Мария Ш 2 617 Опубликовано: 24 августа, 2017 принимаю все, что преподается РПЦ. Тему создаю просто потому, что интересны причины, для ясности. У нас (и у некоторых сектантов) используются квасной хлеб и красное вино. А первое Причастие по трем синоптическим Евангелиям было во дни еврейской Пасхи (только Иоанн не указывает времени точно) и совершалось по ее образу. Термин, который употребляют Марк, Матфей и Лука - артос, трактуется почему-то как квасной хлеб, хотя не указано никакого расширительного значения. Артос - значит просто хлеб, но поскольку речь идет о ветхозаветной традиции - нужно смотреть книгу "Исход", где, по Септуагинте, и есть указание на неквасной хлеб, т.е. опресноки - "артон азимон". Не могу согласиться с употребляющими пресный хлеб в том, что закваска - символ порока и лукавства. Это о принципе воздействия, т.е. об умножении. См 1 послание коринфянам 5 гл. Там о сообществе святых (т.е. просвященных верой во Христа), которые должны отстраниться от явного грешника из их среды, чтобы его присутствие не повлияло пагубно на остальных. Подобно тому, как явный праведник освящает свое обычное окружение (св.Серафим). Старая закваска греха - падший Адам и его потомство. Новая - Второй Адам и Его потомство - христиане. Что же значит "станем праздновать с опресноками чистоты и истины"? Есть у меня соображения, но интересно знать, что скажете вы. Или ссылочку на какой-нибудь четко объясняющий источник, пожалуйста p.s. В исключительных случаях вещество Причастия бывало иным: см. мученические акты Перпетуи и Фелицитаты, или из новой истории на Соловках ссыльный священник совершал Литургию в лесу и причащал ягодным соком. Меня интересует только стандартная ситуация. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Яна Б. 214 Опубликовано: 24 августа, 2017 Некоторые толкования приводятся в оптинском интернет-проекте "Толкования Священного Писания". Ссылка на приведенный Вами стих: http://bible.optina.ru/new:1kor:05:08 Хотя первое, что мне пришло на память - это курс догматического Богословия. В одном из самых распространенных учебников протоиерея Олега Давыденкова на эту тему сказано немного, но, возможно, тоже будет полезно. Раздел 3.6. "Выводы литургического характера" главы 3 "Таинство Евхаристии": https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/12_7 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 617 Опубликовано: 25 августа, 2017 Спасибо, Яна) короче: всегда радуйся, уклонись от зла и сотвори благо. Это ясно, что апостол употребляет привычные образы иносказательно, по ситуации. Но как это об'ясняет то, что традиция изменилась? Другие изменения более ясны ( обрезание утратило прежнюю важность, например). прошу еще раз батюшек своими словами коротко отреагировать или хоть об'яснить, почему мой вопрос о веществе Таинства безразличен. В первое время христиане не отделялись от общины, а внешними воспринимались не как отдельное сообщество, а как секта внутри иудейской общины. Значит когда-то традиция сохранялась, а потом была сломлена. Употреблять артос азимос как священный хлеб - указание Господа... Яна, благодарю еще раз В предложенных ссылках чуть на другую тему - преложение Святых Даров- об'яснение менее ясное, чем в работе Фокина А.Р., очень рекомендую этого автора Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 25 августа, 2017 Считается, что Христос совершил Тайную Вечерю накануне того момента, когда совершалась иудейская пасха с пасхальным агнцем и опресноками. Поэтому нельзя проводить строгие параллели между ветхозаветным обрядом иудейской пасхи с заколотым агнцем и пресными хлебами с Таинством, которое установил Христос накануне. Собственно пасхальная трапеза была прообразом скорее Распятия (которое совершилось уже после Вечери), а не самой Тайной Вечери. На эту тему действительно написаны тысячи страниц исследований и я очень сомневаюсь, что можно отыскать где-нибудь одно краткое и емкое разъяснение. http://www.bogoslov.ru/text/397717.html (интересны тут и некоторые комменты) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
На берегу реки 1 409 Опубликовано: 25 августа, 2017 "Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя". Разве этого мало? Неужели так важно из чего? По-моему своими поисками Вы лишь затмеваете для себя основную суть таинства. Древо познания добра и зла погубило праотец наших, вряд ли Вас пощадит... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 617 Опубликовано: 25 августа, 2017 Благодарю, содержательна и статья, и комменты. О том, что есть эта версия, знала. действительно, по исполнении времен, когда Бог победил смерть и Трапеза Господня совершается ежедневно, мои интерес строго исторический, а не сотериологический. Владислав, я специально упомянула о том, что участвую в Таинствах и считаю все, что предлагается РПЦ спасительным! Не волнуйтесь. Просто есть люди, кому такие вещи любопытны, а кому-то совсем нет. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 25 августа, 2017 2 минуты назад, Владислав (ВМШ) сказал: "Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя". Разве этого мало? .. Владислав, поверьте, это важно. Я тоже в свое время считал, что такие вопросы, как опресноки, время Пасхи и тп. являются вопросами, так сказать, из области обрядоверия, мало имеющих отношения к самой вере. Но оказалось, что все гораздо глубже и сложнее... Эти вопросы в свое время в Церкви ставились очень остро и на протяжении многих веков на эти темы велись довольно интенсивные споры. Боюсь, что не смогу сейчас указать даже на основные причины такого пристального внимания Церкви к таким "мелочам", поскольку для этого потребуется очень много времени и сил. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 617 Опубликовано: 25 августа, 2017 (изменено) еще мне кажется важным умение отвечать на вопросы коротко ( когда это возможно) и указывать на различие теологуменов от догматических утверждений. В сухом остатке. Примерно так: четкого ответа нет. Или есть, но он не категоричен И так далее. Сложно бывает отыскать зерно в длинных красноречивых толкованиях ясных на сегодняшний день евангельских мест. Золотой век далек, а для меня даже толкования Феофилакта требуют перенастройки. В другом ритме живем. Поэтому низкий поклон таким авторам, как Десницкий, Фокин и Тд Изменено 25 августа, 2017 пользователем iam 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение