Перейти к публикации
SergNata

Русские без России

Рекомендованные сообщения

Поздно вечером, уложив спать детей, обсуждали с мужем прожитый день. Он рассказал о цикле фильмов "Русские без России". Один из них посвящен в том числе о.Михаилу ( Осоргину), потомку св. праведной Иулиании Лазаревской ( Осорьииной ). Перессказ фильма - судьба человека... В одном из "Русских репортеров" был фоторепортаж "Русь Уходящая". Там было фото и о. Михаила.

 

 

Все фильмы

 

 

...Михаил Осоргин стал священником не сразу, хотя мечтал об этом с детства. Он вместе со своими родственниками ходил во французскую школу в Кламаре. Их дразнили "грязными русскими", поэтому мальчишкам приходилось отстаивать свою честь при помощи кулаков.

А вот дома была Россия. Праздники,, елки, детские балы, о которых до сих пор вспоминают ровесники о.Михаила, теперь - его прихожане. Русские книги и песни. Музыка. Люди из этого поколения эмигрантов были истинно русскими, так их воспитывали ("А вот дети наши уже "офранцузились..." - вздыхают эти пожилые люди)

После окончания школы Михаил Георгиевич стал изучать богословие, чтобы стать свщенником, но надо было содержать семью: он рано женился, родилось четверо детей. Кстати, единственного сына он, в нарушение семейной традиции и в память об отце, назвал Георгием.

Через много лет мечта осуществилась. М.Г.Осоргину было уже около пятидесяти. До начала служения он работал в Африке: торговал вином, сотрудничал с фирмой «Диор». Поворотным моментом в его жизни стала гибель сестры: она утонула, спасая одного из своих десяти детей, осиротевших племянников отец Михаил вырастил вместе с собственными детьми.

Он служил настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы и Серафима Саровского в Париже. А в феврале 1987 года о.Михаил стал настоятелем Церкви Николая Чудотворца в Риме.

История этой церкви очень интересна.

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180Зг. Император Александр Первый подписал указ об учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. В конце 19 века ее настоятелем был архимандрит Пимен, в миру Д.Д.Благово, чей капитальный труд "Рассказы бабушки Д,Д.Благово"известен многим любителям истории. Церковь размещалась в здании Российского посольства, и поэтому, когда Италия признала ССР и в здании разместилась советская миссия, храм переехал в дом графини Чернышовой на вия Палестро.

При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан. Под храм была отведена правая половина первого этажа. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви. Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид.

На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг.. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина и перенесенный из здания посольства. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне". Образа иконостаса написаны в академической манере.

Наибольшую ценность, конечно, имеют брюлловские Царские Врата. В письме, датированным 27 сентябрём 1838г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника (князя Гагарина) пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди. Наиболее удачны образа Евангелистов, сделанные очень выразительно. Местные образа Спасителя и Божией Матери написаны худ. Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние (по крайней мере, композиционное) "Сикстинской Мадонны".

Правые двери украшены прекрасным храмовым образом Св. Николая Чудотворца, левые - образом Св. Александра Невского. Над Царскими Вратами, по канону, было водружено изображение Тайной Вечери, ныне помещенное над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа - дар Вел. кн. Елены Павловны - которые пришлось демонтировать. Это - иконы Св. царицы Елены и Св. великомученицы Екатерины, которые сейчас перемещены в правое боковое отделение. На Горнем Месте прежде находилось живописное изображение Распятия, ныне оно - в церковной ризнице. К числу святынь также относится Иверская икона Божьей Матери, писанная в 1901г.

 

Долгие годы о.Михаил был настоятелем православной церкви в самом сердце католического Рима.

 

Этот необычный храм стал домом для тех, кто скучал по Родине. По воскресеньям после литургии прихожане собирались за большим столом, во главе которого усаживался гостеприимный хозяин. Обед делали в складчину: салат, пирожки. Особенно пышным стол был по праздникам: прихожанки приносили изысканные блюда. Появлялись такие невиданные в Риме деликатесы, как блины со сметаной, соленые огурчики, квашеная капуста. На Пасху стол украшали куличи и пасхи всех видов и размеров.

