Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 29.01.2012 в Записи блога
-
5 балловБлижайшим учеником о.Варсонофия, назначенным на его место скитоначальником и старцем оптинской братии, был о.Феодосий, сведения о житии которого немногочисленны. Из книги «Немноголетний старец» архимандрита Антония (Медведева) мы узнаем некоторые черты из жизни о.Феодосия. «Про него рассказывали, что он, любя читать акафист Божией Матери, желал знать его наизусть. И когда скончался его наставник, старец Феодосий, завернувшись в его одеяло, вдруг стал читать на память Богородичный акафист, получив этот дар, как Елисей с милотью Илииною». Из той же книги мы узнаем, что о. Варсонофий в день своего ухода в монастырь был произведен в генералы. Кроме того, там говорится о даре, который был присущ о.Варсонофию, – это дар исповедовать «так, что ни одна душа не отходила от него, не открывшись ему вполне, не оставив чего-либо невыясненным по неумению высказаться или по забывчивости». Это был дар необычайной прозорливости. О.Феодосий, будучи духовным сыном старца Варсонофия, был его же духовником. Однажды приходит о.Феодосий к старцу: «Батюшка, вот к вам ваш сынок пришел!» - «Какой он мне сынок, - возразил, улыбаясь, старец, - мы с ним ровня». Улыбнулся и сам о.Феодосий. Оба они знали, что он был именно «сынком» и относился к старцу с младенческим смирением. Подобно своему старцу, о.Феодосий обладал редким даром рассуждения. Так же, как и он, о.Феодосий отдавал много времени интеллигентной молодежи. И.М.Концевич присутствовал при том, как о.Феодосий поучал молодых художников, наставляя их против модернизма в живописи. Среди них был молодой Бруни. Следующие рассказы характеризуют отношение старца Феодосия к подчиненным ему скитским братиям. Надо сказать, что мать его, схимонахиня Анна, была похоронена на скитском кладбище. У братии сложилась вера, что мать Анна имеет дар смягчать гнев своего сына в случае провинностей… Поэтому они ходили на кладбище молиться на ее могилу. Однажды скитоначальник сильно пробрал за какую-то вину одного из братий. Тот бросился на кладбище просить заступничества у монахини Анны. Возвращаясь оттуда, он встретил только что прогневанного начальника. «Где ты был?» - строго спросил его о.Феодосий. «У матушки Анны», - сказал испуганный брат. О. игумен зорко на него посмотрел, осенил его крестным знамением и пошел молча дальше. О провинности брата он больше не упоминал и вернул ему прежнее благоволение. В другой раз сильно провинился другой скитский монах. О.Феодосий сделал ему строгое внушение. Виноватый брат всю ночь не спал, размышляя, как ему вымолить прощение. Вдруг под утро дверь его открывается, и к нему входит сам скитоначальник. Не успел испуганный монах вскочить со своей кровати, как старец упал ему в ноги, прося прощение. Монах так и обомлел! Оказалось, что батюшка, заметив горе его и раскаяние, сам не спал всю ночь, жалея его и упрекая себя в чрезмерной строгости. …С виду высокого роста, полный, тихий и сосредоточенный, о.Феодосий считался мудрецом. Говорил басом, был смуглый, с проседью. Когда-то он был келейником у старца Нектария. К нему мало людей ходило. Тяжело переживая революционное лихолетие, доставшееся на долю его скитоначальничества, он скончался в 1920 году. Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»
-
2 баллаИскала, искала и наконец нашла у преп. Макария Египетского, пока читала его творения в Оптиной. Делюсь с Вами самым запомнившимся и самым важным для меня оптинским уроком теперь преп. Макария СЛОВО LXII О молчании Приучай себя к молчанию в словах, сдержанности в делах, а также сдержанности в отношении смеха и походки. Избегай какой-либо чрезмерности. Потому что таким образом ум — не допуская себе выйти из пределов сдержанности — сохранится крепким и не ослабеет и не уступит чревоугодию; ослабеет же ум в результате жгучей страстности; ослабеет и по причине иных страстей, отдавая себя им на расхищение. Итак, подобает, чтобы ум владел страстями, возвышенно сидя на престоле молчания и взирая к Богу. Но не будь и инертным на дела, вялым в словах и исполненным медлительности в походке; так чтобы добрая соразмеренность владела во всем твоем поведении и весь твой облик был бы достопочтенным и как бы духовным. Остерегайся же и знаков надменности: гордого вида и поднятой головы и походки вычурной и горделивой; пусть же ко всем у тебя будут приветливые слова и ласковое обращение; в обращении же с женщинами будь застенчив и, говоря с ними, имей глаза опущенными и смотрящими в землю; говори же все осмотрительно и с силой голоса, соразмерной пользе и нужде слушающих, так чтобы тебя слышали и чтобы не случилось, что, если будешь говорить слишком тихо, тебя не будут слышать присутствующие, но и не переходи в крик; остерегайся же когда-либо говорить о чем-нибудь, что ты не изучил прежде и не продумал, и не слушай все что попало, а приводя слова другого человека, не подставляй свои собственные; по мере долженствует слушать и по мере обсуждать самому, соразмеривая с временем и слово и молчание; с удовольствием учись от других и охотно сам учи; никогда из чувства