Перейти к публикации

Евгений Павленко

Пользователи
  • Публикации

    16
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

36 Очень хороший

О Евгений Павленко

  • Звание
    Новичок

Посетители профиля

Блок посетителей профиля отключен и не будет отображаться другим пользователям

  1. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    22 раза простите, но на 23-й раз будет то же самое
  2. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    Слова святых отцов я готов с Вами (и со всеми желающими) обсуждать, а мою личную жизнь -- нет. На каком основании я должен сообщать личные сведения о себе Вам или какому-нибудь другому обитателю интернета? Мой многолетний опыт, лет двадцать уже, общения в сети подсказывает мне, что от праздных разговоров на личную тематику не бывает ничего, кроме вреда, причем для обеих сторон. А вот обсуждение отцов всегда полезно. Я думаю, что и форум этот существует, не для общения участников на личные темы, а на темы общехристианские. Поэтому если кто-то готов в теме и на форуме обсуждать что-то святоотеческое, то всегда пожалуйста, а другие темы, увольте, я обсуждать не намерен. Форум я представляю как что-то вроде кружка по патрологии, для обмена знаниями на патрологическую тематику. Для науки патрологии не существует низких и высоких тем. Что бы обсуждать догмат о Троице не нужно обладать опытом Ее созерцания, иначе и символа веры прочесть будет нельзя, поскольку там говорится о слишком высоких для нашего понимания вещах. Точно так же обстоит дело и аскетикой. На тему различных аскетических стадий пишутся научные статьи, например, и в Православной Энциклопедии, допустим, о созерцательной стадии по Евагрию. Для написания таких статей автор вовсе не обязан быть аскетом-созерцателем, но должен знать хотя бы кое-что из святых отцов по этому поводу. Точно так же и форум. Форум не исихастерий, а патрологический кружок. И я поэтому призываю всех участвующих в нем обсуждать написанное отцами, а не детали биографии и собственный опыт, которые к делу обсуждения святоотеческих творений никакого отношения не имеют.
  3. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    Рождение от Духа и крещение это разные вещи. Можем обсудить отцов, которые об этом пишут. То же самое рождение в подвижнике Христа и Причастие. Рождение, о котором ведут речь отцы аскетическое, через делание добродетелей, а не подаваемое в таинствах. Вот, например, про рождение от Духа и крещение, о том, что первое крещение только прообраз второго, рождения от Духа: "35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа. 36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские и практические).
  4. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    А что не так-то? Уподобиться Христа -- не в полной мере, конечно, а своими поступками, совершая дела любви. Подобие образа Первообразу -- это же не тождество с ним. Христианин носит именование Христа, это уже некое уподобление Христу, но не тождество же, и не полное уподобление. Что не так-то. О вселении Троицы говорится в Евангелии. Ин. 14:23: "Отвеща Иисус и рече ему: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима". Свт. Игнатий в толковании на это место: "Очевидно, что Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим, зрится в этом храме, зрится не телесными очами, а умом, зрится духовно. Образ зрения непостижим для новоначального и необъясним для него словами. Прими обетование верою: в свое время познаешь его блаженным опытом". Что еще кажется странным? Рождение от Духа? Об этом тоже многие отцы пишут, можно и это обсудить. Рождение в духовном смысле подвижником Христа -- то же самое. Об этом пишут прпп. Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов, Никодим Святогорец...
  5. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    Дальше -- аскетический путь известен. Дальше надо родиться от Духа самому, на этом заканчивается деятельный этап (из триады: делание- созерцание-обожение), и начинается т. н. созерцательный. Далее взрастить в себе Младенца Христа в "меру возраста исполнения Христова". И затем вся Троица придет к такому подвижнику и "обитель у него сотворит", и будет он в Боге и Бог в нем, это уже стадия обожения. Но начинается все на деятельном этапе уподоблением Христу насколько это возможно собственными усилиями через аскетику, молитву и дела любви, которые мы тут обсуждаем. Взять на себя не возможно, но можно уподобиться Христу в этом.
  6. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    Чтобы родить в себе Христа, надо (для начала) уподобиться Ему. Христос принял на Себя все грехи мира и победил зло. Поэтому чтобы уподобиться Христу, надо ни в ком и не в чем не видеть зла, но только в самом себе. Поступающий так уподобляется Христу, а подобное привлекает подобное. Христос приходит Сам и вселятся в такого человека. Ни в ком и не в чем не видеть зла, это значит любить всех одинаково, как образ Божий, и все жизненные обстоятельства, как посланные от Бога. Это и значит, как я думаю, любить ради Христа, то есть ради Его вселения в нас. Вот пример, как я полагаю, совершенной любви. Это совершенная любовь: "Все люди, все вокруг, гонятся за своим Спасением… Только я один оказался там нерадивым и невнимательным к своему уму…". Нам она недоступна, но мы можем сотворить, в меру сил, ее подобие, чтобы приблизить вселение в себя ее Первообраза. Это и будет называться, как я думаю, "любовью ради Христа".
  7. Евгений Павленко

