Перейти к публикации
  • 0
Гость Надежда

Как правильно отказаться от скоромного?

Вопрос

Гость Надежда

Слава Богу, дорогие братья и сестры! Вот по истине больная тема для меня - пост. Общий смысл поста понятен и прост - воздержание и молитва. Но не сам процесс воздержания меня волнует. Любому постящемуся известно как сладостна молитва когда чрево не отягчено... Мясом. Я упущу повествование о всех радостях, которые я пережила во время поста. Меня волнует то, как правильно ОТКАЗАТЬСЯ от скоромного. Иногда икушения подкашивают так, что едва не впадаешь в уныние и думаешь, лучше бы ела мясо. А быть может каждому начинающему свое минимальное правило. Ведь ни кто сразу 200 кг не поднимет. Или у мирян все таки есть некоторое ограничения в посте. Врорде бы все, что духовник благословляет - делаю, стараюсь. Но борьба во время искушений сумасшедшая. Как быть? Спаси Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Здравствуйте Надежда,

 

как и для вас, пост для меня тоже больная тема и я очень надеюсь что мы получим ответы на наши вопросы, а пока поделюсь наблюдениями и своим скудным опытом, который может быть для вас полезен. Немного пред-истории...мне 31 год, стала верующей когда мне было 24, вот уже сем лет я "бьюсь" над тем, чтобы наконец-то держать все посты, которые установлены Церковью. До моего воцерковления, ни о каких постах и речи быть не могло, в добавок меня так лелеяли в детстве и юности, что ела все, что было угодно душе без ограничений, результат чего я и пожинаю сегодня, пытаясь приучить себя к посту.

 

В первые годы моей "жизни" по Богу я как оголтелая стремилась исполнять все, что должен исполнять верный христианин, в том числе и все посты как положено, результатом чего стало то, что я чуть не надорвала свой организм и однажды я даже упала в обморок на автобусной остановке; после происшедшего со мной я поняла, что так дальше дело не пойдет и мне нужно пересмотреть мои "подвиги". Начала с того, чтобы научиться постится по средам и пятницам; пыталась воздерживаться от мяса, молока и масла, но и это было слишком много для меня; поговорила со священником, он посоветовал попробовать отказаться только от мяса, с тех пор по средам и пятницам не ем мясного и это моя норма на данное время;

 

как определяю что для меня норма? - во - первых, у меня есть силы чтобы продолжать исполнять мои мирские обязанности - работа, дом; во-вторых, я внутренне чувствую, что мне это по-силам, другими словами это ограничение не пресекает мое желание жить: трудится, работать, молится, исполнять Заповеди, вести внутреннюю работу над собой, но одновременно такое воздержание от мясного не проходит без моих усилий.

 

По-поводу постов: об ограничении в пищи "как положено" во все посты не может быть и речи; воздержание от мясного только - это, на настоящий момент, моя цель, но ещё не осуществленная. К этому я постепенно иду, пытаясь найти правильную дорогу, которая мне по силам. Пробовала многое: воздерживаться от мяса во время поста через каждую неделю, воздерживаться через каждый день, но и это мне не по силам. Этот Петров пост, решила прибавить к средам и пятницам один день - четверг; получилось что все недели Петрова поста я не вкушала мяса в среду, четверг, пятницу и это мне оказалось по силам...все недели Петрова поста в эти три дня я воздерживалась от вкушения мясного и я смогла это сделать - кажется я нашла свою основу, от которой постепенно буду двигаться дальше, но спешить я точно не буду, ни к чему хорошему спешка не приводит.

 

В конце моего повествования добавлю, что я по благословению священника воздерживаюсь от спиртного в миру, то есть я не принимаю алкоголь, кроме лекарств.

 

Но борьба во время искушений сумасшедшая.

это может быть от того, что ваше воздержание идет не по силам; когда мы берем на себя непомерные "подвиги" - слишком много (не по своим силам) молимся, воздерживаемся, ущемляем себя, тогда бесы облепливают такого "подвижника" как стая мошкары.

 

Помните, молитва, пост, воздержания, разные формы подвижничества - это всего лишь средства, для возвращения себе Образа Божия, они никогда не должны стать самоцелью; Богу угодно сердце трудящееся по-разуму, а неразумию..

 

Надежда, может быть вам нужно найти свой уровень в воздержании от мясного постом и уже от него идти потихоньку к большему, найдите тот минимум, который вы можете осилить; вполне вероятно что для приучения себя к держанию постов на "идеальном" уровне у вас займет всю жизнь, в моем случае это скорее всего даже реальность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость Надежда

Спаси Господи, Катерина!

