Перейти к публикации
SergNata

Где современная литература, которая показала бы радость Царствия Божия здесь и сейчас?

Рекомендованные сообщения

Тема 10-го номера 2010 г. журнала «Вода живая» — Христианство и литература. В поисках определения «христианской литературы» бессменный ведущий круглого стола «Воды живой» священник Димитрий Симонов обратился к архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву), профессору СПбПДА, известному богослову и большому любителю различных книг: от дохристианского Тертуллиана до современного Сорокина, члену Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, представившего тему номера в рубрике.

 

Отец Ианнуарий, какую литературу, на Ваш взгляд, можно называть христианской?

 

— Смотря, что мы вкладываем в это понятие. Если говорить в широком плане, вся русская литература является составной частью нашей культуры, которая целиком базируется на христианстве. Поэтому практически вся наша литература выросла из христианских корней, как и наш язык — из библейских корней. Если же говорить в узком плане, то истинно христианской литературой является, прежде всего, Новый Завет и все, что непосредственно его касается....

 

Текст

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

СУДЬБА "ЧЕБУРАШКИ". О СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

O, tempore, o, mores...

Два десятилетия свободы совести и плюрализма мнений в нашей стране сделали свое дело. Посещающие российские книжные магазины могут заметить, что за последние годы количество книг по церковной тематике увеличилось многократно. Во всем многообразии ассортимента выделяется несколько групп книг. Во-первых, собственно церковная литература: Священное Писание, труды отцов Церкви, богослужебные книги, молитвословы. Во-вторых, литература специальная и научная: исторические и богословские труды. В-третьих, издания просветительской и миссионерской направленности, учебные пособия. В-четвертых, литература художественная: поэзия, повести, романы, а также различные стихи и рассказы для детей.

 

У каждой из указанных категорий своя судьба и свои проблемы. Пожалуй, наиболее сложная ситуация с художественной литературой, как-то связанной с православием. С одной стороны, ее востребованность сегодня чрезвычайно высока. Об этом свидетельствуют рейтинги популярности православных книг, многие из которых публикуются в сети (в частности, на портале www. pravkniga.ru и на сайтах различных книжных интернет-магазинов). Имена в верхних строках в последнее время приблизительно одни и те же: Елена Чудинова, Юлия Вознесенская, протоиерей Николай Агафонов, священник Александр Торик... Примечательно, что самые издаваемые и самые читаемые книги о православии принадлежат к разряду художественной литературы! Не Евангелие и не молитвословы расходятся сегодня самыми большими тиражами. Православный читатель почему-то выбирает романы и фантастические повести. Не православное богословие, не история Церкви, не миссионерская литература интересуют его, а православная беллетристика и даже фантастика!.....

 

Судьба «Чебурашки»

Тревожно, что подобное отношение к жизни постепенно затрагивает и поколение наших детей, ведь «православные книги», выпускаемые сегодня для них, также вызывают много вопросов. Конечно, есть и положительные примеры: «Евангельская история для детей» в изложении Майи Кучерской и книжная серия «Настя и Никита», издаваемая журналом «Фома». Но этих книг, увы, единицы, да они-то и не настаивают на своей принадлежности к рангу «православной литературы». Нарочито же «православные» книжки часто несут в себе тот же заряд игривости и то же ощущение «ненастоящего», что и вышеупомянутая взрослая, «вдохновительная и умилительная» литература. Очень обидно, что Евангельская история во многих таких книжках превращается в такую же сказку, как «Чебурашка» и «Колобок». Неужели наши дети, когда подрастут, перестанут в нее верить и будут считать Христа пусть очень добрым, положительным, но все же сказочным героем? И кто решил, что преподносить ребенку православие можно лишь в сказочно-сентиментальной оболочке, что настоящего серьезного христианства дети не поймут и не примут?

