Перейти к публикации

Мария*******'s блог

  • записей
    7
  • комментариев
    66
  • просмотров
    7 537

Мнимое смирение

Мария*******

3 097 просмотров

Мнимое смирение

Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом.

Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определяет, что перед ним человек, страдающий манией смиренности.

Мания смиренности – это одна из разновидностей скрытой гордости.

Человеку, неопытному в духовной жизни, трудно отличить мнимое смирение от истинного смирения. Иногда притворство обуреваемых этой страстью бывает так искусно, что, действительно, нужен очень опытный глаз и испытание, чтобы, как говорится, раскусить человека. А иногда притворство и обман их сразу обнаруживаются, особенно теми, кто близко и хорошо их знает.

Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным... дурачком и другими нелестными именами. Присутствующие думают:

«Спаси его, Господи! Какой он смиренный!.. Даже не стыдится при всех обзывать себя так». Но стоит только согласиться с ним и сказать: «Да, да! В тебе есть это!» – как он тут же изменится и даже может возразить: «А ты откуда знаешь?» Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя. Отныне он считает благодетеля своего врагом. Перестает здороваться, отворачивается, косится, при случае не прочь отомстить.

Есть такой рассказ, как мнимо смиренный инок пожелал вериги носить. Без благословения духовного отца стал просить кузнеца отковать ему вериги. Кузнец отказался, но инок в другой раз пришел. Тогда кузнец спрашивает у наместника обители: «Что делать?» – А ты испытай его, – сказал наместник, – ударь но щеке. Если он смолчит, исполни просьбу, а если возмутится, обличи его.

Приходит инок в третий раз со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него, и ударил но щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же... Тогда кузнец сказал:

– Прости меня, брат. Наместник так повелел испытать тебя. Стыдно стало иноку, и он ушел.

Очень полезно испытывать тех, кто часто уничижает себя. Сразу выявляется – истинное в нем смирение или напускное.

Такое испытание часто отрезвляет больного, и постепенно он становится здоровым.

Вот, например, человек уничижает себя и, как говорится, распинает себя за малый грех. Невольно напрашивается мысль: «Какое смирение! За такой ничтожный грех он, бедный, так казнит себя... Вот в ком высота! Вот где спасение! У такого не может быть больших грехов».

А кто близко знает его, может сказать: «Что же ты так сильно сокрушаешься в этом грехе, будто больших у тебя и нет. Следовало бы тебе сокрушаться более о том-то и том».

Большие тайные грехи выявлять в присутствии других не надо (наедине можно сказать о них), а надо напомнить ему только те грехи, о которых он сам говорил в другое время, или такие грехи, которые всем известны из жизни. Не надо бояться, что испортятся отношения. Это только на время его болезни до выздоровления, а, может быть, и на более короткий срок, зато потом возлюбит обличителя и благодетеля своего больше других.

Мнимое смирение происходит от нерадения, лености и тщеславия. Человеку хочется быть смиренным, а трудиться над собой лень. Вот он и вступает на путь ложного смирения, кичится и превозносится им и в своих собственных глазах, и перед другими.

Обладающие мнимым смирением не выносят обличений и указаний на их недостатки. Они обиженно умолкают или начинают спорить, оправдываться, раздражаться и сердиться на своих обличителей, а потом и вовсе охладевают к ним.

Мнимое смирение, выражающееся в словах самоуничижения перед людьми, является только рисовкой, маскирующей тщеславие и гордость, поэтому надо строго следить за собой, за своими словами.

Некоторые, чтобы показать себя с благочестивой стороны и чтобы вызвать похвалу в свой адрес, очень часто крестятся и часто произносят слово Бог. Однажды слышу:

– Какой хороший человек! Глубоко верующий!

– А как вы определили? – спрашиваю.

– Он всегда с Богом. На каждом слове вспоминает Бога!

– А вот такой-то, – говорю, – более верующий.

– Ой, что вы, батюшка! Он и крестится редко, и про Бога не вспоминает.

Вот такое неправильное понятие у людей об истинном смирении, об истинном благочестии. Внешнее и показное принимают за истину, а если благочестивый скрывается от постороннего взгляда, то он, по их понятию, неисправный христианин.

Как нечестивец свой разговор пересыпает бранными словами, так некоторые христиане в своем праздном разговоре употребляют священнейшее слово Бог без благоговения, без страха Божия, а иногда – избави, Господи! – даже в шутливой форме, со смехом. А считаются благочестивыми! Великий грех – имя Божие произносить всуе, то есть в простых разговорах, и тем более в шутках. В этом надо каяться. Мнимое смирение бывает двух видов. Одно, как говорится, злоумышленное, когда человек не думает о спасении, но сознательно лицемерит и притворяется смиренным для достижения определенной корыстной цели, а другое неосознанное, когда человек не понимает сути дела. Оно, в свою очередь, тоже делится на два вида.

К первому виду относятся люди, которые искренно ищут пути спасения и хотят быть истинно смиренными, но не знают закона духовной жизни, что спасение – внутри человека и что надо скрывать свои подвиги и добродетели, поэтому они все свое внутреннее проявляют и внешне, не скрывая ничего, и тем опустошают себя. Эти люди быстро воспринимают замечания, не обижаются и сравнительно быстро исправляются. Но если они долгое время пребывают в таком состоянии, то может родиться и развиться тщеславие.

