Уникальная церковь рушится буквально на глазах
Уникальная церковь рушится буквально на глазах
Реставраторы выступают за то, чтобы перевезти деревянную церковь из Грязовецкого района в Кириллов. Местные жители против.
Спасти расположенную в Грязовецком районе уникальную деревянную церковь пытаются местные краеведы, депутаты, музейные работники и бизнесмены. Но термин «спасти» каждый из них понимает по-своему. И пока заинтересованные стороны никак не могут договориться, старинный храм продолжает гнить под дождем и снегом, готовый в любой момент рассыпаться на части.
Единственная в своем роде
Когда именно на территории бывшего Леждомского погоста, а ныне Сидоровского сельского поселения, была построена церковь Козьмы (Космы) и Дамиана - мнения историков расходятся. Называются разные даты - начало XIX века, середина XVIII, и даже конец XVII. Но специалисты сходны в одном - в настоящее время в Вологодской области, а возможно и на всем Северо-Западе - это единственный сохранившийся деревянный храм, относящийся к типу клетских церквей с высокой клинчатой кровлей и архаичными формами. При этом на здании нет следов переборки, что с уверенностью позволяет говорить о том, что сруб сохранился практически в первозданном виде.
Точнее - почти в первозданном. За два или даже три столетия эта церковь пережила многое. Построенная в «холодном варианте» (для летних служб), она смогла пережить воздвигнутую гораздо позднее одноименную каменную церковь - от той давно остались лишь кирпичные руины. В XIX веке храм временно закрывали и открывали снова, частично переделывали фасад и кровлю. При этом еще 100 лет назад храмовое здание стало считаться своеобразным ветераном деревянного зодчества. В клировой ведомости 1913 года его текущее состояние оценивалось так: «Деревянная церковь, древняя, снаружи и внутри опушена тесом, крыша на ней деревянная; снаружи окрашена масляною краскою; довольно прочная, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под нее каменный фундамент и покрыть ее железом, на что не изыскивается еще средств».
После революции, естественно, было уже не до каменных фундаментов. Но строили наши предки на совесть, и даже основательно уйдя в землю и заметно покосившись, заброшенная церковь устояла до наших дней. Возможно потому, что со временем оказалась в стороне от людей. Окрестные деревни обезлюдели, дороги и поля заросли кустами, да и сама церковь оказалась словно бы в окружении подрастающего леса.
По заключению экспертов, сруб церкви находится в остро руинированном состоянии.
Сейчас от храма до ближайшего жилого населенного пункта - около 20 километров. Вместо дороги две глубокие колеи, почти весь год утопающие в непролазной грязи. Добраться до церкви «на колесах» можно лишь на вездеходе или мощном джипе. Недаром по Интернету гуляет легенда, что окончательно забытую всеми церковь Козьмы и Дамиана четыре года назад якобы заново открыл некий заезжий коммерсант, с очень сильного перепоя поехавший на тракторе куда глаза глядят.
Впрочем, это все-таки легенда. На самом деле, даже в 80-е и 90-е годы, когда уникальный деревянный храм постепенно зарастал лесом, в Сидоровском сельсовете, а потом и в поселении, о нем не забывали. Рядом с церковью сохранилось старое кладбище, куда сидоровцы пусть и по бездорожью, более-менее регулярно добирались к могилам своих предков.
На самой грани
Примерно три года назад Леждомским погостом стали активно интересоваться грязовецкие краеведы. Проявили интерес к уникальному памятнику деревянной архитектуры и сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Побывав на местности, они вынесли неутешительный вердикт - сруб церкви находится в остро руинированном состоянии: в продольных стенах утрачены огромные фрагменты, повсеместно провалилась кровля. При этом динамика разрушительных процессов была видна невооруженным глазом. По прогнозам, без срочной реконструкции храм способен простоять еще максимум пять-восемь лет. Если же поднимется сильный ветер - фатальный исход может стать неизбежным уже сейчас.
И тут встала острая дилемма - реконструировать храм по месту его нынешнего нахождения затратно, хлопотно, да и как бы незачем - от жилых деревень он слишком далеко, а туристов по бездорожью к нему не подвезешь. Получается, надо разбирать, выво-зить на новое место и реконструировать уже там. Но и здесь во мнениях нет единства. Одни призывают перевезти уникальный храм в Грязовец, другие - в Кирилловский район, под присмотр сотрудников музея-заповедника. Однако есть и те, кто считают, что в своем нынешнем виде храмовый сруб нетранспортабелен - он, мол, рассыплется при малейших попытках демонтажа, да и вообще лучше оставить все как есть.
