Jump to content
  • entries
    223
  • comments
    246
  • views
    179882

Яко к целебному источнику…

Sign in to follow this  
Tampy

1406 views

Непрекращающийся листопад, хмурые дожди с холодными рассветами и особая, грустная желтизна все ниже к горизонту спускающегося солнца, отличительные особенности дней октябрьских.

Для меня это – оптинская погода. Наверное, потому, что две грустных осени пришлось провести именно в Оптиной пустыни. Первый октябрь в 1989 году, и последний, в следующем 1990. Между монастырскими октябрями был небольшой зимний перерыв, а затем, с дней Великого поста 1990 года до самой осени, до ноябрьского рукоположения в священнический сан, Господь даровал мне возможность жить в этой обители.

Именно поэтому, каждый год, смотрю на пурпурную красоту октябрьских дней и вспоминаю оптинский Введенский храм, полунощницу ранним утром и череду монахов попарно подходящих к мощам преподобного Амвросия и поющих «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши…»

 

Завтра день преподобного Амвросия, а послезавтра, 24 октября, будем чтить память всех светильников веры в обители оптинской подвизавшихся и хотя в воскресный день принято проповедь говорить на тему евангельскую, но я обязательно найду «связь» между сюжетом о воскрешении сына вдовы и преподобными оптинцами.

Да и как не найти, если передо мной литография с Оптиной, справа календарь – оптинский, слева икона прп. Амвросия, да и в интернет-друзьях, есть довольно много тех, кто обрел веру и воцерковился в этой обители.

Почти год я прожил в монастыре, где каждый камешек, каждая тропинка – напоминание о преподобных старцах. Монахи и послушники, в годы восстановления обители, поражали своей духовной красотой, молитвенностью и скромностью, а бородатые трудники, вкупе с паломниками, были двух видов: «достоевские» и «гоголи». Хотя, помнится, как подарила обители козельская воинская часть полный кузов воинской формы старого образца. Через пару дней все паломники и трудники выходили на монастырские послушания в армейской одежде. Тогдашний наместник Оптиной, архимандрит Евлогий (Смирнов), ныне архиепископ Владимировский сокрушался:

- Рота какая-то, а не паломники…

В то время, каждое монастырское дело, каждое послушание и задание имели удивительную особенность – все было впервые. Впервые, после семи десятков лет духовного небытия.

Меня, после Пасхи 1990 года, тогдашний благочинный монастыря отец Мелхиседек забрал в издательский отдел обители. В угловой северо-восточной башне обители (сейчас там библиотека) мы размещались и начинали дело издательское с выпуска небольших брошюрок, где печатали отрывки из книг святительских, да молитвы основные. Книг-то православных мало тогда было.

Впервые после 17-года вышли в Оптиной и «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Обогнали мы тогда в негласном соревновании по книжкам Троице-Сергиеву Лавру. Самое удивительное то, что Дорофея напечатали в типографии тульского обкома компартии.

Затем затеяли переиздание «Жития святых» Димитрия Ростовского. Когда вышел первый, сентябрьский том, радовались несказанно, а на другой день заметили, что написано на первой странице такая фраза: «По благословению Святейшего патриарха Алексея». Не Алексия, а именно Алексея.

Помню как расстроен был отец Мелхиседек. Вагон книжек, 20 тысяч экземпляров и такая ошибка. А Святейший успокоил, не предал значения.

Прав тогда был Георгий Гупало, который в то время тоже в издательском отделе Оптиной трудился.

- Да не расстраивайся, отче, не велика беда, – успокаивал Георгий Мелхиседека.

Кстати сам Жора (именно так в те дни мы Георгия Михайловича звали) контролировал все, что издавалось в СССР по нашей тематике. Более авторитетного знатока и издателя православной книги в те годы не было, да и сегодня он на пульсе современной книги. Он с о. Мелхиседеком, при всех разностях характера и занятий, чем-то были схожи. Неугомонные.

Как только выходила новая книжка, к нам тут же заглядывал отец Сергий (Рыбко) и всеми правдами и неправдами для своих хиппи новинки выпрашивал. Он вечерами с ними в лесу у пруда беседы проводил, а потом в Жиздре их и крестил.

У отца Сергия, в келье, была громадная подборка Джондарвильевских изданий, которые он посылками из Америки получал и благополучно всем раздавал. Кроме того о.Сергий имел у себя транзисторный приемник, что естественно, далеко не всеми одобрялось, и вечером, аккурат после трапезы, радио «Радонеж» слушал.

Больше 20 лет прошло. Не забывается, а многое и сегодня только через призму оптинскую видится и понимается.

Уже будучи священником, в очередной приезд в обитель, в году 92 или 93-ем спросил я у отца Мелхиседека:

- Отче, а почему ты меня к себе в издательский взял, да возился со мной почти год?

- Как почему, – сразу ответствовал игумен, – ты Авдюгин, а я Артюхин, потому и взял.

В трех моих книжках есть несколько рассказов и зарисовок о тех годах в Оптиной. Перелистал я их сегодня и еще раз нашел подтверждение того, в чем уже давно абсолютно не сомневаюсь: преподобные светильники Оптиной и в день нынешний рядом с нами.

Протоиерей Александр Авдюгин

Sign in to follow this  


8 Comments


Recommended Comments

Почему-то читалось со слезами на глазах.. Наверное, всё-таки, от радости! Ведь правда, каждое возвращение из Родного Дома в житейскую суету понимаешь, рядом светильники Оптиной! И старцы и братики новомученики! Рядом! И молитвенную помощь их ощущаешь день за днём! Дивен Господь во святых Своих! Слава Ему за всё!!!

С Праздником!!!

Share this comment


Link to comment

С праздником!!!!

Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас!!!!!

 

Share this comment


Link to comment

С праздником!

Тронуло за душу. Спасибо!

Прошла по ссылке, почитала, а батюшка этот ведь в Луганской области живет и служит. Тяжело там.

Share this comment


Link to comment
Дорогие, Оли, спаси вас Господь!)

Во славу Божию! С Праздником! )))

Share this comment


Link to comment

Оля, спаси Господи за ссылку! С огромной радостью посмотрела и почитала! о. Антоний и о. Серафим такие молодые ещё!

Share this comment


Link to comment

Тропарь и кондак преп.Амвросию на английском языке: )))

 

Troparion in Tone 5:

 

We run to thee O Ambrose, our Father * as to a healing spring. * For thou dost truly instruct us on the path of salvation, * preserving us from misfortune and calamity by thy prayers, * consoling us in sorrows of body and soul, * teaching above all by humility, patience and love. * Pray to Christ, the Lover of mankind, and to our Fervent Intercessor * that our souls may be saved. Kontakion in Tone 3: Having fulfilled the precepts of the Shepherd of shepherds, * thou didst inherit the grace of eldership, * having pity of all who run ot thee with faith. * Therefore we, thy children, cry out to thee with love: * Holy Father Ambrose, pray to Christ God that He would save our souls.

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...