недоброжелательности (или зависти) не скрывай мудрости от других и не отступай от того, чтобы быть наученным; крепко держись старцев, почитая их, как угодников Божиих, за отцов; в тех же, которые моложе тебя, положи начало мудрости и добродетели; и не спорь с друзьями, и не подтрунивай над ними и не насмехайся; решительно же отвергни ложь, обман и грубость; но сам великодушно перенеси и высокомерие, и грубость в отношении тебя, снося это спокойно и терпеливо; пусть все твои дела и слова имеют в виду Бога, и все, что — твое, отнеси к Христу; и ежеминутно обращай к Богу душу и свою мысль всецело посвяти силе Христовой, как бы успокаиваясь от всякого говорения и дела в пристанище божественного света Спасителя; и днем, вот, разделяй твои мысли с людьми, но и с Богом часто будь в общении в течение дня, и особенно же — ночью, так чтобы длительный сон не завладел твоими молитвами к Богу и священными песнопениями, потому что продолжительный сон подобен смерти. Проводи каждый день, делая или говоря людям что-нибудь доброе; будь же всегда причастником Христа, озаряющего (тебя) с неба божественным сиянием; да будет тебе Христос непрестанной радостью и упокоением; и не ослабевай напряжение души обильным угощением и передышкой в трудах, отступив от свойственных душе наслаждений, которыми нельзя насытиться. Дай телу то, что ему необходимо, и не приступай к еде раньше, чем придет время ужину. Пусть же твоим ужином будет хлеб, и к нему поданы плоды земли и созревшие фрукты деревьев; относись к пище легко и не неистовствуй, обнаруживая чревоугодие; не ешь мясо и не будь любителем вина, если только это тебе не служит для подкрепления сил во время болезни; но в замену удовольствий, которые заключаются в этих вещах, побуждай себя к радостям, заключающимся в божественных словах и священных песнопениях, и к даруемой тебе от Бога мудрости; пусть мысль о небе возводит тебя к небу; и отбрось многочисленные заботы о теле, укрепившись надеждой на Бога, веря, что Он довлеющим образом даст тебе все необходимое: и пищу для жизни, и одежду для тела, и крышу над головой от зимней стужи; потому что ведь вся земля и все, что прозябает из земли, все это принадлежит твоему Царю, и это Его дело — в высшей степени заботиться о Своих угодниках как о Своих святынях и храмах. Поэтому ни болезней слишком не страшись, ни — ожидаемого наступления времени старости; потому что если это будет угодно твоему Царю, а также будет на благо для твоей души, — болезнь твоя прекратится; а старость твою Он — как крылами — покроет Своею Божественною силою. Ввиду этого, и по отношению к тяжким душевным болям будучи неустрашимым — как некий достойный борец на состязании незыблемо и доблестно переносит труды, — не терзайся душою от скорби. Если же болезнь и будет продолжительной, не томись; и если что иное приключится тебе, не сетуй; но яви доблесть души, воздавая благодарение Богу, находясь и в тягостном положении; а это более мудро, чем для мыслящего по общечеловечески, и невозможно и нелегко найти среди людей; сострадай страждущим и пред лицом людей проси у Бога помощи; потому что Он окажет милость молящему другу Своему и даст помощь страждущим, желая сделать известной людям Свою силу, чтобы на основании познания они обратились к Богу и вкусили вечное блаженство, когда приидет Сын Божий, определяя (даруя) блага праведникам.Хорошо всегда бояться и ни в чем не доверять себе, чтобы не случилось кому несчастным образом «утонуть»; потому что человеку может показаться, что он поступает хорошо, а на самом деле это может быть не так; лучше же всегда пусть человек призывает Бога, чтобы Он Сам стал его Путеводителем, и Путем, и Умом, и Определением, и Истолкователем; до тех же пор, пока человек не нашел в себе Христа, пусть никоим образом не доверяет себе. Как тот, кто рисковал утонуть, тот, из страха перед морем, ни о чем ином не имел заботы, как только о том, чтобы спастись, так и христианин должен, имея в виду Бога, всегда бояться и не быть легкомысленным. Желающий спастись пусть подвизается, делая то, что желает Бог, потому что то, что Он желает, это и есть Его воля; любящий Бога пусть принуждает себя любить и ближнего своего; пусть будет смиренным пред Богом и людьми, всегда всем сердцем на страже и противостоя дурным помыслам; и когда кто бывает внимателен, ему подобает всегда быть в боязни и полным любви и смирения и иметь заботу о том, чтобы угодить Господу и побороть в себе ветхого человека; легкомысленный же и имеющий расхлябанное сердце пребывает в «ветхости» и даже не начинает подвизаться и не умеет бороться. Итак, хорошо всегда быть в страхе и искать вразумление и помощь от Господа, чтобы возмочь кому спастись при помощи Господа, Которому слава во веки. Аминь. "Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Преп. Макарий Египетский. Творения" P.S. "Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих" (Пс. 140:3)
-
