РоманЮдин 107 Опубликовано: 30 июля, 2012 Добрый день. на что мы обижаемся? часто на то как с нами поступают, окружающие, или близкие к нам люди. Но почему мы редко задумываемся над тем как мы поступаем? часто кажется что мы во всем правы и поступаем правильно. Но парадокс в том что когда так же поступают с нами мы почему то не считаем что это правильно, к тому моменту напрочь забывая что мы поступили так же или смысл нашего поступка был схож. Обиды все от нашей эгоистичной и гордой натуры. Обижают нас бывает и заслуженно но понять и принять это мешает гордость. когда обижают не заслуженно опять обижаемся и опять же от гордости своей, что не справедливо поступили, вместо того что бы потерпеть. такая наша натура и как советуют Святые отцы. нужно считать себя хуже всех и винить пержде всего во всем самих себя, что своими поступками ми спровоцировали так поступить с нами. Господь попускает нам потерпеть обиды, что бы мы становились лучше. Нужно прежде всего обращать на себя внимание и разбирать ежедневно, каждый свой день. Признаться не приятно очень, но к примеру отчетливо вижу сколько человек обидел и поступил пренебрежительно, а потом со мной так же поступают. Так на что тут обижаться, пожинаем то что посеяли Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Наталия р.Б. 463 Опубликовано: 14 сентября, 2012 http://youtu.be/uU5zixdt05M Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алла Ник. 221 Опубликовано: 14 сентября, 2012 Добрый день. на что мы обижаемся? .... Классно Вы все описали, главное доходчиво, спасибо Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~Любовь~ 65 Опубликовано: 14 сентября, 2012 Бывает так,что приходится выслушать от человека то,что тебе не нравится. И первая твоя реакция зависит от того,в каком настроении ты находился. Когда сразу в ответ дерзко ответишь,когда по доброму в шутку переведешь. После конечно подумаешь над тем,что сказал человек. И если это неправда о тебе,что обижаться,ведь это к тебе не относится. А если правда-тем более,совесть то твоя с этим мнением сама согласится. А как простить? Ну себя же мы прощаем,любимых,ведь и сами много раз обижали.В простых ситуациях помогает,а сильно меня пока еще никто не обижал. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татьяна72 607 Опубликовано: 14 сентября, 2012 На первой в моей жизни исповеди батюшка спросил не держу ли я на кого зла? Я ответила. что есть такое. Он спросил :"А за что?" Отвечаю:"Много неправды про меня наговорили. грязью облили, оболгали." Он говорит:"А ты что, святая, чтоб про тебя неправду сказали? В блуде жила, прелюбодействовала и т.д. и т.п. Так что было неправдой из сказанного? Ну не сейчас, так раньше было. Только святого можно оболгать. Так на что обижаешься?" Я подумала :"А ведь батюшка абсолютно прав! Так чего на людей дуться?" Ну, в общем, как в той поговорке про зеркало,,, Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
раб Божий Алексей 1 106 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Татьяна, это точно! Вспомним - "Пусть тот кто не грешил, первым бросит в меня камень." все мы грешники. Но благодаря Господу нашему Иисусу Христу и Матушке его надеемся на прощение и будущее спасение. Спаси нас всех Господи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
О_К (fakel) 1 360 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Может это кому то поможет . Православие † Когда враг вносит помыслы самохваления — тогда только надо припоминать прежние грехи, чтобы смирить себя. Как сказано в «Отечнике»: один подвижник, когда враг станет бороть его помыслами самохваления, тогда говорит себе: «Старик! Посмотри на свой блуд». (Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев)) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Татьяна, это точно! Вспомним - "Пусть тот кто не грешил, первым бросит в меня камень." все мы грешники. Но благодаря Господу нашему Иисусу Христу и Матушке его надеемся на прощение и будущее спасение. Спаси нас всех Господи! Хороший пример жизненного поучения Господа, но только в Евангелие от Иоанна не "в меня", а в неё - книжники и фарисеи привели судить и побивать камнями блудницу, а Христос сказал: "Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Игорь41 0 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Добрый вечер! Хорошие Вы темы здесь поднимаете и обсуждаете. Очень многое можно почерпнуть для себя, огромное Вам всем спасибо. Пишу первый раз, очень много почитал предварительно на форуме. Завтра у меня юбилейная дата - полгода, как принял Таинство Крещения. Хочу стать Православным Христианином, пока не очень получается, одни падения. Очень сильно принял к сердцу высказывание Преподобного Сисоя Великого о том, что великим является то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари. Наверно Преподобный точно не на кого не обижался.....и прощать ему было некого? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Наверное,следует работать на собой,искоренять в себе эгоизм,за все благодарить Бога и быть в простоте сердца.