Перейти к публикации
annanas

Хочу узнать, что такое послушание и как оно исполняется?

Рекомендованные сообщения

Вопрос, на самом деле очень емкий. Послушание имеет различные формы, такие как: послушание Богу, которое возможно через изучение и осмысление Св. Писания и исполнения его вжизни(жизнь по Заповедям Божиим).Послушание Св. Церкви, через следование Св. Преданию и соблюдение всех подобающих и полезных обязательств члена Церкви. Послушание настоятелю, как исполнение обета послушания. Послушание духовному наставнику, через исполнение благословленного им в духовной жизни,делания. Есть послушание детей родителям, исходящее от любви и доверия к ним. Послушание жены мужу,через устроение семьи, как малой Церкви. Послушание гражданскому законадательству в части необходимой и обязательной для христианина, и так далее. Как вы понимаете, каждый из этих вопросов требует отдельного и детального рассмотрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  Цитата
Послушание жены мужу,через устроение семьи, как малой Церкви

А если послушание мужу расходится с "устроением семьи, как малой Церкви", его можно не исполнять? Как в таких случаях поступать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...Ибо неверующий муж освящается женою верующею.. Почему ты знаешь,жена,не спасешь ли мужа? (1е Кор.7,13.7,16)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 13:18, Юлия сказал:

А если послушание мужу расходится с "устроением семьи, как малой Церкви", его можно не исполнять? Как в таких случаях поступать?

Каждый человек свободен и волен исполнять что-либо или нет. Но каждый, в свою очередь, должен быть готовым понести как все последствия исплнения своей воли, так и все последствия не исполнения чужой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 13:18, Юлия сказал:

А если послушание мужу расходится с "устроением семьи, как малой Церкви", его можно не исполнять? Как в таких случаях поступать?

 

Братья Карамазовы, Книга пятая. Pro и contra глава I. Сговор

 

— Алеша, а будете ли вы мне подчиняться? Это тоже надо заранее решить.

— С большою охотой, Lise, и непременно, только не в самом главном. В самом главном, если вы будете со мной несогласны, то я все-таки сделаю, как мне долг велит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если муж верующий, но еще вначале пути, и многое еще трудно в жизни изменить. И при этом, как должна поступать жена, если послушание мужу иногда идет в разрез с верой? Например, чтобы понятнее было: Церковный праздник, муж и жена были на вечерней службе. А на следующий день жена хочет на утреннюю службу идти, а муж в это время хочет поехать в гости или еще куда-то, говоря ей, что ему и вечерней службы достаточно. Как поступить жене? Стоит ли ей слушать мужа, когда она хочет и должна идти на службу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уважаемая Юлия, не стоит скуственно моделировать ситуации, разбираться нужно в каждом конкретном случае отдельно, с учетом всех подробностей и причинно-сследственных связей. Потому лучшее, что можно предложить-это стремление к очищению ума и сердца от власти страстей и преобретение дара духовного рассуждения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  Цитата
только не в самом главном. В самом главном, если вы будете со мной несогласны, то я все-таки сделаю, как мне долг велит.

Благодарю! Все понятно!

 

  Цитата
должен быть готовым понести как все последствия исплнения своей воли, так и все последствия не исполнения чужой.

Да, надо прежде всего выбирать, что будет лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 14:21, Некто сказал:

Уважаемая Юлия, не стоит скуственно моделировать ситуации, Потому лучшее, что можно предложить-это стремление к очищению ума и сердца от власти страстей и преобретение дара духовного рассуждения.

Прошу прощения, если смутила Вас. Некто. У меня действительно нет такого дара духовного рассуждения, как у Вас. По-этому я и спрашиваю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите меня и вы, Юлия. Мой пост написан вовсе не с целью показать себя, как обладателя каких-то добродетелей. Просто у меня очень не удобный способ изложения мыслей. Была попытка ориентировать от следствий к причинам и от второстепенного к главному. Еще раз,простите!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 14:30, Некто сказал:

Просто у меня очень не удобный способ изложения мыслей. Была попытка ориентировать от следствий к причинам и от второстепенного к главному.