 

При этом параллельно с мифом об особой «православной литературе» для взрослых сегодня продвигается и миф о «детской православной литературе». К сожалению, не только авторы, но даже ученые мужи убеждают родителей, что ребенок должен читать исключительно особые, православные книги. То есть не только читать «православную литературу», но вообще не читать никакой другой. Яркий пример такой позиции — нашумевшая публикация книги петербургского филолога, кандидата наук Юрия Поринца под претенциозным названием «Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует». Если верить Поринцу, нашим детям вредны и «Красная шапочка», и «Питер Пэн», и «Мэри Поппинс», не говоря уж о «Гарри Потере»... Что же предлагается взамен? Видимо, всевозможные сборники нравоучений с названиями типа «Чадушки», «Подсолнушек», «Куличок» или «Боголюбивый отрок»?

 

Однако есть один момент, в корне отличающий ситуацию с детской литературой от ситуации со взрослой. Ведь нельзя забывать, что не только издатель, но и реальный покупатель детской книги — взрослый человек, поэтому большие продажи детских книг еще ничего не означают. Хотя они активно покупаются родителями, но не очень активно читаются детьми. Как большинство родителей, я сталкиваюсь с тем, что заинтересовать ребенка такими книгами просто невозможно. Книги эти, в основном, совсем недетские по содержанию, оперируют словами и понятиями, сложными не только для ребенка, но и для современного взрослого, не закончившего семинарии. При этом они нарочито детские по форме (с аляповатыми рисунками, со снисходительно-покровительственными обращениями к ребенку в стиле «мой юный друг»...). Такое сочетание дает эффект максимального отталкивания, поскольку игнорирует естественное желание всякого ребенка — быть, как взрослые.

 

С одной стороны, это ужасно. Если православные взрослые, хоть мало, хоть не самые лучшие, но все же читают книги, то наши дети, получается, не читают ничего. Неужели тем самым Церковь окончательно утратит связь с подрастающим поколением?

 

Но, с другой стороны, такая относительная пустота оставляет шанс. Например, шанс, что люди, не привыкшие к фальши в детстве, не привыкнут к ней и позже. А это уже немало.

 

Анастасия Коскелло

 

 

Текст

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересные статьи. Правдивые.

 

Не со всем соглашаясь,прочитали внимательно.Наши дети обращение-Мой юный друг- воспринимают радостно. Бориса Ганаго читает старшая с удовольствием, даже берет на прогулку, чтобы предложить друзьям. :friends0: Нам,родителям, его книжки кажутся чересчур "морализаторскими", а ребенку нравятся.

 

Нам что-то нравится,что-то нет.

В статьях бесспорно много- много ценных мыслей и наблюдений. :friends0::smile300:

Что еще с удовольствием, кроме "Насти и Никиты" , наши дети читают:

Журнал "Свечечка" и красиво изданные маленькие рассказы Издательства Белорусского Экзархата для детей.

 

Самые любимые все же - Библейские рассказы для маленьких детей в изложении А. Твердовской (изумительные иллюстрации),

Жития Святых для детей в переложении Роберта Балакшина ( красивое издание Сретенского монастыря ) и ЕВАНГЕЛИЕ в пересказе для детей ( сост. текста Н.В.Давыдова, Свято-Троицкая Сергиева Лавра).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

где современная литература, которая показала бы радость Царствия Божия здесь и сейчас?