2 баллаТернистые годы в Косово Доклады из Косово власть игнорировала. Албанские злодеи его били, оскорбляли, чинили ему препятствия. Он терпел и служил. В Косово и Метохии, в Рашко-Призренской епархии он провёл 34 года. Он постоянно извещал Архиерейский собор СПЦ и Священный синод о нападениях на сербов и владения Сербской церкви в Косово и Метохии. — Я получал указания следить за своими регулярными докладами Священному синоду, поскольку они доходили и до светских властей. Но становилось всё более очевидным, что где-то уже решено, что Косово и Метохия сербскими больше не будут, — записал он позже, уже будучи патриархом. Он платил стипендии бедным Будучи епископом, он направлял и в белградские, и в приштинские инстанции доклады о защите культурных памятников. Особенно он заботился о Призренской семинарии. Он из собственных средств платил стипендии бедным школьникам и студентам в Косово, покупал ребятам обувь и переплетал книги. Нападения сепаратистов 4 мая 1959 года епископ Павел пишет: — Есть ещё одна беда, которая может стать для нас катастрофой в тех краях. Это постоянное выселение наших жителей. Когда я был в Девиче этой зимой, ко мне пришли хозяева трёх последних домов из ближайшего села, предлагая свою землю монастырю, чтобы она не досталась албанцам. Епископ заявлял, что сербы боятся проявлять свои религиозные чувства в этих местах. Он извещал о проблемах с высокими налогами, препонах для реставрации церковных объектов, уничтожении монастырских полей, нападениях на церкви, кладбища, верующих, кражах в храмах… И сам часто был жертвой. Его оскорбляли на улицах, толкали и выгоняли из автобуса. На автобусной остановке в Призрене на него напал один албанец. Ни один государственный орган не встал потом на его защиту, хотя представления дошли до высших лиц государства. Наоборот, инциденты продолжались, и 22 мая 1964 года дошло до нападения на студентов семинарии в Призрене. По этому поводу епископ Павел снова направил сообщение Синоду СПЦ. На епископа нападали и в 1989 году. Группа молодых албанцев его тяжело избила, после чего он три месяца лечился. Он отказался подать иск против нападавших. Позже он скажет об этом времени: — Права человека сильнее всего нарушались во время албанского правления в Косово. Моё удостоверение личности (я всё ещё являюсь косовским пенсионером), выдано в 1979 году в Призрене. На нём всё написано сначала по-албански, затем по-сербски. Даже на обложке сначала стоит албанская надпись крупными буквами, а под ней сербская. Это лишь малый пример того, какими были и остаются права человека на албанский манер. Он не понимал насилия с албанской стороны, но критиковал и сербов — Постоянно декларируются братство и единение, а в действительности имеет место подозрительность по отношению друг к другу у народов, которые живут в одном государстве. Как местного епископа, меня постоянно заботил вопрос о роли сербской стороны в раздувании межнациональной вражды, особенно в Косово и Метохии. Я бы напомнил, что храм-памятник в Джаковице (1950) разрушили не албанцы, а сербские политические активисты, собиравшие подписи граждан и даже священников. Грачаница разорена не во время итальянской оккупации, а из-за того что этот монастырь, одна из величайших святынь не только для Косово, одно время был следственным изолятором новой власти после Второй мировой войны. Подследственных держали даже в притворе холодной церкви. Я не верю, чтобы кто-то другой мог решиться на такую скверну, которую совершил серб-сирота, зазнавшийся в роли следователя. Напрасные доклады Государственные органы в шестидесятые годы были недовольны деятельностью Семинарии в Призрене, а в качестве главных замечаний указывалось, что «в школе хвалят запад и нападают на социализм» и что учителя «в основном религиозные фанатики и реакционеры». С 1965 по 1969 год епископ Павел освятил пять новых церквей в Липляне, Бабляке у Урошевца, Прилужье, Коше и Лепосавиче. Кроме этих церквей и монастырского храма в Девиче были восстановлены ещё шестнадцать церквей, построены четыре новые часовни и семь восстановлены. Также построены двенадцать новых колоколен, тринадцать приходских зданий, три новых монастырских корпуса и т.д. На основании доклада епископа Павла о ситуации в его епархии Собор СПЦ в мае 1969 года направил письмо тогдашнему президенту СФРЮ Иосипу Брозу Тито с прошением обеспечить СПЦ и её членам в автономном крае Косово и Метохия свободу и безопасность для жизни и имущества. В докладе Синоду СПЦ за 1980–1981 годы епископ Павел писал: — Когда я приехал 23 года назад в Рашко-Призренскую епархию, я знал, что меня там ожидают не дороги, усыпанные цветами, а разного рода трудности… За эти 23 года сложностей было достаточно, но мне кажется, что с более серьёзными проблемами, чем в прошлом и начале этого года, мы ещё не сталкивались… Указывая на эти и подобные трудности, я годами просил власти положить конец запугиванию, шовинистическим выходкам и террору над нашими верующими, священниками и монахами, приводящим к вражде и небезопасной обстановке и принуждающим наших верующих уезжать. Мне же обычно отвечали, что люди уезжают из-за всё ускоряющейся урбанизации, а также по экономическим причинам – ищут лучшее рабочее место и зарплату, работу и школу для детей и т.п. Это перевод из сербских газет. Прошли годы, но как это все актуально и ныне.