Для детей открылась воскресная школа, в которой изучают три предмета: русский язык, музыка, закон Божий. По праздникам для ребятишек бывали веселые представления. Детей здесь очень любят, и они чувствуют себя в храме как дома, едут туда с удовольствием.

И за этим столом встречались потомки эмигрантов-аристократов и те, кто приехал в Рим совсем недавно. Завязывалась дружба, создавались семьи.

В конце 90-х годов в храм потянулись и люди из российского посольства. Многие из них были до тех пор не воцерковленными. Но в храмене не было и следа подозрительности и недоверия поотношению к неэмигрантам.

За собственные деньги о.Михаил переиздал выпущенный в 1912 году "Спутник православного богомольца": в Рим стало приезжать много паломников из России.

 

В 2000 году при о. Михаиле Осоргине римский приход вернулся в лоно Матери-Церкви в Московский Патриархат, получив при этом статус ставропигиального прихода.

 

Вот отрывок из статьи, опубликованной в "Независимой" газете: "...с литургии возвращается отец Михаил, шутит, слегка грассируя, с кем-то из мужчин: «Никогда не знаешь, откуда придет неприятность. Месяц ношу ботинки. Вчера угораздило посмотреть на подошву. Так что вы думаете? Изготовлено фирмой «Мефисто»!» " Эти слова так характерны! Будто слушаешь незабываемый голос о.Михаила.

 

 

 

В сентябре 2004 года из-за болезни о.Михаилу пришлось покинуть Рим. Он стал почетным настоятелем церкви, в которой прослужил без малого 20 лет. После ухода на покой отец Михаил живет в пригороде Парижа и по-прежнему служит в небольшой церкви свв. Константина и Елены. Он силен духом и не унывает. Скоро ему восемьдесят...

 

(с)Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Авторы документального фильма «Русские без России» проследили судьбы эмигрантов «первой войны», преимущественно так называемой «военной эмиграции». Они попытались понять, каковы были мотивы поступков этих людей, как сложилась их жизнь за пределами России, что дали они российской и мировой культуре. Это взгляд на трагедию целого народа через призму личной трагедии отдельных людей. Перед зрителями проходит жизнь генералов Врангеля, Деникина и Колчака, писателя Ивана Шмелева, поэта Николая Туроверова. Драма Белого движения – это та точка, в которой русская история раскололась и пошла сразу двумя дорогами. Куда привела каждая из них? Слились ли они, сошла ли одна из них на нет? Что преодолено на пути, что еще только предстоит преодолеть?

 

Фильм 1-й. «Пролог» – последний акт трагедии гражданской войны в ноябре 20-го года. Эвакуация армии генерала Петра Николаевича Врангеля. Оставшиеся в России надеялись, что новая власть сдержит слово, и не будет преследовать побежденных. Среди них – молодой офицер Сергей Шмелев, сын московского писателя Ивана Шмелева.

Фильм 2-й. «Диалоги с Колчаком» – рассказ внука адмирала, Александра Ростиславовича Колчака, живущего ныне во Франции, о своем деле и о судьбах России.

Фильм 3-й. «Антон Деникин. Романс для генерала» – о судьбе генерала Антона Ивановича Деникина. Как сложилась жизнь его семьи после оставления России в 1919г. рассказывает его дочь Марина Антоновна Деникина-Грей.

Фильм 4-й. «Генерал Врангель. Когда мы уйдем» – свидетель тех событий, дочь генерала Врангеля – Наталия Петровна рассказывает о малоизвестных эпизодах из жизни главнокомандующего Русской Армии.

Фильм 5-й. «Гибель Русской эскадры» – в основе фильма – история двух братьев. Белый адмирал Михаил Беренс в 20-м году вывел из Крыма Русскую эскадру в тунисский порт Бизерту, а красный, Евгений Беренс, ставший начальником Морского Генштаба, приехал в 24-м году возвращать ее в Советскую Россию.

Фильм 6-й. «Казаки: неразделенная любовь» – в центре повествования – судьба российских казаков на чужбине. Фильм пронизан стихами замечательного казачьего поэта Николая Туроверова.