Как то так подумалось,могу и ошибаться конечно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алена2 19 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Чтобы прощать надо любить ближнего своего и понимать, что все мы несовершенны смирять себя. Это большая душевная работа. Если не прощать это съедает изнутри разрушает человека. Одна верующая женщина посоветовала говорить в себе на все не понимание или обиду слова из псалтыри "Что вняли да будет вам" помогает отпустить обиду. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 15 сентября, 2012 Чтобы прощать надо любить ближнего своего и понимать, что все мы несовершенны смирять себя. Это большая душевная работа. Если не прощать это съедает изнутри разрушает человека. Одна верующая женщина посоветовала говорить в себе на все не понимание или обиду слова из псалтыри "Что вняли да будет вам" помогает отпустить обиду. Согласен, это хорошо. Но этого ничтожно мало. Так сказать себе - это по сути только осознать уже совершённую греховную ошибку обиды. Но мы так не исправимся. И пусть даже за исповедью настанет в нас благодатное покаяние, но мы же со временем вновь и вновь будем ощущать в себе потребность прощения обиды. Как научится не обижаться, избегать греха? Какое короткое, но чрезвычайно ёмкое и правильное определение, вдумайтесь - "Любовь - это когда не нужно прощать и просить прощения." Как достичь такого? И вот... Господь так любит меня и так желает моего спасения, что послал мне чрезвычайно важное и очень серьёзное испытание. Он послал мне человека, который постоянно норовит меня обидеть. Совершенно не обосновано уколоть меня, зацепить, ответить холодом на тепло, злобой на добро и т.д.... Я благодарю Господа, что Он послал мне этого человека, я люблю его - Господь правит мою душу его руками. Вот смотрите. Суббота, вечер после всеношной и этот человек, по сути мой спаситель - лекарство моё от грехов, искушает меня в обиде на него и я по своей ущербности обижаюсь, замыкаюсь, дуюсь и ухожу к себе. Но тут же размышляю - "Вот я сейчас в состоянии обиды, а значит прежде всего осуждения ближнего моего. Осознаю и понимаю, что и волос ни один не упадёт ни с чьей главы без воли Божией, а значит я на кого смею обижаться то? На промысел Божий? Да я же Богохульник мерзкий! Но осознать то я осознал, завтра же утром перед Литургией пойду и исповедуюсь. Но стоп!... А как это я, окаянный, пойду в храм Господень на Литургию и принесу сердце своё грязное обидой в Божественную чистоту? Мало ли, что я причащаться на сей раз не буду. Как смею вообще не чистый сердцем в храм входить? Мне там с клироса пропоют - "Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят.", а я что же там со своим грязным буду делать? И вот совесть моя меня тут поучать начинает - "Посыпь ты, милый, свою голову пеплом и иди к своему обидчику. Уж не знаю, чего тебе с ним такое сотворить, делай, что хочешь, а не должен ты своё покаяние только на словах Богу приносить, принеси на деле. Сделай так, что бы обидчик твой это своё искушение тебе в обиде назад как бы забрал. Что бы и в тебе и в нём самом ни какого следа от этого инцидента не осталось. Любовь и ласка пусть завершит вашу последнюю встречу. И вот тогда, спокойно иди на Литургию. И пусть даже не получится примирить обидчика, но сделай шаг к нему и улыбнись не лицемерным оскалом, а искренней любовью, переломи себя и изничтож гордыню." И я всегда иду на примирение, просто стараюсь сделать обидчику, что либо приятное, выражаю ему своё расположение и теплоту чувств. И конечно же почти всегда в ответ встречаю не только понимание и принятие, но и его искреннее "прости". Вот так я думаю нужно побеждать обиды - не только каяться в них, а удалять их, переступая через свою гордыню творить добро своим обидчикам и проявлять любовь к ним. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас." А обидчика моего душелечебного зовут Елена - скальпель Бога при операции моей души. С анестезией правда слабовато, но ничего - перетерплю...))) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
раб Божий Алексей 1 106 Опубликовано: 16 сентября, 2012 Милый мой брат Андрей, помоги нам Господи! По молюсь о вас грешный о окаянный. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 16 сентября, 2012 Алексей, сердечно благодарю за тёплые слова и поддержку. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Гость Опубликовано: 9 октября, 2012 «ПРАВО НА БЕСЧЕСТЬЕ» Протоиерей Владимир Вигилянский Не я первый, не я последний, кто цитирует и рассуждает о формуле, предложенной Ф.