрени.

 

В этих книжечках могут вроде бы всё даже правильно писать о нравственности, о морали, о доброте, о том "каким должен быть христианин", но правильно кем-то сказано, что христианин не должен быть "хорошим малым", он должен быть святым. И в тех трудах, которые созданы по духу Христову, всё держится закона Божьего, Его святых заповедей, Св.Писания и Предания Церкви, учения св.отцов, и поэтому там истина.

А в тех книжечках, которые не держатся духа Христова, а лишь околохристианское словоблудие и лукавство, вполне можно встретить такие вот "облегченные вещи, адаптированные к современности".

Share this post


Link to post
Андрей, я не знаю, как ответить. У нас иногда на занятиях зададут вопрос, преподаватель спрашивает - откуда Вы это знаете?. Ответ - да вот книгу в церковной лавке купила. Часто можно услышать, что книги можно купить "неполезные". Конечно недоумение - как же так, ведь там благословение владыки , а сейчас вот Церковный Совет добро дает. И вдруг слышишь от преподавателя: а это ни о чем не говорит. Некогда владыкам читать все, что им подсовывают на благословение. И в догонку - а теткам из церковных лавок - лишь бы продать, вот и набирают всякую ерунду. Митрополита Илариона - нет, не куплю. Пока еще работаю над собой, чтобы примириться с Владыкой. "Ревность" по России у меня, мне кажется он ее, Россию, или не знает или не понимает. Прожить долго за границей, в небольшом приходе... Не знаю, у меня сразу перед глазами полуразрушенный до сих пор Ростов Великий, по дощечкам в темном храме к мощам Леонтия Ростовского...Не знаю. ...при Понтийском Пилате.. Почти все О - что по церковно-славянски, поются как А. И еще при Причастии: Тела Христова приимите...Это что - тоже адаптированный к современности вариант христианства? Без всяких реформ сами переведем на русский, адаптируем...Тут со словами не разбираются, а уж про книги...

 

Да, тут загрустишь, Ольга. У меня был опыт работы в семинарской библиотеке и, в принципе, есть понятие, что такое правильная церковная книга. Я работал с книгами, которые изучались будущими священниками, будущими пастырями. И эти книги для библиотеки отбирались преподавателями, которые почти все закончили Духовные академии либо в Москве, либо в Питере. И моя собственная библиотека укомплектована как раз такими же книгами :) И вот я живу, понимаете, читая правильные книги и вдруг....! Поэтому меня так сильно озадачили слова отца Григория о других книгах. Поэтому так захотелось понять, как это - неправильные книги?

Я согласен с Вами в оценке книг митрополита Илариона, у меня тоже такое впечатление, что автор очень далек от России, он руководствуется богословскими наставлениями отца Каллиста Уэра, его наставника в Оксфорде. Но почему в таком случае не руководствоваться митр. Антонием Сурожским или Антонием Блюмом? Уж они ближе к России, чем епископ Уэр. Не знаю, может, я уже несовременный? А ведь новое поколение священнослужителей заканчивает уже Общецерковную аспирантуру, где активным ходом изучается тот же еп. Каллист Уэр и его труды: "Как читать Библию", "Православная церковь" и так далее. Кроме того, активным ходом идут переводы других богословов, которые воспринимают православие не так как мы....

А по поводу искажений во время пения... ох!!! но тут надо быть очень подкованным, чтобы такие тонкости услышать. а кто это с ходу поймет?

Спаси Господи!

 

А по-моему, все ясно. Из личного опыта. Я не то что сталкивалась с такими книгами, но и из уст священника нахваталась таких вот "облегченных" вещей. Например, всем известны поучения апостолов о браке, и конкретно, что "муж - глава", как Христос глава Церкви. А он говорил, что это уже прожитый век, лишь частное мнение апостола, и никакого основания под собой не имеет, а в современном обществе должны быть оба супруга "главными". И поэтому если есть такие люди с такими вот мудростями, то вполне возможно, что кто-то из них может и книжку какую настрочить, где и будет впрыскивать подобные мудренные завихрени. В этих книжечках могут вроде бы всё даже правильно писать о нравственности, о морали, о доброте, о том "каким должен быть христианин", но правильно кем-то сказано, что христианин не должен быть "хорошим малым", он должен быть святым. А в тех книжечках, которые не держатся духа Христова, а лишь околохристианское словоблудие и лукавство, вполне можно встретить такие вот "облегченные вещи, адаптированные к современности".