 

Вы обсолютно правы и в отношении нормы и в отношении цели. Может быть даже дело тут вовсе не в мясе и молоке. Мое горячее желание исправиться, возможно переходит в страсть, при которой я слишком много беру на себя, и каждую маленькую победу над грехом приписываю себе. Наверное следует сначала пересмотреть свое отношение к Богу, и тогда пост с мясом может быть постом.

Еще раз спасибо. Если мыслю неправило, пожалуйста направте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
тогда пост с мясом может быть постом

Согласна. Даже Великим Постом могут благословить на что-то скоромное, если это нужно для души. Лучше уж съесть кусок колбасы, осуждать потом себя за это, но вернуться мыслями к Богу и молитве, чем ходить и в пост думать только об этом куске колбасы.

 

Когда я первый раз почувствовала душевную необходимость соблюдать пост, причем я замахнулась сразу на весь Великий Пост, было, конечно, тяжеловато... Постилась по монастырскому уставу, то есть почти весь пост сухоедение, и к концу поста мне физически было настолько плохо, что вспомнить страшно: гемоглобин сильно упал, желудок болел, голова кружилась постоянно. И бесы все время кричали - да чего ради ты терпешь?! Съешь что-нибудь скоромное, кто узнает-то? Родные не увидят, ты потихоньку съешь и все, а они пусть думают, что ты строго постишься. Ой, чего стоило каждый раз отбиваться и повторять, что я пост держу не для того, чтоб родные удивлялись моей силе воли, без разницы мне, что они скажут, Господь видит, и это главное, от него втихаря не съешь. И на молитве они мешали, все твердили, что и без того плохо себя чувствую, нечего еще и молитвами себя мучить... В итоге в Страстную субботу, когда надо было собираться в храм святить куличи и яйца, я думала, вообще не смогу из дома выйти - последнюю неделю поста почти не ела, только хлеб и огурцы, кажется, в Страстную пятинцу пила только воду, и в субботу тоже думала только воду пить. Но утром мне стало совсем плохо, рвало желчью (желудок-то пустой), и, главное, на душе было такое уныние! Через не могу пыталась молиться, лежала пластом и выла: Господи, помоги!!! Все-таки смогла встать, выпила горячий сладкий чай с кусочком хлеба и сразу как-то получше стало, смогла и в храм поехать, и Пасху достойно встретить. Но я поняла, что так строго поститься мне нельзя, даже чисто физически нельзя.

 

А вот в этом году так легко Великий Пост прошел, что и не заметила его, хотя тоже достаточно строго соблюдала - первую и последнюю неделю сухоедение, в Страстную пятницу не ела, в Страстную субботу - хлеб и вода, остальное время в среду и пятницу сухоедение, другие дни либо холодная пища, но с маслом, либо горячая, но тогда уж без масла. И как-то изначально так на душе хорошо было, такой мир, что не помню каких-то искушений, что вот прям так захотелось чего-то, что хоть на стенку лезь... Как мне батюшка сказал: мир в душе выше поста и молитвы, и, если нет мира в душе, то нет толку от поста и от молитвы. Поэтому я всегда прислушиваюсь к себе - могу я в данный момент с пользой поститься или нет? Пост не самоцель, правильно отметили. Вот минувший Петровский пост я не соблюдала - такой период сейчас в жизни, что разве что внешне могла бы соблюдать, от скоромной пищи отказаться, а внутренее - ну никак сейчас, потому что тогда не было бы мира в душе и с окружающими людьми, хотя, от чего могла отказаться - отказывалась...

 

Вообще, как мне кажется, хорошо начинать именно с того, что приучаешь себя к посильному воздержанию: в очередную среду/пятницу прислушиваешься к себе - очень тебе хочется съесть бутерброд с колбасой или потерпишь? Потерпишь - хорошо, не ешь. В обед опять спрашиваешь себя - тебе обязательно котлета нужна, помрешь, если не съешь? Не помрешь - хорошо, тогда не ешь. И в ужин так же... И со всем остальным так же - хочется в кино пойти, развлечься, подумай: а обязательно мне это нужно именно сегодня? Разве будет хуже, если я это время какую-нибудь полезную книгу почитаю? И так все время: помолиться и прислушаться, понимаешь, что терпеть не можешь - ладно, ешь мясо и иди в кино, укоряя себя :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У меня тут вопрос по" технической" части возник..помогите разобраться.....у нас, здесь, Рождественская литургия будет совершаться в полночь с 6 на 7 января - это ранняя литургия, поздняя будет совершаться 7 января в 10 утра. 6-ого января в 6 вечера будет проходить вечерняя служба и исповедь. Если человек хочет причаститься на ранней Литургии, которая будет в полночь с 6-ого на 7-ое, а исповедаться на вечерней службе 6-ого перед Причастием, то когда нужно начинать воздерживаться от пищи, которое обычно положено с полуночи если причащается человек на Литургии утром? Простите за сумбурное изложение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Катя, ели я не ошибаюсь - 6-го до первой звезды - пост. Нам объясняли. Сейчас нет времен, чуть позже напишу. Надо посмотреть "Рождественский Сочельник"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Шестого служится вечерня с Литургией Василия Великого. До окончания Литургии по уставу ничего вкушать не положено. "Первую звезду" символизирует свеча, с которой предстоятель в конце Литургии совершает каждение праздничной иконы Рождества во время славления и пения первого рождественского тропаря (имеется в виду Литургия навечерия, т.е. 6-го).

.

Желающие причаститься на ночной Литургии обычно последний раз принимают пищу часов в 6-7 вечера. Учитывая то, что после Литургии и причастия дома ждет праздничный стол, можно вечером просто попить чаю с чем-нибудь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Шестого служится вечерня с Литургией Василия Великого. До окончания Литургии по уставу ничего вкушать не положено. "Первую звезду" символизирует свеча, с которой предстоятель в конце Литургии совершает каждение праздничной иконы Рождества во время славления и пения первого рождественского тропаря (имеется в виду Литургия навечерия, т.е. 6-го).

 

 

а по времени это приблизительно во сколько получается? насколько я помню эта служба какая то очень долгая, если не ошибаюсь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

ОСОБЕННОСТИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

 

Всем известно, что богослужение бывает не только будничное, не только строгое, простое, покаянное, но и праздничное, то есть по преимуществу радостное, хвалебное, связанное с церковным торжеством. Праздничные элементы имеются в любом богослужебном круге времени. Все эти круги представляют собой не ровную линию, а некий рельеф. Во всяком богослужебном круге есть вершины и спады, все они организованы сложно и разнообразно. Что это за вершины?

Говорить о праздничности служб дневного круга вряд ли правомерно, потому что дневной круг образует канву богослужения; вечерня и утреня совершаются в любой день года, независимо от того, будничное богослужение в этот день или праздничное. Однако, если мы взглянем на устроение дневного круга, то увидим, что каждая служба имеет отличительные черты. Есть службы совсем скромные, простые и краткие, например, часы. Есть службы, которые выделяются из всего дневного круга как своими размерами, так и своей литургической темой, своим общим характером. Несомненно, утреня – самая большая, самая праздничная служба из всего дневного круга. Литургия, которая является целью, вершиной, недосягаемой для разума высотой богослужебного дня, по своей природе к дневному кругу богослужения не принадлежит. Природа ее иная, на литургии совершается величайшее таинство Церкви, являющееся центром всей церковной жизни – таинство Евхаристии. Ни на одной другой службе дня ничего подобного не совершается. А литургия лишь сопрягается с богослужением времени, привходит в него, испытывая лишь отчасти его влияние, но никогда не может с ним смешаться и сравняться вполне...

 

Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

а по времени это приблизительно во сколько получается? насколько я помню эта служба какая то очень долгая, если не ошибаюсь

Заканчивается все, примерно, к часу дня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Моя ссылка (из "Годового круга неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова")

....Таким образом, мы приближаемся к центру месяцеслова – к праздникам Рождества и Богоявления, которые в древности составляли единый праздник – Богоявление, и лишь впоследствии были разделены на два. Но не только в богословском смысле, но и в литургическом своем оформлении, безусловно, эти два праздника представляют собой очень крепкое, неразрывное единство. Богослужения этих дней совершенно симметричны: они имеют по пять дней предпразднства, в которые входят очень похожие сочельники, и только попразднство Рождества короче, чем Богоявления, но оно короче потому, что там появляется праздник Обрезания, и приходится совершить отдание Рождества раньше, чем хотелось бы, ради того, чтобы можно было праздновать Обрезание.

К Рождеству Церковь нас готовит почти как к Пасхе: Пасха является центром всего года и, в первую очередь, центром Триодного круга, а Рождество и Богоявление являются центром месяцеслова. И Рождеству, и Пасхе предшествует сорокадневный пост. Правда, Рождественский пост легче и веселее Великого, там больше праздников, мягче устав в пище, но длится он 40 дней. В середине Рождественского поста, день памяти Саввы Освященного, назначается другая катавасия – только один день в этот период.

