Перейти к публикации
sasha

"Не занимай взлетную плосу" - мирянин может проповедовать...

Рекомендованные сообщения

Не занимай взлетную полосу!

Протоиерей Андрей Ткачев

64239.p.jpg?0.07404885930318311

Мирянин может проповедовать. Особенно если батюшка молчит. Батюшка молчит лишь по двум причинам. Первая: он свят, но неискусен. То есть хотел бы говорить и понимает необходимость слова, но малограмотен, или косноязычен, или застенчив… Вторая причина – он враг благочестия, враг Церкви, сколько бы митр ни хранилось в его запасниках. Сам о себе он этого не то что не скажет, но и не знает. Он мыслит о себе, что он – «столп и утверждение». А он – враг и посмешище. Ну, да не много ли о таком? Лучше говорить о первом.

 

Он хочет говорить, но не умеет. Научился бы, если бы захотел, но он боится. Ему можно готовить к проповеди своих мирян, своих прихожан, которые способны сказать слово перед литургическим собранием. Что для этого надо? Кое-что надо.

 

Нельзя говорить что попало и так, как «с моста – в воду». Не нужно лебединых песен. К проповеди нужно готовиться. Схема проста. Выбранный батюшкой и согласный проповедовать мирянин должен избрать тему. Пусть это будет тема, которая волнует его очень давно. Например, «прощение обид», или «необходимость ежевоскресного участия в службе», или «пост среды и пятницы». Тем может быть много. Дети, работа, слезы, деньги, потеря близких, уныние… Да мало ли? Каждого из нас что-то «свое» волнует годами. Об этом «своем» мы готовы говорить в любое время, и это «свое» понятно многим другим, поскольку жизнь-то у нас одинакова. Итак, нужно определиться с темой, которая тревожит одного из грамотных прихожан, способных говорить на эту тему с народом.

 

Затем он должен будет эту тему изложить письменно. Обязательно письменно. Прежде чем человек научится говорить без листа и без шпаргалки, он должен стереть зубы в написании и заучивании проповедей. Иначе – никакого плода.

Слово свое выстраданное нужно записать. Бумага чудотворна. Она проявит ложь, ненужный пафос, неуместную страстность и проч. То, что «съестся» в устной речи, в письме закричит и проявится фальшью. Писать надо! Как говорил Цицерон, кто умеет писать, тот говорит, как пишет!

 

Далее написанное нужно дать на прочтение настоятелю. Тот должен текст прочесть, оценить и отредактировать (уж на это он должен быть способен, иначе – какой же он священник?). Что-то уберется, что-то добавится. Текст нужно будет прочесть вслух и засечь время. Время чтения – не более восьми минут для начала! Не более! Остальное – вон!

 

Следующий шаг – выучить проповедь наизусть. Иначе нельзя. Только наизусть. Пока человек научится говорить легко и складно и по теме, он должен научиться выучивать проповеди на память, слово в слово. На этом этапе недурно учить проповеди великих проповедников. Так, Кирилл (брат Мефодия) учил наизусть слова и проповеди Григория Богослова и относился к ним как к отточенному мечу, который не просто оглушает врага, но рассекает надвое.

 

Теперь, когда проповедь написана, прочитана, отшлифована, выучена, она должна быть произнесена перед самой малой аудиторией. Перед тем же священником. Есть прекрасные писатели, которые теряются, видя море лиц перед собой. Воевать со смыслами и листом бумаги – одно, а громко сказать слово собранию людей – совсем другое. То бишь почти уже готовый проповедник должен произнести свою первую проповедь перед тем же настоятелем. Причем не раз, а два, три или четыре раза.

 

Только после этого (!) можно в назначенный день выпускать на проповедь мирянина, одевши его в стихарь, благословивши его крестом, переживая о нем как о себе самом.

 

Он не отработает на все сто. Он будет все равно бояться, запинаться, сбиваться. Но дело будет начато, и начало будет положено. Другие миряне, носящие в груди огонь серьезных вопросов, захотят тоже готовиться к подобному труду. Они вскоре попросят благословения на подобный труд. И можно будет устроить священную очередь благовестников, которые понесут батюшке на рецензию и на «прослушивание» свои выстраданные мысли. Все будет зависеть от священника. Даже если говорят не его уста, это будет его проповедь! Это будет благовестие его паствы, плод его трудов и кровь его сердца. Это будет оправдание его косноязычия, если он и вправду косноязычен. Это будет упрек всему молчащему священству и открытая дверь силе Святого Духа.

 

Стоит только начать этот непростой труд, не опуская ни одной названной стадии. Стадии как раз все важны до крайности. Отсюда смогут вырасти целые школы проповедников. Люди, однажды вышедшие на амвон, с ужасом поймут, как трудно проповедовать. Ведь они затратят без малого несколько недель на одну проповедь, а проповедовать нужно ежедневно и не по привычке, а живо, сильно, благодатно!

 

Годы пройдут, пока тот или иной труженик станет способен говорить в любое время и на любую тему. Но чтобы эти годы прошли и чтобы желаемое приблизилось, нужно начинать сегодня и – с малого. Нужно, чтобы священник, не могущий благовествовать или ленящийся готовиться к проповеди, признался в своей немощи и призвал своих прихожан к участию в своих трудах, а значит и в своей награде. Нет такого прихода, где в отсутствие проповедника не было бы замены ему. Нет такого прихода!