Фильм 7-й. «Версальские кадеты» – фильм посвящен выпускникам Версальского русского кадетского корпуса-лицея им. Императора Николая II, во Франции."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Русский вдали от Родины

 

36894.p.jpg

 

Бог нужен всем, но не все одинаково это чувствуют. Бывает, что человеку нужно утратить всякую опору, всякие ориентиры и ощутить себя беспомощным и одиноким, для того чтобы Бог стал первой и главной реальностью, а душа обратилась к Нему, не отвлекаясь ни на что и по сторонам не оглядываясь. Так бывает не только у обычных людей. Из общего закона не изъяты и такие «любимцы» Господни, как апостолы. Павлу Христос сказал: «Сила Моя в немощи совершается». И сам Павел затем говорил «Когда я немощен, тогда силен». В этих словах скупо, но очевидно проявляет себя закон Господень, согласно которому человеку необходимо терпеть смиряющие неприятные обстоятельства. Иначе он, как необрезанная лоза, будет неспособен к плодоношению.

 

Что смиряет человека? Список пространен. Это болезни, старость, житейские нужды, злоба человеческая, обжигающая везде: и на работе, и по соседству, и дома. Это беды, случающиеся с теми, кого ты любишь. И это, конечно, разлуки и расставанья. Одной из видов разлук является беженство, изгнанничество, вынужденное прощание с Родиной. Войны, бедность и болезни вкупе с частными и личными причинами не перестают вырывать людей из привычного быта и переносить на большие расстояния в поисках хлеба, счастья, безопасности. Беде этой не видно конца, хотя человечество и стало терпимее, милосерднее, гуманнее. Так, по крайней мере, само человечество о себе думает. Видимо, есть в странничестве какой-то высший смысл, раз нравы смягчаются и комфорт увеличивается, а скитания по миру огромных масс людей не прекращаются.

 

 

далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Об отце о. Михаила (Осоргина)- Георгие Михайловиче Осоргине.

 

... Георгий Михайлович был младшим сыном Михаила Михайловича Осоргина (до 1905 г. служившим губернатором) и Елизаветы Николаевны (в девичестве Трубецкой), которые жили в имении Сергиевском Калужской губернии (об имении этом поэтически писал С.Шмеман в книге "Эхо родной земли").

...В апреле 1928 года Осоргин был отправлен в Соловки. Узнав, что поезд с заключенными стоит на запасном пути Николаевского вокзала в Москве, Александра с братом и сестрой отправилась туда. Ей удалось повидать мужа, даже поговоить с ним 10 минут.

Через несколько месяцев благодаря хлопотам Екатерины Павловны Пешковой (первой жены Горького) Александре Михайловне удалось довиться разрешения посетить мужа в Соловецком лагере. Целый месяц они прожили в каюте пришвартованного у острова корабля. Там же и был зачат их второй ребенок Михаил.

Спустя год с небольшим она вновь приехала навестить мужа. Вернувшись, она сияла счастьем: они посчитали, что через шесть лет срок заключения закончится и они всей семьей отправятся в ссылку.

Однако вскоре после возвращения она узнала, что ее муж был расстрелян в Соловках 16 октября 1929 года.

Вот что говорится по этому поводу в "Архипелаге ГУЛАГе" Солженицына: "... однажды Осоргин назначен к расстрелу. И в этот самый день сошла на соловецкую пристань его молодая (он и сам моложе сорока) жена! И Осоргин просит тюремщиков: не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трех дней, и как только она уедет -- пусть его расстреляют. И вот что' значит это самообладание, которое за анафемой аристократии забыли мы, скулящие от каждой мелкой беды и каждой мелкой боли: три дня непрерывно с женой -- и не дать ей догадаться! Ни в одной фразе не намекнуть! не дать тону упасть! не дать омрачиться глазам! Лишь один раз (жена жива и вспоминает теперь), когда гуляли вдоль Святого озера, она обернулась и увидела, как муж взялся за голову с мукой. -- "Что с тобой?" -- "Ничего", -- прояснился он тут же. Она могла еще остаться -- он упросил ее уехать. Когда пароход отходил от пристани -- он уже раздевался к расстрелу"