-
2 баллаХочу поделиться впечатлениями о просмотренном фильме Владимира Хотиненко – Достоевский. В начале фильма показывают человека на пороге у смерти. Неминуемость смерти очевидна. Вот виселица, а вот и готовые гробы за спиной… Вот уже и мешок одели на голову, и скомандовали - Целься! … И время закончилось для жизни в этом мире. И только осталось время на самую короткую, на самую сильную молитву к Богу. И вера только на одного Бога. Как утопающий в болоте видит перед собой только одну маленькую тростинку, но еще судорожно продолжает искать руками и глазами что-то покрепче – то, что по всему здравому человеческому смыслу могло бы спасти его. Ищет и не находит. И вот только эта маленькая тростинка перед ним. Он хватается за нее как за последнюю надежду. Только вера его делает эту тростинку способной спасти его. Она превращается в могучий столб. … Так Бог спасает по вере плоть, в которой грешная душа. Так Бог помогает познать Себя и милость Свою и любовь и силу. Но не плоть нужна Богу, а душа. Если бы только плоть… Человек спасен но его сердце остается по прежнему страстным. Человекам же хочется возводить на болотах столбы и мосты что бы не утопать больше в болотах. И они наводят их. И с каждым веком тонкая и хрупкая тростинка забывается все больше и больше. теряется ее истинное значение. И она уже или полностью забыта или кажется нелепой посреди столбов и мостов. Можно уже не то чтобы держаться за прочные столбы но даже с комфортом перемещаться по болоту. Главный герой фильма узнает искупительный смыл Христа и всю жизнь учит не следовать идеям социалистов по нагромождению этих вот столбов и мостов. Господь спас его от смети плотской и теперь предстоит долгий путь для спасения души… Весь фильм он в поездках. Все пытается разбогатеть в азартной игре и тогда найти покой. Но борьба не за покой плоти а за мир в сердце… Итак в конце фильма он опять уже на грани смерти – только уже не плоти а души. И опять надежда, и молитва на милость Божию спасает его. И опять дорога. Только не к рулетке, а к монастырю. Была дорога к овладению сокровищ мира сего, а теперь дорога к учениям святых отцов для стяжания сокровищ духовных для мира с Богом. … Хороший режиссер и иже с ним … СпасиБо, что есть такие люди в искусстве.
-
1 балл(память 17/30 января) Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девствен-ницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу. Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле. Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига». Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень. Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», — отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами. Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их. Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христиан-ства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, — воскликнул Павел. — Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб». На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов. «Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Источник: http://days.pravoslavie.ru/ Преподобный Антоний Великий + Православный Церковный календарь Преподобный Антоний Великий : Православие и мир <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> Рассказ подвиге пустынножительства преподобного Антония Великого и о том, как однажды одна грешная, горделивая мысль привела его в глубь пустыни, к преподобному Павлу Фивейскому. <object width="480" height="360"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/watch?v=EXmwKNMBRHY?version=3&hl=ru_RU"></param><param'>http://www.youtube.com/watch?v=EXmwKNMBRHY?version=3&hl=ru_RU"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/watch?v=EXmwKNMBRHY?version=3&hl=ru_RU" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> http://tv-soyuz.ru/ 1я часть передачи "Церковный календарь" с протоиереем Евгением (Попиченко) на православном телеканале "Союз". "30 января свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Антония, Иоанна, Павла. Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Антония..." 30.01.2011 Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. православие христианство вера религия Бог Господь Иисус Христос Союз проповедь церковь смысл жизни смерть любовь жизнь святой подвижник житие преподобный мученик душа дух духовность духовная жизнь <object width="480" height="360"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object> "Образ доброчиности" - цикл анимационых фильмов про людей, чьи поступки достойны наследия и подражания. Это настоящий пример крепкой веры в Бога, мудрых решений и большой Любви. В этом цикле, благодаря простоте рассказов о Святых и использованию анимации все очень просто даже для самых маленьких зрителей. Режиссеры: Алена Артеменко, Андрей Соколовский
-
1 баллСегодня, дорогие братья и сестры, мы услышалиЕвангельский принцип. Чтобы увидеть Христа, надо совершить усилие. Чтобы встретится с Ним, нужен маленький личный повседневный, а, может быть, и не повседневный, но решительный подвиг, или дело, или мысль, или молитва. То, что даст нам возможность пробиться из этой повседневности, из этой банальности жизни, чтобы почувствовать веяние духовного мира, чтобы почувствовать бытие иного мира. Почувствовать, что это реальность, что это не сказка, не миф, а действительно не постижимая для нас, но реально существующая вместе с нами, духовная сила, Божественные энергии, Божественная благодать. Сегодня мы слышали, как Закхей залез на дерево, потому что мал был ростом. И Христос увидел его и говорит: «Закхей, спустись с дерева! Теперь Мне надлежит быть у тебя в доме». Чтобы увидеть Христа, мы тоже маленькие ростом, ростом духовным. И нам тоже нужно некое дерево, взобравшись на которое мы сможем увидеть Христа. Нужны эти особые моменты в нашей с вами жизни. И хочется поговорить вот об этом дереве, которое реально есть, с которого можно увидеть Христа и сидя на котором, может увидеть нас Христос. Несколько дней назад меня поразил один факт. Когда я был на помазании, у десяти человек спросил: «Вы были в Оптиной Пустыни?». Говорят: «Нет». Из десяти один сказал, что он там был. И меня это поразило. Мы находимся на Оптинском подворье, оптинские старцы окружают нас. Мы ничего, оказывается, не знаем ни про Оптину, ни про старцев. И сегодня вечером наша молодёжь меня попросила о Оптиной рассказать, о её истории, о сути. Я был поражён! Я думал, люди этим живут, знают, интересуются. Оказывается, нет. Ну, два слова… Два слова об Оптиной пустыни. Что это такое? Старец Варсонофий, бывший полковник царской армии, поступив в Оптину Пустынь простым монахом, спустя несколько лет об Оптиной Пустыни написал: «Ясней здесь небеса, и чище их лазурь… Мирской ярем нося, и скорбный совершая тернистый жизни путь, сподобился я видеть отблеск рая». Оптину Пустынь старец Варсонофий назвал «отблеском рая». А священномученик Павел Флоренский называл Оптину Пустынь «санаторием многих израненных душ». Многие из вас, пожилого возраста, были в этих знаменитых санаториях. В Кисловодске, Железноводске, Ессентуках, Боржоми… Кто-то посостоятельнее, может быть, в Карловых Варах. И все стремятся, или стремились, или мечтали хоть когда-нибудь, но там побывать, чтобы подкрепить своё здоровье. Так вот реально это место было, есть и будет. Скит Оптина Пустынь святые подвижники называли станцией от земли на небо. Концевич, знаменитый историк, об Оптиной Пустыни говорил, что она была, своего рода, золотая чаша, в которую сливалось всё лучшее духовное вино России. В Киевской Руси центральным монастырём была Киево-Печерская Лавра, для центральной России – Троице-Сергиева Лавра. А в дореволюционной царской России духовным центром всей тогдашней России, была Оптина Пустынь. И это несмотря на то, что в России по переписи на 1912 год было около тысячи монастырей. Именно не какой-нибудь – а Оптина Пустынь была духовным центром России. Когда преподобного Антония, родного брата наместника монастыря Моисея Священный Синод перевёл из Оптиной Пустыни в Малый Ярославец, он очень плакал, что ему придётся покидать намоленную обитель. Он переживал. И ему явился святой Митрофан Воронежский и говорит: «Ты сподобился жить в раю. А теперь потрудись на новом послушании. Может быть, частичку его перенесёшь туда». Вот с каким восторженным чувством современники говорили об Оптиной Пустыни. Епископ Игнатий Брянчанинов однажды сказал: «Наместник монастыря, преподобный Моисей Оптинский, терпеливым несением немощей братии, сподобился собрать и создать такое братство, которого не было, и я думаю, не будет больше в России». Старец Нектарий, сидя со своим духовным чадом, говорил: «Батенька, а вы знаете, сколько было истинных общежитий в мире?». Он говорит: «Нет». «Три. Первое – в раю, между Адамом и Евой. Второе – в первой христианской общине, в первые века. А третье – при наших великих Оптинских старцах». История нашей Церкви знает святые монастыри, знает святые обители, знает святых подвижников. Основателей Валаамского монастыря – преподобных Сергия и Германа, Назария и Агапита. Соловецкий монастырь, знает основателей монастыря преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких. Мы знаем Нилову Пустынь с преподобным Нилом Столбенским. Саровский монастырь с преподобным Серафимом Саровским. И можем назвать много-много монастырей, в котором мы назовём одно или два имени, которые просияли в этих монастырях. Исследователи Оптиной Пустыни говорят: «Не было такого монастыря, чтобы он прославился целым братством, целым сонмом святых подвижников». И история Оптиной Пустыни, её старчества – оно не прерывается