Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    7
  • comments
    66
  • views
    7071

Мнимое смирение

Мария*******

2246 views

Мнимое смирение

Мнимое смирение – это ложное, поддельное, напускное смирение. Оно выявляется в словах самоуничижения и смиреннообразием, то есть смиренным видом.

Страдающие мнимым смирением обычно говорят и очень часто повторяют, что они грешны, и даже выявляют некоторые свои погрешности как бы в доказательство своих слов о своей греховности, но внимательный собеседник, опытный в духовной жизни, сразу определяет, что перед ним человек, страдающий манией смиренности.

Мания смиренности – это одна из разновидностей скрытой гордости.

Человеку, неопытному в духовной жизни, трудно отличить мнимое смирение от истинного смирения. Иногда притворство обуреваемых этой страстью бывает так искусно, что, действительно, нужен очень опытный глаз и испытание, чтобы, как говорится, раскусить человека. А иногда притворство и обман их сразу обнаруживаются, особенно теми, кто близко и хорошо их знает.

Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным... дурачком и другими нелестными именами. Присутствующие думают:

«Спаси его, Господи! Какой он смиренный!.. Даже не стыдится при всех обзывать себя так». Но стоит только согласиться с ним и сказать: «Да, да! В тебе есть это!» – как он тут же изменится и даже может возразить: «А ты откуда знаешь?» Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя. Отныне он считает благодетеля своего врагом. Перестает здороваться, отворачивается, косится, при случае не прочь отомстить.

Есть такой рассказ, как мнимо смиренный инок пожелал вериги носить. Без благословения духовного отца стал просить кузнеца отковать ему вериги. Кузнец отказался, но инок в другой раз пришел. Тогда кузнец спрашивает у наместника обители: «Что делать?» – А ты испытай его, – сказал наместник, – ударь но щеке. Если он смолчит, исполни просьбу, а если возмутится, обличи его.

Приходит инок в третий раз со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него, и ударил но щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же... Тогда кузнец сказал:

– Прости меня, брат. Наместник так повелел испытать тебя. Стыдно стало иноку, и он ушел.

Очень полезно испытывать тех, кто часто уничижает себя. Сразу выявляется – истинное в нем смирение или напускное.

Такое испытание часто отрезвляет больного, и постепенно он становится здоровым.

Вот, например, человек уничижает себя и, как говорится, распинает себя за малый грех. Невольно напрашивается мысль: «Какое смирение! За такой ничтожный грех он, бедный, так казнит себя... Вот в ком высота! Вот где спасение! У такого не может быть больших грехов».

А кто близко знает его, может сказать: «Что же ты так сильно сокрушаешься в этом грехе, будто больших у тебя и нет. Следовало бы тебе сокрушаться более о том-то и том».

Большие тайные грехи выявлять в присутствии других не надо (наедине можно сказать о них), а надо напомнить ему только те грехи, о которых он сам говорил в другое время, или такие грехи, которые всем известны из жизни. Не надо бояться, что испортятся отношения. Это только на время его болезни до выздоровления, а, может быть, и на более короткий срок, зато потом возлюбит обличителя и благодетеля своего больше других.

Мнимое смирение происходит от нерадения, лености и тщеславия. Человеку хочется быть смиренным, а трудиться над собой лень. Вот он и вступает на путь ложного смирения, кичится и превозносится им и в своих собственных глазах, и перед другими.

Обладающие мнимым смирением не выносят обличений и указаний на их недостатки. Они обиженно умолкают или начинают спорить, оправдываться, раздражаться и сердиться на своих обличителей, а потом и вовсе охладевают к ним.

Мнимое смирение, выражающееся в словах самоуничижения перед людьми, является только рисовкой, маскирующей тщеславие и гордость, поэтому надо строго следить за собой, за своими словами.

Некоторые, чтобы показать себя с благочестивой стороны и чтобы вызвать похвалу в свой адрес, очень часто крестятся и часто произносят слово Бог. Однажды слышу:

– Какой хороший человек! Глубоко верующий!

– А как вы определили? – спрашиваю.

– Он всегда с Богом. На каждом слове вспоминает Бога!

– А вот такой-то, – говорю, – более верующий.

– Ой, что вы, батюшка! Он и крестится редко, и про Бога не вспоминает.

Вот такое неправильное понятие у людей об истинном смирении, об истинном благочестии. Внешнее и показное принимают за истину, а если благочестивый скрывается от постороннего взгляда, то он, по их понятию, неисправный христианин.

