Jump to content
  • 0
Денис_М

Об идее о Русском мире

Question

Здравствуйте! В последнее время всё чаще звучат идеи о так называемом "Русском мире". Вот ссылки с православных сайтов:

1. http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html

2. https://pravoslavie.ru/145690.html

3. https://bogoslov.ru/article/501891

4. https://radonezh.ru/analytics/chto-zhe-takoe-russky-mir-patriarkha-kirilla-46932.html

5. https://radonezh.ru/2022/06/16/russkaya-civilizaciya-protiv-zolotogo-milliarda

Бегло ознакамливался с "Декларацией об учении о "Русском мире" (.https://publicorthodoxy.org/ru/2022/03/13/10845/) С последней не согласен, она носит явный заказной политизированный и клеветнический характер. Ознакамливался с идеями о Русском мире из выступлений нашего Патриарха, статей духовных лиц нашей Церкви. Возникло множество моих личных самостоятельных вопросов по некоторым положениям этой развиваемой концепции о Русском мире. Может быть я не совсем правильно (или вовсе неправильно или вообще не понимаю этой идеи о Русском мире), поэтому попросил бы всех читающих относиться кмоим вопросам как к вопросам, а не утверждениям.

Вопросы и некоторые мои тезисы и возражения следующие:
1. Говорится о некоем наднациональном характере Русского мира (-далее Русской цивилизации), который слагается не только из ядра (русские, белорусы, украинцы), но и объединяет под собой всех, кто тяготеет и любит русскую культуру и быт, разговаривает на русском языке. Вопрос: как, к примеру человек, являющийся японцем, арабом или французом по национальности (и культуре) может стать чуть ли не русским по причастности к русскому миру?
Безусловно, если человек не русской национальности начнёт приобщаться к русской культуре, это в какой-то степени (в большей или меньшей) окажет на него влияние, может даже приобщит его к русской ментальности, но это будет не более чем закономерный процесс (психологический, впитывание в себя иной культуры) по принципу: мы есть то, что мы читаем, слушаем, смотрим. Но станет ли такой человек русским по национальности (генетически)? Как нация (в том числе русская нация в контексте Русского мира) и её культура может быть наднациональной в глобальном смысле, как это подразумевается развивающейся концепцией о Русской цивилизации? Это абсурдно! Простите за некорректное словосочетание: нация может быть только национальна (в рамках понятия этноса, а не государственной принадлежности). Если в России жили другие нации, то с идеей Русского мира эти другие нации автоматически не станут русским этносом, а нивелировать их прямо или косвенно перед русской цивилизацией не этично. Генетику мыслями о Русском мире не изменишь, человек как был определённой национальности так и останется принадлежащим к определённой национальности до конца своих дней. Ведь в каждой нации есть свой генетический код, который отличает его от других наций.
 Как по мне каждая нация должна существовать в лоне своей нации в равноправном мире с другими нациями (даже в многонациональном государстве). Кроме того, в Священном Писании говорится, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея и тем самым подтверждается, что в мире были, есть и будут другие равнозначимые для Бога нации и нет необходимости в какой-либо унификации других наций под началом какой-бы то ни было нации (русской, арабской, японской, китайской - это уже будет какой-то односторонней экспансией). Перед Богом все нации равны, а Церковь по определению "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" является наднациональной, и эта наднациональность базируется на Её свойстве Вселенскости (Верую во... Соборную Церковь) и следовательно только Она одна в подлинности может объединять в себе нации в мире и согласии во Христе.
Из свойства Соборности Церкви логически выходит, что Церковь не только наднациональна, но и должна быть надцивилизационна. Да и при том зачем так много духовными лицами уделяется внимание разрабатываемой концепции Русской цивилизации? Разве Церковь призвана в первую очередь к формированию земных цивилизаций или в первую очередь ко спасению (обожению) во Христе?
2. Я всю жизнь считаю себя русским, сам из Беларуси. Но идея о русской цивилизации (как чем-то особенном) вызывает у меня греховное чувство гордости и превозношение на другими нациями (ближними, созданными по образу и подобию Божию) и их культурами. Я всегда считал, что перед Богом все нации и культуры (в их положительном смысле и содержании) равны и одинаково призваны каждая к христианскому совершенству.
3. Имею ли я право не соглашаться с идеей Русского мира или это общеобязательный церковный догмат и не придерживаясь его я отсекаюсь от тела Церкви?
Заранее благодарю за ответы!