М. Достоевским и очень точно характеризующей наше время. Писатель-провидец не раз ее употреблял – и в «Дневнике писателя», и в романе «Подросток». Но самым цитируемым является отрывок из романа «Бесы», в котором персонажи Петр Верховенский и Николай Ставрогин, олицетворяющие этих самых «бесов», рассуждают об идеологической парадигме, которая становится главенствующей в XXI веке. Напомним этот эпизод. Верховенский говорит Ставрогину: «– В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно. – Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин. – Прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!» И вот что любопытно: слово «право» в этой формуле у Достоевского и его героев было субъективным понятием, относящимся к личной свободе, наша же эпоха пытается закрепить это «право» как объективное, то есть возвести его в мировоззренческое кредо и даже буквально его внести в законодательство. Это показали дискуссии последних месяцев по поводу изменения статей законодательства о клевете и об оскорблении чувств верующих. Противники наказания, тем более его ужесточения, за клевету и оскорбление приводят массу доводов, которые выглядят как отстаивание незыблемой свободы человека выражать свое мнение по любому поводу, распространять свои взгляды, проводить журналистские расследования, критиковать властные и религиозные структуры, действия и слова представителей всех ветвей власти, религий и христианских конфессий. Самых яростных противников закона мы без труда найдем среди правозащитников, оппозиционно настроенных сограждан, журналистов, либералов всех мастей. Казалось бы, правозащитники и либералы должны были бы все до единого поддержать законы – ведь речь идет о защите человека от унижения, попрания его достоинства и чести, «опорочивания» (юридический термин) репутации, о неприкосновенности его личной жизни, об ограждении личности от психологического насилия и намеренного нанесения обиды и, наконец, о защите свободы совести и права на почитание своих святынь. Эта часть наших сограждан нередко призывает всех остальных копировать западные подходы к пониманию свободы человека. Но именно на Западе и в США в этом отношении законодательство, по крайней мере – за клевету, более жесткое, чем у нас. Любому, кому интересна эта тема, можно посоветовать самостоятельно набрать в поисковых службах Интернета слова «клевета» и «оскорбление» и удостовериться, что на протяжении веков в законодательстве многих стран выработаны четкие границы, отличающие критику от оскорбления, мнение от клеветы, журналистское расследование от заведомой лжи. Здесь можно найти юридически обоснованные определения таких понятий, как честь, достоинство, репутация. Юристы прекрасно знают, чем отличается умаление достоинства личности от унижения, что оскорбление личности может быть по профессиональным, национальным, религиозным, конфессиональным и др. признакам, что клевета не тождественна диффамации и многое другое. Интересным мне показался тот факт, что после революции 1917 года сократилось количество статей за оскорбление и клевету (раньше их в России было соответственно 7 и 4) и существенно уменьшилось наказание за них: классовая борьба и планомерное уничтожение личности в СССР диктовали свои принципы в этом вопросе. Как говорят блоггеры, «совок неистребим». Тот, кто интересуется, как обстоит дело с оскорблениями в США и на Западе, узнает историю, например, как поплатился работой и карьерой известный американский журналист Марк Гальперин, обозвавший в прямом эфире президента Барака Обаму «придурком». Или про то, как британские власти обратились к администрации «Фейсбука», чтобы они удалили грязные ругательства в отношении английской королевы в антимонархистском интернет-сообществе. Он может узнать, какой срок присудил французский суд молодому человеку, словесно унизившему президента Николя Саркози во время встречи с избирателями. Правоведам и профессиональным юристам просто смешны все наши доморощенные неквалифицированные дискуссии, которые выглядят в их глазах пустой болтовней. В обсуждениях поправок к закону об оскорблении, проводимых на радио и в телешоу, наблюдается постоянное желание противников закона довести понятие «оскорбление» до абсурда: мол, вот, посмотрите, что хотят нам навязать эти «церковники». Например, московский радиоканал предложил слушателям высказаться по поводу того, какой должна быть длина юбки, чтобы не оскорбить чувства верующих. Или другой пример: на одном из телешоу обсуждалось, какой срок мог бы получить Ф. Ницше за высказывание «Бог умер». Оппоненты, конечно, могли бы рассказать, что мыслитель перед смертью провел 11 лет в психиатрической клинике, потеряв рассудок, но главное, что могли сказать оппоненты, это то, что закон многих стран квалифицирует «оскорбление» как «выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство». По этим признакам ни Ф. Ницше, ни другие критики христианства или иной какой религии никаким образом не подпадают под соответствующую статью. Но это юридическое объяснение термина «оскорбление» намеренно опускают противники поправок. И еще одно важное замечание. Закон об оскорблении религиозного чувства естественно вытекает из основополагающего документа нашей страны. Конституция РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21); «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23); «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ст. 29). Впрочем, в обсуждении понятия «оскорбление» есть то, что пока объединяет многих людей с разными