    О ЛЮБВИ

    В формуле "делать любовь ради Христа" главное не любовь, а Христос пребывающий в сердце. К этому должен христианин стремиться, а любовь совершенных -- это следствие пребывания в них Христа. Любовь новоначальных -- это средство, а совершенных -- следствие. Новоначальный с помощью любви рождает в себе Христа, вынашивая его как Младенца, а Христос в нем рождает совершенную любовь. Таким образом, ученик Христов становится и матерью Христа и Его братом, как Он Сам сказал об этом: " Кто есть Мати Моя и кто суть братия Моя? потом, указав рукою на учеников Своих, присовокупил: Се, мати Моя и братия Моя".
  8. Евгений Павленко

    Афонское богословие и современные ереси

    прослушал 20 мин., никакого смысла и последовательности в изложении бессвязный набор каких-то мыслей автора о Платоне, Плотине и Августине, простите
  9. Евгений Павленко

    Борьба со страстями

    Я так понимаю (и, например, прп. Никодим Святогорец об этом пишет), что Ученик Христа -- это друг Божий, который заповеди Господни соблюдает ради одной любви к Богу и к людям. Но это не значит, что рабы и наемники Божии не работают на свое спасение. Как сказал один подвижник: все работают на свое спасение, кроме меня самого.
  10. Евгений Павленко

    Борьба со страстями

    да, у каждого есть свои дарования, один может доброе слово сказать, другой вовремя промолчать:-), что может быть полезнее даже доброго слова; главное, чтобы, как я думаю, это способствовало незлобию и возрастанию в любви; а споры этому мало способствуют; я думаю, что мимо злости и раздражения надо проходить мимо, как чего-то несуществующего, и покрывать его молчанием; "любовь не мыслит зла" пишет ап. Павел; и зла, действительно, нет среди сущего; и даже среди не-сущего его тоже нет:-) как прп. Марк Подвижник пишет:
  11. Евгений Павленко

    Борьба со страстями

    Промысел -- согласен. Но в чем он состоял? Простой ответ: мы не знаем. Но если все-таки выдвигать какие-то версии: православию в России нужны были Писания Брянчанинова (в духе византийского богословия и греческой патристики), а не новый Арсений Великий, и Промысел избрал для этой цели подходящего человека, свт. Игнатия. Оптинские старцы свою роль выполняли, в соответствии с Промыслом, а свт. Игнатий свою. При этом между отцами могли быть и разногласия; они бывали с апостольских времен (даже у апостолов); Дух в полноте Своего ведения присутствует во всей Церкви, а не у кого-то одного, и разногласия между христианами устроены промыслительно (как следствие разных естественных и благодатных даров) и необходимы для того, чтобы мы учились друг у друга и возрастали, таким образом, в любви; в том же смысле могли быть и разногласия между оптинцами и свт. Игнатием, которые Промысел сводит к общей пользе
  12. Евгений Павленко

    Борьба со страстями

    Возможно, России нужен был тогда не Арсений Великий, а прививка византийского богословия и исихазма (это опять к теме византийский исихазм vs. русский). Кроме этого, это был, наверно, конфликт между деятельным монашеством, который тогда представляла Оптинская пустынь, и созерцательным. Конфликт не новый в истории христианства.
  13. Евгений Павленко

    физическое состояние во время молитвы

    Медицинские причины вполне возможны, но могут быть и другие. Нужны подробности. О какой молитве речь? В храме? При выполнении домашнего правила?
  14. Евгений Павленко

    О четырех иерархиях

    У Синаита здесь прослеживается не бесспорная мысль, что истинную Церковь, верных, составляет это "монашество по духу", не (обязательно) по постригу. То есть христиан, стяжавших опытное богообщение, находящихся на разных аскетических стадиях и составляющих, таким образом, некую иерархию. . Она, как бы, соединяет небесную Церковь, ангелов, и земную, в которой священническая иерархия взращивает младенцев во Христе, которым еще только предстоит стать верными и наследовать Небесное Царство. Такая вот модель Церкви, основанная на трех иерархиях.
  15. Евгений Павленко

    О четырех иерархиях

    Сочинение прп. Григория Синаита "О четырех иерархиях" (Богословский вестник № 16–17. 2015) и православная экклисиология. Если кратко, Церковь по прп. Гр. Синаиту состоит из трех иерархий (четвертая не имеет прямого отношения к нашей теме): ангельской-монашеской-собственно церковной (и каждая состоит из, примерно, девяти чинов). Смысл крайних двух, более или менее, понятен. Но вот монашеская у Синаита -- это не монашеское (как можно было подумать) сословие, и ее иерархия -- это не архимандриты, игумены и проч. Это, верные, находящиеся в опытном общении с Богом, все равно, монахи или миряне (на другом языке, можно сказать, "старчество", но это не совсем одно и то же). Они находятся на разных ступенях богообщения (примерно в соответствии с различными аскетическими этапами), и это составляет их иерархию. Взаимоотношения между иерархиями описываются по Ареопагиту: старшие иерархии и чины передают озарения и освящение свыше более младшим. Церковная административная иерархия (епископы и т. д.) называется "символической" в том смысле, что что каждый в ней может не соответствовать своему чину, но на таинства это не влияет. Напротив этому, более старшая, "монашеская иерархия" называется "истинной" потому, что каждый в ней должен на деле соответствовать занимаемому в ней чину. Кратко говоря, чины в этой монашеской иерархии различаются различными дарами Духа. В целом эта модель церковного устройства выглядит, разумеется, более укорененной в церковном Предании, что многие другие, например, модель "органического единства" свт. Илариона Троицкого.
×