Jump to content
Sign in to follow this  
Илья Тырданов

Азбука православной символики

Recommended Posts

243616_original.jpg

Символика является связующим звеном между земной реальностью и невидимым духовным миром. Поэтому, в Церкви всё построено на символике. Православная символика — это особый сакральный язык (средство духовного мышления и общения души человека с Богом).

Язык православной символики, подобно алфавиту, состоит из множества элементов-символов. Каждый элемент заключает в себе определенный смысл, отражающий какой-либо аспект духовного мира. Престол в Алтаре, Звездица, Евхаристический Агнец, Потир, Напрестольный Крест, Дарохранительница, Семисвечник, облачение священника, шестикрылые Херувимы, четыре Евангелиста, двенадцать Апостолов, образ «Спас в силах» (и т.д. и т.п.) — это всё элементы одной интеллектуальной системы, единой «Азбуки православных символов». Узнав смысл каждого элемента, мы получаем возможность «читать духовный мир».

Не смотря на внешнее разнообразие и многочисленность элементов церковной атрибутики, все они (подобно лампочкам в гирлянде) составляют стройную интеллектуальную систему (Логос). Ключом к пониманию данной системы является Звездица. Звездица — это, как бы, наглядная модель, объясняющая принципы жизни Пресвятой Троицы. Данная интеллектуальная модель лежит в основе устройства Мироздания, Церкви и души человека. Поэтому, поняв простую логику Звездицы, человек в едином ключе начинает понимать всю сложную систему богослужений, иконографических канонов и догматического богословия. И приобретает целостное православное мировоззрение.

Суть системы православной символики была некогда изложена в трудах св. Дионисия Ареопагита: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Символическое Богословие», «Сакрально-литургическая символика». Однако эти труды были утрачены. По этой причине современный человек является слепым к духовной реальности, глухим к голосу Бога и немым для проповеди Благой Вести.

Share this post


Link to post

Суть системы православной символики была некогда изложена в трудах св. Дионисия Ареопагита: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Символическое Богословие», «Сакрально-литургическая символика». Однако эти труды были утрачены. По этой причине современный человек является слепым к духовной реальности, глухим к голосу Бога и немым для проповеди Благой Вести.

 Все, шифровку из центра теперь не понять :swoon000:

Share this post


Link to post

 Все, шифровку из центра теперь не понять :swoon000:

А ее и не надо понимать, символизм, а в данном случае это глубинный психосимволизм, вообще не доступен нашему (моему) понимаю. В одной из своих последних работ (1937 г.) З. Фрейд отмечает, что универсальность символики привычна как само собой разумеющееся уже детям и только детям:

«Мы не можем проследить, как они (они - это дети, примечание мое) этому научились, и во многих случаях должны признать, что научиться этому невозможно. Речь идет об изначальном знании, которое взрослый позднее забыл. Он, правда, использует те же самые символы в своих сновидениях, но он их не понимает, если аналитик ему их не растолкует, но и тогда он неохотно верит в такой перевод… Исследования скорее всего покажут, что она (символика) распространена повсеместно, у всех народов одна и та же. Здесь мы, таким образом, имеем дело с явным случаем архаического наследия со времен развития языка». …

«...ту же символику используют мифы и сказки. Песни, пословицы и поговорки также следуют общим правилам использования языка и поэтической фантазии. Область символики необычайно велика, символика сновидений — это лишь малая часть от этого. Даже не имеет смысла браться за всю проблему, исходя только из особенности сновидений».

Это,  в какой-то мере, объясняет то удивительное чувство Благодати, которое разливается в моей душе в Храме... Вот не понятно от чего, но прям вот хорошо - это мое бессознательное, мой внутренний ребенок радуется, увидев и прикоснувшись к заложенным в саму структуру моей личности чистым и светлым символам. Не осознавая, не понимая... Да и не к чему мне это понимание.

Share this post


Link to post

Это,  в какой-то мере, объясняет то удивительное чувство Благодати, которое разливается в моей душе в Храме... Вот не понятно от чего, но прям вот хорошо - это мое бессознательное, мой внутренний ребенок радуется, увидев и прикоснувшись к заложенным в саму структуру моей личности чистым и светлым символам. Не осознавая, не понимая... Да и не к чему мне это понимание.

Так это действие благодати Божьей, нетварного света, или все-таки действие символов? Дома нельзя таких символов понарисовать, чтобы все время хорошо было?)

Share this post


Link to post

О православной символике лучше читать православных авторов, например:

 

Мирча Элиаде: Священное и мирское; Космос и история – и др.

о. Павел Флоренский: Иконостас; Философия культа – и др.

кн. Евгений Трубецкой: Три очерка о русской иконе...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...