взглядами, – это неприятие оскорбления, когда речь идет об этносе, о расе или национальном происхождении. В обществе считается особенно зазорным демонстрировать свою вражду и ненависть к какой-то национальности. В России, по опросам общественного мнения, неприятие того или иного народа – опять-таки, пока – ниже среднего показателя по Европе. Даже русские националистические партии и патриотические объединения в первую очередь заявляют о своей лояльности к другим нациям, но скрупулезно подсчитывают факты дискриминации русских. Мы все знаем эти обидные слова, которые иногда слышим в отношении «понаехавших»… Это, так сказать, «бытовая» ксенофобия, не идеологическая, не зоологическая. Но разговор не об этом, а о том, что мы все прекрасно понимаем, что значит оскорбить русского, цыгана, чеченца, еврея, татарина, эстонца, таджика. И у нас, в общем-то, нет никаких разночтений в понятии оскорбления или унижения человека по национальному признаку. В чем же трудности, когда речь заходит о христианине, иудее, мусульманине? Я уже писал в другой статье об этой проблеме и сделал предположение, что дело здесь в реванше атеистической идеологии, господствовавшей в СССР и потерпевшей временный крах на рубеже 90-х годов ХХ века. Конечно, и это играет свою роль в событиях 2012 года. Но тогда причем здесь закон о клевете? Что-то есть еще. Предложу свою версию, с которой, возможно, многие не согласятся. По моему убеждению, мы имеем дело с мировоззрением верховенских и ставрогиных, которые по ряду причин выбрали нашу страну, наше общество и нашу культуру для своих экспериментов. И именно здесь реализуется проект грандиозной смуты, тотального нигилизма, ведущего борьбу всех против всех, против любых традиций, против культуры, против личности. Этому мировоззрению мерещатся репрессивные признаки в любой организованной структуре – будь это семья или школа, государство или культура, религия или закон, интеллигенция или армия. Именно против них здесь ведется борьба, не гнушаясь любыми средствами. Для носителей этого мировоззрения (и этой смуты) не существует никаких табу, никаких запретов, никаких норм. Приверженцы этого мировоззрения живут в нашей стране по принципу «чем хуже – тем лучше». «Право на бесчестье» становится актуальной реализацией принципов этой идеологии. Задача каждого добропорядочного человека, независимо от его социального статуса, культурных предпочтений, религиозных взглядов или отсутствия оных, не только противостоять этой могущественной силе, но ничем в своих словах и действиях не способствовать ее расползанию по душам наших соотечественников. Это чревато чудовищными последствиями. Некоторые считают, что поправки к закону защищают только верующих людей и репрессивны по отношению к неверующим – атеистам и агностикам. Это, конечно, ошибочное мнение. Закон защищает человека, личность. И направлен он на ограничение разнузданности и вседозволенности хама. Юристы считают, что оскорбление направлено на умаление достоинства личности и оказывает негативное влияние «на самооценку человеком своих качеств, свойств, своего места в обществе, на осознание человеком своей значимости в той социальной группе, в которую он входит, своей ценности как личности в сфере своей деловой, профессиональной, политической, религиозной и т.п. деятельности». И еще один нюанс: в комментарии к Уголовному кодексу РФ указано, что оскорбление отрицательно воздействует на психофизическое состояние и здоровье лица. Таким образом, оно носит травмирующий характер. Большинство правоведов утверждает, что оскорбление попирает достоинство человека как части общества, поэтому в законодательстве, например, Франции оскорбление человека, находящегося на государственной службе, квалифицируется как «посягательство на уважение, которое ему надлежит оказывать в связи с возложенными на него функциями», – за это, помимо большого штрафа, назначается тюремное заключение на шестимесячный срок. В Польше наказание за «квалифицированное» оскорбление предусмотрено в виде ограничения или лишения свободы на срок до одного года. *** Особо хочется обратиться к моим собратьям по вере. В дискуссию об оскорблении чувств верующих включились сами верующие, которые также разделились на поддерживающих закон и критикующих его. Действительно, нас много, и мы все разные. Однако призываю прислушаться не только к моим доводам, но и к Священному Писанию. У критиков последнего закона об оскорблении чувств верующих есть два аргумента, которые выглядят со стороны весьма убедительно. Первый – это то, что «меня лично ничего не оскорбляет» и что «веру (Церковь, Бога) оскорбить нельзя». В подобных высказываниях есть то, что в определенной среде называют «пофигизмом», а по сути – моральным релятивизмом, переходящим в откровенный цинизм. А если при тебе оскорбляют старика, женщину, нацию, защитника Отечества – тебя это тоже не волнует? А как ты будешь относиться к тем, кто, рассевшись удобно на диване с попкорном в руках, наблюдает, как унижают твоего отца, поносят мать, издеваются над твоими