А вот отрывок из воспоминаний Д.С.Лихачева, который сам был узником Соловков: "Какими высокими и мужественными интеллигентами были интеллигенты из потомственных дворян! Я часто вспоминаю Георгия Михайловича Осоргина, расстрелянного 28 октября 1929 года на Соловках. Он уже находился в камере смертников, когда к нему неожиданно для соловецких властей приехала жена (урожденная Голицына). Неожиданность произошла от полного беспорядка в

тогдашних лагерях: власти на материке не знали, что по своему произволу предпринимали начальники на острове. Так или иначе, но под честное слово дворянина Осоргина выпустили из камеры смертников на свидание с женой, обязав не говорить ей, что. его ожидает. И он выполнил свое обещание, данное палачам.....

(с)[info]melnyasha

 

http:///melnyasha.livejournal.com/tag/Осоргины#post-melnyasha-3160

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Там, где сердце всегда носил я,

Где песни слагал и стихи,

Болит у меня Россия!

И лекаря мне не найти...

 

А.Дольский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Честная песня о белых офицерах.

 

 

Текст песни:

 

Все идешь и идешь. И сжигаешь мосты.

Правда где, а где ложь? Слава где а где стыд?

А Россия лежит в пыльных шрамах дорог.

А Россия дрожит от копыт и сапог.

 

Господа офицеры, голубые князья.

Я конечно не первый, и последний не я.

Господа офицеры, я прошу вас учесть:

Кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь.

 

Кто мне враг, кто мне брат, разберусь, как нибудь.

Я российский солдат, прям и верен мой путь.

Даже мать и отца, даже дом свой забыть,

Но в груди до свинца всю Россию хранить.

 

Господа офицеры, голубые князья.

Я конечно не первый, и последний не я.

Господа офицеры, я прошу вас учесть:

Кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь.

 

Нет мне доли иной ни в любви, не в боях.

Только твой непокой - о Россия моя.

А Россия лежит в пыльных шрамах дорог.

А Россия дрожит от копыт и сапог.

 

Господа офицеры, голубые князья.

Я конечно не первый, и последний не я.

Суд людской или божий через тысячу лет

Господа офицеры, не спасет вас, о нет.

 

А.Дольский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Реплика.

В эмиграции - это значит там, где по каким-то причинам лучше. И добрые люди в эмиграции вспоминают родину с добрыми воспоминаниями, с теплом и скучая по ней рассказывают своим детям о ней самое светлое. Добрый помнит только доброе. А злые люди? А у них есть поговорка «Там хорошо - где нас нет». А вот как с теми, которые продолжают жить там, где их родина? И никакими пряниками их наружу не выманишь. Как у Юрия Шевчука в песне: Родина, моя уродина! Мы грязные и убогие, но зато с нами вера и истина. Только не надо гордиться этим, тем, что мы такие грязные и то, что с нами еще Бог. Это не наша заслуга, а милость и терпение Бога. И все что происходит в нашей стране повинны именно мы, те, кто себя считает воцерковлеными (вот еще слово, которого не пойму). Какая любовь между нами такая и к Богу, такой и промысел к стране.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Голландцы без Голандии.

 

blind_leading_the_blind_fs.jpg

bad-trip-2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В обоих постах с картинами Кустодиева и Брейгеля Старшего в первых картинах в отдалении видна церковь...

Мир выбрал свой путь удовольствий.

С появлением Нового Завета мир перестал делиться на государства, начал делиться на христиан и на не христиан.

Законы математики, физики везде одинаковы. Так же и одинаков Новый Завет в любой стране.

… Вот только суд Божий люди стали называть кризисом и пытаются с ним бороться...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Митрополит Вениамин (Федченков): Врагов не побеждать, но спасать!