- Я плотно занимаюсь изучением истории Леждомы уже несколько лет, - говорит почетный гражданин Грязовецкого района и известный краевед из Вохтоги Анатолий Белов. - Последний раз добираться до церкви пришлось на вертолете вместе с депутатом ЗСО Константином Симаковым и представителями Вологодской Епархии. То, что церковь рушится буквально на глазах, - несомненно. Поэтому, несмотря на противодействие главы Сидоровского поселения и некоторых местных депутатов, церковь нужно срочно демонтировать и вывозить для восстановления в новое место. И однозначно не в Кирилловский район, а в Грязовец. В конце прошлого года мы организовали сбор подписей за это решение. Заручились поддержкой более чем 200 земляков. Если восстановленная церковь Козьмы и Дамиана останется в Грязовце, ее можно будет разместить рядом с недавно построенным деревянным храмом в южной части города. Но понятно, что это будет уже не действующая церковь, а музей.
- Я понимаю чувства грязовчан, которые хотят, чтобы уникальная деревянная церковь осталась на их земле, но это однозначно не самый лучший вариант, - вступает в заочный спор заместитель директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева. - В Грязовецком районе просто нет средств, а главное квалифицированных кадров, чтобы не только восстановить, но и затем обеспечить необходимый режим сохранности деревянной церкви. Нам говорят: «Мы готовы провести реставрацию сруба собственными силами». Но, позвольте, просто плотник, пусть даже самый талантливый, и профессиональный плотник-реставратор - это две большие разницы! Необходимо, чтобы демонтажем и реставрацией храма занимались специалисты. Общие затраты могут составить 30-40 миллионов рублей (точной суммы я назвать не могу, так как проект реконструкции пока никто не делал). Мы нашли инвестора, готового оплатить эти расходы. Есть предложение перевезти восстановленную церковь в Кирилловский район к Цыпиной горе, где предполагается создать музей под открытым небом. Сюда едут сотни тысяч российских и иностранных туристов, и реконструированная церковь могла бы стать видимым достоянием не только Сидоровского поселения, но и всей Вологодской области.
Все решит сельский сход?
Не возражает против перевозки Леждомского храма на территорию музея в Цыпино с целью его сохранения и Вологодская Епархия. Так, по крайней мере, говорится в письме за подписью владыки Максимилиана, отправленном в ответ на инициативу музея-заповедника.
А вот в администрации Грязовецкого района пока осторожничают. Говоря в неформальных беседах, что лучшим выходом из сложившейся ситуации действительно было бы передать церковь для восстановления в Кирилловский район (все-таки там и специалисты квалифицированные есть, и инвестор найден), официально эту тему стараются не комментировать. Исключение сделала лишь заместитель главы администрации района по социальной политике Ольга Базылева:
- Решать судьбу уникальной церкви будем после схода жителей Сидоровского поселения, на который мы намерены пригласить и краеведов, и профессиональных реставраторов. Люди должны знать правду, а не домыслы. Такой сход власти поселения хотели провести еще в марте, но он уже несколько раз откладывался.
Кстати, еще в феврале будущее уникального памятника обсуждали депутаты Сидоровского поселенческого совета. Из десяти «списочных» избранников присутствовали восемь. Пятеро из них высказались за то, чтобы перевезти церковь в Грязовец, трое захотели оставить «все, как есть». Доводы, что в этом случае церковь скоро просто рухнет, на них не подействовали.
- Я тоже против того, чтобы храм куда-то увозили, - говорит глава Сидоровского поселения Александр Смирнов. - И многие наши жители против. Там же кладбище, где похоронены их близкие. Если храм разбирать будут - техника наверняка и могилы заденет, и оградки. Так что ничего трогать не надо. Говорите, храм скоро развалится? А может, и не развалится. Он минимум 200 лет простоял, и ничего!
Вместо эпилога
Мы сознательно не стали комментировать позиции каждой из сторон. У всех - своя правда. Несомненно одно - решение по Леждомской церкви нужно принимать как можно скорее. И решение это однозначно должно быть связано с «переездом» уникального храма на новое место. Туда, где действительно есть возможности для его реставрации и сохранности для потомков. Там же, где он стоит сейчас, его годы, а может быть, даже месяцы или дни - увы, уже сочтены.
В том, что бывает, если все оставить «как есть», можно наглядно убедиться на примере шек-снинской колокольни, еще недавно живописно выступавшей из вод Шекснинского водохранилища и служившей своеобразной визитной карточкой района на многочисленных рекламных проспектах и буклетах. Колокольню, накренившуюся на манер Пизанской башни, также решили «не трогать». И прошлым летом основная часть обветшавшей звонницы рухнула под собственным весом…
Владимир РОМАНОВ
№38 (27 305) / СРЕДА, 9 апреля 2014
Источник : http://www.krassever.ru/articles/society/voblasti/44439/
© 2007–2014 «Красный Север»
Использование материалов «Красный Север» разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Реставраторы выступают за то, чтобы перевезти деревянную церковь из Грязовецкого района в Кириллов. Местные жители против.