целое столетие. Потому что начало Оптинскому старчеству положил Лев Оптинский, который пришёл в Оптину пустынь в 1829-м году. А последний Оптинский старец Исаакий II был расстрелян в 1937-м году. То есть более 100 лет, существует непрерывная нить, передается старчество друг от друга, как из родника течёт источник, а из источника течёт уже река – вот так Оптинские старцы окормляли весь православный народ. Люди мечтали побывать в Оптиной Пустыни. Тогда не было таких средств передвижения, как сейчас. Это сейчас до Оптиной Пустыни от Ясенева 4 часа на автобусе, 3,5 часа на легковой машине. Достоевскому, когда тот потерял любимого сына Алексея, посоветовали в его мятущемся состоянии, поехать в Оптину Пустынь. И он из Санкт-Петербурга едет в Оптину Пустынь, ища духовной поддержки или, как бы мы сказали, духовной реабилитации. А это 700 км от Санкт-Петербурга до Москвы и ещё 300 км до Оптиной Пустыни. 1000 км! И он говорит: «Я вошёл к старцам – к старцу Амвросию, – одним – а вышел другим». Николай Васильевич Гоголь, побывав в Оптиной Пустыни, встретившись со старцем Макарием, потом своему другу дворянину Кошелеву пишет: «Тебе обязательно надо побывать в Оптиной Пустыни. Уже подъезжая к ней, чувствуется её влияние. Народ становится приветливее. Сами служки поражают чистотой и лучезарностью ангелов. Я не разговаривал с этими монахами, но сами лица говорили сами за себя. Мне казалось, что со мной беседует всё небесное». Он пишет в одном письме: «Я мысленно – пишет Гоголь, – должен быть каждый день и каждый час моего странствия мыслями быть в Оптиной Пустыни, чтобы быть выше житейского дрязга». Что же он такого увидел там? Что его поразило? Что он там нашёл, что начал сравнивать мирскую жизнь и жизнь святых подвижников? Кто-то из святых сказал: «Очень важно прежде всяких книг, всякого наставления найти святого православного старца, которому ты бы мог сообщить каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение более или менее умное – а услышать мнение святых отцов по поводу того или иного твоего жизненного решения». Милостью Божьей такие старцы были, есть и будут на Святой Руси. Если поискать их смиренной сокровенной молитвой. Гоголь писал наместнику монастыря: «Передайте всей братии от меня поклон. Чтобы они молились о мне, грешном и немощном человеке, ибо я знаю – пишет Гоголь, – что ни моё перо, ни моя рука не может двигаться без осенения свыше». Вот какое мнение было у Гоголя об Оптиной Пустыни. О молитве её святой братии. Лев Николаевич Толстой шесть раз был Оптиной Пустыни! Подходил к скиту, искал встречи со старцем Амвросием, уже после своего отлучения от Церкви. Но гордыня не могла его допустить и не допустило искушение дьявола. И старец Амвросий однажды сказал про Льва Николаевича: «Он был хоть и лев, а пут гордыни, который связывал его, развязать и разорвать не смог». Лев Николаевич однажды беседовал со своей сестрой, монахиней Шамординского монастыря – монастыря, который основал для бедных вдов и сирот преподобный Амвросий Оптинский в 14 км от Оптиной Пустыни, – и она была насельницей этого монастыря. Она была простой монахиней, любила своего брата, брат взаимно любил её, хотя и называл её «шамординской дурой». Это, так сказать, у него было любовное такое название по отношению к ней. «Потому что, говорит, у тебя «Ш» на морде». И вот говорит он ей однажды: «Маш, Маш, – так он её звал – ты знаешь, а я бы согласился пойти в Оптину Пустынь и стать там простым монахом. Но только с одним условием». Она говорит: «Лёвушка, Лёвушка, с каким же условием?» – «Чтобы эти монахи не заставляли меня молиться». Потому что сам, наверное, понимал и чувствовал, что самый тяжёлый – это молитвенный труд. Человек имел всё, имел всеобщую, всемирную известность и прочее, прочее, прочее. И вдруг высказывает ей сокровенное желание, потому что понимал: мятущаяся душа его не была на месте. Мало того, жизнеописание его говорит: будучи на станции Остапово, он телеграфирует в Оптину Пустынь, чтобы приехал старец Иосиф для беседы с ним, а, может быть, даже для принятия покаяния. А старец Иосиф сам при смерти лежал в этот деньИ едет на станцию Остапово не он, а старец Варсонофий. И старца Варсонофия не допускает личное окружение, не исполняя волю умирающего Толстого. Его не допускает личный секретарь Толстого. И у него такая многозначительная, звучная фамилия. Фамилия этого секретаря была Чертков. Представляете? Если бы не эти люди, если бы не эти обстоятельства жизни… То есть вот оно, желание, стремление соединиться с православием не через кого-нибудь, а через старцев Оптиной Пустыни. Старец Варсонофий в восхищении однажды об Оптиной Пустыни написал: «Исчезнет без труда твоя печаль, И ты увидишь, полный изумленья, Иной страны сияющую даль, Страну надежд, страну обетованья». Это была поистине страна