 

Осталось лишь такие книжечки найти, получается? :) Хотя вполне возможно, они уже продаются, только мы их еще не увидели, не прочитали и не охнули. Хорошо, а как тогда детективы и фантастика той же Воскресенской? Я их не читал, но судя по тиражам и переизданиям, это прямо нечто необыкновенное....

Спаси Господи!

Share this post


Link to post

"Может совершенно верно и правильно читать только Святых Отцов, но это не всегда "вмещается". И не всем...." - вот эта фраза по сути и является объяснением блуждания христиан по разным книжкам и брошюрам, коих сейчас великое множество. Мы уж и тут "своего ищем" - читаем то, что удобнее и интереснее читается, а не то, что полезнее. Вот прямо как в еде - едим то, что вкусно, а не что нужно есть. Какие то пространные рассуждения сомнительного толка, заводящие ум порою "не туда" в нас, значит, "вмещаются", а творения Святых Отцов не вмещаются?

Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Иустин Философ, Макарий Египетский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский... - читать, не перечитать. Я и тысячной доли этих творений прочесть и постичь ещё не смог. Все труды выложены в интернете в любом формате. В них всё и про всё.

Share this post


Link to post
"Может совершенно верно и правильно читать только Святых Отцов, но это не всегда "вмещается". И не всем...." - вот эта фраза по сути и является объяснением блуждания христиан по разным книжкам и брошюрам, коих сейчас великое множество. Мы уж и тут "своего ищем" - читаем то, что удобнее и интереснее читается, а не то, что полезнее. Вот прямо как в еде - едим то, что вкусно, а не что нужно есть. Какие то пространные рассуждения сомнительного толка, заводящие ум порою "не туда" в нас, значит, "вмещаются", а творения Святых Отцов не вмещаются?Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Иустин Философ, Макарий Египетский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский... - читать, не перечитать. Я и тысячной доли этих творений прочесть и постичь ещё не смог. Все труды выложены в интернете в любом формате. В них всё и про всё.

 

Андрей, согласна с Вами, св.отцы вместе с Евангелием и апосталами - это фундамент.

"- Геронда, скажите несколько слов о выборе духовной литературы. Что полезно читать мирянам?

- Святоотеческую литературу. Нам следовало бы иметь больше ревности, желания и стремления, чтобы читать эти книги. Если не можем начать со сложных текстов, у нас есть творения Святых отцов, написанные очень простым и понятным языком.

Например, произведения святителя Иоанна Златоуста. Они легко читаются и доступны для современных людей..."

Это не единственное мнение иеромонаха Григория.

Если посмотреть, то все святые отцы в свое время своих чад учили этому же, и на подобные же вопросы отвечали, что в обязательное чтение и изучение каждого христианина, радеющего о спасении должно входить Св.Писание, жития святых и творения св.отцов. Это основа.

Share this post


Link to post

А это я нашла на сайте Оптины .

 

Симфония к беседам преподобного оптинского старца Варсонофия

 

ЧТЕНИЕ ЖИТИЙ СВЯТЫХ

 

Не вдавайтесь в многотрудное чтение, это совсем не полезно. Самым поучительным чтением являются Жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю. Святые да будут вашими наставниками, не имейте других учителей, чтобы не смущаться духом, особенно таких, которые стараются отвлечь от Православной Церкви, бегайте от таких наставников.

Например, чтение Житий святых. Когда мы их читаем, хотя бы житие св. вмчц. Екатерины, то Святая начинает молиться за такого человека пред престолом Божиим, а молитва святых, конечно, немаловажна. Может быть, какая-нибудь душа была на краю погибели, но читая Жития святых, она привлекла их молитву за себя и была спасена. Приобретите эти книги: они уж не так дорого стоят, на другие и больше выходит, а благодаря чтению их мы приобретаем огромную пользу.

Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством в этом будет для вас чтение Житий святых. Мир давно уже его оставил, но не сообразуйтесь с миром, и это чтение много утешит вас. В Житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь.

Вам я всегда советовал и советую читать Жития святых, и вы найдете в этом чтении великое утешение. Ваши скорби покажутся вам ничтожными по сравнению с теми, что претерпевали святые. Читая Жития святых, у вас явится желание, по возможности, подражать им. Вам захочется молиться и просить у Господа помощи, и Господь поможет.

В миру чтения Жития святых, а в особенности на славянском языке, совсем оставили; вы же не сообразуйтесь с обычаями века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением.

Share this post


Link to post

Не раз слышала,как батюшки рекомендовали иметь дома книги с поучениями Игнатия Брянчининова,Феофана Затворника, Аввы Дорофея,Иоанна Лествиничика.

И еще говорили о том,что лучше брать благословение духовника,что бы именно он порекомендовал читать то,что принесет духовную пользу.

Share this post


Link to post

Школа роста

55337.p.jpg

Есть у Чехова рассказ под названием «Пари». Суть происходящего в рассказе заключается в том, что на одной вечеринке между людьми возник спор об уместности смертной казни. Одни говорили, что она необходима, другие – что она непозволительна и должна быть заменяема пожизненным заключением. Раздался также и голос некоего студента, который сказал, что с нравственной точки зрения убийство и пожизненное заключение одинаково ужасны, но что он бы, в случае выбора, согласился бы на пожизненное.

«Вы и пяти лет не выдержите, не то что пожизненное заключение», – сказал студенту один из присутствовавших на вечере богачей. На эти слова студент ответил предложением пари и вызвался за 1 миллион высидеть в добровольном заключении 15 (!) лет. На том и порешили. Заключение нужно было терпеть во флигеле упомянутого богача, сношение с миром осуществлять только через письма, все необходимое (книги, еду, ноты и проч.) богач обязывался предоставить по первому требованию. Общаться с людьми – запрещено, и если студент выйдет из затвора хоть на полчаса раньше – он проиграл.

 

Кто хочет узнать, чем дело закончилось, пусть читает оригинал. Мне же представляется важным то, чем занимался студент в своей импровизированной тюрьме, а точнее – что читал. Человеку крайне важно научиться работать с текстами и информацией, чтобы не захламлять сознание, чтобы избегать ловушек, чтобы не повторять чужих ошибок. В информационном же обществе (а именно в нем мы и живем) сей навык просто-напросто приравнивается к необходимой технике безопасности.

 

 

Итак, Антон Павлович следующим образом описывает поведение добровольного узника:

«В первый год юристу посылались книги преимущественно легкого содержания: романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т.п.»

 

Именно так и читает большинство людей, одаренных умением читать. Для них искусство и культура лишь способ уйти на время в параллельный, ни к чему не обязывающий мир, попытка отдохнуть и расслабиться. Развлечения ищет «почтеннейшая публика» в таком подходе к искусству, развлечения и легкой альтернативы тяжелой и обременительной действительности. В мире братьев Люмьер этому чтиву соответствует tutti-frutti, то есть вся бурда: мелодрамы, боевики, мыльные сериалы, фэнтези. Но обыватель в тюрьме не сидит, и на этом этапе может провести всю жизнь без остатка. Зато студент сидит, и его душа вынужденно развивается, посему меняется и читательское меню.

 

«Во второй год музыка уже смолкла во флигеле, и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал. Иногда по ночам он садился писать, писал долго и под утро разрывал на клочки все написанное. Слышали не раз, как он плакал».