Share this post


Link to post

3 answers to this question

Recommended Posts

  • 0
1 час назад, Денис_М сказал:

Вопрос: как, к примеру человек, являющийся японцем, арабом или французом по национальности (и культуре) может стать чуть ли не русским по причастности к русскому миру?

Денис, в статье по одной из Ваших ссылок сказано: "границы Русского мира совпадают с границами Русской Православной Церкви. Если формулировать тот же самый тезис с позиций историософии, то можно сказать, что Русский мир Промыслом Божиим создан, для того чтобы в его пределах существовали оптимальные условия для развития Православия, жизнедеятельности Православной Церкви и осуществления ею своей спасительной миссии". Таким образом, японец, араб, француз, присоединившись к Русской Православной Церкви, присоединяется к Русскому миру.

 

1 час назад, Денис_М сказал:

Имею ли я право не соглашаться с идеей Русского мира или это общеобязательный церковный догмат и не придерживаясь его я отсекаюсь от тела Церкви?

можете не соглашаться с Вашей идеей (как Вы её понимаете) Русского мира )). Это не догмат.

 

1 час назад, Денис_М сказал:

зачем так много духовными лицами уделяется внимание разрабатываемой концепции Русской цивилизации?

Вот бы почитать эту концепцию )). То, что я слышал от "духовных лиц" о русском мире, умещается в одну строчку: "Русь, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение". Что Вас в это напрягает?

 

Share this post


Link to post
  • 0

Православие - государствообразующая религия для России. Так уж исторически сложилось. Хоть она разрослась до империи и включает в себя разнообразие культур, смысл ее существования в реализации изначальной заданности. Православие шире нации, конечно. Тут для меня очевидна параллель между народонаселением, которое генерирует народ ( генетическое разнообразие, об'единенное общими языком, историей,  культурой) и всеми народами земли, каждый из которых по благословению Божию будет просвещен словом Божьим и даст свои ветви, которые будут привиты и составят один христианский народ. 

 На земле границы градов земного и небесного размыты. А там, в Божьем мире, все четко.

 Быть русским не значит быть православным , хотя хорошо бы. Но России в целом без православия быть никак нельзя.

В науке нет одного четкого определения ( их много) нации. Народа. Но есть интуиция, что генетические особенности индивидов менее важны для об'единения в народ, чем те самые "скрепы")

Не следует также думать, что сам факт рождения в православной России делает нас чем-то особым на фоне прочих. особым человек становится в процессе самореализации. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
Posted (edited)
В 17.06.2022 в 23:33, Юрий Кур сказал:

можете не соглашаться с Вашей идеей (как Вы её понимаете) Русского мира )). Это не догмат.

Нашёл. Концепция о русской цивилизации - это действительно не догмат. Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

Цитата

"Следует помнить, что Русский мир - это не идеология Российской Федерации и не часть вероучения Русской Православной Церкви, это концепция русской цивилизации, которая описывает очень сложный и еще далеко не завершившийся процесс формирования исторической общности людей, объединяющихся по принципу приверженности общим цивилизационным ценностям с очень сильной - используем здесь термин министерства образования - вариативной составляющей". (https://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/russkij_mir_eto_koncepciya_russkoj_civilizacii)

Так же в этом интервью у Владыки Евфимия раскрывается и вопрос взаимоотношение Русского мира и других наций (место других наций в Русском мире): 

Цитата

"Так что тезис о Русском мире как основе Вселенской Церкви, который десять лет назад выглядел еще как гипотеза, сегодня получил подтверждение в реальной жизни. На фоне нелепых попыток «приватизировать» мировое православие, предпринимаемых Константинополем, концепция Русского мира предстает ещё только более выигрышной, поскольку предлагает, как отдельным гражданам, так и целым народам объединяться на основе общих ценностей, не теряя при этом своей национальной, религиозной и культурной самобытности и не отказываясь даже от определённых - пусть и спорных - идеологических установок, не согласных с официальной позицией Российского государства".

 

Edited by Денис_М

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...