 

Дело за малым. Рожденный ползать – не занимай взлетную полосу! Ленишься сам – зови других. Они тоже – царственное священство. Только контролируй их, подсказывай, сдерживай, направляй, и награда у вас будет общая.

Проповедовать надо. Данные слова – упрек священству, но не только. Они – путь. Не нужно гордиться, обижаться, завидовать. Нужно день от дня благовествовать спасение Бога нашего. Стоит только начать. Дальше дело само пойдет – так, как мы придумать никогда не смогли бы.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не занимай взлетную полосу!

Протоиерей Андрей Ткачев

Мирянин может проповедовать. Особенно если батюшка молчит. Батюшка молчит лишь по двум причинам. Первая: он свят, но неискусен. То есть хотел бы говорить и понимает необходимость слова, но малограмотен, или косноязычен, или застенчив… Вторая причина – он враг благочестия, враг Церкви, сколько бы митр ни хранилось в его запасниках. Сам о себе он этого не то что не скажет, но и не знает. Он мыслит о себе, что он – «столп и утверждение». А он – враг и посмешище. Ну, да не много ли о таком? Лучше говорить о первом.

 

Он хочет говорить, но не умеет. Научился бы, если бы захотел, но он боится. Ему можно готовить к проповеди своих мирян, своих прихожан, которые способны сказать слово перед литургическим собранием. Что для этого надо? Кое-что надо.

 

Господи, посети немощь мою, милостью Твоею....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

давно-давно, видела в Риме как священник вызвал пожилую мирянку и она говорила проповедь... но вот как-то не представляю себе у нас такое...- и главное, чтобы народ это принял - а с этим будут проблемы: почему Марфу Васильевну выбрали, а меня нет? она то-то и то-то... или, там, Ивана Васильевича - он вообще пьяница и жадина... начнет еще одна инфернальная вороночка на приходе раскручиваться (а их и так висит и крутиться не мало)...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

давно-давно, видела в Риме как священник вызвал пожилую мирянку и она говорила проповедь... но вот как-то не представляю себе у нас такое...- и главное, чтобы народ это принял - а с этим будут проблемы: почему Марфу Васильевну выбрали, а меня нет? она то-то и то-то... или, там, Ивана Васильевича - он вообще пьяница и жадина... начнет еще одна инфернальная вороночка на приходе раскручиваться (а их и так висит и крутиться не мало)...

Видимо это ответ не мне, но сегодня смириться, сложнее чем смирить....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

давно-давно, видела в Риме как священник вызвал пожилую мирянку и она говорила проповедь...

А как же быть с: "...а учить жене не по­зволяю, ни вла­с­т­во­­вать над мужем, но быть в безмолвии." (ап.Павел, 1 Тим, 2.12)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Окормлялась у отца Серафима (Вырицкого) одна пара - бездетные супруги. Детей они очень любили, их дом всегда был открыт для деток, которые приходили к ним, играли, всегда получали гостинцы. Однажды дети, возвращались из школы, нашли в сугробе около железнодорожного полотна младенца. Он был завернут в одеяло: его выбросила из окна поезда мать, желавшая избавиться от ребенка. Дети сразу понесли младенца к этим супругам. Увидев младенца, жена всплеснула руками и сказала:

- Ангелочка нам принесли, благодарю Тебя, Господи.

По благословению старца Серафима супруги усыновили девочку и назвали ее Еленой. Девочка, действительно, была как ангел, она была явно избрана Господом.

Однажды в соборе после литургии священник вышел на солею и сказал:

- Сейчас эта девочка, четырехлетняя Леночка, скажет проповедь, послушайте ее.

Был пост, многие в этот день причащались. И вот Леночка стала рассказывать, у кого из причащающихся стоял Ангел, а у кого Ангел стоял в стороне и плакал, при этом она называла имена. После этой проповеди священник обратился к прихожанам:

- Те, у кого Ангел плакал, причастились в суд и осуждение. У вас остались нераскаянные грехи. Кто желает, пусть подойдет ко мне и исповедует перед всеми неназванный грех: тогда Господь простит им.

Многи подошли тогда и исповедали утаенные грехи перед народом.

 

("Серафим Вырицкий. Житие.Пророчества.Акафист.")

 

 

P.S. Я это не к тому, что проповедовать должны миряне... Просто вспомнился случай в тему :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В словах о. Андрея Ткачева, мне кажется, есть большая доля романтики и мечты. Вряд ли "косноязычный" настоятель будет вот так репетировать со своим даровитым прихожанином его будущую проповедь. Все это может быть воплощено в приходских беседах в воскресной школе, в свободной форме под председательством настоятеля, где собравшиеся за чаем могут выслушать и яркого проповедника-мирянина, и даже женщину с ее взглядом на какие-то проблемы духовной жизни. А говорить в храме с Амвона, на мой взгляд, могут только единицы и в единичных случаях, как когда-то С.Фудель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дело за малым. Рожденный ползать – не занимай взлетную полосу! Ленишься сам – зови других. Они тоже – царственное священство. Только контролируй их, подсказывай, сдерживай, направляй, и награда у вас будет общая.

Проповедовать надо. Данные слова – упрек священству, но не только. Они – путь. Не нужно гордиться, обижаться, завидовать. Нужно день от дня благовествовать спасение Бога нашего. Стоит только начать. Дальше дело само пойдет – так, как мы придумать никогда не смогли бы.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

 

КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ!!! Просто эталон восгордившегося......

+++

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я всех локтями растолкаю,

И кулаками угощу,

Всех тех, кто часто занимает

Для взлета, полосу мою!.. :ireful10::89:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...