 

"Надо думать о спасении врагов, а не о победе над ними» – Слова эти принадлежат человеку, много видевшему и много пережившему на своем веку… В годы революции он потерял все, что заключается в одном слове – «родина», и долгие годы был вынужден скитаться по миру для того, чтобы однажды вернуться в Россию не с обличением и гневом, а с кротким напоминанием о Христе."

 

У митрополита Вениамина есть книга воспоминаний "На рубеже двух эпох", в которой он, как свидетель и участник, рассказал о многих исторических событиях и людях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я слышал один рассказ, который поразил меня. Рассказчик сказал, что этот рассказ от одного инока из Оптиной Пустыни. Этот инок был участником гражданской войны на стороне Белой армии. После одной битвы он увидел Христа, который шел и клал мученические венки на головы убитых воинов обеих армий. Тогда этот воин с изумлением спросил Христа:

- Господи, они же гнали тебя?!

На что Господь только посмотрел на героя и в Его глазах было столько любви, что слова были не нужны.

Примерно так… Может, кто слышал про это?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я слышал один рассказ, который поразил меня. Рассказчик сказал, что этот рассказ от одного инока из Оптиной Пустыни. Этот инок был участником гражданской войны на стороне Белой армии. После одной битвы он увидел Христа, который шел и клал мученические венки на головы убитых воинов обеих армий. Тогда этот воин с изумлением спросил Христа:

- Господи, они же гнали тебя?!

На что Господь только посмотрел на героя и в Его глазах было столько любви, что слова были не нужны.

Примерно так… Может, кто слышал про это?

 

Немного вспомнил. У того кто мне рассказывал у него духовник в Оптине. Так вот ему и рассказывал эту историю очевидец.

А мне рассказывал воин Антон, герой Чеченской войны(про него много говорили и даже фильмы были) он у меня дома в гостях был, года три тому назад с супругой и дочкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А мне рассказывал воин Антон, герой Чеченской войны(про него много говорили и даже фильмы были) он у меня дома в гостях был, года три тому назад с супругой и дочкой.

Этот Антон - войн не совсем в себе.

Он собрал все интересные истории о чеченской войне, которые были в печати, и рассказывает их от своего лица, как будто он как раз и был участником этих событий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Этот Антон - войн не совсем в себе.

Он собрал все интересные истории о чеченской войне, которые были в печати, и рассказывает их от своего лица, как будто он как раз и был участником этих событий.

Когда он пришел к нам - моя жена сразу почувствовала неладное и ушла.

Бог ему судья.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Когда он пришел к нам - моя жена сразу почувствовала неладное и ушла. Бог ему судья.

 

Я сначала тоже ему поверил, очень удивлялся героизму, но когда эйфория прошла, то стал вспоминать, что все истории, которые он рассказал уже известны мне из книг и газет.

А потом мой друг, который знает маму Жени Родионова, от нее узнал, что воин этот говорит неправду о себе.

Осуждать его незачем, и не хочется, злого он, вроде, ничего не делал, но все же нужно быть начеку.

Он иногда обращается за материальной помощью для бывших войнов, и т.п. вот куда она пойдет пока точно неизвестно.

Может по назначению пойдет, а может и нет, нужно узнавать это.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для русской общины в Париже строительство православного центра станет долгожданным событием

17.03.2011

 

Строительство российского Духовно-культурного центра в Париже станет долгожданным событием для всей русской общины. Такое мнение выразил князь Александр Трубецкой. В качестве члена международного жюри он принял участие в церемонии объявления победителя открытого конкурса на лучшее архитектурное решение будущего православного комплекса. Церемония прошла в российском посольстве во Франции, сообщает ИТАР-ТАСС.

 

– Для парижан это первое связанное с Россией событие такого масштаба со времени возведения моста Александра III более ста лет назад. Убеждён, что будущий Российский духовно-культурный центр станет украшением Парижа, – сказал князь Трубецкой.

 

По его словам, русская община уже давно мечтала о подобном центре, сам же он с группой единомышленников говорил о необходимости строительства ещё десять лет назад. Одним из ключевых этапов стал визит во Францию в 2007 году патриарха Алексия II, который в общении с французским руководством поднял вопрос о православном комплексе в Париже.

 

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/common/news17151.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...