для меня вопрос немного непонятный....в любые времена у православного верующего всегда актуально следующее: Свт Писание, Свт. Предание, Свт. Отцы (их труды), Жития Святых - это вне времени, мы всегда должны этим руководствоваться. Современное никогда не даст то, что составляет Сокровища Святой Церкви - это аксиома; современные духовные писатели при всем их таланте повторят то, что сказали Св. Отцы сотни лет назад, ничего нового они не скажут; все, что надо уже сказано и объяснено. Труды Св. Отцов - вот что нужно читать и изучать, все остальное - постольку-поскольку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется, что для нас нет проблем с литературой. Тем более сегодня. Только все надо читать в свое время. Не надо торопить события. Главное что бы читали. А если не читают – значит не главное. Надо уметь так себя вести, что бы заразить чтением детей. И не обижаться на них, если им что- либо не интересно. Для детей есть период сказок которых море, есть период когда надо читать разные рыцарские романы, рассказы про путешествия, приключения, шпионов и разных сыщиков. Ребенок должен переживать истории героев, учиться у них и смелости и храбрости, узнавать о существовании подлости и предательстве, верности и милости, учиться быть неравнодушным к событиям. Не знаю, кому, как повезет с учителем литературы в школе … думаю, учителя литературы формируют наших детей в школе именно как людей. Хотя им может стать и любой другой учитель, если он учитель. Только вот преподавать русскую классику не понимая православия это как массажировать деревянную ногу. Книги очень нужны для жителей городов, где маленьких людей обставили высокими зданиями, стеклом и бетоном, рекламными щитами и бесконечными потоками машин. Сегодня даже мультики не с лисичками и зайками, а скакими-то монстриками и мутантиками.

Наша классическая литература всегда современна. Я недавно открыл для себя рассказы Шукшина. Чем он не современник Гоголю или наоборот. Про новые имена в литературе? Думаю такие есть, пока еще есть вопросы к своей душе у сегодняшних людей. Думаю что такие вопросы задают и будут зодовать еще долго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катерина, нам показалось, что в статьях речь идет совсем о другой литературе - не о духовной, богословской,а о художественной. Вопрос - надо ли вообще человеку читать художественные книги, возникает регулярно, но это все же другой вопрос. В цитированных статьях, правильно ли, нет ли, авторы основываются на том, что православные христиане беллетристику таки читают, причем весьма активно.

 

Вообще, нам кажется, всякий большой талант дается человеку от Бога, и поэтому, прежде всего хорошая литература не исключает для читателя возможности для встречи со Христом. И вообще она питает ум и душу, что для христианина очень важно.

В недалеком прошлом "Мастер и Маргарита" Булгакова (книга, в принципе, далекая от христианства) для человека становилась открытием Евангелия, которое находилось и читалось. Вся классическая русская литература имеет своей основой христианские ценности. Да и многое из зарубежной - тоже.

 

Наверное, было бы интересно обсудить именно то, что сейчас вкладывается в понятие "православная художественная литература" и что пользуется популярностью в православной среде. Мы пробовали читать кое-что из широко издаваемых ныне книг и, честно говоря, испытали разочарование...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
православная художественная литература

я не знаю как другие, но для меня художественной православной литературы не существует...либо православная, либо художественная....среднего для меня не дано...художественная подразумевает фантазию - позитивную или негативную - все зависит от душевного мира писателя, кстати Достоевского расхваливают как человека близкого к православию, но я до сих пор помню как меня физически тошнило от его книги - "преступление и наказание", которую я так и не дочитала по школьной программе - не смогла; так о чем я тут... а, о фантазии...фантазия - враг аскетики, на чем в общем-то и зиждиться вся православная вера..так что человеку нужно определиться к чему он стремиться - скоротать время на этой земле, прочитывая для развлечения художественную литературу, или все-таки попытаться осуществить то, чего смогли достигнуть Святые люди и к чему мы все призываемся...в последнем случае путь чтения православной литературы неизбежен...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катя,почитайте Бедные Люди,Холстомера...духовно обагатитесЬ!...Единственного классика,которого я перечитываю с отрочества.

 

 

Думаю,НаталЬя делала акцент на детской художественной литературе.Это отделЬная тема,я считаю.Потому,как и вы,уверена,что не может бытЬ православных детективов.Юлия Вознесенская,кстати,мне совершенно не пошла,хотя ходит по рукам книженция у нас в приходе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разве мы не знаем православных врачей или военных или ученых. Разве нет православных почтальонов, слесарей, дворников, продавцов, судей или милиционеров?