Ваши рассуждения мне по душе. Правда, не всегда сразу до меня, грешной, доходят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Некто, скажите пожалуйста, а как стремиться к очищению ума и сердца от власти и страстей. Как понять - очищение от власти?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы задали вопрос, ответ на который не возможно дать в коротком ответе. Не подумайте, что я уклоняюсь, просто на то, чтобы это понять и воплотить уходят годы и десятилетия. Если совсем коротко, то это возвращение себе духовной свободы воли, порабощенной грехом. Это значит, что постулат мира сего о том, что человек свободен когда делает все, что хочет и как ему удобно, должен быть опровергнут пониманием истинной свободы, когда человеком управляют не его похоти, эмоции и чувства, а когда человек управляет всем этим сам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 15:22, Некто сказал:

пониманием истинной свободы, когда человеком управляют не его похоти, эмоции и чувства, а когда человек управляет всем этим сам.

Спасибо :umnik200:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.09.2011 в 12:31, Некто сказал:

Как вы понимаете, каждый из этих вопросов требует отдельного и детального рассмотрения.

 

спассибо, детального рассмотрения мне не нужно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  Цитата
просто на то, чтобы это понять и воплотить уходят годы и десятилетия.

Я думаю над Вашим ответом, Некто. Но все же с чего надо, по Вашему мнению, начинать весь этот долгий путь? :umnik200:Простите, если смущаю Вас вопросом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос по сути к тому, кто знает вас, т.е. духовнику ,наставнику, доброму советнику, которому известны подробности вашей жизни и вашего устроения, т.к. подход в духовнй жизни должен быть индивидуальным. Обобщенно это можно понимать так:"Не живи как хочется, а живи. как Бог велит".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Послушание это добровольное следование советам учителя или просто знающего человека. Если же нет свободы в выборе следовать совету, то это уже не послушание, а приказ, на подобие военной дисциплины. Как в таком случае рассматривать данное явление, как насилие с которым необходимо смирится, или же как насилие которому мы должны противодействовать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ «ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ - ПОСЛУШАНИЕ БОГУ...»

«Действующий из себя, действует для тщеславия, приносит и себя и послушающих в жертву сатане: действующий из Господа, действует во славу Господа, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания новоначальному какого-либо необдуманного наставления, неоснованного на слове Божием и на духовном разумении слова Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от великого бедствия - превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого, привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией. Скромное отношение советника к наставляемому - совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условие непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен. На советнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, как путь совета и последования Священому Писанию сообразен с нашим слабым временем. Заметим, что Отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближняго: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем - явная гордость и самообольщение».

(«О жительстве по совету»)

* * *

«Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и Отцов. Советник благочестивый, но неопытный, скорее может смутить, нежели принести пользу. Не только из среды мирян, - из среды монашествующих крайне трудно найти советника, который бы, так сказать, измерил и взвесил душу, с ним советующуюся, из нея, как и ея достояния, преподал бы ей совет».

«Прибегайте больше к чтению Святых Отцов; пусть они руководствуют Вас, напоминают Вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам Святыми Отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями. "Совет святых - разум" (Притч. 9. 10)».

«Без собственного вопрошения человека, я никак не дерзну преподать ему никакого совета: это воспрещено Святыми Отцами».

(Из «Писем к мирянам»)

* * *

«Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими.

Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого.

Страшное дело - принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело - представлять себя сосудом Святого Духа, между тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не престает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно.

Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностию и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоей, или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попускал тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием».

(«О жительстве в послушании у старца»)

* * *


«Когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов».

* * *

«Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу... Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, его сеть! "Не будите раби человеком" (1 Кор. 7, 23), - завещавает Апостол».

(Из «Писем к мирянам» и «Писем к монашествующим»)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Заметим, что Отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближняго: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем - явная гордость и самообольщение»".