Спасти расположенную в Грязовецком районе уникальную деревянную церковь пытаются местные краеведы, депутаты, музейные работники и бизнесмены. Но термин «спасти» каждый из них понимает по-своему. И пока заинтересованные стороны никак не могут договориться, старинный храм продолжает гнить под дождем и снегом, готовый в любой момент рассыпаться на части.
Единственная в своем роде
Когда именно на территории бывшего Леждомского погоста, а ныне Сидоровского сельского поселения, была построена церковь Козьмы (Космы) и Дамиана - мнения историков расходятся. Называются разные даты - начало XIX века, середина XVIII, и даже конец XVII. Но специалисты сходны в одном - в настоящее время в Вологодской области, а возможно и на всем Северо-Западе - это единственный сохранившийся деревянный храм, относящийся к типу клетских церквей с высокой клинчатой кровлей и архаичными формами. При этом на здании нет следов переборки, что с уверенностью позволяет говорить о том, что сруб сохранился практически в первозданном виде.
Точнее - почти в первозданном. За два или даже три столетия эта церковь пережила многое. Построенная в «холодном варианте» (для летних служб), она смогла пережить воздвигнутую гораздо позднее одноименную каменную церковь - от той давно остались лишь кирпичные руины. В XIX веке храм временно закрывали и открывали снова, частично переделывали фасад и кровлю. При этом еще 100 лет назад храмовое здание стало считаться своеобразным ветераном деревянного зодчества. В клировой ведомости 1913 года его текущее состояние оценивалось так: «Деревянная церковь, древняя, снаружи и внутри опушена тесом, крыша на ней деревянная; снаружи окрашена масляною краскою; довольно прочная, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под нее каменный фундамент и покрыть ее железом, на что не изыскивается еще средств».
После революции, естественно, было уже не до каменных фундаментов. Но строили наши предки на совесть, и даже основательно уйдя в землю и заметно покосившись, заброшенная церковь устояла до наших дней. Возможно потому, что со временем оказалась в стороне от людей. Окрестные деревни обезлюдели, дороги и поля заросли кустами, да и сама церковь оказалась словно бы в окружении подрастающего леса.
По заключению экспертов, сруб церкви находится в остро руинированном состоянии.
Сейчас от храма до ближайшего жилого населенного пункта - около 20 километров. Вместо дороги две глубокие колеи, почти весь год утопающие в непролазной грязи. Добраться до церкви «на колесах» можно лишь на вездеходе или мощном джипе. Недаром по Интернету гуляет легенда, что окончательно забытую всеми церковь Козьмы и Дамиана четыре года назад якобы заново открыл некий заезжий коммерсант, с очень сильного перепоя поехавший на тракторе куда глаза глядят.
Впрочем, это все-таки легенда. На самом деле, даже в 80-е и 90-е годы, когда уникальный деревянный храм постепенно зарастал лесом, в Сидоровском сельсовете, а потом и в поселении, о нем не забывали. Рядом с церковью сохранилось старое кладбище, куда сидоровцы пусть и по бездорожью, более-менее регулярно добирались к могилам своих предков.
На самой грани
Примерно три года назад Леждомским погостом стали активно интересоваться грязовецкие краеведы. Проявили интерес к уникальному памятнику деревянной архитектуры и сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Побывав на местности, они вынесли неутешительный вердикт - сруб церкви находится в остро руинированном состоянии: в продольных стенах утрачены огромные фрагменты, повсеместно провалилась кровля. При этом динамика разрушительных процессов была видна невооруженным глазом. По прогнозам, без срочной реконструкции храм способен простоять еще максимум пять-восемь лет. Если же поднимется сильный ветер - фатальный исход может стать неизбежным уже сейчас.
И тут встала острая дилемма - реконструировать храм по месту его нынешнего нахождения затратно, хлопотно, да и как бы незачем - от жилых деревень он слишком далеко, а туристов по бездорожью к нему не подвезешь. Получается, надо разбирать, выво-зить на новое место и реконструировать уже там. Но и здесь во мнениях нет единства. Одни призывают перевезти уникальный храм в Грязовец, другие - в Кирилловский район, под присмотр сотрудников музея-заповедника. Однако есть и те, кто считают, что в своем нынешнем виде храмовый сруб нетранспортабелен - он, мол, рассыплется при малейших попытках демонтажа, да и вообще лучше оставить все как есть.