обетованья. И обеты, и пророчества Оптиной Пустыни – они исполнились, исполняются и будут ещё исполняться. Старец Нектарий перед революцией говорил: «Оптина ещё воссияет и в Оптиной ещё будет семь столпов, семь светильников». И это буквально исполнилось в 2000 году, когда на Соборе Святой нашей Православной Церкви именно 14 Оптинских старцев были причислены к лику святых. И они на нас сейчас смотрят с этих икон, с этих фресок. Ещё раз подчёркиваю, что мы находимся на подворье великого монастыря Оптиной Пустыни, которая была, есть и будет спасающая всех, прибегающих к ней. Старец Иосиф говорил: «Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни. Скольких она сделала и скольких она ещё сделает небожителями». А мы не видим, не слышим и ни разу не приехали в этот духовный санаторий для многих израненных жизней, осколок рая, подобие рая. Поклониться этим святым мощам, 12 которых из них почивают в Оптиной Пустыни. Нет мощей только двух старцев – преподобного Никона, исповедника и священномученика Исаакия, который был расстрелян на второй день Рождества Христова в 37-м году на полигоне, на 187-м километре трассы «Москва-Тула», на Симферопольской трассе. Это место, так называемые Тесницкие леса, я сам был там много раз. И когда в архиве КГБ в Туле работал, то как раз мы и вышли на место, где был расстрелян преподобный старец Исаакий II. Когда ему говорили: «Батюшка, уже по следам идёт НКВД» и предложили ему куда-то уехать, скрыться, он сказал: «От креста своего не побегу». Однажды, когда я был у отца Иоанна Крестьянкина, он сказал: «Читайте книги и письма святых Оптинских старцев. В них вы найдёте ответы на все свои духовные вопросы». В Оптиной издана Симфония по трудам старца Макария, по трудам старца Амвросия, по трудам всех Оптинских старцев: 350 тем. Нет такой темы, которую бы старцы не охватили своим богомудрым взором. Мы всё время читаем. Читаем журнал «Здоровье», если он ещё такой выходит, в Интернете ищем: «давление, стенокардия, гипертония, холецистит, панкреатит» – чего бы нам, так сказать, выпить, какую бы травку, чтобы тело было здолровым. Но душа-то в тысячу раз важней печени и почек! Оптинские старцы – самые близкие к нам по жизни. Не только старцы – целое братство, которое созидало и прокладывало путь на небо, показало, что такое святая преподобническая христианская православная жизнь. Вот к этому надо стремиться. Это надо ценить. Этим надо жить и хоть немножечко с этим соприкоснуться. На фресках, находящихся в нашем храме, мы пытались хотя бы несколько слов духовного наследия старцев отобразить на их свитках. Вот хотел несколько этих свитков вам напомнить, чтоб вы знали об этом. Старец Моисей Оптинский пишет: «Знай Бога до себя, так и будет с тебя». Отец Антоний: «Кто на Бога уповает, тому Бог во всём помогает». Старец Анатолий: «Образ истинного монашества, истинного смирения». Старец Исаакий: «В молитве ищите благ не земных, а небесных». Старец Анатолий: «Пожалей – и не осудишь». Старец Варсонофий: «Монашество есть блаженство». Старец Никон: «Твёрдое терпение скорбей равночестно мученичеству» Никон, священномученик, священноисповедник, который скончался в далёкой-далёкой Архангельской ссылке в местечке Пинега… Ему предложили поменять место заключения. И тогда он пошёл за советом к Павлу Грачёву, к такому же старцу из Оптиной Пустыни. Потому что там несколько их собралось в этом местечке Пинега Архангельской области. Спросил: «Ходатайствовать мне перед начальством об изменении моей ссылки?» – потому что он болел туберкулёзом. И тот ему не посоветовал, говорит: «Смотри, как говорил старец Амвросий Оптинский». То есть опять ссылается не на свой опыт, не на свой разум – а вспоминал старца Амвросия, который говорил, когда сёстры роптали на тяжёлую монашескую жизнь и хотели поменять монастырь, келью, поменять духовника и прочее. Он говорил: «Смотри, от волка побежишь – на медведя напорешься». «Лягушка, сиди в своей луже – а то будет хуже». И он его не благословил менять, и старец не стал ничего писать, а всё положил на волю Божию. И вдруг он потом пишет об этом долготерпении: «Твёрдое терпение скорбей равночестно мученичеству». Старец Лев: «Живи попроще. Бог тебя не оставит». Однажды курсистки пришли к нему и говорят: «А что это такое? Про старца говорят, что он прозорливый. Да он, небось, не прозорливый, а просто какой-нибудь старик и лицемер. Только пожертвования собирает». А они пришли, две курсистки, такие все модные, нарядные, сразу видно: барышни с Санкт-Петербурга. Из Института благородных девиц. Они пришли, дождались своей очереди, сели за стол. Он пригласил келейника и говорит: «Чашечки им подай». Он подал им чашечки с травой. Кстати, трава там оптинская была, таволга называется, это был знаменитый оптинский чай. Вы сейчас все зелёный китайский покупаете, а в Оптине