 

Классика пришла на второй год. Когда она придет к человеку, находящемуся в обычных, а не экстремальных условиях, – вопрос. Но она должна прийти. Нужно перечитать произведения школьной программы, чтобы развеять иллюзии знакомства с ними, и впервые прийти в восторг и уронить слезу над Гоголем, Пушкиным… Потом захочется самому что-то написать (студенту захотелось). Но это скоро пройдет (студент на утро разрывал все написанное).

 

Но на этом развитие тоже не заканчивается.

 

«Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около 600 томов. В период этого увлечения банкир, между прочим, получил от своего узника такое письмо: “Дорогой мой тюремщик! Пишу вам эти строки на шести языках. Покажите их сведущим людям. Пусть прочтут. Если они не найдут ни одной ошибки, то, умоляю вас, прикажите выстрелить в саду из ружья. Выстрел этот скажет мне, что мои усилия не пропали даром. Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!” Желание узника было исполнено. Банкир приказал выстрелить в саду два раза».

 

Та ступень, до которой дорос необычный затворник, называется жажда глубоких знаний. Здесь стоит оговориться и признаться, что у подавляющего большинства из нас нет и не будет никакой возможности засесть за фундаментальное образование во взрослом возрасте. Это – редкий удел небольшого количества людей. Но жажда подлинных знаний у нас быть должна. Сама эта жажда будет защитой души от всякой информационной суеты и мелочи, которая норовит всякому залезть в рот и набиться в уши, как таежная мошкара.

 

Мы уже видим направление развития личности. Сначала легкое чтиво, затем классика, затем – наука и языки. То есть сначала Маринина, потом – Сэлинджер, потом – Платон в оригинале. Или сначала – радио «Шансон», потом – оркестр Поля Мориа, потом – Бах и Гендель.

 

Но идем дальше.

 

«Затем, после десятого года, юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только Евангелие. Банкиру казалось странным, что человек, одолевший в четыре года 600 мудреных томов, потратил около года на чтение одной удобопонятной и не толстой книги. На смену Евангелию пришли история религий и богословие».

 

Заметим удивление банкира. 600 томов и маленькая книжечка. Что там можно читать так долго? До чего над ней можно додумываться? Подобные вопросы не высказываются многими лишь по причине отсутствия повода. Но заметим: над Евангелием замер человек, закаленный в чтении и изучении серьезных книг и наук. Человек мелкий и пустой пробежит евангельский текст глазами, зевнет и включит телевизор. Потом на вопрос: «Вы Евангелие читали?» – он будет громко отвечать: «А как же!» Что ни говорите, но чем глубже и основательнее человек, тем глубже и основательнее его вера. У примитивного человека вера по необходимости будет примитивной.

«В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. То он занимался естественными науками, то требовал Байрона или Шекспира. Бывали от него такие записки, где он просил прислать ему в одно и то же время и химию, и медицинский учебник, и роман, и какой-нибудь философский или богословский трактат. Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Последний этап характерен двумя вещами. Во-первых, человек, докопавшийся до глубин, в эти глубины глянувший, может действительно читать все. Ему все интересно и все не так опасно, как людям неискушенным. Во-вторых, студент находился на финишной прямой и ожидал окончания срока пари, а это самый тяжелый период заключения. В это время он особенно остро мучился и искал развлечения.

 

Вот, собственно, все, что я хотел извлечь из рассказа. Чем он закончился, я не скажу, стимулируя здоровый интерес к хорошей литературе. А нам с вами, братья и сестры, нужно извлечь из сказанного ту мысль, что душа, начавшая трудиться, непременно проходит на пути своего развития вполне определенные этапы.

 

Нужно переболеть всякой чепухой и перерасти ее.

 

Нужно добраться до серьезных книг, отнимающих сон и переворачивающих душу.

 

Нужно ощутить скорбь от того, что у нас нет глубокого классического образования, нет базы. И нужно постараться хоть как-то эту потерю восполнить.

 

Наконец нужно дочитаться до слова Божия и найти в нем ни с чем не сравнимую сокровищницу красоты, и пользы, и смысла.

Только упомянутую школу духовного роста лучше проходить на воле и в тюрьму ради этого не садиться.

 

 

 

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...