«Самое важное в женской одежде – женщина, которая ее носит».
Ив Сен-Лоран
В настоящее время среди православных бытует стереотипный образ верующей женщины. Образ, связанный прежде всего с ее внешним видом. Не все, но многие полагают, что представительница слабой половины человечества должна носить юбку до пят, верх с закрытыми рукавами и шеей, одеваться преимущественно в неброские цвета, не пользоваться косметикой. Свое мнение таковые нередко подтверждают Писанием: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Поэтому так часты невольные осуждения в адрес привлекательной и хорошо одетой женщины: «Соблазнительница!». Как же должна выглядеть православная женщина?
Руководящий принцип церковный жизни, озвученный преподобным Викентием Леринским гласит: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». То, что на мерилах ценностей одежда занимает место второстепенное, в общем-то, бесспорно. Об этом свидетельствуют слова Евангелия: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25) Исходя из данного посыла можно заключить, что православная женщина имеет некоторую свободу относительно того, как ей выглядеть. Вспоминается девушка, духовник которой называл серьги «змеями в ушах», и потому она их не носила. Другая же православная особа работала на ТВ и неизменно надевала различного рода украшения. Но мы не можем сказать, что одна из них ближе к Богу, чем другая. Достаточно вспомнить фотографии преподобной Елизаветы Феодоровны до принятия пострига, чтобы убедиться: обрамление телесной красоты достойной одеждой и драгоценностями – не грех. Самое главное, как говорил преподобный Виталий (Сидоренко), у человека в сердце, а «одежда – это лишь зонтик-прикрытие».
Если так, почему тогда не удариться в кромешный аскетизм, и не начать ходить в мятой одежде и с засаленными волосами, ведь главное – внутри? А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а уж уместность ухоженного вида вплоть до кончиков ногтей воспел еще «солнце русской поэзии» А. С. Пушкин: «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей». В наши дни важность внешней привлекательности обозначил Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета».
Откуда же идут корни у стереотипа: «темные одежды, закрытые плечи, лицо без макияжа» и прочее? По словам главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона, в храмах существует дресс-код, который введен для того, чтобы мужчины, пришедшие туда для молитвы, не отвлекались на красивых женщин. Во всех же остальных случаях, по мнению иерарха, православная христианка должна одеваться так, как она считает нужным: это должна быть приличная одежда, но она вполне может быть красивой и привлекательной. Довольно либеральны воззрения владыки и на использование косметики: «Мне кажется, что умеренное использование косметики совсем не вредит женщине. Церковь никогда не говорит, что женщина не должна быть современной, красивой».
Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что одежда, украшения и макияж сами по себе не являются грехом. Греховными являются человеческие помышления. Одна подкрашивается, идя на работу, чтобы не выглядеть болезненно по причине бессонной ночи, проведенной над кроваткой своего малютки, а другая одевается в темные полумонашеские одежды, стремясь продемонстрировать окружающим свою мнимую праведность. Первая руководствуется любовью к ближним, а вторая – гордостью. Не так важно Господу, до пола ли юбка у православной женщины, или чуть ниже колена, нанесен ли макияж, или нет – Он зрит на сердце. Но ради уважения к коллегам, ради вдохновения домашних своей красотой женщина вольна следить за собой. В этом, по слову преподобного Викентия Леринского, она абсолютно свободна.
You can post now and register later.
If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.
«Самое важное в женской одежде – женщина, которая ее носит».
Ив Сен-Лоран
В настоящее время среди православных бытует стереотипный образ верующей женщины. Образ, связанный прежде всего с ее внешним видом. Не все, но многие полагают, что представительница слабой половины человечества должна носить юбку до пят, верх с закрытыми рукавами и шеей, одеваться преимущественно в неброские цвета, не пользоваться косметикой. Свое мнение таковые нередко подтверждают Писанием: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Поэтому так часты невольные осуждения в адрес привлекательной и хорошо одетой женщины: «Соблазнительница!». Как же должна выглядеть православная женщина?
Руководящий принцип церковный жизни, озвученный преподобным Викентием Леринским гласит: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». То, что на мерилах ценностей одежда занимает место второстепенное, в общем-то, бесспорно. Об этом свидетельствуют слова Евангелия: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25) Исходя из данного посыла можно заключить, что православная женщина имеет некоторую свободу относительно того, как ей выглядеть. Вспоминается девушка, духовник которой называл серьги «змеями в ушах», и потому она их не носила. Другая же православная особа работала на ТВ и неизменно надевала различного рода украшения. Но мы не можем сказать, что одна из них ближе к Богу, чем другая. Достаточно вспомнить фотографии преподобной Елизаветы Феодоровны до принятия пострига, чтобы убедиться: обрамление телесной красоты достойной одеждой и драгоценностями – не грех. Самое главное, как говорил преподобный Виталий (Сидоренко), у человека в сердце, а «одежда – это лишь зонтик-прикрытие».
Если так, почему тогда не удариться в кромешный аскетизм, и не начать ходить в мятой одежде и с засаленными волосами, ведь главное – внутри? А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а уж уместность ухоженного вида вплоть до кончиков ногтей воспел еще «солнце русской поэзии» А. С. Пушкин: «Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей». В наши дни важность внешней привлекательности обозначил Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные цвета».
Откуда же идут корни у стереотипа: «темные одежды, закрытые плечи, лицо без макияжа» и прочее? По словам главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона, в храмах существует дресс-код, который введен для того, чтобы мужчины, пришедшие туда для молитвы, не отвлекались на красивых женщин. Во всех же остальных случаях, по мнению иерарха, православная христианка должна одеваться так, как она считает нужным: это должна быть приличная одежда, но она вполне может быть красивой и привлекательной. Довольно либеральны воззрения владыки и на использование косметики: «Мне кажется, что умеренное использование косметики совсем не вредит женщине. Церковь никогда не говорит, что женщина не должна быть современной, красивой».
Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что одежда, украшения и макияж сами по себе не являются грехом. Греховными являются человеческие помышления. Одна подкрашивается, идя на работу, чтобы не выглядеть болезненно по причине бессонной ночи, проведенной над кроваткой своего малютки, а другая одевается в темные полумонашеские одежды, стремясь продемонстрировать окружающим свою мнимую праведность. Первая руководствуется любовью к ближним, а вторая – гордостью. Не так важно Господу, до пола ли юбка у православной женщины, или чуть ниже колена, нанесен ли макияж, или нет – Он зрит на сердце. Но ради уважения к коллегам, ради вдохновения домашних своей красотой женщина вольна следить за собой. В этом, по слову преподобного Викентия Леринского, она абсолютно свободна.
Автор: Юлия Ростовцева
Поделиться сообщением
Ссылка на сообщение