детьми, женой, братом? Общественный цинизм в России как массовое явление стал предметом особого изучения социологов. Они объясняют его реакцией «на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворенностью результатами его деятельности», а также механизмом «адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования». Правы ли социологи или нет, это еще вопрос, но в результате мы имеем нигилистические оценки любых действий государственных институтов, враждебность к любым авторитетным фигурам, утрату ценностных ориентиров, неверие в благие мотивы людей в целом. При этом наблюдается положительное отношение к тем, кто презирает нормы общественной морали и демонстрирует агрессию к религиозным, культурным и этическим ценностям. В этой круговой поруке хамства и цинизма в отношении любой личности, вандализма в отношении государственных, общественных и религиозных святынь христианин, конечно же, не должен участвовать, но этого мало: он обязан заявить свое неприятие этих явлений в общественной жизни или уж, по крайней мере, поостеречься демонстрировать свое пренебрежительно-брюзгливое суждение о тех, кто защищает человеческое достоинство и святыни. Второй аргумент против принятия поправок – это расплывчатое определение понятия «оскорбление чувств верующих». Действительно, любая конкретизация понятия «чувства» потянет за собой дискуссии по каждому слову. Но по такому принципу можно дезавуировать несколько десятков статей УК, где упоминаются психологические качества человека. Для этого и существует суд, который должен принять во внимание все обстоятельства дела: мотивы, умысел, последствия. Если оскорбление было выражено в неприличной форме и целью его было унижение чести и достоинства личности по признаку его веры, то преступление налицо. В законодательстве многих стран суть «неприличной формы» объясняется как особо унизительные оценки со стороны оскорбителя, грубо нарушающие элементарные правила приличия и противоречащие правилам общежития и морали. Но если и это объяснение не вразумляет оппонентов, то посоветую заменить слова «оскорбление чувств верующих» на «оскорбление национальных чувств», слово «верующих» заменить на слово «русских», или «евреев», или «армян», или «татар» – тогда все встанет на свои места. Одним из доводов противников поправок является аргумент, что в европейских законодательствах отсутствует понятие «оскорбление чувств верующих». Конечно же, это не так. Например, в статье 196 УК Польши предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств других лиц, публичное осквернение предмета религиозного почитания или места, предназначенного для публичного исполнения религиозных обрядов. Теперь посмотрим, как Священное Писание относится к предмету наших рассуждений. Понятно, что Ветхий и Новый Заветы не являются критерием для светского законодательства, но для христиан Священное Писание и Предание есть самое важное мерило нашего отношения к хуле на Бога и к оскорблению человека по религиозному признаку. Апокалиптический зверь с семью головами, выходящий из моря. На каждой голове его – имена богохульные. Фрагмент миниатюры Геррады Ландсбергской, конец XII века В апокалипсическом видении апостола Иоанна Богослова есть описание антихриста («зверя») с семью головами, выходящего из моря. На каждой голове его – имена богохульные. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13: 6). Толкователи Книги Откровения считают, что в этой аллегории говорится о действиях богоборческой власти перед концом света. В той же главе говорится и о нас, грешных, – о тех, кто поклонится этой власти («их имена не написаны в книге жизни». – Откр. 13: 8), и о тех, кого уведут в плен и кто будет убит мечом («здесь терпение и вера святых». – Откр. 13: 10). Каждому решать – с кем мы. Ветхий Завет однозначно решает вопрос о хуле на Бога. Многочисленные упоминания об оскорблении Бога можно суммировать одной цитатой: «Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти» (Лев. 24: 15–16). Жена Иова Многострадального в желании избавить от мучений самого Иова предлагает ему «похулить Бога», чтобы умереть. «Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2: 10). В Новом Завете говорится об участи тех, кто хулит Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12: 31–32). В книге иеромонаха Арсения, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря («Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого»), собраны толкования святых отцов и церковных писателей на это место Евангелия. В конце книги автор суммировал все толкования: «Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли: – грех безбожия и неверия, – грех отвержения очевидной истины, – грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом, – грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских, – грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения, – грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия. Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние». Теперь об оскорблении человека. В Нагорной проповеди все расставлено по своим местам: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 22). Святитель Иоанн Златоуст поясняет выражение «напрасный гнев», говоря, что Господь осуждает гнев без причины, по самолюбию, по гордости или зависти к ближнему. Что же касается слова «рака», то здесь есть разночтения. Тот же святитель Иоанн Златоуст считал, что это оскорбление («пустой человек») не составляет большой обиды; оно выражало презрение или неуважение к человеку. Блаженный Августин, напротив, переводил это слово именно как гневное оскорбительное восклицание; преподобный Иероним полагал, что оно обозначало унизительное прозвище («пустой, безмозглый»). Каковы бы ни были толкования и переводы, святые отцы сходились в одном – Господь за это оскорбление человеческого достоинства, унижение его личности взыщет строго. На вопрос, как нам, христианам, относиться к оскорблениям в наш адрес, находим ответ в послании апостола Павла к фессалоникийцам: «Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели…» (2 Фес. 1: 6–9). Но в то же время в Деяниях апостольских пересказывается история пророка Моисея и с некоторыми подробностями тот случай, когда Моисей, воспитанный в семье египетского фараона, увидел, как одного из «братьев своих, сынов Израилевых», обидел египтянин. Тогда он «вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина» (см.: Деян. 7: 23–24). Священное Писание однозначно призывает христиан не мстить за оскорбление, но уповать на праведного Судию и – самое большое – оскорбляющим «воздать скорбью». Однако когда при вас обижают братьев по вере, следует вступиться и защитить их. И еще. В вопросах к исповеди есть и такой: не предал ли немощного в руки сильного? Таким образом, защита человеческого достоинства, отпор богохульству и святотатству входят в обязанности христианина. И, напротив, право на бесчестье является измышлением того, кого в христианской традиции принято называть «врагом рода человеческого». Протоиерей Владимир Вигилянский 9 октября 2012 года Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Elena K 118 Опубликовано: 31 декабря, 2012 Эта проблема и у меня есть. Обида - это ржавчина души. Когда в сердце обида, надо молиться о здравии и спасении обижающих нас. Только с Божьей помощью можно справиться с обидой и простить. А ещё укорять, обвинять себя, а не обижающих нас. В утренних и вечерних молитвах есть молитвы об обидящих нас. Мы должны быть внимательны к своим словам, поступкам, чтобы не обидеть ближнего. Как часто мы сами обижаем ближних своих и этого не замечаем. А ещё по-меньше болтать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена Якутия 910 Опубликовано: 31 декабря, 2012 Научиться прощать!? Если имеешь в душе любовь, то как бы не было тяжело от обиды нанесенной близким человеком, сердце по мимо твоей все прощает, хотя ум может и противиться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вика 73 Опубликовано: 1 января, 2013 Не то что надо прощать врагов , а это необходимо сделать! Злость ненависть обида разрушает твой разум, разрушает твое сердце, разрушает твою иммунную систему и здоровье это однозначно. Бывает конечно хочется простить а не получается, ты злишься уже на думаешь, тот враг становится уже частью твоей жизни , он может уже и забыл тебя подлость сделал предал он может тебя уже не помнит теоретически. А что это нам даёт НИ-ЧЕ-ГО кроме негатива. Когда мы злимся не прощаем мы сами себя наказываем бесконечно, почему это происходит у нас ума не хватает даже на уровне логике я не говорю о великих заветах Христа что злость обида ненависть непрощение нас убивает и такие люди которые сделали нам больно "имеют" нас как бы два три раза. Необходимо управлять своими эмоциями а не быть рабами их.У нас одна душа и все во круг неё и каждый сам выбирает как ему поступать. Вот видео очень нравится может не по теме совсем но смысл хороший. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Александра Пугачева 125 Опубликовано: 1 января, 2013 Как-то не заплатили мне денег за выполненную работу,хотя все было оговорено конкретно...Я очень огорчилась, переживала и рассталась с этими людьми, хотя мы долго были в дружеских отношениях... Почти семь лет мне было больно, когда в памяти всплывала это история, а совсем недавно до меня дошло, что если бы не этот случай, то я бы все еще кружилась в водовороте надуманного веселья: выставки, банкеты, праздники...Т.Ч. нет резона в огорчениях, ибо во всем есть смысл, который до нас сразу и не доходит, т.к. все в нашей жизни очень промыслительно. Если бы я сразу , как таблицу умножения, помнила Слова Спасителя, что надо не только любить обижающих нас, но и молиться за них, ведь мои бывшие подруженьки- мои и учителя, мне бы им в ноги кланяться за их обман, ведь многое в моей жизни удивительным образом изменилось, а я тогда обиделась.Возможно, что они уже и не помнят эту историю, но мне она стала немалым уроком...Т.Ч. не огорчайтесь, а прощайте сразу же, ведь Господь все за нас продумал, все сказал, нам осталось только исполнить. Слава Богу за все! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 1 января, 2013 Научиться прощать!? Если имеешь в душе любовь, то как бы не было тяжело от обиды нанесенной близким человеком, сердце по мимо твоей все прощает, хотя ум может и противиться. Между словами "твоей" и "всё" наверное пропущено слово "воли"? Только достаточно совершенная любовь полностью низлагает способность к обиде. То есть истинно и совершенно любящий человек в принципе не может обижаться. Любовь - совершенство добродетелей, а обида - порок, представитель греха. Наша любовь не совершенна, а часто она есть не какая не любовь, а маска эгоизма. Посмотрите на частые примеры нашей слепоты и извращённого понимания действительности - "Я её люблю, а она меня так обижает!"... Видите нонсенс? Если бы ты любил, то она бы тебя не обижала. То есть те же самые её действия не порождали бы в тебе чувства обиды. Сети дьявола в том, что человек воспринимает и трактует обиду как чувство насылаемое на него извне, а избавление от этих сетей - понятие и принятие того, что обида возникает во мне самом из за неправильного, основанного на моём эгоизме, отношения к делам и словам ближнего человека. Обида - греховный плод моего эгоизма, гордыни, высокомерия. Меня нельзя обидеть, я могу только сам обидеться - вот прозрение. Если я кому то прощаю его обиду, то это уже означает, что я не любил его по крайней мере до этого прощения потому, что во мне имел место сам факт обиды, а сейчас только может быть пытаюсь обрести правильное зрение и отношение к ближнему потому, что прощаю. Но где же моё осознание своей греховности, где сокрушение, чувство вины и стыд за грех? Почему это я должен кого то прощать за свой собственный грех? По этому если имеешь в душе истинную любовь, то в тебе в принципе не может быть ни какой обиды. Если ты обиделся на любимого человека, что бы он не сделал, то это явный и безупречный признак того, что ты его не любишь. "Если имеешь в душе любовь" - к сожалению это выражение явно не про нас, по крайней мере - не про меня. Любовь это сам Бог, только имея в себе Бога, мы имеем в себе любовь. Кто из нас может сказать - "Истинно Он во мне, а я истинно в Нём"? Кто из нас достойно принимает причастие и достойно хранит его в себе? Мы настолько несовершенны и искусно введены лукавым в глубокую прелесть, что измышляем себе, что имея и постоянно проявляя способности обижаться, унывать, злится, ленится, чревоугодничать, лицемерить, обманывать, осуждать, гордится, завидовать и прочее, мы можем кого то любить. Примеряем на себя Божественное свойство любви, не осознавая, что любовь есть высшая точка совершенства, совокупность и верх всех добродетелей, не способная к уживанию не с одним пороком. Только приведя себя к полному духовному совершенству человек может получить от Бога наивысший дар - способность истинной любви. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Elena K 118 Опубликовано: 2 января, 2013 Может самое главное, чтобы я никого не обижала. Часто зацикливаешься на своей обиде, жалеешь себя, обвиняешь других, осуждаешь, начинаешь роптать, а о тех кого сама обидела , даже и не думаешь. Когда ты понимаешь, что сам виноват, тогда легче понять и простить. Мы немощны, поэтому надо просить помощи у Бога, у Божией Матери, у святых. Тропарь Иконе Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец») Умягчи наша злая сердца. Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси, / и всякую тесноту души нашея разреши, / на Твой бо святый образ взирающе, / Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, / стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати Благосердая, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, / Ты бо еси воистину злых сердец умягчение. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Александра Пугачева 125 Опубликовано: 2 января, 2013 Между словами "твоей" и "всё" наверное пропущено слово "воли"? Только достаточно совершенная любовь полностью низлагает способность к обиде. То есть истинно и совершенно любящий человек в принципе не может обижаться. Любовь - совершенство добродетелей, а обида - порок, представитель греха. Наша любовь не совершенна, а часто она есть не какая не любовь, а маска эгоизма. Посмотрите на частые примеры нашей слепоты и извращённого понимания действительности - "Я её люблю, а она меня так обижает!"... Видите нонсенс? Если бы ты любил, то она бы тебя не обижала. То есть те же самые её действия не порождали бы в тебе чувства обиды. Сети дьявола в том, что человек воспринимает и трактует обиду как чувство насылаемое на него извне, а избавление от этих сетей - понятие и принятие того, что обида возникает во мне самом из за неправильного, основанного на моём эгоизме, отношения к делам и словам ближнего человека. Обида - греховный плод моего эгоизма, гордыни, высокомерия. Меня нельзя обидеть, я могу только сам обидеться - вот прозрение. Если я кому то прощаю его обиду, то это уже означает, что я не любил его по крайней мере до этого прощения потому, что во мне имел место сам факт обиды, а сейчас только может быть пытаюсь обрести правильное зрение и отношение к ближнему потому, что прощаю. Но где же моё осознание своей греховности, где сокрушение, чувство вины и стыд за грех? Почему это я должен кого то прощать за свой собственный грех? По этому если имеешь в душе истинную любовь, то в тебе в принципе не может быть ни какой обиды. Если ты обиделся на любимого человека, что бы он не сделал, то это явный и безупречный признак того, что ты его не любишь. "Если имеешь в душе любовь" - к сожалению это выражение явно не про нас, по крайней мере - не про меня. Любовь это сам Бог, только имея в себе Бога, мы имеем в себе любовь. Кто из нас может сказать - "Истинно Он во мне, а я истинно в Нём"? Кто из нас достойно принимает причастие и достойно хранит его в себе? Мы настолько несовершенны и искусно введены лукавым в глубокую прелесть, что измышляем себе, что имея и постоянно проявляя способности обижаться, унывать, злится, ленится, чревоугодничать, лицемерить, обманывать, осуждать, гордится, завидовать и прочее, мы можем кого то любить. Примеряем на себя Божественное свойство любви, не осознавая, что любовь есть высшая точка совершенства, совокупность и верх всех добродетелей, не способная к уживанию не с одним пороком. Только приведя себя к полному духовному совершенству человек может получить от Бога наивысший дар - способность истинной любви. Спаси, Господи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена Якутия 910 Опубликовано: 2 января, 2013 Ерёмин Андрей Вы правильно подметили Пропустила слово "воле" А тот кто нанес душевную рану близкому человеку? Можно ли считать, что это из-за отсутствия любви? Скорей всего нет однозначного ответа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 2 января, 2013 Ерёмин Андрей Вы правильно подметили Пропустила слово "воле" А тот кто нанес душевную рану близкому человеку? Можно ли считать, что это из-за отсутствия любви? Скорей всего нет однозначного ответа. А как можно нанести душевную рану человеку если ты истинно любишь его? Если твои, казалось бы благие, деяния к человеку наносят ему душевные раны, то благость твоя есть слепое высокоумие, отсутствие внимания и осторожности в попечительности о ближнем. Горделивое и эгоистичное самомнение - "я знаю, что лучше для человека, а что нет и делаю то, что считаю лучшим для него". Если есть истинная любовь к человеку, то Сама Матушка Богородица покрывает её своим попечением, все Силы Небесные стоят на поддержке и защите настоящей любви так, что ни какая нечисть к ней не приблизится. Господь оградит истинно любящего человека от любого неправильного действия по отношению к любимому. Более того, истинная любовь покрывает любимого человека защитой от внешнего врага предстательством и молитвами любящего перед Силами Небесными. Но всё же прежде нужно быть ближнему своему всегда адвокатом, а себе - прокурором. Не осуждайте его - "это он меня обидел" и не считайте его обиды к Вам, а осуждайте себя - "это я обиделся" и считайте грехи своих обид на людей. Сложно, но нужно закрыть для себя тему постоянного устройства суда над ближними и мыслей обвинения их в содеянном по отношении к нам. Не Самого ли Бога мы судим, разбирая отношения к нам наших близких? Давайте ка лучше посмотрим как Сам Бог обвинял, обижался и судил людей, которые творили ему обиды. Будучи распятым людьми, которым Он творил добро и нёс свет, осмеиваемым и мучимым ими, в муках своих он с любовью, а не с обвинением смотрел на своих обидчиков и просил Отца Небесного - "Господи, прости им, ибо не ведают,что творят". Что наши самые горькие обиды и не праведные терпения от людей по сравнению со страстями Христовыми? Они есть ничтожная и глупая мелочность расточаемая нами на людей и попираемая нашу любовь собственным безумием. Смотрите глазами и сердцем на распятого Христа с Предстоящими. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Elena K 118 Опубликовано: 2 января, 2013 Из книги "Притчи православных старцев" "Собака, грызущая камень" Мы в каждом деле устремляемся на ближнего, порицая и укоряя его как нерадивого и не по совести поступающего. Как только услышим хотя одно слово, тотчас перетолковываем его, говоря: если бы он не хотел смутить меня, то оно не сказал бы этого... Мы не хотим сказать о брате нашем, что Господь ему сказал, но если услышим оскорбительное слово, то поступаем подобно собаке, в которую когда кто-нибудь бросит камнем, то она оставляет бросившего и бежит грызть камень. Так делаем и мы: оставляем Бога, попускающего напастям находить на нас к очищению грехов наших, и обращаемся на ближнего, говоря: зачем он мне это сказал? Зачем он мне это сделал? И тогда как мы могли бы получить большую пользу от подобных случаев, мы делаем противное, и вредим сами себе, не разумея, что промыслом Божиим всё устраивается на пользу каждого. (Авва Дорофей, Поучение седьмое) "Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию" Святой праведный Иоанн Кронштадтский Поделиться сообщением Ссылка на сообщение