Как нечестивец свой разговор пересыпает бранными словами, так некоторые христиане в своем праздном разговоре употребляют священнейшее слово Бог без благоговения, без страха Божия, а иногда – избави, Господи! – даже в шутливой форме, со смехом. А считаются благочестивыми! Великий грех – имя Божие произносить всуе, то есть в простых разговорах, и тем более в шутках. В этом надо каяться. Мнимое смирение бывает двух видов. Одно, как говорится, злоумышленное, когда человек не думает о спасении, но сознательно лицемерит и притворяется смиренным для достижения определенной корыстной цели, а другое неосознанное, когда человек не понимает сути дела. Оно, в свою очередь, тоже делится на два вида.

К первому виду относятся люди, которые искренно ищут пути спасения и хотят быть истинно смиренными, но не знают закона духовной жизни, что спасение – внутри человека и что надо скрывать свои подвиги и добродетели, поэтому они все свое внутреннее проявляют и внешне, не скрывая ничего, и тем опустошают себя. Эти люди быстро воспринимают замечания, не обижаются и сравнительно быстро исправляются. Но если они долгое время пребывают в таком состоянии, то может родиться и развиться тщеславие.

В данном случае от мнимого смирения рождается тщеславие и гордость.

Ко второму виду относятся люди, которые уже заражены тщеславием в разной степени. Для них смирение, как я уже говорил, – ширма. У этого вида есть бесчисленное множество вариантов проявления мнимого смирения. Как гордый человек гордится своей красотой, талантами, способностями и прочим, так мнимо смиренный тщеславится и услаждается своим показным смирением. Эти люди не воспринимают замечания, обижаются и медленно, с большим трудом исправляются. Бывают случаи, когда совсем не исправляются, но это как исключение, когда человек в прелести. В данном случае мнимое смирение рождается от гордости и тщеславия.

Показное смирение в словах, или, как называют его, смиреннословие, вредит делу спасения по трем причинам:

1. Порождает и утверждает тщеславие и гордость.

2. Опустошает душу празднословием.

3. Наводит слушателя на соблазн, то есть на грех осуждения, зависти, празднословия.

Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Смиренномудрый не должен выказывать свое смирение на словах; смирение на словах есть порождение гордости и беспорядочно рождает через них матерь свою – тщеславие».

А Игнатий Брянчанинов пишет так: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф.6:1–6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно – притворство, обман, во-первых, себя, потом других, потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения, а смиреннословием это-то утаение и уничтожается».

Как видишь, друг мой, лучше быть на вид гордым со смиренным сердцем, чем видом и словами казаться смиренным, а сердцем тщеславиться... Всем нам надо стараться быть серенькими, незаметными, скромными, молчаливыми и не выставлять напоказ свое мнимое смирение.

 

схиигумен Савва (Остапенко)



34 Comments


Recommended Comments



Ну, вообще-то Вы правильно подумали, я написала шутку в продолжение Вашего высказывания. Только не понимаю, что в этом такого плохого.

Ой, да не обращайте внимания. Просто, уже мерещится порой всякое....

Share this comment


Link to comment

Человек, который только-только пришел в православие, старается для начала соблюсти обрядность. Это потом, со временем начинает  разбираться в том, что он воин Христов и главная битва происходит внутри. А сперва человек таким образом, даже и мнимым смирением обозначает себя для окружающих, как человека верующего. 

Share this comment


Link to comment

Из поучений аввы Дорофея о смирении. …. в Отечнике написано: один брат спросил старца: что есть смирение? Старец отвечал: "Смирение есть дело великое и Божественное; …. самое же смирение Божественно и непостижимо".

 

 

Достиг ли кто в нашем современном мире такого состояния души? Скорей всего нет, а может единицы.  Поэтому наверное и не стоит проверять смиренный человек или нет. Одному в мажут словами или физически и он ответит, а другой не ответит. Другой, что смиренный? Другой может трус, а может гордый и желает показать свою добродетель. Вариантов разных много.

 

Из поучений аввы Дорофея о смирении.....Итак, смиримся немного и мы, и спасёмся. Если мы, как немощные, не можем трудиться, то постараемся смириться; и верую в милость Божию, что и за то малое, совершаемое нами со смирением, будем и мы в местах святых, много потрудившихся и работавших Богу.....

Share this comment


Link to comment

А сперва человек таким образом, даже и мнимым смирением обозначает себя для окружающих, как человека верующего.

Обрядовость - это одно, а мнимое смирение - это другое. Нет у нас такого обряда - смиреннословие.