 

К Рождеству нас Церковь готовит, во-первых, сорокадневным постом, во-вторых – многократным пением рождественской катавасии, в третьих, на праздничных службах, например, свт. Николаю Чудотворцу, уже поются предпразднственные стихиры, хотя формально предпразднство еще не началось. Кроме того, Рождеству предшествует Неделя свв. праотец, и затем Неделя свв. отец. В этот день вспоминаются те, кто ждал Христа и не дождался, те, которых весь мир не был достоин, те, кто скитались по пропастям земным, которые не приняли исполнения обетования, но образовали непрерывную цепь ожидающих Мессию. Так говорит Церковь устами своих гимнографов: "Праотцев собор, празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим". (Празднолюбцы – это не лентяи, а те, кто любит церковные праздники). "Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама и Иакова, по законе Моисея, и Аарона, Иисуса, и Самуила, и Давида, с ними же Исаию и Иеремию, Иезекииля и Даниила, и дванадесять вкупе (имеются в виду малые пророки), Илию, Елиссея и всех, Захарию и Крестителя, и проповедавшия Христа, жизнь и воскресение рода нашего".

Наконец, и Рождество и Богоявление имеют особый день предпразднства, последний день перед праздником – это навечерие Рождества и навечерие Богоявления, или сочельник. Сочельник происходит от слова "сочиво" – кутья, особая пища, которую можно есть в этот день: пшеница с медом. Это дни строгого поста и, кроме того, это дни совершенно особого богослужения.

Если сочельник Рождества или Богоявления попадает на понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются Царские часы, изобразительны, вечерня с чтением паримий, и на вечерни – литургия Василия Великого. Поскольку вечерня связана с двумя днями, и на вечерни уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие. По окончании литургии Василия Великого уже происходит праздничное славление: выносят свечу и поется тропарь и кондак празднику, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество.

Под сам праздник служится особое всенощное бдение. Оно состоит не из великой вечерни и утрени, а из великого повечерия, литии праздничной, которая является окончанием вечерни, и утрени.

В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста.

Если же Рождество Христово попадает на воскресенье или понедельник, а сочельник, соответственно, на субботу или воскресенье, то в сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а в сам день Рождества – литургия Василия Великого.

 

Хотелось бы сказать, что служба предпразднства Рождества Христова во многих отношениях красивее самого дня праздника. В службе праздника трудно воспринимается канон (интересный ямбический канон Иоанна Дамаскина, но перевод, по-видимому, не очень удачен). В предпразднство на повечериях назначаются очень интересные каноны, даже жалко, что на эти дни попало столько великих русских святых, а это немного отодвигает, заслоняет предрождественские службы. Там тексты совершенно удивительные, и тоже во многом повторяют Страстную. Так, на Царских часах есть стихира, симметричная стихире Великого Пятка:

"Днесь раждается от Девы рукою всю Содержай тварь, пеленами, якоже земен (как будто земной человек, человеческий младенец) повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит Утвердивый небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем (т.е. должен питаться естественным человеческим порядком Тот, кто превосходит всякое естество и чудесным образом питал Свой народ), волхвы призывает Жених Церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покажи нам и Божественная Твоя Богоявления". Помните, в стихире на Великий Пяток тоже трижды: "Покланяемся страстем Твоим, Христе" – и в заключение: "Покажи нам святое Твое Воскресение". ..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Продолжение лекции 11 по ссылке

 

Одно из самых чудных песнопений Рождества говорит вот о чем: "Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас". Замечательное место, одна из жемчужин литургического богословия: сначала недоумение, чем встретить, чем одарить Владыку, а затем говорится о самом ценном даре, который только можно было принести Господу – Чистой Деве Марии. Оказалось, что в роде человеческом есть Чистая, чуждая всякого греха Дева, Которая одна только могла выйти навстречу Христу и послужить делу, превосходящему всякий разум – Боговоплощению.

Тексты предпразднства и самого Рождества полны живых диалогов. Это диалоги Иосифа и Божией Матери (стихиры на Царских часах), в которых Иосиф недоумевает о происходящем, а Богородица успокаивает его. Тексты эти удивительны тем, что открывают нам сомнения и смущение святого человека. ..

 

 

Еще вообще для самообразования можно посмотреть по ссылке ( это нам предложили на курсах при нашем храме)

 

Моя ссылка (в правом поле "Богослужебный устав и гимнография = Основная литература= учебники Никулиной Е.Н. и Красовицкой М.С.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Шестого служится вечерня с Литургией Василия Великого. До окончания Литургии по уставу ничего вкушать не положено. "Первую звезду" символизирует свеча, с которой предстоятель в конце Литургии совершает каждение праздничной иконы Рождества во время славления и пения первого рождественского тропаря (имеется в виду Литургия навечерия, т.е. 6-го).

.Желающие причаститься на ночной Литургии обычно последний раз принимают пищу часов в 6-7 вечера. Учитывая то, что после Литургии и причастия дома ждет праздничный стол, можно вечером просто попить чаю с чем-нибудь.

спасибо большое!..теперь понятно :smile300:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...