Из беседы архиепископа Святогорского Арсения на на V Фестивале СМИ православных:
"20 лет, конечно, период не такой уже и длительный. В 1992 году началось восстановление древней обители, закрытой в советские годы. Хотя началось оно далеко от Лавры...
Нас было всего восемь человек. Когда мы сюда пришли, на нас тыкали пальцами и говорили, что мы – кучка слабоумных, которые, максимум, пару месяцев продержатся – и разбегутся.
Отец Тихон из Луганска (иеромонах Тихон (Ильгов) – ред.), который
4 июня 1937 года родился Онегин Гаджикасимов, в иночестве иеросхимонах Симон ...
Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов, в монашестве Симон: поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен советского периода, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни - родился 4 июня 1937 года в Баку. Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Мать Онегина Гаджикасимова - Махтабан-ханум, происходила
Святитель Иоанн (Максимович) родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка п
"Хорошо, если ты сумеешь различать основные грехи от производных. Если не умеешь, научись. Это очень важно. Мы должны знать, о чем наиболее нам нужно сокрушаться и в чем исправляться. Вот, например, если мы рассеяны на молитве, если в церкви на нас нападает дремота и мы невнимательны, если нас не интересует даже чтение Священного Писания, то это происходит или от маловерия и слабой любви к Богу, или от лености и беспечности.
Если в Церкви во время богослужения мы ходим, разговариваем, толкае
«…Милостыня матери Александры всегда была тайной; она служила всем, чем только умела и сколько могла. Кроме исполнения трудных и черных работ у отца Василия Дегтярева, мать Александра ходила в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян. В страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни, работая в поле, она топила печи в избах, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу усталых мат
«Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. И потом, нам надо понастоящему верить в Бога даже в малом. Большинство людей проводят жизнь, охая и сокрушаясь по поводу своих привычек, рассуждая о том, что их надо изменить, составляя правила своей жизни в будущем, которого они ждут, но которого, быть может, будут лишены, и таким образом теряют время, которое сле
Азбука для начинающих духовную жизнь
1. В постели пробуждаясь прежде всего вспомни о Боге, и знамение крестное положи на себя.
2. Молитвенное правило, какое есть у тебя, не оставляй, и им начинай провождение дня.
3. В течении дня, при каждом деле, молись краткими молитвами. Молитва — крылья души; молитва делает душу престолом Божиим.
4. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.
5. Никто из окружающих тебя да не останется утром без твоего искреннего приве
"...Испытание войной близилось к концу. А в жизни Ивана Крестьянкина открылся желанный с детства путь. Он получил об этом извещение свыше. В сонном откровении он увидел себя паломником в Оптиной пустыни. Любимый им старец Амвросий принимал людей, но намеренно обходил Ивана. Смущение встревожило душу. Но когда старец отпустил последнего посетителя, то подошел к Ивану, обнял его и позвал послушника: «Принеси нам два облачения, мы с ним служить будем». Затем старец повел Ивана в церковь. Сон был на
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(отрывок)
7
Мир даётся правдой, а не силой,
Я в руках пересыпаю прах…
Как же долго, Господи помилуй,
Довелось нам мыкаться впотьмах.
Кто же, кто же,
кто тут победитель?!
Смерть пророчат нам, а я смеюсь -
Возроди хотя б одну обитель,
Встанет из руин – святая Русь!
Родина, из пустоты, из праха
Воскресая в правде и в любви,
Ты рукою кроткого монаха
В трудный путь меня благослови!
Знаю я, прощаться будет туго,
Каждого с поклоном обниму,
Что же д
Чулпан Хаматова читает отрывок из незаконченной поэмы Марины Цветаевой о царской семье.
Чулпан Хаматова о Марине Цветаевой:
Марина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева…
Неслучайно один ее очерк называется «Искусство при свете совести». Вся ее поэзия, весь ее душевный строй, который «располагает к катастрофе», как она говорила, вся ее душевная работа, то, как она трудилась над стихом — все освещено такими забытыми сегодня понятиями, как честь, достоинство и совесть.
