Jump to content
lav.coder

Вопрос о внимании к себе: пытаюсь найти ответ в святоотеческой литературе

Recommended Posts

Вопрос о внимании к себе. Пытаюсь найти ответ в святоотеческой литературе.

 

Нет ли у Святых Отцов рассуждений примерно в таком направлении, что

 

- одним людям, по их внутреннему устройству, удобнее всего следить, к примеру, за входящими помыслами, ну или даже за своими фактическими делами, действиями, поступками,

- а другим людям, по их внутреннему устройству, удобнее всего следить за движениями своего сердца, тоесть за возникающими греховными ощущениями (движениями) в сердце

 

Есть ли какие-нибудь мысли или рассуждения на эту тему у Святых Отцов?

Заранее спасибо!

 

Где в интернете имеет смысл продублировать этот вопрос?

Какой-нибудь форум по аскетике?

 

P. S. Хочу уточнить, что я не имею ввиду тему о том, чтобы исполнять все пожелания сердца и доверять всему, что оно говорит, нет!

Мой вопрос на другую тему: на тему методов обнаружения греховных поползновений, зависят ли они от склада человека и как?

Edited by lav.coder

Share this post


Link to post

Есть ли какие-нибудь мысли или рассуждения на эту тему у Святых Отцов?

 

"Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание." (св. Григорий Синаит, Добротолюбие, том V)

Share this post


Link to post

lav.coder,

есть довольно интересные моменты в этой статье:  http://www.nnproekt.ru/pages/text_1_3.html и в этой: http://www.nnproekt.ru/pages/text_3_3.html

 

в книге архимандрита Эмилиана (Вафидиса) "Толкование на подвижнические слова аввы Исаии" имеются очень ценные замечания насчет помыслов в принципе)

 

Творения святителя Игнатия Брянчанинова, советы Оптинских Старцев - чтобы иметь более-менее цельную картину о духовной жизни, разных её аспектах т.к. невозможно рассматривать тему помыслов отдельно от всего остального)

 

 

вообще, пока мы пребываем в рассеянном состоянии,

 

Хочу уточнить, что я не имею ввиду тему о том, чтобы исполнять все пожелания сердца и доверять всему, что оно говорит

 

даже добрые и благие помыслы и ощущения (и действия, дела, поступки) не являются таковыми в чистом виде) так как всё наше состояние по определению пропитано грехом)

 

поэтому Ваш вопрос получается немножечко размытым)

 

 

по идее на любой входящий помысл у нас немедленно возникает то или иное сочувствие, оно же = уже греховное ощущение) даже если явно мы помысл не приняли) то есть границы между начальным прилогом  и  сочетанием, в той или иной степени, почти нет)

 

только Благодатью Божией и трудом можно достичь того, чтобы приходящий помысл не овладевал нашим состоянием немедленно) тогда теоретически приходящие помыслы уже могут оставаться на уровне прилогов) которые можно на некоторой дистанции оценить и отсечь)

 

тем не менее, это не означает, что вопрос сочувствия и греховных ощущений тут же отпадает т.к. страсти и в целом падшее естество восстают даже у великих подвижников, то есть эта сфера очень глубока и просто так её не разглядишь)

Edited by GlebYanchenko

Share this post


Link to post

Авва Дорофей, "Невидимая брань", можно по поисковику спросить "Восемь главных страстей", "О борьбе с помыслами".

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...