Вот такое то мнимое смирение и отвращает окружающих от таких вот верующих. Люди чувствуют, что это лицемерие, даже если не понимают чего-то. И мне непонятно, а зачем обозначать для окружающих свою веру?

Share this comment


Link to comment

Машенька, человек может как он может. Почему обязательно думать, что он делает это специально? Он еще не знает, не умеет. Совершенных людей нет... Отвращают окружающих собственные немощи....Опять же их незнание и неумение... Возможно есть люди которые специально что-то делают...Но это тоже ведь определенная способность...Мы легко приписываем другим то, в чем сами чаще всего преуспеваем )). Никого в виду не имею. Как и все здесь пишу просто свои мысли....Святые отцы пишут, что нужно покрывать своею любовию грехи других. Так как любовь - это великий дар Божий, не каждому данный, или не каждый еще научился, можно стремиться не обличать других, редко попадая в цель, а хотя бы себе найти причину, помогающую в добром направлении  объяснить  поведение людей. Думала вчера - хотя бы по поведению людей в храме... Если бы все знали, как правильно - разве бы делали неправильно? Даже о земном поклоне на "Тебе поем..." нужно сначала прочитать или просто узнать, что в это время священник в земном поклоне предстоит пред Престолом, что это Самый Момент Литургии (не совсем точно написала, простите)...Это наша общая беда...Сколько раз сама убеждалась - хочется помочь, нисколько не имея в душе хоть намека на унижение, обиду, укор - не получается!!! Такое обратное восприятие!!! Конечно, своими несуразными силенками что сделаешь....Надеюсь, что Господь зрит на сердце мое и всех нас... Простите! )))

Share this comment


Link to comment

Ольга, от Вас я нормально все воспринимаю пока...)) Но мне кажется, что мы несколько о разном пишем.

Share this comment


Link to comment

Наверное, о разном. Просто опять же со стороны слышится, что Вы твердо убеждены, что люди делают так-то и так-то. И сами же спрашиваете зачем они делают так, как Вам кажется...И красною нитью здесь на форуме - Господь никого из нас не спросит за грехи других. Только - за наши. И приписывая кому-то то или другое, чего он не делает, мы согрешаем грехом клеветы. Вот Николай сегодня разместил о Старце Леониде, как он поправил другого человека. И как предложил сказать. Вот это очень большая помощь мне, например. Менять свои утвердительные предложения на возможное предположение...Не знаю, для меня великая радость, когда вдруг хотя бы отдаленно начинаешь понимать, что из себя представляет грех, как он разновиден сам по себе и не виден нам...А раз уж опознался, то хоть поползновения делать к его исправлению...Очень надеюсь, что не причиню Вам боли своими словами ))). Хотя, наверное, слова - это слова...

 

От темы конечно, как уже традиционно здесь - немного крен )). Просто кто-то умеет на теме сосредоточиться, а у кого-то получается развитие темы. Слова зацепили, что-то свое добавляется ну и т.д. )))

Share this comment


Link to comment

Да, наверно, я не очень точно излагаю. Во многих случаях я имею ввиду саму себя. И про смиреннословие, и про неискренность со списками грехов(допускаю возможность что у кого-то это искренне), и про многое другое... все это про меня, мой негативный опыт, который я осознала. Я, кстати, часто употребляю в речи слова - "наверно", "я думаю"(значит не утверждаю, а только думаю), "возможно" и другие... , что бы подчеркнуть, что это всего лишь мое мнение на данное время. Может их все же недостаточно..? Но это будет уже стилистически не правильно. Вот думаю, может мне придумать подпись какую-то внизу под сообщениями, что б всегда она была и поясняла мое отношение.

Share this comment


Link to comment

В сторону чуть)) - о грехах...Когда-то спросила одну сестричку: "А чего это в Оптине некоторые чуть ли не каждый день подходят на исповедь (теперь знаю, что каждый день некоторые подходят) с длинными такими бумажками, заполненными мелким шрифтом. Это чего они тут делают такое? Грешники какие страшные! " ))) На что она ответила: "Будете приезжать в Оптину чаще, будете стоять с такими же бумажками!"

 

Там многие ходят, имея под рукой в любой момент бумагу и ручку. И это великая милость, что исповедоваться  можно там практически постоянно. Это для многих как попить в жару - не носить, не копить, отдавать тяжесть эту... Про списки - не знаю....Помощь нужна конечно. Многое не осознаешь, многое забыто...Тут такой список попался - на несколько томов )))  "Нравственное богословие для мирян". Есть в инете. И ссылка в теме про книги.))

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...