Все, что
Пост был первой заповедью нашим прародителям, и нарушение поста явилось причиной их падения, в чем состояло первое уничижение, с того начинают подвижники преуспевать в страхе Божием. С сего начал и Спаситель, потому что пост есть орудие на диавола, им Он сразил диавола в пустыне.
Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов сразить и отразить все лютые страсти. Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопаде
Большую часть жизни преподобная Васса (в миру носившая имя Мария) не была монахиней — была любящей матерью, верной и заботливой женой, благочестивой, кроткой, трудолюбивой. Но выше всего этого была ее любовь к Богу. Принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой, и тем выше подвиг преподобной Вассы, ведь следовать аскетическим путем особенно трудно в миру. Эта жена, по Летописи, первое лицо в истории Псково-Печерского монастыря, принявшее в нем монашеский образ. Над нею же соверш
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог оставил нам мощи святых для того, чтобы, как рукой, привести нас к той ревности, какая была в них, и даровать нам некоторую пристань и надежное врачевство против зол, отовсюду нас окружающих» (Похвальное слово святому Игнатию Богоносцу).
Протоиерей Виктор Гурьев. Поучения по руководству Патерика Печерского. М., 1912г.:
Из этих слов Златоуста мы видим, что не для одного поклонения Господь оставил нам мощи святых, а чтобы возбудить в нас ревность
1. Молитва [3] — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.
2. Меру достоинства своей молитвы будем измерять верою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми!
Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность, или делаем для них что-либо; а ино
Из воспоминаний монахини Надежды о Великой княгине Елисавете Федоровне:
"...Уехать за границу она отказалась. Накануне дня ее ареста она встала на клирос, что было неожиданно для всех, и пела вместе с сестрами. Всех поразила сила и красота ее голоса.
Приехали за ней на третий день Пасхи — это был день Иверской иконы Божией Матери, престольный праздник. Тут же вся обитель узнала, сбежались все. Она попросила дать ей два часа — все обойти, сделать распоряжения. Дали полчаса. Молились в больничн
Двадцать лет назад, 19 февраля 1992 года, в Донском монастыре были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В обретении мощей Святейшего Тихона самое активное участие принимал нынешний наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), тогда еще иеромонах, насельник Донского монастыря. Предлагаемый ниже рассказ - об этих событиях, написанный им «по свежим следам» и опубликованный в «Московском Церковном вестнике» в 1992 году, № 4 (70).
Одной
Каждая владимирская семья в XIX веке традиционно соотносила ритм и уклад своей жизни с православным календарным кругом. В полном соответствии с ним жили люди, в него органично вплетались частные, семейные события. В основе православного календаря лежат события, связанные с именами Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также многочисленных людей, живших свято.
Одним из самых почитаемых православных праздников во все времена являлось Рождество Христово. Празднику предшествовал длительный 40-
Проповедь в неделю Крестопоклонную. Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному
Кресту Господню. Один раз — во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия
Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на
котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем
мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был
найде
"Ко мне на исповедь пришла больная девочка лет 12-ти из детского дома для умственно отсталых. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о "неполноценности". И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье. Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают д
Прославление св. Иоанна Кронштадтского в Америке
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Очень важный вопрос: почему Батюшка Иоанн Кронштадтский был впервые прославлен вне России — в Америке и по всему миру. Он возник у нас с отцом Серафимом (Роузом) уже после канонизации: почему такой русский святой вначале оказался прославленным вне России? Некоторые рассуждения и мысли по этому поводу и составляют предмет моего сообщения.
Сейчас православные церкви распространились по всему миру —
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). По смыслу евангельских слов, приводит к Богу Он Сам. Можно говорить только об обстоятельствах и людях, через которых Бог касается человеческого сердца. У меня есть отрывочные воспоминания о храме из самого раннего детства. Сознательно я вошёл в церковную жизнь в Караганде. Когда отца арестовали, мать со мной на руках пошла в НКВД, добиваться правд