- Я плотно занимаюсь изучением истории Леждомы уже несколько лет, - говорит почетный гражданин Грязовецкого района и известный краевед из Вохтоги Анатолий Белов. - Последний раз добираться до церкви пришлось на вертолете вместе с депутатом ЗСО Константином Симаковым и представителями Вологодской Епархии. То, что церковь рушится буквально на глазах, - несомненно. Поэтому, несмотря на противодействие главы Сидоровского поселения и некоторых местных депутатов, церковь нужно срочно демонтировать и вывозить для восстановления в новое место. И однозначно не в Кирилловский район, а в Грязовец. В конце прошлого года мы организовали сбор подписей за это решение. Заручились поддержкой более чем 200 земляков. Если восстановленная церковь Козьмы и Дамиана останется в Грязовце, ее можно будет разместить рядом с недавно построенным деревянным храмом в южной части города. Но понятно, что это будет уже не действующая церковь, а музей.
- Я понимаю чувства грязовчан, которые хотят, чтобы уникальная деревянная церковь осталась на их земле, но это однозначно не самый лучший вариант, - вступает в заочный спор заместитель директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по реставрации Ольга Вороничева. - В Грязовецком районе просто нет средств, а главное квалифицированных кадров, чтобы не только восстановить, но и затем обеспечить необходимый режим сохранности деревянной церкви. Нам говорят: «Мы готовы провести реставрацию сруба собственными силами». Но, позвольте, просто плотник, пусть даже самый талантливый, и профессиональный плотник-реставратор - это две большие разницы! Необходимо, чтобы демонтажем и реставрацией храма занимались специалисты. Общие затраты могут составить 30-40 миллионов рублей (точной суммы я назвать не могу, так как проект реконструкции пока никто не делал). Мы нашли инвестора, готового оплатить эти расходы. Есть предложение перевезти восстановленную церковь в Кирилловский район к Цыпиной горе, где предполагается создать музей под открытым небом. Сюда едут сотни тысяч российских и иностранных туристов, и реконструированная церковь могла бы стать видимым достоянием не только Сидоровского поселения, но и всей Вологодской области.
Все решит сельский сход?
Не возражает против перевозки Леждомского храма на территорию музея в Цыпино с целью его сохранения и Вологодская Епархия. Так, по крайней мере, говорится в письме за подписью владыки Максимилиана, отправленном в ответ на инициативу музея-заповедника.
А вот в администрации Грязовецкого района пока осторожничают. Говоря в неформальных беседах, что лучшим выходом из сложившейся ситуации действительно было бы передать церковь для восстановления в Кирилловский район (все-таки там и специалисты квалифицированные есть, и инвестор найден), официально эту тему стараются не комментировать. Исключение сделала лишь заместитель главы администрации района по социальной политике Ольга Базылева:
- Решать судьбу уникальной церкви будем после схода жителей Сидоровского поселения, на который мы намерены пригласить и краеведов, и профессиональных реставраторов. Люди должны знать правду, а не домыслы. Такой сход власти поселения хотели провести еще в марте, но он уже несколько раз откладывался.
Кстати, еще в феврале будущее уникального памятника обсуждали депутаты Сидоровского поселенческого совета. Из десяти «списочных» избранников присутствовали восемь. Пятеро из них высказались за то, чтобы перевезти церковь в Грязовец, трое захотели оставить «все, как есть». Доводы, что в этом случае церковь скоро просто рухнет, на них не подействовали.
- Я тоже против того, чтобы храм куда-то увозили, - говорит глава Сидоровского поселения Александр Смирнов. - И многие наши жители против. Там же кладбище, где похоронены их близкие. Если храм разбирать будут - техника наверняка и могилы заденет, и оградки. Так что ничего трогать не надо. Говорите, храм скоро развалится? А может, и не развалится. Он минимум 200 лет простоял, и ничего!
Вместо эпилога
Мы сознательно не стали комментировать позиции каждой из сторон. У всех - своя правда. Несомненно одно - решение по Леждомской церкви нужно принимать как можно скорее. И решение это однозначно должно быть связано с «переездом» уникального храма на новое место. Туда, где действительно есть возможности для его реставрации и сохранности для потомков. Там же, где он стоит сейчас, его годы, а может быть, даже месяцы или дни - увы, уже сочтены.
В том, что бывает, если все оставить «как есть», можно наглядно убедиться на примере шек-снинской колокольни, еще недавно живописно выступавшей из вод Шекснинского водохранилища и служившей своеобразной визитной карточкой района на многочисленных рекламных проспектах и буклетах. Колокольню, накренившуюся на манер Пизанской башни, также решили «не трогать». И прошлым летом основная часть обветшавшей звонницы рухнула под собственным весом…
Владимир РОМАНОВ
№38 (27 305) / СРЕДА, 9 апреля 2014
Источник : http://www.krassever.ru/articles/society/voblasti/44439/
© 2007–2014 «Красный Север»
Использование материалов «Красный Север» разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.