Полностью читать в блоге иеромонаха Клеопы, монастырь Петрас, Греция "О самом главном"
Враг внутри нас
Вопрос: Итак, что такое самость?
Ответ: Когда Сатана, первый и наивысший из Ангелов, отвернулся от Бога и обратил свое внимание на себя, вот здесь мы получили первое семя самости. Он отвратил свои духовные очи от созерцания Пресвятой Троицы, от созерцания Господа, и обратился к себе и стал думать о себе самом. И сказал: «Я хочу поставить свой престол выше всего и быть как Он». Этот момент зародил историю самости, действительность её существования – хотя по существу самость не является действительностью, но непринятие действительности.Самость – это цветок, растущий на могиле любви: когда мы убиваем любовь, в результате мы получаем самость.
Вопрос: Каков характер самости? Как она проявляется внутри человеческой личности?
Ответ: Когда мы не доверяем. Самость рождается, когда мы другим не доверяем.Когда мы боимся других, когда нам нужно оружие против других, тогда нам необходимо иметь своё «Я», потому что жизненный путь, на котором мы находимся, ошибочен. Мы думаем только о себе самих, и мы видим только своё «Я». Но когда мы видим друг друга, когда мы друг другу доверяем, нет никакой необходимости в самости, нет никакого смысла, никакой возможности существовать.
Вопрос: Таким образом, исходя из того, что вы говорите, самость является настаиванием на своей собственной независимости.
Ответ: Да - на своём одиночестве. Нам необходимо быть одним, чтобы иметь свой собственный взгляд на вещи, который бы удовлетворял нас, но именно это удерживает нашу личность в заблуждении.
Вопрос: Ставя себя на первое место?
Ответ: Да. А Христос сказал: «последние будут первыми». Так как когда ты хочешь быть последним и выбираешь себе последнее место, только тогда ты можешь назвать окружающих своими друзьями.
Вопрос: Самость, это чувство собственной значимости, о которой Вы говорите, часто описывается в Добротолюбии и писаниях Христианских мистиков как главный враг, с которым в первую очередь должен бороться новоначальный в своих поисках единения с Богом. Почему самость считается таким грозным соперником на пути?
Ответ: Этот враг так могуществен, потому что это враг внутри нас. Мы враги сами себе, подобно как Адам и Ева в первозданном Раю. Конечно, змей заговорил с Евой, но она могла бы и уклониться от разговора с ним. Змей сказал ей: «Господь сказал вам неправду», - но если бы Ева доверяла Господу, она бы не стала разговаривать со змеем. Также и Адам, в свою очередь, потерял свою связь с Господом и остался один со своей самостью. Итак, две самости действовали вместе, Адам и Ева.Настоящий враг – это самость. Это наш враг, потому что он против любви. Когда я занимаюсь собой, я не люблю других. Когда я хочу присвоить себе то, что принадлежит другому, я становлюсь убийцей своего брата, подобно тому, как Каин убил Авеля. Когда я хочу удовлетворить самого себя, это удовлетворение приобретается путем ущемления свободы ближнего. Тогда моё «Я» становиться моим господином, моим богом, и нет большего, чем это, искушения. Нам может казаться самость неким алмазом, который сияет как солнце, но, как известно не все, то золото, что блестит. Самость – это просто огонь без света и тепла, огонь без жизни. Она кажется разносторонней и имеющей много возможностей, – но какие возможности она может иметь? Что такое самость? Это всего лишь средство моей самозащиты, как если бы я был на войне, как если бы каждый встречный был бы мне врагом, и я пекусь единственно о том, чтобы одержать победу.