Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    27
  • comments
    85
  • views
    35024

Крещение: окунаться или не окунаться? Опрос священников

Sign in to follow this  
р.б.Елена

3814 views

Источник:

 

http://www.pravmir.ru/kreshhenie-kupatsya-ili-ne-kupatsya-opros-svyashhennikov/

 

 

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

5f76e5787320-580x328.jpg

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

        Не купанием проверяется вера

vigilyanskiy.jpg— Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

        Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании

ostrovskiy.jpg— Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», — пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

        Купание — только начало

01270x405-images-stories-29_5zapoved-o.fedor2_.jpg

Протоиерей Феодор Бородин

— Традиция купаться на Крещение — поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь — теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

        А причем здесь Крещение?

uminskiy.jpgЯ как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленницу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Sign in to follow this  


10 Comments


Recommended Comments

Купание в холодной воде способствует укреплению защитно-имунной системы организма. Пастор Кнейп не советует это только больным лихорадкой и ознобом.

Share this comment


Link to comment

Уважаемый Николай! Укрепление здоровья не имеет отношения к смыслу праздника. А советы пастора к православию.

Share this comment


Link to comment

Помню в том году меня упрекали что я не окунаюсь в прорубь,но мне лучше на службе постоять чем в ледянную воду нырять,сказали что веры мало во мне,вот такая я грешная...

Share this comment


Link to comment

Может, водоемы не освещались до революции. Но окунаться в воду на праздник Крещения - была такая традиция. Думается, она зародилась не в советское время.

Share this comment


Link to comment

Вот самая малость, что нашлось:

 

..."После принятия христианства на Руси появилась традиция омовения в проруби в память о крещении Иисуса Христа

. Прорубь вырубается в форме креста и именуется Иорданью. В царской России в крещенской проруби окунались не только священнослужители и простой народ, но даже сама Царская семья, члены которой шли к Иордани пешком. Напротив Зимнего дворца делали прорубь, рядом устанавливали часовню. И в праздник Крещения Господня к проруби выходили тысячи людей, многие из которых окунались в освященную воду..."

 

http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XuPCvo7s9JHSSFNLoPx70x8iM5SShykqz2d_xTMwkh1pdxgG0_XU_TVSYaXh6mz4wQW3iEGBtYMAgwmwFKrxk8_Fsar-J7P5dEPLpfhnFsvYyEPUXpO00ttWLDMVByETuIH_Zo8Z-wtW1_HTWdTqUttp74Sy42YqsQ?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcnFjRkgyX0lSWHlFMG92NVBhODZld3NQa1dWNE1IZEszNmN4a0RMMGRmalZYRTF2ckFPb0w2UXRVRWc0cU1kZ0wyRVhBWmJOYkkxeklMOXFwc1NyUjVjN1NQSWZIWWhkUQ&b64e=2&sign=257a6fb4c68baf0801fa183b5f2713d5&keyno=8&l10n=ru&i=9

Share this comment


Link to comment

Эта языческая традиция укоренилась на Руси,совершенно не по духовным мотивам,а по причине беспробудного пьянства,разврата,магических обрядов и вызывания не чистой силы,во время Святок.На это время полагалось,даже,крест с себя снимать.Эта вся вакханалия считалась возможной и оправданной тем,что на Крещение можно и нужно окунуться в Иордани,чем смыть с себя весь греховный смрад и прийти в состоянии ново окрещенного. Очевидно, что это не христианское и не спасительное деяние...

Share this comment


Link to comment

Очень жаль ,а я второй год подряд окунаюсь в купели ,с молитвой и по вере,хоть очень боюсь холодной воды и вообще я детстве тонула и у меня остался страх воды,но именно на Крещение ,т. к у меня нет возможности окунуться в Иордане ,делаю это у нас в купели ,при уличной температуре со снежно ледяным полом.С молитвой Господу и крестом на шее и чувствую не передаваемую радость,легкость и хочется всех поздравлять с праздником Крещения и благодарить Господа за эту возможность,что БОГ с нами и ничего не страшно ,я думала что это идет духовное укрепление и даже немного огорчена ,что это к православию ничего не имеет.

Share this comment


Link to comment

Не переживайте,Наташа,окунуться в проруби,само по себе не страшно,разве только в моменте опасности возможных последствий,для здоровья некоторых людей,но страшно и разрушительно для души,когда это делается,по пагубным, анти христианским мотивам,с не верным пониманием значения самого праздника и заблуждениям связанных с ним.

Празднование Богоявления,Крещения Господня имеет глубочайший духовный смысл и значение,к пониманию которых и должны быть направленны наши главные усилия в эти дни.

Share this comment


Link to comment

Мой духовник живет в деревне.Каждый год мы перед ночной праздничной службой едем с ним на источник,он совершает чин освящения воды,первым купается батюшка,потом мы,и все дружно идем на службу.Никто никогда не болел!Если купель закрытая,то и не холодно вовсе.Я сама очень люблю купаться и летом и зимой.Конечно не просто так,зашла,нырнула и вынырнула.Обязательно с молитвой!Хочу сказать,что летом в жару намного тяжелее купаться,чем зимой.Чем ниже температура,тем легче.А неподготовленному человеку,действительно лезть не стоит.К этому надо готовиться!Не шутки все это!

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...