чай пили и не болели – таволга такая есть, растёт в сырых местах, жёлтый такой кустик. Очень вкусный. И он им поставил чашки, положил туда ложки. И обращаясь к этим барышням, говорит: «Ну, а теперь поболтайте, поболтайте, поболтайте!». И они поняли, кто перед ними стоит. Они ещё говорили, он был очень грузный, старец Лев. Потому что болел водянкой, у него плохо работали почки. И они говорили: «Ой, смотри, какой он большой, толстый. Наверное, такой обжора, невоздержник такой». А он это тоже мыслями увидел. Потом встал перед ними, начал ходить. Так походил, этак походил. Стал живот свой поглаживать. И говорит: «Да, посмотрите на моё пузенько!». Они смотрят на него. «Большое!». Они опять поняли, что он про них говорит. «Да, – говорит, – большое. Есть где благодати разгуляться». Ну, вот и говорил: «Живи попроще – Бог и тебя не оставит». Старец Макарий: «Совет против уныния – терпение, псалмопение и молитва». Старец Амвросий: «Где просто – там ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного». Старец Иларион: «Смириться да поклониться, да просить прощения – тем и оправдан». Старец Иосиф: «Царство Небесное не даётся лежащему на боку». «Никакое дело не делается сразу. Требуется пождание и терпение». И ещё есть девиз Оптинских старцев, записанный на одной соломке, которая сохранилась и хранится в музее. Братия занималась рукоделием, токарными станками, какие-то соломки делали. И обязательно на крышке была какая-то надпись, какое-то духовное было наставление. Чаще всего была такая надпись: «Есть смирение – всё есть. Нет смирения – ничего нет». И послушайте преподобного старца Иосифа: «Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни. Скольких она сделала и скольких она ещё сделает небожителями». «Оптинский Скит – станция от земли на небо». Срочно покупайте билет на эту станцию. Аминь. Игумен Мелхиседек (Артюхин) http://optina-msk.ru/newsfeed/1-latest-news/410-2012-01-29-09-04-20
-
1 балл8 и 19 января 2012 г. на московском подворье Введенской ставропигиальной Оптиной Пустыни прошли торжественные богослужения по случаю великого двунадесятого праздника – Крещения Господня (Святого Богоявления). Утром в день Навечерия Богоявления, который в народе чаще называют Крещенским сочельником, настоятель подворья игумен Мелхиседек (Артюхин) совершил в храме свв. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе Царские часы, великую вечерню с чтением 13 паримий праздника, перемежаемых особыми припевами, и Божественную литургию святителя Василия Великого, по окончании которой возглавил чин великого освящения воды. Вечером 18 января собором храмового духовенства было отслужено всенощное бдение, а в самый день праздника 19 января – Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, и снова, как того требует церковный устав, совершён чин великого освящения воды. По окончании богослужения отец-настоятель обратился к прихожанам со словами назидания. Поздравив всех собравшихся с одним из главных праздников церковного календаря, отец Мелхиседек рассказал о том значении, котороё придавали святые отцы православной Церкви крещенской воде. Само её название – «великая агиасма» – так и переводится с греческого языка: «великая святыня». Отец-игумен напомнил, что выше этой святыни Церковь почитает только лишь Пречистые Тело и Кровь Христовы, а тяжёлым грешникам, по каким-либо причинам попадавшим под отлучение от Святого Причащения на определённый срок, вменялось в течение этого периода принимать с благоговением великую агиасму вкупе с антидором, то есть частицей Агничной просфоры. «Это означает, что и сегодня нам, современным людям, подобает относиться к крещенской воде с не меньшим трепетом и бережностью», – подытожил отец Мелхиседек, ещё раз отметив особую целебную природу святыни. В тот же день клирики Покровского храма в Ясеневе, настоятелем которого также является игумен Мелхиседек, по его благословению посетили пансионат ветеранов труда № 6 г. Москвы, где совершили чин великого освящения воды, а затем окропили ею все помещения данного учреждения. Такие посещения священниками ясеневских храмов московского дома престарелых № 6 в день Святого Богоявления уже стали доброй традицией, и их всегда с нетерпением ждут не только пожилые люди, проживающие в пансионате, но и медицинские работники, несущие там своё нелёгкое служение. Напомним также, что ежегодно в дни крещенских праздников (18 и 19 января) в храме свв. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе ведётся практически круглосуточная раздача святой воды (за исключением нескольких ночных часов). Поэтому все желающие, но по каким-либо причинам не сумевшие посетить в эти дни праздничные богослужения могут прийти за великой агиасмой в любое удобное для них время. http://optina-msk.ru/newsfeed/1-latest-news/396-2012-01-20-19-49-36