Катерина, вы наверно Библию и 5 томов Добротолюбия уже перечитали много раз?

Куда бросать семя учения Нового Завета? Душу может вспахать для семени скорби, беды, войны, с детства взрослая жизнь или хорошая литература, поэзия. Или то и другое, потому как можно скорбеть, болеть, нуждаться и при этом роптать и быть озлобленным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Катя,почитайте Бедные Люди,Холстомера...духовно обагатитесЬ!

милая Ромашка, читая Бедных людей, Холстомера могу ли я обогатиться больше, чем читая Иоанна Златоустого или Тихона Задонского? Что я могу узнать из первых книг, чего не могут дать мне последние?

 

Разве мы не знаем православных врачей или военных или ученых. Разве нет православных почтальонов, слесарей, дворников, продавцов, судей или милиционеров?

так не об этом речь, Александр..Библию, да, читала..большую её часть, по-моему даже всю, сейчас не упомню так как давно это было и если честно хочется Её ещё раз прочесть.... очень хочется..Добротолюбие - нет не читала, только избранное для мирян, все пять томов не пошли..рано мне ещё.

 

Думаю,НаталЬя делала акцент на детской художественной литературе

Да, Ромашка, до меня медленно, но дошло :girl_wink:......о детской художественной литературе, там конечно да, разговор совершенно другой, просто в заголовке темы не был поставлен акцент на детскую литературу, заголовок общий, поэтому видимо меня и понесло по взрослой части, что тоже очень актуально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей Дударев. Образ церкви в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: возврат от предания к Писанию.

 

Журнал Сибирские огни №1, 2011. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» многоплановый. В нем есть и любовные коллизии, и психологические лабиринты, и сатирические социальные срезы, и зарисовки из народной жизни… Но есть ещё, пожалуй, стоящая несколько особняком, но тем не менее органично вплетенная в сюжетную ткань романа так называемая церковная тема. Поначалу может показаться, что эта тема периферийная — рядом с городком, где разворачиваются события, стоит монастырь, и будто бы это лишь некий фон, который в любом романе должен присутствовать, и не более того. Но по мере раскрытия глубинного смысла повествования понимаешь, что нет: церковная тема — одна из центральных. Полный текст статьи.

 

Цитата: «При этом, как выясняется, монахи не прочь порассуждать на глобальные темы взаимоотношения церкви и государства, явно не удовлетворяясь типичной и традиционной для таких споров фразой из Евангелия: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Их мнение здесь удивительным образом совпадает с мнением философа-одиночки Ивана Карамазова. Согласно представленной в главе «Буди, буди!» концепции необходимо перейти от мироощущения, при котором церковь занимает секторное положение в государстве, к обратному мироощущению — когда уже государство растворяется в эсхатологической Церкви».

 

http:///www.bogoslov.ru/text/1420930/index.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

НаткнуласЬ опятЬ на эту тему...

 

Мне нравятся книги-автобиографические откровения.ПисЬма.Когда он полны переживаний,чувств...

Записки Игумении Таисии о настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря.

 

 

Прочитав «Келейные записки» Матушки Таисии, о.Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году)

 

ПоделитесЬ подобным!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ромашка, делимся ))).

 

Письма о.Иоанна Крестьянкина. Прочитали и предложили моей маме. Она верующий человек, любящий всех нас. Читать ей выбираем книги, которые можно понять и сидя в очереди на прием к врачу, и в метро ))).

 

Эта книга-любимая у нее. Мама поделилась впечатлением: " Батюшка пишет ответы так, что мне почти понятно содержание писем вопрошающих. Я бы хотела иметь такого духовника. Он удивительно понимал трудности и проблемы живущих в миру людей. Просто и с любовью, но нет и тени морализаторства". Она сейчас у нас в гостях, поэтому я взяла "интервью" , чтобы не исказить ее впечатление. Пишу с ее согласия. Да, мама не "воцерковленный" верующий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...