 

Если видишь заблуждение или явный обман и ложь, не следует ли обличить их проявив послушание истине? Это проявление любви к ближнему и Богу. Человек который видит яму в которую может упасть ближний не должен ли предостеречь об этом? Смирение проистекает не от собственного незнания, а от понимания того что всё знание от Бога, и того что любое знание ничтожно перед его величием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А.И. Осипов
Ищущему спасения: советы и предостережения.
В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в их понимании, особенно в понимании основ духовной жизни, открытых вселенским святоотеческим опытом, без знания которых духовная жизнь, в лучшем случае, может оказаться бесплодной, а большей частью приводит христианина, тем более подвизающегося, к прелести, гибели.
Предлагаемая работа касается именно этого важного вопроса. Раскрытие его дается на основе творений святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), кратко и точно изложившего святоотеческое аскетическое учение Церкви, взяв из него все самое ценное и необходимое для нашего времени.

  Показать содержимое


© Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собой Бога"

Хорошие слова! То же самое можно отнести не только к устным наставлениям, но так же и письменным, ведь разница между ними невелика.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Дочь Моя, сладостная Мне, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня"

 

Тяжелый случай. :huh: Хотя трудно судить со своей колокольни, возможно это их путь непохожий на какой либо другой. Для нас, это кажется чем то неправильным, и для нас это действительно так, но так ли это для людей стоящих на позициях католицизма?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Максимов Сергей
      http://blagosloven.ru/media/video/sladkie-poslushaniya-v-vatopede.html
    • Автор: иером. Даниил
      "В упомянутом поучении преподобного аввы Дорофея приведено изречение некоторого святого старца, что “путь смирения – телесные труды в разуме”. Это наставление очень важно для братий, занимающихся различными послушаниями монастырскими, из которых одни бывают тяжелы для тела, а другие сопряжены с подвигом душевным. Что значить трудиться в разуме? Значит – нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога. Что значит “трудиться безрассудно”? – Трудиться с плотским разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других братий, не могущих нести такого труда по немощи или неспособности, даже по лености. В последнем случае труд, как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели. Пример труда в разуме, возведшего делателя на высоту христианского совершенства низведением в глубину смирения, видим в подвиге блаженного Исидора александрийского. Он был одним из сановников Александрии. Призванный милосердием Божиим к монашеской жизни, Исидор вступил в иноческое общежитие, бывшее невдалеке от Александрии, и предал себя в безусловное повиновение игумену обители, мужу, исполненному Святого Духа. Игумен, усмотрев, что от высоты сана образовался в Исидоре нрав надменный и жесткий, вознамерился подействовать против душевного недуга возложением послушания трудного не столько для тела, сколько для больного сердца. Исидор, вступая в общежитие, объявил игумену, что он предает себя ему, как отдается железо в руки ковача. Игумен велел ему встать и постоянно стоять при вратах обители с тем, чтоб он каждому входящему и исходящему поклонялся в ноги, и говорил: “Помолись о мне: я одержим бесом”. Исидор оказал повиновение игумену как бы Ангел Богу. Пробыв семь лет в этом послушании и предузнав свою кончину из Божественного откровения, Исидор скончался радостно. О состоянии души своей во время подвига он исповедал святому Иоанну Лествичнику так: “Вначале я помышлял, что продал себя для искупления грехов моих, и потому с величайшею горестью, принуждением себя, как бы с пролитием крови, я полагал поклоны. По прошествии года, сердце мое престало уже чувствовать печаль, ожидая награды за терпение от Самого Бога. По прошествии еще одного года, я, от сознания сердца, вменил себя недостойным и пребывания в обители, и лицезрения Отцов, и беседы с ними, и встречи с ними, и причащения Святых Тайн, но опустив глаза вниз, а образ мыслей еще ниже, уже искренно умолял о молитве входящих и исходящих” (Лествица. Слово 4, гл. 23, 24). Вот телесный труд и послушание, проходимые в разуме! Вот плод их! Одна смиренная мысль передавала блаженного делателя другой, более глубокой, как бы воспитывая его, доколе он не вступил в обильнейшее, таинственное ощущение смирения. Этим святым ощущением отворено святому Исидору небо, как одушевленному храму Божию. “Смирение делает человека селением Божиим”, – сказал Великий Варсонофий (Ответ 210-й)".
       
      Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, Том.I, "О смирении (разговор между старцем и учеником его)"
×
×
  • Создать...