В данном случае от мнимого смирения рождается тщеславие и гордость.

Ко второму виду относятся люди, которые уже заражены тщеславием в разной степени. Для них смирение, как я уже говорил, – ширма. У этого вида есть бесчисленное множество вариантов проявления мнимого смирения. Как гордый человек гордится своей красотой, талантами, способностями и прочим, так мнимо смиренный тщеславится и услаждается своим показным смирением. Эти люди не воспринимают замечания, обижаются и медленно, с большим трудом исправляются. Бывают случаи, когда совсем не исправляются, но это как исключение, когда человек в прелести. В данном случае мнимое смирение рождается от гордости и тщеславия.

Показное смирение в словах, или, как называют его, смиреннословие, вредит делу спасения по трем причинам:

1. Порождает и утверждает тщеславие и гордость.

2. Опустошает душу празднословием.

3. Наводит слушателя на соблазн, то есть на грех осуждения, зависти, празднословия.

Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение на словах; смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою – тщеславие».

А Игнатий Брянчанинов пишет так: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф.6:1–6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно – притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается».

Как видишь, друг мой, лучше быть на вид гордым со смиренным сердцем, чем видом и словами казаться смиренным, а сердцем тщеславиться... Всем нам надо стараться быть серенькими, незаметными, скромными, молчаливыми и не выставлять напоказ свое мнимое смирение.

 

схиигумен Савва (Остапенко)



34 комментария


Рекомендованные комментарии



По мне так лучше мнимое смирение, чем открытая гордость, которая лезет в глаза, в уши. Мнимое смирение, оно хоть на словах да борется со своими страстями, а гордость заставляет окружающих терпеть её.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Свт. Игнатий Брянчанинов "О смирении". Выписка.

 

Ученик. Неужели употребление смиренных слов, называемое смиреннословием, душевредно? Кажется оно очень приличествует монаху, и очень назидает мирских людей, которые приходят в умиление, слыша смиреннословие монаха.

 

Старец. Господь сказал: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит. Зло никак не может быть причиною добра. Лицемерство и человекоугодие не могут быть причиною назидания; они могут понравиться миру, потому что они всегда нравились ему; они могут вызвать похвалу мира, потому что они всегда вызывали ее; могут привлечь любовь и доверенность мира, потому что они всегда привлекали их. Мир любит свое; им восхваляются те, в которых он слышит свой дух. Одобрение миром смиреннословия уже служит осуждением ему. Господь заповедал совершать все добродетели втайне, а смиреннословие есть вынаружение смирения напоказ человекам. Оно — притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием и смиреннообразием это-то утаение и уничтожается. “Находясь между братией твоею, — говорит святой Иоанн Лествичник, — наблюдай за собою, чтоб тебе никак не выказаться в чем-нибудь праведнее их. В противном случае сделаешь двойное зло: братий уязвишь твоим лицемерством и притворством, в себе же непременно произведешь высокомудрие. Будь тщалив в душе, никак не выказывая этого телесно, ни видом, ни словом, ни намеком”.

 

Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом, в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны, и преподавать о себе такое понятие слепотствующим мирянам. Некоторый инок сказывал мне, что он, в новоначалии своем, старался упражняться в смиреннословии, полагая в нем, по неведению своему, что-то особенно важное. Однажды он смиреннословил, и так удачно, что слышавшие, вместо того, чтоб признать слова его ложью, а его смиренным — в чем и заключается всегда цель смиреннословия — согласились, что он говорит правду: тогда он огорчился и пришел в негодование.

 

Пред людьми должно вести себя осторожно и благоговейно, но просто, молчанием отвечая на похвалы, им же на порицания, кроме тех случаев, когда прошение прощения и, при нужде, умеренное объяснение могут успокоить и примирить к нам порицающего. Преуспевшие в монашеской жизни стяжавают особенную свободу и простоту сердца, которые не могут не вынаруживаться в их обращении с ближними. Они не нравятся миру! Он признает их гордыми, как весьма справедливо замечает святой Симеон, Новый Богослов. Мир ищет лести, а в них видит искренность, которая ему не нужна, встречает обличение, которое ему ненавистно.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А если и не думая выставлять себя смиренным, напротив, совсем не для этого, просто сказать правду о том, что есть ты и в тебе, ну не хочешь врать и казаться не тем, кто есть на самом деле, это то же опасно?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мне кажется, что прежде чем решаться на такое самообличение, нужно предварительно испытать себя: какова будет моя реакция на то, если окружающие люди вдруг согласятся с моими словами и засвидетельствуют то, что я сам говорю о себе, да еще и добавят то, о чем я и подумать не мог. 

 

Если при таком же обличении со стороны окружающих из глубины души не будет подниматься негодование и обида, то в этом случае можно твердо убедиться, что я действительно говорю о себе то, что думаю - правду, а не просто выставляю себя смиренным перед другими.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да, слова проверяются делами.  Новоначальному легко увлечься смиреннословием и при этом не понимать, что с ним происходит. А избавиться потом от этого уже не так просто.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У нас о Оптиной один батюшка интересный есть. Смиренничать быстро как то отучал. Всем, кто при нем пытался проявлять такой смиренный "монашеский этикет", он всегда опустив глаза отвечал: "ну да, так и есть..." ))

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А если и не думая выставлять себя смиренным, напротив, совсем не для этого, просто сказать правду о том, что есть ты и в тебе, ну не хочешь врать и казаться не тем, кто есть на самом деле, это то же опасно?

Когда говорят в глаза, открыто, всегда приемлется с пользой и без обиды, но когда поносят за глаза и в интернете, не приемлет нутро, вот такие дела....А еще, от того, кого знаешь и кто знает тебя, любое обличение принимается просто, а от сторонних с трудом....

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Но ведь интернет это именно та среда, где друг друга меньше всего знают. Пападая сюда надо быть готовым к тому, что здесь могут пропесочить по полной программе. Если обличения от незнакомых людей приемлются с трудом, то вывод очевиден: не говорить правду о себе в среде незнакомых людей.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Но ведь интернет это именно та среда, где друг друга меньше всего знают. Пападая сюда надо быть готовым к тому, что здесь могут пропесочить по полной программе. Если обличения от незнакомых людей приемлются с трудом, то вывод очевиден: не говорить правду о себе в среде незнакомых людей.

Да, наверное, нужно меньше общаться, а с не знакомыми тем более...Хотя, в моем случае это, практически, не возможно((

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А общение то здесь причем? Нужно не общения избегать, а стараться в общении больше отодвигать свою личность на задний план, не говоря о себе ни хорошее, ни плохое. Как выше процитировано: "быть скромными, серенькими и незаметными"...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ну почему же? Не думаю, что лишний раз промолчать в незнакомом обществе о своих грехах и добродетелях так уж трудно. Пусть уж лучше другие сами делают вывод о наших достоинствах и недостатков без наших подсказок.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

С достоинствами, увы, проблема, а  недостатки всем, итак, очевидны. Да и правда, какая разница, что обо мне кто-то думает или, что кто-то не так понял, главное Богу очевидно и сердце и намерения и мысли, а остальное, как будет...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ну, мне кажется, разница все же есть. С нашей стороны, как христиане и священнослужители, мы все же должны следить за тем, чтобы не подавать повода для соблазна окружающих, и делать в этом направлении все что нам по силам.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ну, мне кажется, разница все же есть. Со нашей стороны, как христиане и священнослужители, мы все же должны следить за тем, чтобы не подавать повода для соблазна окружающих, и делать в этом направлении все что нам по силам.

Все верно, только ведь все мы разные и жизнь у нас не одинаковая, так сказать, по разному складывалась, не в оправдание. И опыт жизненный, весьма, разный. Про темперамент не говорю, само собой понятно, что, например, моя кавказская кровь будет добавлять своего в мою жизнь. Потому, быть одинаково, как по шаблону, живущими и говорящими вряд ли удастся. Другое дело, что у меня, например, в жизни, вообще нет проблем с кем то, нет врагов или недоброжелателей и общий язык , с помощью Божией, находится со всеми. А в инете, как уже говорил, не понимают меня люди, вероятно я не умею правильно выражать свои мысли в сети...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мне кажется, что стоит себе задать вопрос, а для чего я это делаю на самом деле? Для чего это смиреннословие? Может из человекоугодия, из-за того, что много времени уделяю мыслям о том, что обо мне подумают люди? А вдруг подумают хорошо, а потом разочаруются?)) Или начнут подозревать в гордости и неведении собственных грехов?)) Я думаю, что обо мне подумали .... Меня поняли так, а не эдак. И все это только в собственной голове, ведь чужие мысли мы читать не можем. Но даже если действительно не так подумали и не поняли. Стоит ли тратить время на угождение людям, а не Богу. Когда человек по-настоящему смиренный, то он пребывает в состоянии покоя и радости, кто бы что о нем не думал и не говорил, мысли его в Боге, Ему одному он угождает. Если он будет говорить о своих грехах, то по какой-то конкретной причине, например, что бы признать свою вину в конкретном деле, извинится и возместить ущерб. И, конечно, еще на исповеди.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У кого что болит, тот о том и говорит.))

Машенька, посмотрите, это же не ответ на ваш пост, почему Вы так реагируете? Просто я написал свою мысль не зависимо от чьей либо.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Еще бывает, для меня не понятное, обличают, к примеру, меня, намеками или явно, все зависит от честности человека, но не понятно с какой целью? Конечно, если бы обличение было с заботой о моем спасении, это было бы здорово, но увы, чаще всего, обличают не от любви, а от желания унизить, оскорбить, обесчестить, хотя, и за это спаси Бог!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Простите, мне подумалось, что Вы ответили таким образом на мою реплику.

Ну, вообще-то Вы правильно подумали, я написала шутку в продолжение Вашего высказывания. Только не понимаю, что в этом такого плохого.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...